Трудовой кодекс хранение персональных данных

Оглавление:

Глава 14. Защита персональных данных работника (ст.ст. 85 — 90)

Глава 14. Защита персональных данных работника

О персональных данных см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 87 ТК РФ. Хранение и использование персональных данных работников

Новая редакция Ст. 87 ТК РФ

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Комментарий к Статье 87 ТК РФ

Согласно статье 87 Трудового кодекса РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением трудового законодательства нашей страны.

Другой комментарий к Ст. 87 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Порядок хранения персональных данных работника определяется работодателем самостоятельно либо с участием работников и их представителей.

Персональные данные работника хранятся в документированной форме, характер которой определяется работодателем. Стандартизированный перечень документации по учету труда и его оплаты установлены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

К числу документов по учету кадров относятся:

Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;

Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу;

личная карточка работника;

личная карточка государственного (муниципального) служащего;

учетная карточка научного, научно-педагогического работника;

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;

Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении);

Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку;

Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку;

служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;

Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

Приказ (распоряжение) о поощрении работников.

Стандартизированными документами по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда являются:

табель учета использования рабочего времени и расчета оплаты труда;

табель учета рабочего времени;

журнал регистрации платежных ведомостей;

записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;

записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);

акт о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.

Указанные унифицированные формы по учету кадров обязательны для применения во всех организациях независимо от форм собственности, а документы по учету рабочего времени и расчетов по оплате труда — в юридических лицах всех форм собственности за исключением бюджетных учреждений. Помимо данных учетных документов работодатель вправе устанавливать и иные документы, фиксирующие информацию о работнике в связи с трудовыми отношениями.

2. Документы, содержащие информацию о конкретном работнике, соединяются в личном деле работника. Порядок его ведения и хранения устанавливается работодателем.

Ведение личного дела государственного гражданского служащего предусмотрено ст. 42 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В личное дело государственного гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Порядок ведения личного дела государственного гражданского служащего определяется Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609.

К личному делу гражданского служащего приобщаются:

письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы РФ (далее — должность гражданской службы);

собственноручно заполненная и подписанная гражданином РФ анкета установленной формы с приложением фотографии;

документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса);

копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт;

копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы;

копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы РФ;

копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы РФ (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга);

копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва;

копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены;

копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы;

документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ;

копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы.

Личное дело гражданского служащего ведется кадровой службой государственного органа.

Ведение личных дел также особо оговаривается законодателем применительно к прокурорским работникам (ст. 41.2 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором РФ.

3. Документом, содержащим персональные данные работника о его трудовой деятельности и трудовом стаже, также является трудовая книжка. Подробнее о ведении трудовых книжек см. ст. 66 ТК РФ и комментарий к ней.

4. Работу по хранению и использованию персональных данных работника осуществляют лица, состоящие с работодателем в трудовых отношениях (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Поэтому к числу мер по охране персональных данных относится и установление конкретных обязанностей этих работников по обеспечению конфиденциальности информации, относящейся к охраняемой законом тайне. Соответствующее условие должно быть включено в трудовой договор с работником, обрабатывающим персональные данные иных работников (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Следует, однако, помнить, что на работодателя возлагается обязанность создавать условия, обеспечивающие исполнение работником своих должностных функций по защите охраняемой законом тайны. В частности, работодатель должен создать технические условия охраны персональных данных работников от их неправомерного использования (особый режим доступа в помещение, где хранится соответствующая информация, оборудование мест ее хранения, исключающее несанкционированный доступ к информации и т.п.).

5. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Сроки хранения персональных данных работников определяются на основании Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного руководителем федеральной архивной службы России 6 октября 2000 г. В частности, личные дела руководителя организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации, работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания, хранятся постоянно, а иных работников — в течение 75 лет. Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы, по общему правилу хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив.

6. Использование работодателем персональных данных работника осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения требований законодательства, обеспечения трудовых прав работника и его личной безопасности, ведения контроля количества и качества выполняемой работы, обеспечения сохранности имущества.

Персональные данные работника: за сохранность и защиту спрашивают строже.

Федеральным законом от 07.02.2016 № 13-ФЗ [1] (далее – Закон № 13-ФЗ) ужесточена административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных и дифференцирован состав административных правонарушений [2] . С 1 июля 2017 года ответственность за несоблюдение правил о персональных данных, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ [3] (далее – Закон № 152-ФЗ), повысится в разы.

Максимальный размер штрафа для юридических лиц составит 75 тыс. руб. (сейчас – 10 тыс. руб.). Очевидно, работодателям, до сих пор не уделяющим должного внимания правилам обработки персональных данных, необходимо на этом сосредоточиться. В противном случае неосмотрительность может обернуться для них существенными финансовыми потерями

Новые административные штрафы.

Законом № 13-ФЗ заново переписаны положения ст. 13.11 КоАП РФ. Новой редакцией уточнены составы административных правонарушений по законодательству о персональных данных и увеличены размеры штрафов.

Состав административного правонарушения

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо их обработка, несовместимая с целями сбора этих данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Для ДЛ – от 5 до 10, для ЮЛ – от 30 до 50.

Вместо штрафа может быть сделано предупреждение

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме их субъекта на обработку его данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его данных*

Для ДЛ – от 10 до 20, для ЮЛ – от 15 до 75

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Для ДЛ – от 3 до 6, для ИП – от 5 до 10, для ЮЛ – от 15 до 30.

Вместо штрафа может быть сделано предупреждение

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Для ДЛ – от 4 до 6, для ИП – от 10 до 15, для ЮЛ – от 20 до 40.

Вместо штрафа может быть сделано предупреждение

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав этих субъектов об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

Для ДЛ – от 4 до 10, для ИП – от 10 до 20, для ЮЛ – от 25 до 45.

Вместо штрафа может быть сделано предупреждение

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

Для ДЛ – от 4 до 10, для ИП – от 10 до 20, для ЮЛ – от 25 до 50

* Указанный штраф налагается за каждое допущенное нарушение, поэтому изначально заявленная сумма штрафа 15 – 75 тыс. руб. в итоге может вырасти до весьма внушительных размеров.

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 13.11 КоАП РФ переданы от прокуроров Роскомнадзору (в новой редакции п. 58 ч. 2 ст. 28.3 и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Но рассматривать эти дела по-прежнему будут суды (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

К сведению:

Помимо Роскомнадзора проверить соблюдение работодателем требования законодательства в области персональных данных может Роструд. Ведь положениями гл. 14 ТК РФ (наравне с Законом № 152-ФЗ) определены требования к обработке персональных данных работников и гарантии их защиты. Инспекторы по труду наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в случаях нарушения трудового законодательства (пп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ознакомьтесь так же:  Платят ли пенсионеры налог на вступление в наследство

Подчеркнем, что новые административные штрафы будут применяться с 1 июля 2017 года.

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как работодателю избежать штрафов, поясним, что понимается под персональными данными, обработкой персональных данных и оператором.

Персональные данные.

Персональные данные – это информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных (то есть физическому лицу) (ч. 1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). То есть она позволяет однозначно определить, о каком именно лице идет речь.

Каких-либо конкретных указаний о том, какие сведения считать персональными данными, в действующем законодательстве не содержится (их нет ни в Законе № 152-ФЗ, ни в гл. 14 ТК РФ). В нем закреплены лишь общие принципы [4] . По сути, рассматриваемое понятие является оценочным, что дает определенный простор при квалификации тех или иных сведений о физическом лице в качестве персональных данных. Очевидно, что таковыми следует считать прежде всего сведения, на основании которых возможна безошибочная идентификация субъекта персональных данных. Такие сведения сотрудник, как правило, сообщает сам при приеме на работу. Персональные сведения могут быть получены и от третьей стороны, правда, с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 86 ТК РФ). В свою очередь, обезличенные сведения не могут быть отнесены к категории персональных данных.

К категории персональных данных относятся, к примеру, такие сведения:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • адрес (место регистрации);
  • семейное, социальное и имущественное положение;
  • образование, профессия;
  • доходы, имущество и имущественные обязательства.

Это общие персональные данные. Помимо них, в Законе № 152-ФЗ упоминаются:

  • специальные персональные данные (касаются расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни). По общему правилу обработка этих данных не допускается. Исключение – случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 10 названного закона;
  • биометрические персональные данные (характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно идентифицировать его личность). Для обработки таких сведений необходимо согласие субъекта персональных данных. Исключение – случаи, установленные ч. 2 ст. 11.

К сведению:

Персональные данные работников, как правило, содержатся в следующих документах:

  • в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность;
  • в трудовой книжке;
  • в документах о воинском учете, образовании, составе семьи;
  • в справке о доходах с предыдущего места работы;
  • в анкете, заполняемой при трудоустройстве;
  • в личной карточке работника (форма Т-2);
  • в свидетельствах о заключении брака, рождении ребенка;
  • в медицинских справках; и др.

У работодателя хранятся копии перечисленных документов, за исключением анкет, трудовых книжек и личных карточек.

Обработка персональных данных.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (или совокупность действий), совершаемое с ними (с использованием средств автоматизации или без использования таковых). Под действием понимаются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных (ч. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Цели обработки персональных данных определены ч. 1 ст. 86 ТК РФ, а ее основные принципы – ст. 5 Закона № 152-ФЗ.

  • обеспечение соблюдения законодательства;
  • содействие работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе;
  • обеспечение личной безопасности работников

Основные принципы обработки персональных данных

  • обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
  • содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки;
  • при обработке данных должны быть обеспечены их точность и достаточность, а в необходимых случаях – актуальность по отношению к целям обработки;
  • хранение данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить их субъекта, не дольше, чем этого требуют цели их обработки*

* Согласно ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливает каждый работодатель самостоятельно с соблюдением требований Трудового кодекса и иных федеральных законов (включая Закон № 152-ФЗ).

Важный нюанс: законодательством не определены требования к объему персональных данных, которые оператор (работодатель) может обрабатывать с согласия (или без) их субъекта. Следовательно, стороны вправе установить объем получаемых и обрабатываемых сведений самостоятельно. При этом нужно учесть, что требования закона к порядку получения согласия на обработку сведений и к самому порядку их обработки различаются в зависимости от вида (разряда) персональных данных.

Оператор – лицо, которое организует и осуществляет обработку персональных данных (ч. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Под приведенное определение подпадает любой работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), получивший персональные данные работника в свое распоряжение. Значит, с этого момента на него в соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ возлагаются обязанности по защите и обеспечению сохранности персональных данных работников.

Причем в соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ каждый оператор должен самостоятельно определить состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим законом. Одной из этих мер является издание оператором локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников в организации. Этого же от оператора требуют ст. 86 и 87 ТК РФ. В локальном акте (обычно он именуется Положением о персональных данных) определяются права и обязанности как субъекта персональных данных, так и оператора.

Подчеркнем: наличие обозначенного документа у работодателя обязательно. За его отсутствие специалисты Роскомнадзора могут оштрафовать оператора (и его должностных лиц) на основании ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

Требования к оформлению положения о персональных данных.

При составлении Положения о персональных данных необходимо учесть требования о получении, обработке, хранении и использовании персональных данных работников, установленные Законом № 152-ФЗ и гл. 14 ТК РФ [5] . Исходя из названных нормативных актов, в положении о Персональных данных надо указать:

  • перечень сведений, относимых к категории персональных данных;
  • какие документы, содержащие персональные данные работников, оператор будет представлять в различные госструктуры (внебюджетные фонды, налоговую, трудовую инспекции, органы статистики и т. д.);
  • перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по обработке, хранению и использованию персональных данных и, соответственно, несущих ответственность за нарушение требований законодательства;
  • кто и в каком порядке имеет доступ к полученным персональным данным;
  • меры, направленные на сохранение и неразглашение персональных данных, а также порядок их передачи (внутри организации и третьим лицам);
  • порядок предоставления субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его данных;
  • процедуру уточнения персональных данных работников, их блокировку и уничтожение;
  • условия и порядок хранения персональных данных сотрудников.

Важный нюанс: работодателю следует учесть требование ч. 8 ст. 86 ТК РФ, где сказано, что работники и их представители должны быть под роспись ознакомлены с Положением о персональных данных. Оператор в целях выполнения обозначенного требования может, например, оформить соответствующий журнал, в котором работники будут расписываться, подтверждая факт ознакомления. Но есть и иные способы ознакомления под роспись, например отражение данного факта в трудовом договоре.

Итак, положение о персональных данных – это, пожалуй, главный документ, наличие которого необходимо в силу законодательства. Его отсутствие может стать основанием для наложения штрафа по ч. 3 и 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Но это не единственный документ, который оператор должен оформить для надлежащего исполнения требований закона.

Согласие на обработку и передачу персональных данных.

В части 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ говорится, что согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано субъектом персональных данных (или его представителем) в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Законом № 152-ФЗ. Прямо о том, что согласие сотрудника на обработку персональных данных должно быть оформлено письменно, в названном законе не сказано.

Но! Частью 2 ст. 13.11 КоАП РФ определена ответственность оператора и его должностных лиц за обработку персональных данных:

  • без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено по законодательству РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;
  • либо с нарушением установленных законодательством РФ требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его данных.

Получается, когда действующее законодательство в области персональных данных требует получения согласия от субъекта этих данных, это согласие должно быть оформлено письменно (произвольно, так как единый бланк законодательством не предусмотрен). Ведь при возникновении спорных ситуаций доказать факт получения согласия должен именно оператор (ч. 3 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). И письменная форма согласия в этом случае будет весьма кстати.

С учетом сказанного работодателю-оператору имеет смысл разработать и утвердить в качестве приложения к Положению о персональных данных бланк согласия работника на обработку и передачу таких данных. Добавим, что Закон № 152-ФЗ допускает оформление согласия в форме электронного документа.

Что нужно указать в согласии?

Требования к содержанию письменного согласия для случаев, когда оно необходимо в силу закона, установлены ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. В этом случае согласие должно включать:

  1. Ф. И. О., адрес работника, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе.
  2. При получении согласия от представителя работника – его Ф. И. О., адрес, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя.
  3. Наименование или Ф. И. О. и адрес работодателя.
  4. Цель обработки персональных данных.
  5. Перечень персональных данных, которые подлежат обработке.
  6. Ф. И. О. и адрес лица или наименование организации, осуществляющих обработку персональных данных по поручению работодателя, если она поручена такому лицу или организации.
  7. Перечень действий с персональными данными, на совершение которых работником дано согласие, общее описание способов их обработки.
  8. Срок, в течение которого действует согласие работника на обработку его персональных данных, и способ отзыва согласия.
  9. Подпись работника.

В иных случаях (когда законодательство не требует получение согласия сотрудника) специальных требований к содержанию согласия Законом № 152-ФЗ не установлено. Вместе с тем общее правило, предусмотренное ч. 1 ст. 9 данного закона (о конкретном, информированном и сознательном согласии), никто не отменял. Поэтому в согласии в любом случае должен быть указан конкретный объем персональных данных, цели и способы их обработки и хранения.

Когда согласие на обработку данных нужно получать, а когда – нет?

Закон № 152-ФЗ допускает обработку персональных данных сотрудников как с их согласия (п. 1 ч. 1 ст. 6), так и без него.

Здесь следует обратить внимание на Разъяснения Роскомнадзора [6] . По мнению чиновников, обработка персональных данных работника не требует получения соответствующего согласия указанного лица при условии, что объем обрабатываемых работодателем персональных данных не превышает установленных перечней, а также соответствует целям обработки, предусмотренным трудовым законодательством (см. таблицу).

Не нужно оформлять согласие работника на обработку персональных данных, если они получены

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

Обработка ПД сотрудников с разрешения и без

Содержащееся в ст 86 ТК РФ положение о персональных данных работников относится к разряду требований, предъявляемых к работодателям. Храня и используя ПД (персональные данные) сотрудников, руководство в первую очередь должно придерживаться конституционных гарантий прав и свобод граждан. Именно поддержке и защите прав человека и гражданина преимущественно посвящается норма ст 86 ТК РФ. В частности, руководство организации при обработке ПД сотрудников должно:

  • соблюдать законы и НПА , содействуя гражданам в трудоустройстве, повышении уровня образования и квалификации и соблюдая безопасность работы, контроль за её качеством и сохранение имущества фирмы;
  • получать ПД только у самого работника, а у третьих лиц лишь с его письменного согласия;
  • защищать ПД от утраты и неправомерного использования за свой счёт;
  • под роспись знакомить сотрудника с любыми документами, касающимися ПД.

Правила обработки данных устанавливаются не только ТК РФ, но и ФЗ о ПД от 27.07.2006 N 152. По этому закону любое применение и хранение личных данных может происходить только с разрешения сотрудника. Письменный вид согласия необходим не в каждом случае, но юристы рекомендуют работодателям при возможности всегда оформлять разрешение на бумаге. Официально письменное согласие требуется в следующих случаях:

  • Для получения ПД сотрудника у 3-ей стороны ( п 3 ст 86 ТК РФ). Например, у сотрудника неоконченное высшее образование, но он не может предоставить справку из учебного заведения. Чтобы сделать запрос в ВУЗ и убедиться, что сотрудник действительно там учился, работодателю нужно письменное согласие гражданина.
  • Для передачи ПД сотрудника третьим лицам (ст 88 ТК РФ). Например, представителям банков или коллекторских агентств работодатели разглашать сведения о работнике не вправе. Это правило имеет исключения — передавать данные можно, если существует угроза жизни и здоровью сотрудника и в иных случаях, которые предусматриваются ФЗ.
  • Для обработки особых данных о сотруднике, если они связаны именно с трудовыми навыками. К особым данным принадлежат сведение о национальной или расовой принадлежности, о политических (религиозных) взглядах, интимной жизни и состоянии здоровья. По п 4 ст 86 ТК РФ и ст 10 ФЗ № 152 такого рода ПД можно запрашивать у граждан только с письменного разрешения.

Если работник недееспособен, то разрешение на обработку данных даёт его законный представитель. В случае смерти сотрудника также может потребоваться разрешение на использование его ПД. Если оно не было им дано при жизни, то бумагу оформляют наследники сотрудника (ст 9 ФЗ № 152). Важно учитывать, что работник всегда вправе отозвать своё согласие на обработку ПД. Использовать сведения о сотруднике без его разрешения можно лишь в исключительных ситуациях. Если это необходимо:

  • для реализации целей международного договора;
  • для реализации правосудия;
  • для реализации обязанностей властных органов;
  • для реализации договора, выгодоприобретатель по которому субъект ПД;
  • для защиты жизни и здоровья субъекта ПД;
  • для реализации прав и свобод других граждан или для общественно-важных целей, если это не нарушает прав субъекта ПД;
  • для проф. деятельности журналиста или литературной, научной, творческой деятельности, если это не нарушает прав субъекта ПД;
  • для стат. исследований, при условии обезличивания данных;
  • для Всероссийской переписи населения;
  • для осуществления законодательства в социальной и пенсионной сферах;
  • и др. законом предусмотренных случаях.

Также допускается использование ПД без согласия гражданина, если они были опубликованы и сделаны общедоступными самим субъектом.

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2018 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Ознакомьтесь так же:  Требования к патентоспособному изобретению

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты (действующая редакция)

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 86 ТК РФ

1. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Приведенные положения соответствуют важнейшим международным актам о защите прав и свобод человека:

— Международному пакту о гражданских и политических правах (1996 г.), ст. 17 которого предусматривает, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств;

— Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст. 8 которой устанавливает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц;

— Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.), ст. 9 которой определяет, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки.

Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

2. 19.12.2005 Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981 с поправками, одобренными Комитетом министров Совета Европы 15.06.1999, подписанную от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 07.11.2001.

Целью Конвенции является обеспечение на территории каждой из Сторон уважения прав и основных свобод каждого человека независимо от его гражданства или места жительства и в особенности его права на неприкосновенность личной сферы в связи с автоматической обработкой касающихся его персональных данных (защита данных).

Для целей данной Конвенции термин «персональные данные» означает информацию, касающуюся конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта данных); термин «автоматизированная база данных» означает любой набор данных, к которым применяется автоматическая обработка; автоматическая обработка персональных данных включает в себя операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств: накопление данных, проведение логических и/или арифметических операций с такими данными, их изменение, стирание, восстановление или распространение; контролер базы данных есть физическое или юридическое лицо, государственный орган, ведомство или любая другая организация, которая в соответствии с национальным правом наделена полномочиями решать, для какой цели создается автоматизированная база данных, какие категории персональных данных будут накапливаться и какие операции с ними будут осуществляться.

3. На 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление от 16.10.1999 N 14-19) принят Модельный закон о персональных данных, который определяет операции с персональными данными и их правовой режим с учетом общепризнанных норм международного права и обязательств по международным договорам.

Целью Закона является защита прав человека в отношении его персональных данных и операций с ними, определение правового режима использования персональных данных и функций их держателей.

В соответствии с этим Законом персональные данные — информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие.

Материальные носители — материальные объекты (в т.ч. физические поля), в которых персональные данные находят свое отображение в виде символов, образов и сигналов.

Субъект персональных данных (субъект) — человек, к которому относятся соответствующие персональные данные.

Держатель персональных данных (держатель) — органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие действия с персональными данными на законных основаниях.

Действия (операции) держателя с персональными данными — сбор, хранение, уточнение, передача, блокирование, обезличивание и уничтожение персональных данных.

Сбор персональных данных — документально оформленная процедура получения держателем персональных данных от субъектов этих данных.

Передача персональных данных — предоставление держателем персональных данных третьим лицам в соответствии с законом и международными договорами.

Трансграничная передача персональных данных — передача держателем персональных данных этих данных держателям, которые находятся под юрисдикцией другого государства.

Уточнение персональных данных — оперативное внесение изменений в персональные данные в соответствии с процедурами, установленными национальным законодательством.

Блокирование персональных данных — временное прекращение передачи, уточнения и уничтожения персональных данных.

Уничтожение персональных данных — действия держателя персональных данных по приведению последних в состояние, не позволяющее восстановить их содержание.

Обезличивание персональных данных — изъятие из персональных данных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным человеком.

База персональных данных — упорядоченный массив персональных данных, независимый от вида материального носителя информации и используемых средств его обработки (архивы, картотеки, электронные базы данных).

Режим конфиденциальности персональных данных — нормативно установленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и условия хранения персональных данных.

Как видим, нормы комментируемой главы о защите персональных данных работника полностью соответствуют международным нормам и приняты в соответствии с обязательствами Российской Федерации.

4. Режим защиты информации устанавливается:

— в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне — уполномоченными органами на основании Закона о государственной тайне;

— в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;

— в отношении персональных данных — Законом о персональных данных, ТК и иными нормативными правовыми актами.

5. В соответствии с указанным Законом о персональных данных персональные данные есть любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных):

— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

— предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

6. В комментируемой статье законодатель определяет общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты со стороны работодателя и его представителей в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В п. 1 этой статьи сформулированы цели, для осуществления которых возможна обработка персональных данных — обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействие работникам в трудоустройстве, получении образования, обучении и продвижении по службе, обеспечение личной безопасности работников, контроль количества и качества выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества.

В иных целях обработка указанных данных не допускается.

7. Исходя из названных целей, предусматривается, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК и иными федеральными законами.

К иным федеральным законам, о которых упоминается в ст. 86, относится прежде всего Закон о персональных данных, который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Далее следует назвать Закон о государственной гражданской службе, где названы документы, представляемые гражданином при поступлении на государственную службу (ст. 26), и порядок ведения личных дел государственных служащих (ст. 42).

В соответствии с указанным Законом издан Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609, которым утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

В этом Положении определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданский служащий), а также ведения его личного дела в соответствии со ст. 42 Закона о государственной гражданской службе.

Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с вышеупомянутым Положением.

Представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

Представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;

б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в т.ч. в профессиональных союзах;

г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;

е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

Ознакомьтесь так же:  Ипотека материнский капитал газпромбанк

а) получать полную информацию о своих персональных данных и об обработке этих данных (в т.ч. автоматизированной);

б) осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

в) требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением вышеназванного Закона. Гражданский служащий при отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить персональные данные гражданского служащего имеет право заявить в письменной форме представителю нанимателя или уполномоченному им лицу о своем несогласии, обосновав соответствующим образом такое несогласие. Персональные данные оценочного характера гражданский служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

г) требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

д) обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

8. Комментируемая статья предусматривает общий порядок получения персональных данных непосредственно от самого работника. Запрещены, как правило, получение и обработка персональных данных работника о его убеждениях (политических, религиозных и иных), частной жизни, членстве в общественных объединениях или профсоюзной деятельностью. При обработке персональных данных работника работодатель обязан следовать требованиям, установленным ст. 86 ТК, в частности:

— получать и обрабатывать персональные данные работников в соответствии с требованиями законов и других нормативных правовых актов и только для целей, установленных комментируемой статьей;

— получать персональные данные исключительно у работника. В том случае, если персональные данные работника могут быть получены только у третьих лиц, то необходимо уведомить об этом работника и получить его письменное согласие.

Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных законом, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные законом права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных вышеуказанные сведения в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

9. Важной обязанностью работодателя является обязанность обеспечить за счет собственных средств защиту персональных данных от неправомерного использования и утраты. С этой целью работодатель обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Работодатель самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных законодательству и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения работодателем возложенных на него обязанностей;

6) ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в т.ч. с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

10. Работодатель с согласия работника вправе поручить обработку его персональных данных (ведение кадрового, бухгалтерского учета и проч.) другому лицу. Однако это не освобождает его от ответственности перед работником (ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных). Отметим, что ответственность перед работником за действия указанного лица несет работодатель (ч. 5 ст. 6 Закона о персональных данных).

11. Согласие работника на обработку персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес работника; реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе;

2) при получении согласия от представителя работника — его фамилию, имя, отчество, адрес; реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе; реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя;

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, которые подлежат обработке;

6) фамилию, имя, отчество и адрес лица или наименование организации, осуществляющих обработку персональных данных по поручению работодателя, если она поручена такому лицу или организации;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых работником дано согласие, общее описание способов их обработки;

8) срок, в течение которого действует согласие работника на обработку его персональных данных, и способ отзыва согласия;

9) подпись работника.

12. Согласие на обработку персональных данных в некоторых случаях должно быть получено не только у работника, но и у лица, ищущего работу. На практике нередки случаи, когда от имени лица, ищущего работу, действует кадровое агентство, с которым он заключил соответствующий договор, либо соискатель сам разместил свое резюме в сети Интернет, сделав его доступным неограниченному кругу лиц, тогда согласие на обработку его персональных данных не требуется.

Согласие не требуется и в тех случаях, когда:

— обработка необходима в целях исполнения заключенного с работником договора или возложенных на работодателя обязанностей, функций и полномочий;

— это предусмотрено коллективным договором, соглашением, а также локальными актами работодателя, принятыми в установленном ст. 372 ТК порядке;

— обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в т.ч. для опубликования и размещения персональных данных работников в сети Интернет;

— обработка сведений о состоянии здоровья работника касается возможности выполнения им трудовой функции;

— обработка персональных данных специальных категорий проводится органами прокуратуры при проведении надзорных мероприятий;

— обработка персональных данных близких родственников работника проводится в объеме, предусмотренном личной карточкой, а также при получении алиментов, оформлении социальных выплат, допуска к государственной тайне и др.;

— обработка персональных данных связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей;

— обработка персональных данных проводится в целях организации работодателем пропускного режима на территорию его служебных зданий и помещений;

— персональные данные работника передаются третьим лицам в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами;

— обработка персональных данных осуществляется в отношении уволенных работников, например, в рамках бухгалтерского и налогового учета.

13. Обработка персональных данных может производиться без использования средств автоматизации. Порядок такой обработки персональных данных определяется Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687.

Обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.

Персональные данные при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации, должны обособляться от иной информации, в частности путем фиксации их на отдельных материальных носителях персональных данных, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

При фиксации персональных данных на материальных носителях не допускается фиксация на одном материальном носителе персональных данных, цели обработки которых заведомо несовместимы. Для обработки различных категорий персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, для каждой категории персональных данных должен использоваться отдельный материальный носитель.

Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в т.ч. сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать: сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации; имя (наименование) и адрес оператора; фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных; источник получения персональных данных; сроки обработки персональных данных; перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки; общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, — при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных;

в) типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими персональными данными, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов персональных данных;

г) типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо несовместимы.

При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться следующие условия:

а) необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;

б) копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;

в) персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор.

При несовместимости целей обработки персональных данных, зафиксированных на одном материальном носителе, если материальный носитель не позволяет осуществлять обработку персональных данных отдельно от других зафиксированных на том же носителе персональных данных, должны быть приняты меры по обеспечению раздельной обработки персональных данных, в частности:

а) при необходимости использования или распространения определенных персональных данных отдельно от находящихся на том же материальном носителе других персональных данных осуществляется копирование персональных данных, подлежащих распространению или использованию, способом, исключающим одновременное копирование персональных данных, не подлежащих распространению и использованию, и используется (распространяется) копия персональных данных;

б) при необходимости уничтожения или блокирования части персональных данных уничтожается или блокируется материальный носитель с предварительным копированием сведений, не подлежащих уничтожению или блокированию, способом, исключающим одновременное копирование персональных данных, подлежащих уничтожению или блокированию.

Уничтожение или обезличивание части персональных данных, если это допускается материальным носителем, может производиться способом, исключающим дальнейшую обработку этих персональных данных с сохранением возможности обработки иных данных, зафиксированных на материальном носителе (удаление, вымарывание).

Обработка персональных данных, проводимая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях.

При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются работодателем.

14. Законодательством предусмотрена возможность обработки персональных данных с использованием средств автоматизации. Закон о персональных данных определяет автоматизированную обработку персональных данных как обработку данных с помощью средств вычислительной техники. Необходимо учитывать, что обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что эти данные содержались в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее.

Персональные данные работников обрабатывает уполномоченный на это представитель работодателя. Следовательно, он должен руководствоваться правилами, предусмотренными для обработки персональных данных без использования средств автоматизации.

В равной мере ст. 86 ТК запрещает работодателю при принятии решений, затрагивающих интересы работника, основываться на его персональных данных, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или от электронных носителей информации.

Наконец, комментируемая статья Кодекса предусматривает обязанность работодателя обеспечить защиту персональных данных от их неправомерного использования или утраты и устанавливает, что работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны.

Положения ст. 86 получают дальнейшее развитие в последующих статьях этой главы.