Требования к составлению рабочей программы по математике

Программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС

Разделы: Математика

Введение

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Должна быть спроектирована система управления инновационными процессами, обеспечивающая достижение нового качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя и руководителей общеобразовательного учреждения для реализации основной образовательной программы общего образования.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Именно сегодня встает острая необходимость вооружить себя как учителя-предметника, не только теоретическими навыками введения ФГОС в основное звено, но и попробовать себя в качестве составителя рабочей программы по математике для продолжения введения стандартов начальной школы, т.е. для 5-6 классов.

В основе построения данной рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Образование в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня оно закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Разработка данной рабочей программы позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики 5-6 классов призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.

Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе примерных программ основного общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

Изучив большое количество литературы по данному вопросу, есть четкое структурное построение рабочей программы, но нет практической направленности данного вопроса. Во всей указанной литературы даются лишь рекомендации по составлению данных программ, где четко прописано, что составление рабочей программы — это дело самого учителя. Вои здесь и начинаются трудности у каждого учителя. На мой взгляд уже сегодня в рамках школ, городов, предметных сообществ есть необходимость обсудить наработки каждого учителя, чтобы увидеть себя и свою видимость данного вопроса. Надо в Интернет – ресурсах сделать форумное обсуждение разработчиков – педагогов и чтобы данное направление привлекало к себе и научных работников, хочется услышать и их мнение на свою работу.

Основная часть

Важнейшая задача программ отдельных учебных предметов, курсов, в частности математики — обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Базовым документом для создания примерных программ учебных предметов (также как и учебно-методических материалов и пособий) является Фундаментальное ядро содержания общего образования. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы определить: систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в рамках общего образования; состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям ФГОС к результатам образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически определяет содержательные характеристики программ учебных предметов (и примерных, и рабочих), а также организацию образовательного процесса по отдельным учебным предметам.

Программа по математике разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом приоритетных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО):

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие программы отдельных учебных предметов.

Примерные программы отдельных учебных предметов должны показывать, как можно обеспечить достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий.

Примерные программы описывают содержание учебного предмета, дают примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, годам обучения. Они выполняют две основные функции:

  • информационно-методическую (определяют общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, определяют цели изучения предмета, раскрывают через содержание учебного предмета обязательную часть основной образовательной программы основного общего образования);
  • организационно-планирующую (структурируют учебный материал по разделам, темам, годам обучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описывают количественные и качественные показатели результативности реализации программы, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса).

Характеристика разделов программы учебного предмета (презентация)

1. Пояснительная записка.

В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, подчёркивается новизна данной программы, её отличие от аналогичных программ, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы.

В данном разделе уточняется и расширяется заявленная в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценностные ориентиры должны раскрывать воспитательный потенциал образовательного процесса, связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В пояснительной записке могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Эта часть программы определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, устанавливает межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы).

Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).

Ознакомьтесь так же:  Возврат ювелирного изделия с дефектом

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В этой части программы могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования.

5. Содержание учебного предмета.

Данный раздел является основной частью программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом.

При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для её изучения;
  • планируемые результаты (обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме): обучающийся должен иметь представление, знать, уметь, иметь опыт;
  • содержание учебного материала (дидактические единицы);
  • темы практических и лабораторных работ.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

  • В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по учебному предмету. Тематический план составляется на весь срок обучения.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

В соответствие с данными рекомендациями я попыталась составить рабочую программу по математике в 5-6 классах в соответсвии с требованиями ФГОС ООО (приложение 1).

Заключение

В ходе изучения теоретического материала и выполнении практической части работы я сделала попытку разработать рабочую программу по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы. Трудностей в ходе работы возникало не мало: в летнее время обучения не с кем было пообщаться по данной тематике, высказать свое мнение и услышать чужое, нет практического навыка данной работы, нет возможности провести диагностику совей работы. В качестве положительного хочется выделить: учитывая опять же летнее время, отпуск есть возможность посвятить много времени самообразованию, само осмыслению теоретического материала курса, представленного опытными преподавателями университета «Просвещение». Думаю, что с нового учебного года я много времени в своей работе буду уделять новым стандартам образования.

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Настоящие рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разработаны в соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация; авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся»представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

Ознакомьтесь так же:  Договор гпд бланк

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Новые требования к рабочим программам 2017

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.
  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять:

  • из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
  • обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
  • обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

  • в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
  • приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
  • деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
  • учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Рабочая программа создается на основании:

  • стандартов нового поколения ФГОС;
  • примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Ознакомьтесь так же:  Пособие на ребенка до 1.5 лет работающей маме

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическо6е планирование.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020). Скачать

Требования к рабочим программам упрощены : 38 комментариев

Добрый день, Наталья! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родителям предоставлено право выбора формы получения образования детьми – в образовательной организации либо вне ее – в форме семейного образования, самообразования. В соответствии с ч.5 ст.63 закона об образовании, а также разъяснениями в письме Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. за № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. А вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено!
Орган управления образованием прикрепляет ребенка к образовательной организации.
Примечание. 1. Учащиеся, обучающиеся в форме семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.
2. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 закона об образовании.
3.В соответствии с Порядком приема в образовательную организацию, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 г., зачисление в школу оформляется приказом по школе в течение 7 рабочих дней после приема документов.
4.С жалобой о нарушении закона об образовании Вы можете обратиться в региональный орган управления образованием либо прокуратуру.

При выборе родителями семейного образования на основании чего ребенок отчисляется из контингента ( в законе об образовании нет такой причины отчисления)

Добрый день, Любовь! На основании заявления родителей.

Добрый день! Как изменения в рабочей программе соотносятся с положением школы? Пока школа не изменит свое положение со старыми требованиями, учителя должны писать программы по положению школы? или все же этот приказ «выше» школьного положения?

Добрый день, Анастасия! Школа обязана внести соответствующие изменения в свой локальный акт. Приказы обязательны к исполнению. Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Добрый день. А требования к рабочим программам не по ФГОС теже? Или точно такие?

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональную методическую организация.

А как быть с рабочими программами СПО, если в части СПО требования одни, а в части ОО — другие теперь. Как быть? На сайте ФИРО с рабочими программами УД все по-прежнему.

Добрый день, Елена! Блог не располагает информацией по вашему вопросу. Советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

Здравствуйте! С началом нового учебного года! Скажите, пожалуйста, что должно включать в себя тематическое планирование? Это может быть таблица с указанием разделов и количества часов? Или необходимо расписывать буквально темы каждого урока? Объм рабочей программы увеличился, так как надо создавать на всю ступень. (С нас требуют развернутое тематическое планирование). Спасибо!

Добрый день, Марина! По вопросам тематического планирования советуем обращаться в методическую службу.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, данное распоряжение распространяется на адаптированные рабочие программы или нет?

Добрый день, Елена! Судя по приказам — нет.

Добрый день. Меня интересует вопрос рабочих программ 1-4 классов. Они могут быть написаны на год (1 класс, 2 класс, и т.д) или должны быть написаны на уровень 1-4 класс. В каком документе прочитать?

Добрый день, Нина Сергеевна! Советуем обратиться к разделу III. «Участие в разработке рабочих программ.» Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», размещенному на сайте Общероссийского Профсоюза образования, к приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, а также к соответствующему локальному акту школы.

Добрый день! Хотелось бы понять по изменениям по ООО НОО приказ № 1576 по предметной области родной язык и родная литература. Эти предметные области нужно включать в учебный план 1-4 класов и каким образом?

Добрый день, Вера! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

Где можно найти измененный вариант санпина для школ, в частности для начальной школы? Спасибо.

Здравствуйте! В указанных приказах пункт 3) тематическое планирование, а в письме министерства образования от 28.10.2015 «О рабочих программах…» этот пункт 3) календарно-тематическое планирование. Это одно и тоже? И можно ли использовать в работе ОУ письмо министерство, если оно еще не вступило в силу?

Добрый день, Мария! Советуем обратиться в Минобрнауки.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, требования к рабочим программам (учебные предметы + внеурочная деятельность) в начальных классах Санкт-Петербурга. Какие разделы должны быть обязательно? Какие графы в календарно — тематическом планировании? Есть ли отличия от методических рекомендаций Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-1587/16-00 от 04.05.2016 года?

Добрый день, Ольга! Для ответа вам лучше обратиться в орган управления образованием С.Петербурга.

Добрый день. Коллеги, скажите, пожалуйста, относятся ли эти рекомендации к составлению СИПРов (индивидуальных программ для учащихся с умственной отсталостью и др.нарушениями развития)

Добрый день, Гала! Документ относится только к учителям.

Здравствуйте. Скажите должно ли оплачиваться ведение электронного журнала, если учитель ведёт в обязательном порядке обычный бумажный журнал.

Добрый день, Оксана! В соответствие с должностной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, учитель «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Т.о., это входит в его должностные обязанности и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка школы.
Вместе с тем в п. 2.3 приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 г. № 536 по этому поводу отмечено:
«в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме».
Т.о, Минобрнауки исключает одновременное ведение двух журналов и, следовательно, ведение одного из них должно быть дополнительно оплачено.
Кроме того в письме Минобрнауки РФ от 15.02.2012 N АП-147/07 сказано, что «при введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

Добрый день! Татьяна. Можно ли учителям пользоваться авторскими рабочими программами в печатном виде?

Здравствуйте! Можно ли группе учителей начальных классов одной школы составить одну рабочую программу на всех и пользоваться ею. Или же каждый должен составить для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом вашей организации.

Здравствуйте! Можно ли группе учителей создать одну рабочую программу на уровень образования и пользоваться ею всем, или же надо распечатать для каждого учителя отдельную раб.программу для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! См. локальный акт школы.

Здравствуйте. Можно ли использовать рабочие программы в электронном виде, заменив титульный лист в ворде на скан титульного листа с подписями. При необходимости директор может ввести пароль на рабочую программу. Мы же переходим на электронный документо -оборот.

Добрый день, Людмила! Советуем посмотреть локальный акт школы, если он есть, а также приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578.

Добрый день! Начинаю только работать в школе. Скажите пожалуйста структура рабочей программы в оош из каких разделов состоит программа. За ранее спасибо!