Требования к личности тренера в тренинге

Требования к личности тренера в тренинге

Как видно из параграфа 5.2 направленность тренинговых занятий в целом, но не каждого в отдельности, очень широка. Поэтому от ведущего или тренера требуется выполнения разнообразных функций. Обязательными являются

  • определение назначения и тематики тренинга
  • разработка программы тренинга
  • подбор и формирование группы участников
  • выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе
  • создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи
  • организация и проведение тренинговых процедур и упражнений
  • организация и проведение рефлексии полученного опыта
  • оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
  • оказание участникам оперативной психологической помощи (консультативной, терапевтической и т.п.).

Если тренер работает по готовой программе, то это не означает, что он не меняет его направленности или назначения. Каждая тренинговоя группа обладает уникальным составом и оспытом участников. Отсюда возникает задача доопределения его целей и задач, исходной корректировки содержания. Ниже будет сказано об общих принципах отбора в тренинговую группу, но для каждого тренинга они могут быть и специфическими, поэтому ведущий обязательно знакомится с участниками до начала работы. На этапе подбора могут использоваться известные в психологии диагностические методы и процедуры или просто осуществляться зондирование исходных установок потенциальных участников, их ротация, разбивка потока на группы и т.п.

Ведущий или тренер может по своему усмотрению и, исходя из ситуации, принимать или не принимать участие в процедурах и упражнениях, предлагаемых им участникам. В этом заключается один из аспектов исключительности позиции тренера. Но, даже оставаясь наблюдателем, ведущих продолжает активно работать. Он отслеживает динамику мотивационных, эмоциональных и функциональных состояний членов тренинговой группы, контролирует их отношения между собой, оценивает степень продвижения группы в целом в направлении, заданном процедурой, этапом работы или тематикой ее в целом. Эта аналитическая направленность сохраняется и по завершении определенного этапа работы, поскольку нельзя предусмотреть заранее все тонкости и моменты, возникающие по ходу группового взаимодействия. Поэтому любая программа тренинга не является догмой, она дорабатывается и «подгоняется» под параметры группы и характеристики отдельных участников. Здесь можно говорить о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия предполагает, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса: 1. Какой цели я хочу достичь? 2. Почему я хочу достичь этой цели? 3. Какими средствами я собираюсь ее достичь, оптимальны ли они? Объектами диагностики и анализа здесь выступают содержательный план работы, уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками, состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу. Выбор тренером того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга, особенностями группы, особенностями складывающейся по ходу реализации тренинга ситуации, возможностями тренера.

Выше уже указывалось на важность и обязательность моментов рефлексии. Именно она является инструментом самоанализа членов тренинговой группы, средством объективации полученного опыта, который может быть использован не только самим индивидом, но и другими членами. От ведущего требуется особое умение обнаружение и «вытаскивания» этого опыта. Поэтому вопросы, которые ведущий задаст участникам на этапе рефлексии, не только заранее продумываются, но и специфицируются под участников (их социально-культурный и образовательный уровень, их готовность к открытому диалогу, их личностные и профессиональные особенности).

К числу правил, которые могут быть приняты при работе той или иной тренинговой группы относятся: правило работы в круге, т.е. обсуждения происходящего в группе только с участниками и тренером, но не за ее пределами; правило «стоп», оставляющее за каждым из участников окончательное решение и возможность по своему желанию выйти из процедуры или ее обсуждения, дозирование предоставляемой другим членам группы информации; правило активности предполагает быстрое и заинтересованное включение членов группы в работу, даже если она направлена не на всех, а на кого-либо из участников, правило «здесь и теперь», оно делает предметом обсуждения участником только события, происшедшие с участниками в процессе выполнения тренинговых процедур, а не когда-либо ранее и др. В зависимости от состава группы, возраста и жизненного опыта участников могут вводиться новые дополнительные правила (не ругаться, обращаться друг к другу по именам, слушать, не перебивая, не критиковать и т.п.), которые помогли бы сделать работу группы более продуктивной, позволили бы избежать ненужных проволочек и столкновений.

По ходу реализации программы тренинга ведущий:

1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий.

2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

3. Проводит анализ, обобщение и осуществляет компментирование происходящее в группе. Комментарии могут носить характер: а) наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений; б) перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата; в) гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти почему.

4. Посредничает в организации и управлении групповыми процессами. Когда группа испытывает затруднения, ведущий может вмешаться, используя методы психологического воздействия.

5. Ведущий задает и выступает как образец поведения для участников. Искренность в выражении чувств, участие в процедурах вместе с группой.

Поэтому позицию тренера можно обозначить двумя терминами активно-исследовательская и максимально ответственная. Если об активности тренера уже говорилось выше, то о его ответственности стоит сказать отдельно. Ведущий отвечает обеспечение психологической безопасности участников. Он гарантирует своевременную и бесплатную психологическую помощь членам группы, если их проблемы и состояния обострились под влиянием процессов, происходящих в группе, процедур, предусмотренных ходом тренинговой работы. Поэтому чаще всего тренеры работают в паре либо как равноправные партнеры, либо как ведущий и ассистент. Каждый из них держит под наблюдением свою часть круга или группы, при необходимости покидает групп и приступает к индивидуальной работе с нуждающимися в психологической помощи. Если негативная динамика изменения состояний участников сохраняется за границами тренинга, например, обострение наступает в последующую неделю или две, то и тогда члены группы в праве обратиться к тренеру за помощью и поддержкой. (Особенно это важно при проведении личностно ориентированных тренингов, которые могут существенно отразиться на личной жизни и карьере участников, привести к кардинальной перестройке их межличностных и деловых отношений, развитию неврозоподобных состояний).

К компетентности ведущих тренинговых групп предъявляются наиболее высокие требования. Это профессиональная психологическая подготовка, предполагающая умение осуществлять психологическую диагностику, умения организовывать работу в группе, управлять групповыми процессами, осуществлять консультативную и психотерапевтическую помощь, это методическая подготовка, включающая знание технологий проведений разного рода тренингов, умений разрабатывать и корректировать программу тренинга, просвещенность в отношении процессов и явлений, активизирующихся включением участников в работу группы, направленную на достижение той или иной конкретной цели. Поэтому человек, который работает в качестве тренера должен сам пройти через аналогичный тренинг в качестве участника (первая ступень подготовки), затем в качестве помощника тренера (вторая ступень). Далее самостоятельно работающего тренера при участии супервизора (третья ступень). Еще более высокая квалификация предполагает возможность работы в качестве тренера консультанта, выполняющего функции супервизора. Кроме этого для поддержания оптимального состояния тренерам рекомендуется хотя бы 1-2 раза за год становиться рядовым членом тренинговой группы.

Существуют требования и к личности тренера. Ведущий или тренер должен обладать значительной личностной зрелостью, высокой эмоциональной стабильностью и толерантностью, социальной сензетивностью и эмпатийной чувствительностью, наблюдательностью, мобилизованностью и ответственностью, гибкостью и непредвзятостью, коммуникабельностью в сочетании с определенной жесткостью и авторитаризмом.

Требования к личности тренера в тренинге

Основные роли ведущего группы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

Ознакомьтесь так же:  Исчисление пособия по безработице

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);

  • эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).
  • Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

    активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

    аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

    посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);

  • член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
  • Среди других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний, а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

    На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы.

    Стили руководства группой

    Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

    Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации» (1990, с. 164).

    Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).

    Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе.

    Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

    Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

    Характеристика личности группового тренера

    Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

    Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

    Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

  • высокий уровень интеллекта.
  • Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (1993, с. 50).

    Подготовка ведущих тренинговых групп

    Пробуждение и всплеск интереса населения России к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

    В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

    По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

    С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

    Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.

    Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

    Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

    Ознакомьтесь так же:  Дарственная с условием проживания
  • На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: «Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания» (1997, с. 46).
  • Вопросы и задания для самоконтроля

    Раскройте содержание ролей, которые играет ведущий группы, согласно подходу И. Ялома.

    Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?

    Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: «. психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и (тарификации».

    Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения.

    Верно или неверно:

    Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы.

    Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего.

  • В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой.
  • С каким из двух утверждений вы согласны:

    Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник.

  • Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга.
  • В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?

    Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости.

    Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.

  • Какое понятие раскрывается в следующем определении: «. – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом»?
  • Профессиограмма тренера – ведущего психологических тренингов.

    Если в интернет-поисковике набрать слово «психологический тренинг», он моментально выдаст около полумиллиона самых различных ссылок, от тренингов развития личности до мотивационных, от психодраматических до телесно-ориентированных (и это я еще не упоминаю странно звучащие и трудно представляемые названия!). В сборнике профессиограмм «Моя профессия – психолог» (М., 2007) подробно описана работа бизнес-тренера, но психологи проводят огромную долю тренинговой работы и вне бизнес-контекста, проводя тренинги различной тематики.

    Википедия рассказывает нам о том, что первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении, основал в 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами. Позднее возникли тренинги социальных и жизненных умений, опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Эти тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях их развития и психологической поддержки.

    В наши дни ведущий психологических тренингов, тренер работает чаще всего в трех вариантах:

    Первый вариант – быть внутренним тренером в той или иной организации (компании), проводя тренинги для сотрудников этой организации. Чаще всего это работа бизнес-тренера, но в некоторых компаниях (например, крупных сетевых компаниях) это проведение личностных тренингов, направленных на выработку коммуникативных умений, лидерских качеств, умению работать с людьми.

    Второй вариант – стать тренером, сотрудничающим с тем или иным тренинговым центром. Тогда менеджеры тренингового центра будут организовывать рекламу тренингов и возьмут на себя все организационные моменты (организацию помещения, сбор денег, уплату налогов).

    И третий вариант – выбрать путь тренера-фрилансера, работающего свободным образом, самостоятельно набирающего группы и решающего все организационные вопросы.

    Понятно, что эти три достаточно разные жизненные и рабочие ситуации, и профессиограммы тут будут несколько отличаться.

    Те тренеры, которые выбирают фриланс, и, как следствие, большую гибкость в управлении собственным временем, должны понимать, что им придется совмещать собственно тренинговую деятельность, в которую входит сбор информации по теме, методическая работа, совершенствование своих навыков, с работой по рекламе и набору собственных тренингов (сюда входит создание и поддержка своего сайта, написание книг и статей на темы проводимых тренингов, ведение тематических рассылок в интернете, создание клиентской базы, продумывание маркетинговых стратегий, может быть, даже обзвон клиентов по телефону). Понятно, что не все люди способны на такое совмещение разноплановой деятельности.

    Чаще всего, тренеры работают в помещении: это могут быть актовые залы, тренинговые классы, комнаты в офисных центрах. Качество помещения влияет как на удовлетворенность клиентов тренингом, так и на работоспособность тренера. Если помещение неудобно расположено, если до него тяжело добираться, или если оно тесное, плохо освещенное, с неудачной вентиляцией, — людям будет некомфортно, они вынуждены будут отвлекаться на быт, что повлияет на их оценку тренинга.

    Основные требования к залу, чтобы было удобно работать и тренеру, и участникам.

    На группу из 20 человек зал должен быть площадью не менее 40 кв.м., стулья должны свободно передвигаться, в зале должны быть маркерная доска или флипчат, монитор для трансляции видеоматериалов (или, как вариант: проектор с экраном), музыкальный центр с CD и дистанционным управлением. Участникам организаторы тренинга обычно раздают бэйджики, на которых каждый может написать свое имя (это облегчает общение во время занятия), ручки, планшеты и бумагу или блокноты для записей, и стол с чаем и печеньем для маленьких перерывов. Часто тренеры готовят раздаточные материалы для участников. Туда могут входить шаблоны и таблицы для использования во время тренинга, а также краткий обзор информации по теме, для закрепления пройденного материала.

    Основные требования к ведущему личностных тренингов.

    Это и особые и профессиональные, и личностные особенности, причем все они самым тесным образом переплетены.

    Дело в том, что в тренинговой деятельности одним из самых важных элементов является сама личность тренера. Не тема, даже не его профессионализм, а – личность: его жизненная позиция, его отношение к людям, его жизненный опыт, его энергия и его чувство юмора…. Это особенно важно, если тренер ведет не корпоративные (для сотрудников какой-либо организации), а открытые тренинги (те, на которые люди приходят по собственному желанию). Именно в открытых тренингах люди чаще приходят на тренера, а не на тренинг, поэтому ведущий открытых тренингов – всегда личность; и чаще всего, ведущие открытых тренингов – люди взрослые, уже сложившиеся, имеющие свой стиль, свою аудиторию и свою, выработанную годами, жизненную позицию.

    В любом случае, ведущий психологических тренингов должен иметь психологическое образование и сертификаты, подтверждающие квалификацию для проведения тренингов данной тематики. Те тренеры, которые работают с детьми младше 18 лет, должны иметь соответствующее образование и квалификацию.

    Тренер может вести тренинги кратковременные (от часа до нескольких часов), однодневные (от 6 до 8 часов), или многодневные (2-3 или более дней подряд). В любом случае это очень серьезная не только эмоциональная, но и физическая нагрузка, поэтому тренер должен обладать хорошим здоровьем и физической выносливостью. Естественное требование – поставленный голос. Говорить много часов подряд, иногда озвучивая большой зал и перекрывая чужие голоса может только тренер, которые уделил внимание правильной постановке голоса, и умеет беречь свои связки, грамотно направлять свой голосовой поток.

    Поскольку ведущие психологических тренингов обучают людей, особые требования могут быть предъявлены не только к их моральным качествам, но и к их образу жизни. Несоответствие декларируемых ценностей тем, которым тренер реально придерживается в жизни, обязательно будет отмечено участниками тренинга и, конечно, не будет способствовать повышению авторитета тренера. Трудно агитировать за здоровый образ жизни курящему человеку, не следящему за своим собственным здоровьем, — примерно так же, как вести тренинги коммуникативных навыков – грубому и конфликтному.

    Ознакомьтесь так же:  На вас наложен административный штраф в размере 1000 рублей

    Обязательное требование к личности тренера, где невозможно развести «личное» и «профессиональное», это его коммуникативные умения: открытость, доброжелательность, умение слушать, слышать и чувствовать людей, живая и быстрая включенность в общение, быстрая реакци — не владея этим, тренер не сможет устанавливать с группой необходимый контакт. С другой стороны, умение просто установить контакт недостаточно. Тренинг проводится для того, чтобы люди в конечном итоге приобрели определенный опыт, усвоили какой-то материал, а для этого тренеру необходимо владеть навыками конструктивного общения, уметь выделять основные тезисы и доносить их в яркой и доходчивой форме, достаточно простыми словами. Кроме того, большой плюс тренеру – приятный тембр голоса, богатство интонационное, мимическое и жестовое. Очень хорошо иметь в багаже опыт публичных выступлений или участие в театральной студии. Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.

    Для того, чтобы группа работала качественно и плодотворно, очень важно, чтобы в группе была атмосфера доверия, в которой люди легко могли бы задать все волнующие их вопросы и высказать все имеющиеся сомнения и протесты, и вообще чувствовали бы себя комфортно. Значит, задача ведущего – создать и поддерживать такую атмосферу, а также научить саму группу такую атмосферу создавать. И шире — основная задача ведущего — научить группу работать самостоятельно.

    На психологических тренингах часто возникают вопросы целеполагания, даже если они не связаны с темой тренинга напрямую, — поэтому хорошо, если тренер сам умеет грамотно ставить цели, и умеет объяснить принципы целеполагания другим.

    Особенно важный и особенно трудный навык, отличающий опытного тренера от начинающего, это умение работать с группой, уметь быстро входить в контакт, чувствовать группу, управлять настроем группы и сложными процессами, происходящими в группе — групповой динамикой.

    В живой атмосфере тренинга в группе всегда появляется неформальный лидер, который, если ведущий не будет управлять ситуацией, легко может превратиться в антилидера и нарушить нормальный тренинговый процесс. Для предупреждения таких нежелательных вещей тренер должен не только знать законы функционирования группы, не просто вовремя замечать ярких и трудных людей в группе, но и обладать навыками «обращения» с такими людьми, уметь привлекать их на свою сторону и канализировать их энергию в нужное для тренинга русло.

    Основное преимущество работы тренером, – это возможность общения с самыми разными людьми, – может быть и основной трудностью данной профессии. Необходимость все время быть в центре внимания может стать причиной утомления и профессионального выгорания, поэтому тренеру важно включать в планы время для отдыха и восстановления сил. С другой стороны, общение с людьми, имеющими различный опыт и взгляды чрезвычайно обогащает и помогает развиваться и в личностном, и в профессиональном плане.

    Портрет эффективного тренера.

    Портрет эффективного тренера складывается из разных составляющих:

    Чтобы чему-то учить, нужно самому это что-то знать. Мало быть яркой личность, важно действительно быть профессионалом в своей области.

    В сегменте тренингов личностного роста люди чаще приходят не на тренинг, а на тренера. Успешный тренер приносит на тренинг не только свои профессиональные техники, навыки и опыт, но и всего самого себя — свою личность. Личность сильная притягивает, вдохновляет своим примером.

    Интерес к личности тренера может омрачиться непроработанным имиджем тренера. Имидж — широкое понятие, которое включает в себя и стиль (то, как тренер одевается, его внешний вид) и сам имидж (как тренер себя подает внутренне). Не обязательно быть суперстильным, но опрятным тренер быть обязан — это обязательное требование в работе с людьми. Аккуратная стрижка, ухоженность — всё это повышает доверие участников, а, следовательно — эффективность работы тренера. Имидж тренера может быть очень разным, адекватным как самой личности тренера, так и тематике тренинга и особенностям аудитории. В солидной бизнес-аутории тренер обязан (по крайней мере на первых порах) вести себя солидно, на личностных тренингах допускается более свободные варианты, и строгий пиджак скорее неуместен.

    Изначально тренинг — это продукт психологический. Хорошо, когда тренинг продаж ведет первоклассный продавец, но вдвойне хорошо, когда у этого человека есть соответствующая психология.

    Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.

    Деловая и бизнес — репутация

    К тренеру, испытывающему острую финансовую нужду, вряд ли пойдут люди учиться зарабатывать и богатеть.

    Тренер, который как руководитель некомпетентен, вряд ли станет образцом для тех, кто хочет улучшить свои навыки в руководстве. Участников в первую очередь интересуют успехи тренера, а уже потом программа тренинга.

    Если тренер ведет группу и идет строго по плану не позволяя себе отклониться от него ни на шаг, то возможно он хороший инструктор, неплохо владеющий методиками групповой работы. Тренер профессиональный тоже имеет план, но, в отличии от инструктора, он умеет настраиваться на группу и, если необходимо, отойти от плана. Вчувствование в группу отличает тренера эффективного. Профессиональный тренер ведет группу к результату,а не тупо следует плану.

    Хороший тренер не только учит, но и сам способен учиться — становитьcя учеником. Эффективный тренер учит тому, чем владеет сам. Не только способен показать на словах, но и показать на деле.

    Коммуникативные умения, открытость, доброжелательность, включенность — без этого тренер не тренер.

    Тренер должен уметь изъясняться простыми словами. Навыки публичных выступлений — обязательны. Приятный тембр голоса — большой плюс. Доброжелательная уверенность как манера общения может быть важнее, чем багаж знаний.

    Портрет эффективного тренера

    Портрет эффективного тренера складывается из разных составляющих:

    Чтобы чему-то учить, нужно самому это что-то знать. Мало быть яркой личность, важно действительно быть профессионалом в своей области.

    Личность тренера

    В сегменте тренингов личностного роста люди чаще приходят не на тренинг, а на тренера. Успешный тренер приносит на тренинг не только свои профессиональные техники, навыки и опыт, но и всего самого себя — свою личность. Личность сильная притягивает, вдохновляет своим примером. См.→

    Интерес к личности тренера может омрачиться непроработанным имиджем тренера. Имидж — широкое понятие, которое включает в себя и стиль (то, как тренер одевается, его внешний вид) и сам имидж (как тренер себя подает внутренне). Не обязательно быть суперстильным, но опрятным тренер быть обязан — это обязательное требование в работе с людьми. Аккуратная стрижка, ухоженность — всё это повышает доверие участников, а, следовательно — эффективность работы тренера. Имидж тренера может быть очень разным, адекватным как самой личности тренера, так и тематике тренинга и особенностям аудитории. В солидной бизнес-аутории тренер обязан (по крайней мере на первых порах) вести себя солидно, на личностных тренингах допускается более свободные варианты, и строгий пиджак скорее неуместен.

    Психологическая подкованность

    Изначально тренинг — это продукт психологический. Хорошо, когда тренинг продаж ведет первоклассный продавец, но вдвойне хорошо, когда у этого человека есть соответствующая психология.

    Актерское мастерство

    Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.

    Деловая и бизнес-репутация

    К тренеру, испытывающему острую финансовую нужду, вряд ли пойдут люди учиться зарабатывать и богатеть.

    Тренер, который как руководитель некомпетентен, вряд ли станет образцом для тех, кто хочет улучшить свои навыки в руководстве. Участников в первую очередь интересуют успехи тренера, а уже потом программа тренинга.

    Ключевые компетенции

    Если тренер ведет группу и идет строго по плану, не позволяя себе отклониться от него ни на шаг, то возможно он хороший инструктор, неплохо владеющий методиками групповой работы. Тренер профессиональный тоже имеет план, но, в отличии от инструктора, он умеет настраиваться на группу и, если необходимо, отойти от плана. Вчувствование в группу отличает тренера эффективного. Профессиональный тренер ведет группу к результату, а не тупо следует плану.

    Хороший тренер не только учит, но и сам способен учиться — становитьcя учеником. Эффективный тренер учит тому, чем владеет сам. Не только способен показать на словах, но и показать на деле.

    Коммуникативные умения, открытость, доброжелательность, включенность — без этого тренер не тренер.

    Тренер должен уметь изъясняться простыми словами. Навыки публичных выступлений — обязательны. Приятный тембр голоса — большой плюс. Доброжелательная уверенность как манера общения может быть важнее, чем багаж знаний. ​​​​​​​