Договор хранения в камерах хранения

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций

Данное соглашение регламентирует отношения поклажедателя, передающего в автоматическую камеру хранения принадлежащие ему вещи, и хранителя, принимающего имущество поклажедателя на хранение на возмездной основе.

  • Поклажедателями могут являться абсолютно любые граждане, хранителями – специализированные транспортные организации.
  • Одной из обязанностей хранителя является предоставление актуальной информации о режиме и правилах работы камер хранения, в том числе, автоматических. Сведения об этом вывешиваются в общедоступных местах.

Предметом договора является хранение вещей, часто чемоданов, рюкзаков и другого багажа. Гражданам запрещается сдавать на хранение птиц и животных, взрывчатые, отравляющие, сильно пахнущие вещества, а также загрязненные предметы и оружие. На размещение в камерах денег, ювелирных украшений и документов действуют некоторые ограничения – перечисленные предметы могут сдаваться хранителю только при наличии специальных ячеек, предназначенных для таких вещей.

Права и обязанности сторон, особенности оформления договора хранения

Сдавая вещи в камеру, поклажедатель производит их оценку и называет ее представителю хранителя. В свою очередь, тот сверяет содержимое с перечнем и реальной стоимостью вещей. Этот момент имеет принципиальную важность в связи с тем, что при возможной утрате или порче ущерб будет возмещен поклажедателю с учетом суммы оценки переданных на хранение вещей.

  • Приняв вещи, хранитель выдает поклажедателю документ – квитанцию. В случае использования автоматической камеры подтверждающий документ не оформляется. Чтобы воспользоваться автоматической камерой, чаще всего гражданину требуется купить жетон в билетных кассах или специальных терминалах. Правила пользования автоматическими камерами вывешиваются в непосредственной близости от них. Камера закрывается при помощи шифра, который поклажедатель должен запомнить. В противном случае ему нужно будет платить штраф за аварийное вскрытие ячейки.
  • Если поклажедатель забудет код, а также потеряет жетон или квитанцию, хранитель вправе потребовать доказательства, что гражданин предпринимает попытки получить именно свои вещи. К примеру, поклажедателя могут попросить дать подробное описание или указать на какие-либо отличительные признаки и т.д.

Вещи принимаются строго на определенное время, чаще всего непродолжительное. Однако, если за багажом не вернулись, хранитель обязан продержать вещи в камере еще 30 дней. По истечении данного срока поклажедателю направляется письменное уведомление о нарушении им сроков хранения. В случае отсутствия реакции со стороны гражданина хранитель имеет право реализовать оставшийся у него товар по цене, установленной на его усмотрение.

При повреждении или утере вещей, сданных в камеру хранения, хранитель обязан в течение суток возместить ущерб поклажедателю. Сумма ущерба определяется на основании оценочной стоимости.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации

Понятие. Правовой режим. Стороны. Объект. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение. Срок хранения. Возмещение убытков поклажедателя. Разновидности договора.

1. Понятие договора хранения в камере хранения транспортной организации. До принятия действующего ГК РФ, посвятившего хранению в камерах хранения транспортных организаций специальную ст. 923, указанный вид хранения был урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах, преимущественно в актах транспортных министерств.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации — это договор хранения, по которому транспортная организация (хранитель) обязуется возмездно с использованием камеры хранения (в том числе автоматической) хранить вещь (ручную кладь), переданную ей гражданином (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации является подтипом договора хранения, выделение которого обусловлено местом хранения (в данном случае — в камере хранения) и ее принадлежностью определенному виду организации (в данном случае — транспортной организации). За пределами предмета регулирования ст. 923 ГК РФ осталось хранение вещей граждан в камерах хранения организаций других видов, в частности торговых. К хранению в камерах хранения иных (не транспортных) организаций правила ст. 923 могут быть применены по аналогии с соблюдением требований ст. 6 ГК РФ.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации в силу прямого указания ст. 923 ГК РФ признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Он является также реальным и возмездным договором.

2. Правовой режим договора хранения в камере хранения транспортной организации (помимо положений, общих для всех договоров хранения) определяют специальные правила о хранении в камере хранения транспортной организации, содержащиеся, в частности, в следующих нормативных правовых актах.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 923)

Приказ Федеральной службы по тарифам от 1.12.2005 N 614-т/2 «Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа»

Особенности правового режима разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации определяют специальные правила о договорах данной разновидности (эти правила приводятся далее при рассмотрении соответствующих договоров).

3. Стороны договора хранения в камере хранения транспортной организации. Стороны данного договора:

— транспортная организация (хранитель);

Хранителем выступает транспортная организация, в ведении которой находится камера хранения (например, аэропорт, морской порт). Хранителем условно может называться и сама камера хранения. Транспортная организация (камера хранения) относится к профессиональным хранителям (ст. 886 ГК РФ).

Поклажедателем по рассматриваемому договору хранения может быть пассажир, другой гражданин независимо от наличия у него проездных документов.

4. Объект договора хранения в камере хранения транспортной организации — вещи пассажиров, иных граждан, традиционно именуемые ручной кладью. Правилами хранения ручной клади в камерах хранения, принятыми для отдельных видов транспорта, установлены требования к ручной клади, сдаваемой в камеры хранения. Так, на железнодорожном транспорте каждая вещь (предмет), сдаваемая на хранение в качестве ручной клади, независимо от того, скреплена она с другой вещью (предметом) или нет, считается как одно место. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг. Ручная кладь должна иметь приспособление, позволяющее ее переносить. Запрещается сдавать на хранение в качестве ручной клади животных и птиц, огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и зловонные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров. Финансовые документы, деньги и другие ценности принимаются на хранение в качестве ручной клади только при наличии на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале специализированной камеры хранения.

5. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение в камеру хранения. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи (п. 2 ст. 923 ГК РФ).

6. Срок хранения в камере хранения транспортной организации имеет особенности правовой регламентации, обусловленные связью этого вида хранения с пассажирскими перевозками. Согласно п. 3 ст. 923 ГК РФ срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с транспортными уставами и кодексами, иными законами, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Например, нормативный срок хранения вещей в камерах хранения на железнодорожном транспорте составляет одни календарные сутки, в морском порту — пять дней, на внутреннем водном транспорте — тридцать дней. Вещи, не востребованные в установленные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 899 ГК РФ.

7. Возмещение убытков поклажедателя. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования о их возмещении (п. 4 ст. 923 ГК РФ). Если при сдаче вещей на хранение их оценка не была произведена, убытки подлежат возмещению в общем порядке с точки зрения размера и сроков.

8. Разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации. В рамках договора хранения в камере хранения транспортной организации законодательством в зависимости от вида транспорта выделены следующие разновидности рассматриваемого подтипа договора хранения с установлением для них особенностей правового режима:

— договор хранения в железнодорожной камере хранения;

— договор хранения в камере хранения на внутреннем водном транспорте;

— договор хранения в камере хранения морского порта;

— договор хранения в камере хранения аэропорта и аэровокзала.

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.03.2005 N 111 (п. 40)

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (п. 67, 134-141, 155)

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6.02.2003 N 72 (п. 26-33)

Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 N 676 (п. 18-26)

Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утв. Министерством гражданской авиации СССР от 27.11.1985 (гл. 7 «Камера хранения»)

В зависимости от вида камеры хранения договоры хранения в камерах хранения транспортных организаций подразделяются на:

— договоры хранения в камерах хранения, обслуживаемых кладовщиками;

— договоры хранения в автоматических камерах хранения (камерах хранения самообслуживания).

Указанные договоры хранения в камерах хранения обладают особенностями правового режима, установленными отдельно для каждой разновидности договора хранения, выделенной по виду транспорта. Так, если за пропажу вещей из камер хранения, обслуживаемых кладовщиками, транспортная организация отвечает как профессиональный хранитель в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК РФ (т.е. без вины), то за пропажу вещей из автоматических камер хранения в морских портах и на внутреннем водном транспорте хранитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

Говоря о договорах хранения в автоматических камерах хранения транспортных организаций, нельзя не коснуться давней дискуссии о природе договора, заключаемого между гражданином, поместившим вещи в автоматическую камеру хранения, и владельцем последней. Задолго до принятия действующего ГК РФ по этой проблеме сформировались две позиции. Согласно первой указанный договор квалифицируется как договор хранения, согласно второй — как договор аренды, поскольку при помещении гражданином вещей в автоматическую камеру хранения ее владелец не принимает от гражданина эти вещи на хранение, а лишь предоставляет в пользование ячейку автоматической камеры хранения. Позднее, уже после принятия части второй ГК РФ, предусмотревшей регламентацию хранения в камерах хранения, появилась третья позиция, согласно которой рассматриваемый договор является смешанным договором, включающим элементы договоров аренды и охраны.

Коль скоро разделяемая здесь позиция (первая) является не единственной, а число ее противников значительно, она нуждается в специальном обосновании. В его основу может быть положен подход, использованный при определении правовой природы договора хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (см. п. 7 § 2 настоящей главы), так как корень проблемы правовой природы договоров, опосредующих хранение в автоматической камере хранения и в банковском сейфе, равно как и ключ к ее решению, принципиально один и тот же. С учетом этого обстоятельства в пользу квалификации договора, связанного с хранением вещей в автоматической камере хранения, в качестве договора хранения могут быть приведены следующие аргументы (в дополнение к ранее высказанным применительно к договору хранения в банковском сейфе).

Во-первых, сам законодатель (пусть и косвенно) исходит из того, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения заключается договор хранения. Это следует из содержащегося в п. 2 ст. 923 ГК РФ положения, согласно которому в подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. Если бы, по мнению законодателя, анализируемый договор не был договором хранения, в упоминании об автоматических камерах хранения не было бы нужды. Кроме того, ответственность владельца автоматической камеры хранения регламентирована по типу договора хранения, поскольку ответственность установлена «за пропажу вещей из автоматической камеры хранения» (см., например, п. 26 упомянутых ранее Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту), а не договора аренды, применительно к которому ответственность установлена «за недостатки сданного в аренду имущества» (ст. 612 ГК РФ).

Ознакомьтесь так же:  Типовой договор консультанта

Во-вторых, непосредственной целью договора между гражданином и владельцем камеры хранения (как автоматической, так и обслуживаемой кладовщиком) является обеспечение сохранности вещей граждан, т.е. цель, присущая договору хранения. Имеющиеся различия в порядке заключения договоров с использованием автоматической камеры хранения и камеры хранения, обслуживаемой кладовщиком, не существенны и не влекут за собой различий в их цели и правовой природе как договоров хранения. При заключении договора хранения в камере хранения, обслуживаемой кладовщиком, принятие вещи на хранение носит явный характер, так как осуществляется действиями кладовщика. При заключении договора хранения в автоматической камере хранения гражданин помещает в нее вещи сам, без участия кладовщика. Но и в этом случае принятие вещи на хранение имеет место, хотя и не так заметно для восприятия. Устанавливая автоматическую камеру хранения, ее владелец тем самым выражает согласие на принятие вещей на хранение от каждого желающего. Фактическое помещение вещей в автоматическую камеру хранения и ее закрытие гражданином означают также и принятие вещей на хранение владельцем камеры. Если допустить, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения нет принятия их на хранение ввиду отсутствия положительных действий по принятию вещей со стороны владельца камеры, подобным действиям кладовщика (как считают сторонники квалификации анализируемого договора как договора аренды или смешанного договора с элементом аренды), то при таком подходе придется признать также и отсутствие передачи автоматической камеры хранения в аренду гражданину, так как со стороны владельца камеры никто не совершает специальных действий по передаче камеры в аренду. Более того, автоматическая камера хранения остается во владении и в сфере контроля транспортной организации, что свойственно договору хранения, а не аренды.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

4. Хранение в камерах хранения транспортных организаций

(ст. 923 ГК). Хранение выделено по субъектному признаку: в каче-стве хранителя выступает транспортная организация, в ведении ко-торой находится камера хранения. Из текста ГК следует, что речь идет только о транспортных организациях общего пользования.

В подтверждение принятия вещи на хранение поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон, которые служат достаточ-ным и необходимым доказательством сдачи вещей. Это выражается в том, что работник камеры хранения не вправе требовать от покла-жедателя иных доказательств принадлежности ему истребуемых вещей. При отсутствии квитанции или жетона сданная на хранение вещь выдается поклажедателю только после предоставления доказа-тельств ее принадлежности. Срок хранения определяется соглаше-нием сторон. Если договором срок не предусмотрен, хранитель обя-зан хранить вещь в течение срока, установленного соответствующим транспортным законодательством. Вещи, не востребованные в указан-ные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней, а затем после обязательного письменного предупреждения вправе про-дать их в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 899 ГК (если стоимость вещи превышает 100 МРОТ — с аукциона, в остальных случаях — хранителем самостоятельно).

Ответственность хранителя за утрату, недостачу или повреждение вещей имеет особенности. Убытки ограничиваются суммой оценки, сделанной поклажедателем при сдаче вещей на хранение. Если у хра-нителя возникли сомнения относительно заявленной оценки, он впра-ве потребовать ознакомить его с содержимым предмета хранения. При отказе поклажедателя выполнить такое требование камера хра-нения может отказаться от принятия вещи. Если вещь принята

без предварительной оценки, убытки, доказанные поклажедателем, должны быть возмещены в полном объеме.

Статья 923 ГК не применяется к хранению в автоматических ка-мерах хранения. Такие отношения ближе к арендному обязательст-ву, поскольку транспортная организация не принимает вещи на хра-нение, а лишь предоставляет в пользование ячейку автоматической камеры хранения, и, следовательно, несет ответственность за несо-хранность вещей только в тех случаях, когда это вызвано неисправ-ностью камеры хранения.

ХРАНЕНИЕ В КАМЕРАХ ХРАНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Юридический словарь современного гражданского права . 2014 .

Смотреть что такое «ХРАНЕНИЕ В КАМЕРАХ ХРАНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в других словарях:

Хранение в камерах хранения транспортных организаций — (англ. storing in baggage rooms of transport organizations) в гражданском праве РФ один из специальных видов хранения. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на … Энциклопедия права

Хранение в камерах хранения транспортных организаций — (англ. storing in baggage rooms of transport organizations) в гражданском праве РФ один из специальных видов хранения. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров … Большой юридический словарь

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ В КАМЕРАХ ХРАНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — см. Хранение в камерах хранения транспортных организаций … Юридический словарь современного гражданского права

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ В КАМЕРАХ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — публичный договор, по которому находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения принимают на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. В подтверждение принятия… … Большой экономический словарь

Хранение — см. Договор складского хранения; Договор храпения; Ответственное хранение; Хранение в гардеробах организаций; Хранение в гостинице; … Энциклопедия права

хранение — в гражданском праве обязательство, которое возникает из договора хранения либо в силу закона. Обязательством по X. в силу закона является ответственное X. Оно возникает при отказе покупателя (получателя) от переданного поставщиком товара (напр.,… … Большой юридический словарь

договор хранения — договор, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ст. 886 ГК РФ в Д.х., по которому хранителем является коммерческая организация… … Большой юридический словарь

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ — по гражданскому законодательству РФ (см. гл. 47 ГК РФ) договор, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В Д.х., в котором хранителем… … Энциклопедический словарь экономики и права

Договор хранения — (англ. contract of bailment) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей др. стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК РФ*). В Д.х., в… … Энциклопедия права

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ — договор, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ст. 886 ГК РФ в Д.х., по которому хранителем является коммерческая организация… … Юридический словарь

Хранение в камерах хранения транспортных организаций

Хранение в камерах хранения транспортных организаций. Этот договор логически восполняет договоры транспортного обслуживания, позволяя пассажирам сохранять свои вещи, которые в дальнейшем будут подлежать перевозке. Законодательство не содержит требований к указанному целевому применению договора, он может применяться и в иных целях. Гражданский кодекс (п. 1 статьи 787), наоборот, обязывает находящиеся в ведении транспортных организаций камеры хранения принимать на хранение вещи пассажиров и иных граждан, независимо от заключения ими договоров перевозки (наличия проездных документов).

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций также является публичным, как и ранее рассмотренные отдельные договоры хранения.

Его отличает специфическое правовое регулирование. Высшее место в иерархии актов, регламентирующих хранение в камерах хранения транспортных организаций, конечно, занимают нормы Гражданского кодекса, а среди них нормы статьи 787. Отношение к данному хранению будут иметь транспортные уставы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие транспортные отношения, а также специальные правила хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций.

Как отмечалось ранее, его будет отличать срочность (срок является существенным условием данного договора присоединения). Сказанное, однако, не означает того, что срок хранения может быть определен соглашением сторон.

Могут быть установлены специальные ограничения по количеству (весу) вещей, которые могут быть сданы на хранение. Нельзя сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие легковоспламеняющиеся взрывчатые или другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или загрязнить вещи других пассажиров и помещение самой камеры хранения. При отсутствии специализированной (имеющей лицензию) камеры хранения нельзя будет сдавать на хранение деньги, ценные бумаги, другие ценности, а также документы. В подтверждение приема вещей на хранение в камеры хранения (кроме автоматических) поклажедателю должны быть выданы квитанция или номерной жетон. Если поклажедатель утратит квитанцию или номерной жетон вещи будут выданы ему при предъявлении доказательств принадлежности ему этих вещей.

Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций предусматривает привилегию для поклажедателя по сравнению с другими договорами хранения. Сумма убытков, понесенных им вследствие утраты, недостачи или повреждения вещи, сданной в камеру хранения, должна выплачиваться ему в суточный срок, при условии, что при сдаче вещи на хранение была произведена ее оценка или стороны пришли к соглашению относительно суммы подлежащих возмещению убытков. Введение данного правила связано с тем, что преимущественно поклажедателями все-таки являются пассажиры и они не должны испытывать серьезных трудностей в пути. В противном случае появятся основания для более значительных требований, которые могут включать и сумму компенсации неимущественного вреда.

Так же, как и на ломбарды, на камеры хранения транспортных организаций возлагается хранить невостребованные вещи в течение трех месяцев. «Безусловно, в случаях, когда хранителю известно место нахождения или место жительства поклажедателя, он обязан в соответствии с общими правилами о хранении предупредить поклажедателя о возможности отчуждения вещи, сданной на хранение.

После отчуждения вещи распределение вырученных сумм будет производиться по общим правилам.

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций

Понятие и правовая характеристика договора хранения в камерах хранения транспортных организаций

По договору хранения в камерах хранения транспортных организаций, одна сторона — гражданин (физическое лицо) — поклажедатель сдает в камеру хранения (помещает в автоматическую камеру хранения) принадлежащие ему вещи, а вторая сторона – транспортная организация, предоставившая камеры хранения, обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятых вещей. Данный договор является публичным.

Договору хранения в камерах транспортных организаций посвящена ст. 923 ГК РФ, а также применимы к нему и общие положения о хранении — параграф 1 гл. 47 ГК РФ. Помимо этого еще и регулируются транспортными уставами, кодексами РФ и другими правилами.

Камеры хранения общего пользования, находящиеся в ведении транспортных организаций, обязаны принимать вещи от пассажиров и других граждан, независимо от наличия у них проездных документов.

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций относится к договорам присоединения. Хранитель должен довести до сведения каждого поклажедателя правила пользования, режим работы, стоимость услуг камер (в том числе автоматических камер). Для этого рядом с камерами хранения вывешиваются правила пользования.

Необходимо различать услуги по хранению вещей собственно в камерах хранения и предоставление гражданам для использования автоматических камер. В последнем случае имеет место смешанный договор с элементами аренды (автоматическая камера хранения предоставляется в пользование без контроля со стороны транспортной организации за содержимым) и услуг по охране (транспортная организация обязана обеспечить невозможность взлома автоматической камеры хранения). Договор хранения в обычной камере подчиняется общему режиму хранения.

Сторонами договора выступают хранитель и поклажедатель. Хранителем являются только транспортные организации общего пользования. Поклажедателем могут выступать лишь граждане и не имеет значения, есть ли у гражданина проездные документы или нет (например, билет на самолет, поезд и т.д.).

Предметом хранения выступают вещи, зачастую это так называемое «место» хранения в виде чемодана, сумки, рюкзака, ящика и т.п. Вещи должны быть упакованы или нет (пальто и др.). Запрещается сдавать в камеры хранения оружие без чехлов, взрывчатые, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и неприятно пахнущие вещества, а также животных, птиц и другую живность. Деньги, документы, драгоценности – принимаются в камеры хранения только в том случае, если имеются специализированные камеры для них.

Ознакомьтесь так же:  Виза карточка оформить

При сдаче вещей на хранение поклажедателю необходимо заявить сумму оценки вещей, а хранителю, в свою очередь, важно проверить соответствие размера суммы оценки вещей с их реальной стоимостью. Последнее правило имеет существенное значение, поскольку убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, которые подлежат возмещению со стороны хранителя, будут рассчитываться на базе суммы оценки вещей, объявленной поклажедателем.

Форма документа

Форма договора хранения в камерах хранения транспортных организаций — письменная, поскольку хранитель выдает поклажедателю номерной жетон (номер) либо квитанцию (п. 2 ст. 887, п. 2 ст. 923 ГК РФ). Однако, если вещи сдаются в автоматическую камеру хранения, то ни жетон, ни квитанция не выдаются, но письменная форма договора все равно считается соблюденной, т.к. это прямо вытекает из ст. 434, 438 ГК.

Для пользования автоматической камерой хранения поклажедателем либо приобретается жетон установленного образца в кассах автовокзала (или в специальных автоматах, установленных в залах возле автоматических камер хранения), либо не приобретается, в случаях работы камер хранения с помощью монет, после чего ячейка камеры закрывается по правилам, вывешенным около автоматических камер хранения. Как правило, ячейки автоматических камер хранения закрываются с помощью шифра, набранного сами поклажедателем. Поклажедатель должен обязательно запомнить номер ячейки и шифр, поскольку в случае, забытия им кода и номера ячейки, принудительное вскрытие ячейки будет осуществлено за дополнительную плату, на основании письменного заявления поклажедателя с приложением описи и доказательств принадлежности ему вещей.

В случае утраты квитанции или жетона поклажедатель вправе представлять любые доказательства того, что именно он сдал на хранение вещи (например, свидетельские показания, описание вещей, сданных на хранение, указание на их характерные особенности).

Сроки хранения документа

Сроки хранения по договору определяются транспортными кодексами и уставами (УЖД, КВВТ, УАТ, ВК, КТМ), иными правовыми актами: постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» от 06.02.2003 г. № 72; приказ МПС РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» от 26.07.2002 г. № 30 и др. Однако стороны в договоре могут предусмотреть более длительный срок хранения.

Вещи, не востребованные в установленные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 (тридцати) дней. Что же касается автоматических камер хранения, то в случае истечения срока хранения в данных камерах, вещи поклажедателя изымаются из ячеек и передаются на хранение в общие камеры хранения, где также по общему правилу хранятся еще 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном для реализации невостребованных поклажедателем вещей ( п. 2 ст. 899 ГК РФ ). Этот порядок предусматривает письменное уведомление поклажедателя о нарушении им сроков хранения и предстоящей продажи вещи. При игнорировании предупреждения хранитель имеет право самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения.

Хранитель обязан в течение 24 часов возместить убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, сданных в камеру хранения. Началом отсчета срока является момент предъявления требования об их возмещении. Убытки возмещаются в пределах суммы оценки вещей поклажедателем.

Документы договора хранения в камерах хранения транспортных организаций

Приложения:

б) Номерной жетон.

Данные приложения используются исключительно при заключении договора хранения в простых камерах хранения.

Сопутствующие документы:

а) Акт о недостаче вещей, сданных на хранение в камеры хранения транспортных организаций;

б) Акт о повреждении вещей, сданных на хранение в камеры хранения транспортных организаций.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций.

Статья 923 ГК различает два способа хранения: путем переда­чи вещей пассажиров и других граждан в камеру хранения и по­мещения вещей в автоматические камеры.

В основе отношений, складывающихся и в первом, и во вто­ром случаях, лежат разные договорные модели, хотя это и не служит препятствием к существованию у того и другого догово­ров ряда общих черт.

Прежде всего, следует указать на предмет договоров: им слу­жит обычно ручная кладь. В обоих договорах совпадает и субъ­ектный состав: одна из сторон — транспортная организация, в ве­дении которой находится камера хранения, а ее контрагент — гражданин. ГК особо подчеркивает, что речь идет о транспортной организации общего пользования. Это и объясняет, почему ука­занные договоры относятся к числу публичных (п. 1 ст. 923 ГК).

Указанные договоры являются самостоятельными по отношению к договору перевозки пассажиров и багажа. Соответственно транспортная организация не вправе требовать при приеме вещей предъявления проездного документа. Общая норма, действующая в этих случа­ях, закрепляет все же преимущества особой категории пассажи­ров: как уже отмечалось, транзитным пассажирам предоставляет­ся соответствующая услуга в первую очередь. Естественно, что лицо, претендую­щее на соответствующую льготу, должно по требованию транс­портной организации предъявлять проездной документ.

Принятие вещи на хранение подтверждается выдачей поклажедателю работником транспортной организации квитанции или номерного жетона. Тот и другой обладают одинаковой правовой силой: они служат достаточным и вместе с тем необходимым до­казательством сдачи вещей; соответственно у хранителя возника­ет обязанность возвратить вещи тому, кто предъявит квитанцию (номерной жетон). Достаточность указанных способов подтвер­ждения сдачи вещей выражается в том, что работник транспорт­ной организации не вправе потребовать от поклажедателя каких-либо дополнительных доказательств, принадлежности ему вещи. Признание квитанции и номерного жетона необходимыми дока­зательствами влечет за собой то, что при отсутствии у лица кви­танции (номерного жетона) вещь может быть ему выдана лишь после предварительного представления доказательств, принад­лежности вещи тому, кто за ней обратился.

Срок хранения определяется транспортными уставами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В частности, на железнодорожном транспорте такие сроки установлены правилами перевозки багажа и грузобагажа. Предусмотренные в правилах сроки являются обязательным минимумом и могут быть увеличены по соглашению сторон. Если в определенный таким образом срок вещь не будет получена поклажедателем, транспортная организация обязана хранить ее у себя еще 30 дней. И только после этого вещь может быть продана. В рассматриваемом случае дейст­вует одно из общих положений о хранении, предусмотренное ст. 899 ГК. Оно сводится к тому, что продажа возможна после письменного предупреждения поклажедателя (если, разумеется, его адрес был указан в транспортной квитанции). При цене вещи свы­ше 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда продажа должна осуществляться непременно с аукциона с соблюдением установленного ст. 447-449 ГК порядка.

Убытки, которые понес поклажедатель вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных им в камеру хранения, подлежат возмещению хранителем. В интересах поклажедателя установлено, что расчеты в указанных случаях должны быть завершены в течение 24 часов с момента заявления требования о возмещении убытков. В противном случае транспортная органи­зация оказывается в положении должника, впавшего в просрочку, с последствиями, предусмотренными в ст. 405 ГК. Однако при применении указанной статьи следует иметь в виду, что в интере­сах самого хранителя Кодекс предусмотрел необходимость возмещения убытков в рамках произведенной поклажедателем оцен­ки в момент сдачи вещи на хранение. Эта последняя норма позво­ляет сделать вывод, что если вещь была принята без такой пред­варительной оценки, убытки должны быть возмещены в полном объеме и без каких-либо ограничений.

Обычно предметом хранения служат вещи, помещенные в закрытом чемодане, сумке, портфеле, ящике и т.п. В подобных слу­чаях возникает необходимость установить, должен ли товарный склад нести ответственность за их содержимое.

Судебная практи­ка длительное время давала на этот вопрос отрицательный ответ. Например, в одном из разрешенных еще в 1945 г. дел Верховный Суд СССР занял такую позицию: «Хранитель не отвечает за со­хранность содержимого чемодана, если при передаче на хранение не был поставлен в известность (не знал и не должен был знать), что находится в чемодане». Таким образом, ответственность за все помещенное в «узел» могла наступить только при наличии специальных указаний на этот счет в законе. В настоящее время никаких исключений из общих правил об ответственно­сти применительно к хранению вещей со скрытым содержимым не установлено. Разумеется, это не освобождает поклажедателя от необходимости представить в случае спора доказательства того, что указанные им вещи действительно находились в «узле». В то же время за хранителем сохраняется право оспорить соответст­вующие факты. Для решения поставленного вопроса большое значение имеет правило, по которому, как уже отмечалось, вещи должны приниматься на хранение транспортной организацией с предварительной оценкой, производимой поклажедателем. А по­тому, если у хранителя возникли сомнения по поводу заявленной оценки, он не лишен права потребовать от поклажедателя озна­комить его с содержимым: при отказе поклажедателя исполнить такое требование транспортная организация вправе отказаться от принятия вещи на хранение.

При возникновении отношений по поводу хранения в автоматической камере роль оферты играет выставление в зале такой камеры, готовой к приему вещей. Эта оферта носит публичный характер, поскольку выражает готовность заключить договор (п. 2 ст. 437 ГК) на условиях, доведенных до всеобщего сведения с любым, кто отзовется. Конклюдентное действие поклажедателя — помещение вещей в камеру — имеет двоякое значение: акцеп­та и необходимой для реального договора передачи вещи.

Природа отношений, возникающих при хранении в автоматической камере, вызывала значительные споры в литературе. Были выдвинуты три разных точки зрения: соответствующий договор должен рассматриваться либо как договор аренды, либо как договор хране­ния, либо как договор охраны. Первая из них выражена, в частности, довольно четко в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 1989 г. «О практике рассмотрения судами РСФСР дел по спорам, связанным с обслуживанием населения». В этом постановлении ли обратившиеся за соответствующими услугами, были признаны арендаторами ячейки.

По­следовательно придерживаясь такой конструкции, суды отказывались удовлетворять требования о возмещении ущерба за похищен­ные из автоматических камер вещи, если только оказывалось, что замыкающие устройства были исправными.

Так, С.И. Пегов предлагает исходить из того, что «при помещении ручной клади в КХС (камеру хранения самообслуживания.) железная дорога, владеющая КХС, не принимает от гражданина ручную кладь на хранение, а лишь предоставляет место (ячейку КХС) для краткосрочного хранения ручной клади».

Вместе с тем, сведение рассматриваемого договора к одной лишь аренде с транспортной организацией — арендодателем приводит к тому, что таким образом отпадают основания для вывода С.И. Пегова, что «железная дорога при этом несет ответствен­ность за сохранность ручной клади, помещенной гражданином в КХС, по принципу вины (например, неисправности ячейки КХС, ее запирающихся устройств), при других обстоятельствах, свиде­тельствующих о вине железной дороги». Арендодатель может принять на себя такую обязанность, но для этого необходимо аренду дополнить элементами охраны с тем, чтобы соответствующий договор стал смешанным (охрана плюс аренда). Именно такое положение, как представляется, и складывается по поводу сдачи вещей в автоматическую камеру. По этой причине, если возникает пожар в помещении вокзала или его заливает водой, или ломаются запоры в автоматической каме­ре, то в этих и в других подобных случаях речь может идти о на­рушении обязательств, составляющих элемент аренды. Однако, если грабитель получил доступ в камеру хранения по той причине, что она охранялась ненадлежащим образом (заснул охранник), имеет место нарушение обязательства той же транспортной организации, но вытекающего теперь уже из договора охраны.

В результате следует прийти к выводу, что договор между транспортной организацией и поклажедателем, воспользовавшимся автоматической камерой, не только не является договоров хранения как таковым, но и не содержит элементов этого догово­ра: его подлинная природа сводится к «смешению» элементов лишь «аренды» и «охраны».

Хранение в гардеробах организаций.

Гардеробом, следует считать всякое место в пределах помещений организации или транспортного средства (самолет, рейсовый автобус и т.п.), специально отведенное для хранения верхней одежды, головных уборов и иных подобный вещей. Таким образом, наличие особой надписи «гардероб» или присутствие гардеробщика не являются обязательными условиями для того, чтобы место, отведенное для хранения вышеуказанных вещей, считать гардеробом.

Для ответа на поставленный вопрос о природе рассматривае­мых отношений применительно к действующему ГК следует учесть, что хотя ст. 924 ГК именуется «Хранение в гардеробах организаций», ее содержание выходит за рамки названия. Речь идет о том, что в силу п. 2 ст. 924 ГК включенные в нее правила, имеющие в виду хранение в гардеробе организаций, распростра­няются и на хранение «верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражда­нами в местах, отведенных для этих целей в организациях и сред­ствах транспорта». Таким образом, действующий Кодекс признал ответственность именно договорной (не деликтной) не только при сдаче вещей в гардероб, но и при оставлении вещей на специаль­но отведенном месте. Следовательно, договор хранения возникает только при сдаче вещей в гардероб. Однако это не исключает возможности признания сторон в рассматри­ваемых случаях состоящими, все же в отношениях по договору, но не хранения, как при сдаче в гардероб, а опять-таки охраны.

Ознакомьтесь так же:  Судебные приставы кировского района г омска

Хранитель (каковым является организация или владелец транспортного средства, в помещениях которых расположен гардероб) обязан принять все необходимые меры для обеспечения сохранности вещей в соответствии с общими правилами хранения.

Хранение в гардеробе предполагается безвозмездным, если иное не обусловлено при сдаче вещи на хранение.

В подтверждение принятия вещи на хранение в гардеробе поклажедателю может быть выдан номерной жетон, однако подобное условие не является обязательным. Указанный способ подтверждения принятия вещи не всегда дает возможность индивидуализировать поклажедателя, а также подтвердить соответствие выдаваемой вещи той, которая была в свое время передана на хранение. На этот случай рас­пространяется общее правило, допускающее свидетельские показа­ния при возникновении спора о тождестве вещи, принятой на хра­нение и возвращенной хранителем (имеется в виду п. 3 ст. 887 ГК).

В п. 1 ст. 924 ГК содержатся еще две нормы, и применительно к каждой из них подчеркивается, что она действует лишь при на­личии все того же основного признака хранения — передачи вещи. Первая из этих норм посвящена разграничению возмездного и безвозмездного хранения. Установлено, что в подобных случаях («при сдаче вещи на хранение») презюмируется безвозмездность хранения. Возмездность должна быть оговорена или иным спосо­бом (при этом особо подчеркнуто — «очевидным») обусловлена при передаче вещи.

Принципиальную особенность рассматриваемого вида хранения составляет отказ от неодинакового подхода к требованиям, предъявляемым к хранителю при решении вопроса о возложении на него ответственности за утрату, недостачу или повреждение вещи. Име­ется в виду учет того, был ли договор возмездным или безвозмездным. В данном случае то обстоятельство, что хранителю не выпла­чивается вознаграждение, его ответственности не сужает.

Выделение без каких-либо оговорок рассматриваемого договора в ГК служит, помимо других, еще одним аргументом против выдвинутой в свое время идеи распространить на отношение к хранению личных вещей в тех случа­ях, когда они передаются организации, в которой потерпевший ра­ботает и в связи с его работой, нормы трудового, а не гражданского права. Думается, что для этого нет ни теоретических, ни практиче­ских оснований. Помимо прочего, реализация приведенного поло­жения сузила бы основания для возмещения убытков, которые ра­ботник понес вследствие утраты или повреждения своих вещей. А это само по себе может служить достаточным основанием для оспаривания подобного предложения, означающего переложение на работника части риска, связанного с передачей принадлежащих ему личных вещей на хранение или под охрану своей организации.

Хранение в гостиницах.

Статья 925 ГК, посвященная этому виду отношений, является специальной по отношению к ст. 924 ГК, которая устанавливает общие правила хранения в гардеробах организаций. Отношения, регулируемые ст. 925 ГК, отличаются от тех, которые имеет в виду ст. 924 ГК, по исключительности субъектного состава. Хотя ст. 925 именуется «Хранение в гостинице», она распространяется на хранение вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подоб­ных организациях (п. 5 ст. 925 ГК). При всем том существует опре­деленный признак, объединяющий все такие организации. Он заключается в том, что сохранение вещей неизменно сопутствует тем основным услугам, для которых такие организации созданы.

С этим связаны, по крайней мере, два последствия.

Первое выражается в том, что определенные обязанности, относящиеся к обеспечению сохранности вещей граждан, непосредственно возникают из договора, который заключен по поводу оказания основной услу­ги. Имеются в виду договоры на проживание в гостинице, договоры по поводу пребывания в санатории или пансионате и т.п.

Второе сводится к тому, что в сферу действия ст. 925 ГК входит, причем автоматически, только то лицо, которое заключи­ло договор по поводу оказания основной услуги. Поскольку ст. 925 ГК является специальной по отношению к ст. 924 ГК, к лицам, не входящим в круг тех, на кого распространяется ст. 925 ГК, применяется в соответствующих случаях ст. 924 ГК. Этой последней надлежит, в частности, руководствоваться при утрате, гибели или повреждении вещей, принадлежащих тому, кто при­шел к постояльцу в гости либо по делам службы.

В соответствии с п. 1 ст. 925 ГК гостиница, а значит и все другие организации, о которых идет речь в указанной статье, отве­чают за утрату, недостачу или повреждение вещей, которые были внесены постояльцами «без особого на то соглашения». Это по­зволяет сделать вывод, что договор по поводу проживания в гос­тинице является смешанным, включающим в себя, помимо проче­го, непосредственно оказание различных по характеру услуг, в том числе и тех, о которых идет речь. В силу императивного ха­рактера приведенной нормы стороны обязаны ею руководство­ваться, а значит — считать соответствующие положения частые договора по поводу проживания независимо от того, достигли ли они по указанному поводу согласия либо нет. Более того, придавая особое значение соответствующему правилу, ГК (п. 4 ст. 925 подобно тому, как это имеет место в законодательстве много других стран, счел необходимым предусмотреть: «Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответст­венности за не сохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности». Приведенная норма подлежит распростра­нительному толкованию и соответственно позволяет сделать вы­вод, что если гостиница (иная организация, на которую распро­страняются правила о хранении в гостинице) включает условие о ее освобождении от ответственности, в заключенный ею договор (например, в санаторную путевку), то в силу ст. 168 ГК это усло­вие должно быть признано недействительным. Примером может служить и принятая Советом Европы в декабре 1962 г. Конвенция об ответственности владельцев гостиниц за имущество постояльцев. В ст. 6 Конвенции оговорена недействительность любых объявлений, а также включенных в договор условий о полном или частичном освобождении за убытки, причиненные постояльцу.

Пункт 1 ст. 925 различает три ситуации, при которых юридический факт, с которым связано наступление соответствующей ответ­ственности, т.е. внесение вещи, считается наступившим. Сюда относится то, что, вещь вверена работнику гостиницы или помещена в гостиничном номере либо в предназначенном для этого месте. Последние две ситуации отличаются тем, что при них отсутствует конститутивный элемент договора хранения — принятие вещей хранителем и их возврат поклажедателю. Таким образом, и в этом случае речь идет не о хранении, а об ином договоре — охраны. Как и во всех других случаях конкуренции между договорами хранения и охраны, практическое значение имеет, помимо прочего, то, что доказывание факта утраты, похищения или повреждения лежат не на том, кто оказывает услуги по охране, а на его контрагенте.

Общая норма об ответственности гостиницы за утрату, недостачу или повреждение вещей постояльцев не распространяется на принадлежащие им деньги, иные валютные ценности и другие драгоценные вещи. По поводу этих вещей необходимо заключе­ние специального договора. По своей природе это обычный дого­вор хранения, который подчинен действию общих положений о договорах хранения. В частности, речь идет об обязательной письменной форме, если только в соответствии со ст. 887 ГК стоимость передаваемых на хранение ценностей превышает 10 минимальных размеров оплаты труда. Особый случай состав­ляет помещение ценных вещей в индивидуальный сейф, который был предоставлен постояльцу гостиницей. При этом не имеет значения, помещен ли сейф в его номере или в любом ином по­мещении. Имеется в виду, что передача клиенту ключа от сейфа и оставление открытой захлопывающейся дверцы сейфа, располо­женного вне номера, должны в равной мере рассматриваться как публичная оферта, адресованная конкретно постояльцу.

Статья 925 (п. 2) ГК ограничивает пределы ответственности гостиницы за не сохранность содержимого сейфа. Если гостиница сможет доказать, что по условиям хранения, доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен или стал возмож­ным вследствие непреодолимой силы, она освобождается от ответственности. Освобождение от ответственности должно последовать и в случаях, когда утрата последовала вследствие виновных действий постояльца (не закрыл сейф). Соответствующая норма позволяет сделать вывод, что в действительности и в этом случае складывающиеся между сторонами отношения представ­ляют собой все же договор хранения.

Содержащееся в том же п. 2 ст. 925 ГК указание на то, что гостиница несет ответственность за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей при усло­вии, если они были приняты гостиницей на хранение или помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей сейф, должно оцениваться под углом зрения публичного характера соответствующего договора. Это означает, что указанная норма об исключении ответственности за утрату, недостачу или поврежде­ние вещей не действует, если постоялец докажет, что гостиница отказалась принять соответствующие вещи на хранение.

Наконец, следует особо выделить общую норму, которая в равной мере относится ко всем вообще договорам, связанным с хранением в гостинице. Речь идет об установлении обязанности постояльца, обнаружившего утрату, недостачу или повреждение своих вещей, без промедления поставить в известность о совер­шившемся администрацию гостиницы. При этом п. 5 ст. 925 ГК предусматривает, что в противном случае гостиница освобожда­ется от ответственности за не сохранность вещи.

Хранение вещей, являющихся предметом спора (секвестр).

Секвестр как способ и вид хранения, как уже говорилось, был выделен еще в Древнем Риме. В титуле III книги шестидесятой Дигест, посвященной хранению, содержится ряд фрагментов, относя­щихся к секвестру. В конечном счете, смысл секвестра усматривали в том, что лица, между которыми возник спор, на время его разре­шения (судомлибо возможным впоследствии соглашением, которого стороны достигли), передавали спорную вещь третьему лицу — секвестратору, а последний должен был ее впоследствии вернуть тому, кто будет признан победителем в споре.

Одна из особенно­стей хранения, осуществляемого при секвестре, состояла в том, что поскольку неизвестно было, кому же принадлежит (будет принад­лежать) спорная вещь, секвестратор, в отличие от обычного храни­теля, который обладал только правом держания, признавался ее владельцем. С этим, как подчеркивал Флорентин, было связано то, что время, в течение которого вещь находилась на хранении у секвестратора, не шло в счет срока, необходимого для признания права собственности по давности владения.

Секвестр был в послереволюционное время впервые урегули­рован действующим Кодексом. Соответственно в ст. 926 ГК вы­делены два вида секвестров. Речь идет о секвестре договорном и секвестре судебном. Смысл договорного секвестра раскрывается в п. 1 ст. 926 ГК. Подобно тому, что имело место в Риме, двое или несколько лиц, между которыми возник спор о праве на вещь, передают ее третьему лицу, принимающему на себя обязательст­во по разрешению спора возвратить вещь тому лицу, которому она будет присуждена по решению суда либо по соглашению всех спорящих лиц.

Наряду с договорным секвестром, при котором вещь переда­ется третьему лицу по согласованной воле спорящих сторон, су­ществует и судебный секвестр, т.е. такой, который устанавливает­ся во исполнение судебного решения. Хранитель в последнем случае либо назначается самим судом, либо суд предоставляет сторонам возможность согласовать, кто будет исполнять соответ­ствующую функцию, т.е. с кем будет заключен такой договор.

Хранение в порядке секвестра обладает тремя особенностями.

Первая относится к его предмету. Как уже отмечалось, им могут быть не только движимые, но и недвижимые вещи.

Вторая выражается в презумпции права третьего лица на получение от сторон в договоре (при судебном решении — от сторон в споре) определенного вознаграждения. Вместе с тем спорящие стороны или суд вправе установить в договоре (суд в своем решении) иное, т.е. безвозмездность хранения.

Следует учесть и третью особенность секвестра, закреплен­ную в п. 2 ст. 926 ГК: независимо от того, идет ли речь о дого­ворном или судебном секвестре, если иное не предусмотрено за­коном, согласие на хранение должен дать хранитель.

Под признаки судебного секвестра подходит арест имущества должника с передачей его на хранение третьему лицу. Эта мера может быть применена в порядке обеспечения иска (см. ст. 76 АПК РФ).