Пояснительная записка школа раннего развития

детский экологический Центр «Эко-Дом»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа раннего развития «Экоша» имеет социально-педагогическую направленность, соответствует стартовому уровню образования. Известно, что дошкольная пора — старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека.

Возможности дополнительного образования в становлении дошкольника очень велики, тем более, что в современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами научного подхода, гуманизации, индивидуализации и дифференциации, системности и последовательности, демократизации и здоровьесбережения.

образовательная программа

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список литературы.

Программа для детей раннего возраста «Малыш»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (998,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

3. Категория детей, возраст:

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

Ознакомьтесь так же:  Авто налог пенсионеров

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.

5. Содержание программы (общая характеристика).

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:
    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:
    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:
    • ритуал прощания;
  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • мука
  • соль
  • посуда одноразовая
  • мячи
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Программа Пояснительная записка Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их

1 Программа Пояснительная записка Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей. Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.) Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребѐнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими особенностями ребенка 6-7летнего возраста, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежѐстких) нормативных требований. Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребѐнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника. Таким образом, данная программа является актуальной. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребѐнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о готовности ребенка к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии их познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждѐн тот вооружѐн», в этом заключается целесообразность программы. Цель программы подготовительного класса «Школа развития»: Создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода всех участников образовательного процесса (родителей, будущих первоклассников, учителей) и построения содержательного образа будущего школьника. Программа основана на следующих принципах: Научность (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей); Направленность (формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой); Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников); Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка, чтобы успех переживался им как радость); Открытость (информирование родителей о достижениях и трудностях детей через индивидуальные консультации учителей и психологов); Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку;

2 Доступность (для детей любого уровня готовности к школе). Новизна программы: программа составлена авторским коллективом учителей начальных классов и психологов гимназии; Программа является комплексной, так как рассчитана и на детей, и на родителей. Программа включает в себя три направления: 1) занятия с детьми, проводимые учителем; 2) занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом; 3) практикум для родителей будущих первоклассников, проводимый психологами. I направление. Занятия учителей с детьми Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи: 1. Формирование общей способности к обучению и навыков учебной деятельности. 2. Повышение уровня коммуникативных навыков. 3. Развитие эмоционально-волевой сферы. 4. Развитие высших психических функций. 5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации. 6. Развитие творческих способностей. Программа рассчитана на 20 занятий, которые проводятся с сентября по январь. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока: 1. Развивающие игры. 2. Развитие речи. 3. Общие способности к обучению. Длительность каждого блока занятий 30 минут, с перерывом между ними 15 минут. Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов: Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. Введение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми в ходе коллективно-распределенной деятельности. Ориентирование процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Введение нового знания через взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Отличительными особенностями проведения занятий являются: преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);

3 создание ситуации успеха для ребѐнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса; формированию позитивного эмоционально-окрашенного поведенческого опыта дошкольника. развѐртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности; частая смена деятельности. II направление. Занятия психологов, логопеда с детьми Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом: 1) развивающая: формирование коммуникативных навыков; 2) диагностическая: определение психологической готовности детей к обучению к школе, выявление пробелов в развитии лексикограмматических средств языка, активного и пассивного словаря. Групповые занятия проводятся с ноября по январь (по одному занятию с каждой группой). Для занятий группа детей делится на две подгруппы. Длительность каждого блока занятий 30 минут, с перерывом между ними 15 минут. Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную. III направление. Практикум для родителей Основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей: 1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка позиции школьника. 2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей. 3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу. 4. Познакомить родителей с элементами диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи. 5. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе. Программа рассчитана на 10 занятий, которые проводятся в сентябре октябре. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 1,5 часа с перерывом в 15 минут. Отличительные особенности проведения занятий: совместное с родителями обсуждение теоретического материала; совместное решение педагогических задач и проблемных ситуаций; разбор упражнений, игр; выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

4 Ожидаемый результат: 1. Для будущих первоклассников: успешное преодоление трудностей адаптационного периода первоклассника; формирование предпосылок для успешной учебной деятельности; формирование учебной мотивации. 2. Для родителей: Повышение компетентности в области детской психологии. Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе. Использование предложенных игр и упражнений для развития детей. По окончании занятий: 1) ребенку выдаѐтся сертификат об окончании «Школы развития»; 2) родители могут получить квалифицированную консультацию педагога и психологов об особенностях развития своего ребѐнка. Содержание программы I направление. Занятия с детьми, проводимые учителем. Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определѐнной логике и направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. Блоки занятий: 1. Развивающие игры. 2. Развитие речи. 3. Общие способности к обучению. 1. Развивающие игры. Развивающие игры способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (нагляднообразного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации). Каждое занятие нацелено на преимущественное развитие одного из психических процессов. В то же время такой акцент не исключает использование игровых приѐмов, способствующих развитию других высших психических функций. 2. Развитие речи. Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка: 1. Овладение звуковым анализом и синтезом слов. 2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания. 3. Правильное произношение всех звуков родного языка. 4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре. 5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

Ознакомьтесь так же:  Можно ли заполнить договор купли-продажи автомобиля от руки

5 6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов). 7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц. 8. Развѐрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок. 9. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно). 10. Составление по картинке или серии картинок, объединѐнных общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. 11. Развитие грамматически правильной речи детей, еѐ точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. 12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей. На занятиях по развитию речи большое внимание отводится развитию мелкой моторики и графических навыков. 3. Развитие общей способности к обучению. На занятиях особое внимание уделяется развитию компонентов, непосредственно не являющихся интеллектуальными. К ним относятся: 1. Положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности. 2. Способы саморегуляции интеллектуальной деятельной на всех еѐ этапах: а) принятие или самостоятельная выработка общей стратегии предстоящей деятельности и способности еѐ выполнения; б) полнота и точность сохранения инструкции до конца работы; в) реализация программы деятельности через конкретную систему действий и операций; сличение полученного результата с ранее принятой программой деятельности, оценкой объѐма и качества достигнутого с позицией запланированного. II направление. Занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом. Занятия носят развивающий и диагностический характер. На занятиях используется комплекс методик и упражнений, направленных на изучение готовности будущих первоклассников к школе Диагностика проводится в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям дошкольников, и позволяет определить следующие критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе: Уровень общего развития (тест Керна — Йерасека); Развитие речи (автоматизированная речь, фонематический слух); Развитие мышления (обобщение, согласование, умозаключение); Развитие памяти (кратковременная, оперативная память); Уровень саморегуляции; Уровень развития графических навыков и зрительно-моторной координации.

6 III направление. Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами. Психолого-педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников помогает обеспечить успешную подготовку и адаптацию детей к школе, способствует повышению их заинтересованность в учебной деятельности. Что такое готовность к школе? Общее понятие о готовности ребѐнка к школе. Мотивационная (личностная) готовность. Волевая готовность. Интеллектуальная готовность. Учимся учиться Общая способность к обучению в структуре психологической готовности. Мышление дошкольника. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое. Формы мышления. Мыслительные операции. Развитие мышления. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников. Теоретическое мышление. Воображение дошкольника. Общее понятие о теоретическом мышлении. Общее понятие о воображении. Особенности воображение дошкольника. Формы проявления воображения дошкольника. Как научить ребѐнка запоминать. Виды памяти. Развитие памяти дошкольника. Что важно знать о внимании ребенка. Внимание, его роль в становлении учебной деятельности. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания дошкольника (игры и упражнения). Готовим ребѐнка к обучению письму Психофизиологические механизмы развития навыка письма. Развитие мелкой моторики — необходимое условие успешного формирования навыка письма. Игры и игровые приемы, развивающие мелкие мышцы руки. Читаем сами Психологические механизмы навыка чтения Этапы развития навыка чтения. Коррекционные упражнения. Изучаем математику Возможные трудности при обучении математики и их предупреждение. Программы начального обучения. Системы обучения в начальной школе. Характеристика образовательного пространства начального обучения в г. Кирово-Чепецке. Календарно тематическое планирование первое занятие — развивающие игры; второе занятие — развитие речи; третье занятие — развитие общей способности к учению. Дата Тема занятий 1 1. Знакомство. Создание атмосферы психологической безопасности, сплочения группы. 2. Времена года, месяцы. 3. Формирование способов саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

7 2 1. Развитие внимания. Тренинг произвольного внимания (концентрация внимания) 2. Осень. Составление алгоритма описания времени года. 3. Развитие символической функции и функции замещения Формирование способов опосредованного запоминания. 2. Овощи. 3.Развитие памяти. Тренинг произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти Счет предметов. Столько же. Перед, за, между. Первый, второй. Больше, меньше. 2. Фрукты. 3. Развитие памяти. Тренинг произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти Развитие логического мышления. 2. Деревья. 3. Формирование структуры учебной деятельности Сравнение предметов по размеру, форме, количеству, расположению в пространстве. 2. Домашние животные. 3. Развитие дивергентного мышления. Тренинг творчества и самостоятельности в мыслительной деятельности Развитие символической функции и функции замещения. 2. Зима. 3. Развитие воображения, креативных способностей, умения фантазировать Сравнение предметов по разным признакам. 2.Дикие животные. 3. Развитие воображения, креативных способностей, умения фантазировать. Формирование структуры учебной деятельности Числа от 10 до 20. Работа с числовым рядом. 2. Новый год. 3. Логическое мышление. Формирование алгоритма рассуждения при решении логических задач Развитие конвергентного мышления (поиск общего в предметах, явлениях и т.д.). 2. Семья. Дом. 3. Формирование структуры учебной деятельности Знаки > I agree.

Программа школы раннего развития

Номер материала: ДВ-478124

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Рабочая программа (1 класс) по теме:
Рабочая программа «Школа раннего развития»

Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии.

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии.

Школа раннего развития в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ.

Школа раннего развития создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Учреждение обеспечивает подготовку дошкольника к школе, обучение и развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по направлениям: познавательно — речевое, социально — личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию, провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни – к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья.

Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • психологическая подготовка дошкольников к обучению в начальной школе;
  • формирование знаний и умений детей;
  • развитие общекультурных умений и навыков у детей
Ознакомьтесь так же:  Как получить патент на программу для эвм

Моделирование образа выпускника нашего образовательного учреждения является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальным запросам родителей, своеобразием самого дошкольного периода.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью.

Физическая готовность — состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность — определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность — развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры и др.) — выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного и дополнительного образования и обеспечения воспитания детей.

Основная общеобразовательная программа Школы раннего развития разработана на основе общеобразовательных программ дошкольного образования:

Психическое развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. В качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает возможность ребенку уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Именно развитие способностей определена как основная образовательная цель программы.

Программа направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей, в процессе детских видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность, литературно – художественная деятельность).

Особенностью программы является то, что данная программа ориентирована на обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, не на ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а на расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности – на развитие способностей. Способности позволяют ребенку обобщать его опыт, анализировать ситуацию, самостоятельно находить решения различных задач.

Программа разработана для возрастных групп: старшей и подготовительной.

Проблема преемственности в обучении и воспитании рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Б. Эльконина и др. В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и т.д. Очень важна преемственность, прежде всего на начальных ступенях образования, т.к. именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей».

В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Там же определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что предполагает решение следующих приоритетных задач:

На ступени дошкольного обучения :

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На начальной ступени :

  • осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
  • желание и умение учиться, готовность образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования);
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

  • физическому;
  • социально-личностному;
  • познавательно-речевому;
  • художественно-эстетическому.

Основное содержание программы:

«Развитие речи, письмо».

Цель: Создание условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
  • создание обогащенной предметно- пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;
  • обеспечение воспитания и развития детей раннего возраста;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом (речевом) развитии дошкольников;
  • обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям учреждения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Методологическая основа программы

Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.

Основные особенности программы:

Программа позволяет системно и целостно использовать общие законы организации и развития любой деятельности; определяет условия для саморазвития ребенка; обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой в решении целей и задач современного образования с позицией дальнейшего саморазвития и успешной самореализации детей.

Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип гуманизма – признания самоценности личности.
  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
  • Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
  • Принцип вариативности и инвариантности.
  • Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.

В программе отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития:

образование ребенка для его будущего через его деятельность;

  • формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;
  • формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
  • развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
  • активное использование в работе с детьми их собственного опыта;
  • интегрированное содержание работы с детьми;
  • партнерские взаимодействия детей и взрослых;
  • соблюдение прав ребенка;
  • доступность качественного образования;
  • активное вовлечение ребенка в социум.

Данные положения нацелены на формирование «созидателя своей судьбы», гражданина своей страны, а также и на гражданина Мира.