Требования к лаборантам

Должностные обязанности. Выполняет под руководством более квалифицированного специалиста анализы и испытания по определению химического состава и основных свойств материалов в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Принимает технологические пробы и образцы для проведения анализов и испытаний. Оформляет результаты анализов и испытаний, ведет их учет, составляет техническую документацию по выполняемым лабораторией работам. Своевременно извещает соответствующие подразделения предприятия о результатах анализов и испытаний. Осуществляет вспомогательные и подготовительные операции по проведению особо сложных лабораторных работ. Принимает участие в разработке новых методов химических анализов, механических испытаний, отбора технологических проб, металлографических исследований. Следит за исправным состоянием установок, приборов, инструмента и другого лабораторного оборудования, выполняет простую регулировку его и вносит необходимые исправления в техническую документацию в соответствии с полученными результатами анализов и испытаний.

Должен знать: документы, стандарты, положения, инструкции и другие руководящие материалы по проведению лабораторных анализов и испытаний; основные технологические процессы и режимы производства; оборудование лаборатории и правила его эксплуатации; правила оформления технической документации на проведенные лабораторные анализы и испытания; основы трудового законодательства; основы экономики, научной организации труда, организации производства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.
Техник-лаборант I категории: среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-лаборанта II категории не менее 2 лет.
Техник-лаборант II категории: среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника или других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 2 лет.
Техник-лаборант: среднее специальное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы.

ЛАБОРАНТ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 4-5 РАЗРЯДА

• Выполнение своевременного отбора проб в строгом соответствии с нормативно-технической документацией и графиком отбора;
• Проведение планового анализа проб газа, газового конденсата, воды, других технологических проб и сред в соответствии со стандартными лабораторными процедурами и под строгим наблюдением;
• Внесение результатов анализов в рабочий журнал, в компьютерную базу данных (система управления лабораторными данными — менеджер образцов);
• Обслуживание и настройка лабораторного оборудования;
• Соблюдение требований лабораторной системы управления качеством;
• Ведение эффективной системы хранения и учета документации;
• Информирование химика и/или начальника лаборатории о необходимости в проведении ремонта оборудования для обеспечения непрерывного процесса аналитического контроля;
• Ведение своевременного учета химреактивов и материалов для обеспечения непрерывного запаса для проведения аналитического контроля;
• Информирование о необходимости приобретения химреактивов и материалов ответственного в лаборатории за оформление заявок на их приобретение;
• Участие в обучении менее опытного персонала лаборатории.

• Высшее или средне-специальное образование в области химии и химических технологий или среднее-специальное, наличие удостоверения лаборанта 4-ого/5-ого разряда;
• Опыт работы не менее 3 лет, предпочтительно в аналитической лаборатории в нефтегазовой сфере;
• Знание законодательства РФ, трудового законодательства, Государственных стандартов (ГОСТ, МВИ и др.), международных стандартов (ASTM D, ISO и т.д.);
• Знание английского языка является предпочтительным;
• Готовность работать вахтовым методом в условиях Крайнего Севера.

Должностная инструкция лаборанта, должностные обязанности лаборанта, образец должностной инструкции лаборанта

Работа лаборанта – это не обязательно колбы и химические опыты. Должностные обязанности лаборанта могут включать сбор данных, подготовку оборудования и инструментария и другую помощь научным сотрудникам. Конечно, должностная инструкция лаборанта медицинского кабинета и физической лаборатории будут разительно отличаться. Но вы можете легко адаптировать предложенный образец должностной инструкции лаборанта под свои нужды и задачи, включив необходимые права и обязанности.

Должностная инструкция лаборанта

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Лаборант относится к категории технических исполнителей.
1.2. Лаборант назначается на должность и освобождается от нее приказом директора организации по представлению заведующего лабораторией.
1.3. Лаборант подчиняется непосредственно заведующему лабораторией.
1.4. На время отсутствия лаборанта его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность лаборанта назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы или среднее образование и стаж аналогичной работы не менее полугода.
1.6. Лаборант должен знать:
— руководящие, нормативные и справочные материалы, касающиеся тематики работы;
— методы проведения анализов, испытаний и других видов исследований;
— лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее эксплуатации;
— методы и средства выполнения технических расчетов.
1.7. Лаборант руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности лаборанта

Лаборант выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Выполняет лабораторные анализы, испытания, измерения и другие виды работ при проведении исследований и разработок.
2.2. Принимает участие в сборе и обработке материалов в процессе исследований в соответствии с утвержденной программой работы.
2.3. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку.
2.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру) к проведению экспериментов, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой документации.
2.5. Участвует в выполнении экспериментов, осуществляет необходимые подготовительные и вспомогательные операции, проводит наблюдения, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы.
2.6. Обеспечивает сотрудников подразделения необходимыми для работы оборудованием, материалами, реактивами и др.
2.7. Обрабатывает, систематизирует и оформляет в соответствии с методическими документами результаты анализов, испытаний, измерений, ведет их учет.
2.8. Производит выборку данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с установленным заданием.
2.9. Выполняет вычислительные работы, связанные с проводимыми исследованиями и экспериментами.
2.10. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права лаборанта

Лаборант имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.3. Сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

4. Ответственность лаборанта

Лаборант несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Рейтинг пользователей сайта

Профессия участвует в рейтингах

В мире профессий существуют такие, от которых зависит осуществление очень важной работы, однако сам сотрудник часто не получает заслуженного признания или внимания. Например, нам известны имена великих учёных, которые сделали важные открытия. Но стоит признать, что большинство гениальных изобретений достигнуто усилиями нескольких человек: самого учёного и его помощников. В настоящее время мы бы назвали их лаборантами.

Лаборант – это сотрудник медицинского, научного или учебного заведения, который подготавливает различные приборы для лабораторных экспериментов. Он является «правой рукой» учителя, преподавателя или даже знаменитого научного деятеля.

Востребованность профессии

Описание деятельности

На каждой кафедре, в любой лаборатории необходимы лаборанты – второстепенные, но в то же время незаменимые работники. Если они трудятся в школе, то им необходимо создавать условия для проведения лабораторных занятий. Лаборанты научных учреждений осуществляют подготовку к проведению исследований и разработок. Лаборанты медицинских заведений работают с анализами пациентов больницы. Лаборанты санитарной службы собирают и изучают пробы воды, воздуха, почвы.

Росаккредитация. Требования к персоналу по новым Критериям. Возражения

#1 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Решила открыть новую тему «Росаккредитация. Требования к персоналу по новым Критериям. Возражения» специально для того, чтобы здесь аккумулировать любые мысли и предложения, которые лягут в основу обращения в РА по поводу смягчения требований к персоналу.
    По моей просьбе была сделана подборка из квалификационных требований тех профессий, которыми мы все ДО СИХ ПОР спокойно пользовались при приеме людей на работу в ИЛ.
    Их ведь никто не отменял?
    И в них нету никакого ограничения, что мол, эти требования для работников НЕаккредитованных в РА лабораторий, лабораторий аккредитованных в РА общие квалификационные требования не касаются, мол, смотрите Критерии! Одно не должно исключать другого. Одни требования не должны противоречить другим.
    Если удастся посеять сомнения у ответственных работников РА в непогрешимости их требований к персоналу, может быть удастся хотя бы добиться четкого определения, для каких именно работ в ИЛ необходимы требования прописанные в Критериях? И, если не избавиться от жестких требований к персоналу, так хотя бы легализовать работу иных работников своих ИЛ (у которых нету высшего, например), четко разграничив сферу ответственности в соответствии с реальной квалификацией сотрудников?
    Предлагаю внимательно посмотреть и подумать вместе, коллеги. Это касается каждого из нас.

    Прикрепленные файлы

    • должности.docx40,28К2768 Количество загрузок:
    Ознакомьтесь так же:  Апк заявление о взыскании судебных расходов

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #2 ОФФЛАЙН Профан

  • Коллежский секретарь
    • ID: 5 399
  • 191 сообщений
    • Онлайн: 6д 7ч 41м 50с
  • 65 спасибо
  • 191 баллов
  • Немного не в тему, но очень волнует. Для проведения радиологических исследований в рамках СОУТ инженеры должны иметь повышение квалификации о радиационному контролю или доп. образование. Может кто-то уже проходил аккредитацию и знает мнение экспертов по данному поводу.

    #3 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Мы с коллегами поработали над предложениями к изменению требований к персоналу ИЛ.

    Предлагаю Вашему вниманию черновой текст, коллеги.

    Прошел ровно год с даты вступления в силу Федерального закона об аккредитации, который резко изменил и ужесточил требования, предъявляемые к аккредитованным лицам, в составе которых входят испытательные лаборатории. Большинство требований были нами восприняты как своевременные и нужные.Но практика (или жизнь) показала, что не все требования критериев могут быть в настоящее время применимы к области деятельности испытательных лабораторий, особенно тех, которые находятся в небольших городах и где остро стоит проблема с кадрами.

    Наиболее спорным, по нашему мнению, является п.19 приложения N 1 к приказу Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 «Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации», касающийся наличия профильного образования у работников испытательных лабораторий.

    Система аккредитации в России существует с начала 90-х годов прошлого века. Персонал аккредитованных испытательных лабораторий, принятый на должности, требования к которым устанавливались в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными требованиями по отраслям и профессиям (разве такое название? Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.), успешно прошел не одну процедуру аккредитации или процедуру инспекционного контроля в одной из действующих на тот период систем аккредитации. Персонал принимался задолго до принятия жестких требований к «профильности» образования.Профессиональные навыки и опыт, обязательное участие во внутри лабораторном контроле качества испытаний,в межлабораторных сравнительных испытаниях, периодическое обучение на курсах повышения квалификации являлись необходимыми и достаточными способами подтверждения технической компетентности и соответствия занимаемой должности.

    В составе испытательных лабораторий кроме специалистов с высшим (техническим) и средне-специальным образованием, с силу различных объективных причин есть работники, имеющие большой стаж работы, но со средним образованием. Ранее им присваивался высший рабочий разряд в соответствии с Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 № 31/3-30 (в ред. от 25.06.1987 № 385/20-81) «Об утверждении общих положений ЕТКС. », п. 20 — «В отдельных случаях, определяемых предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами, присвоение рабочим высших квалификационных разрядов (групп квалификации), которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование, высшие разряды (группы квалификации) могут быть присвоены рабочим, не имеющим среднего специального образования, но обладающим требуемым уровнем знаний и высоким профессиональным мастерством».

    Кроме того, в настоящее время, чтобы соблюдать требования критериев по наличию у работников опыта работы не менее одного года по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, испытательные лаборатории не будут принимать на работу выпускников «профильных» высших и средне-специальных (профессиональных) учебных заведений.

    Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что получить дополнительное профессиональное обучение не всегда представляется возможным, предлагаем рассмотреть следующую редакцию п.19 критериев аккредитации и:

    1. «Допускается наличие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, непрофильного высшего или среднего профессионального образования (среднего образования) при наличии опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет до даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»1.07.14г. и занимающих должности в соответствии с требованиями квалификационно-тарифных справочников (за исключением лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи и выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям оборудования для работы во взрывоопасных средах)».

    2. «Допускается отсутствие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, при условии их трудоустройства в течение первого года с момента получения документа о высшем или среднем профессиональном образовании по профилю и выполнения ими работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в течение одного года под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации (за исключением лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи и выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям оборудования для работы во взрывоопасных средах)».

    Что скажете? Нужно ли что-то добавить, убрать, изменить формулировки?

    С уважением Татьяна Сигилет

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    Каков профстандарт у лаборанта?

    «Профстандарт лаборант» — с 1 июля 2016 года такой запрос часто вводится в поисковые системы, так как с этого дня действует новый порядок применения профессиональных стандартов. Посмотрим же, какими профстандартами должны руководствоваться в организациях, где есть должность лаборанта и что представляют собой эти документы.

    Где встречается должность «лаборант»?

    Прежде чем говорить о профессиональном стандарте для лаборантов, нелишне будет определиться с тем, что представляет собой эта профессия. И это не так-то легко, как может показаться на первый взгляд…

    Дело в том, что лаборант, как видно из названия, является работником лаборатории. Лаборатории же могут встречаться практически в любой отрасли, где проводятся какие-либо исследования, — от научных до прикладных (к примеру, анализ проб металла на сталелитейном производстве или анализ биологических образцов в лабораториях больниц). По сути своей, лаборант — это название целой категории должностей вспомогательного персонала в различных отраслях деятельности.

    Соответственно, единого профессионального стандарта для лаборантов тоже нет. По состоянию на июль 2016 года это название должности встречается в качестве одного из квалификационных уровней в целом ряде профстандартов:

    • работника по диагностике электрооборудования методами химанализа;
    • специалиста по химанализу воды в системах водоснабжения, теплоснабжения или водоотвода;
    • специалиста по контролю качества нефти;
    • специалиста по неразрушающему контролю;
    • микробиолога;
    • специалиста-литейщика в автомобилестроении и т. д.

    Кроме того, существуют еще и инженеры-лаборанты. Эта должность предусмотрена профстандартами для специалистов в области производства оптоволокна, переработки нефти и газа, производства наноструктурированных материалов. Таким образом, говорить о едином профстандарте для лаборантов не приходится. Каждый раз, когда заходит речь о такого рода документе, необходимо уточнять, для работников какой области он требуется.

    Общая структура профстандартов для лаборантов

    Хотя должность лаборанта и встречается в разных профстандартах, у всех этих документов есть и общие черты, т. к. все профессиональные стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда РФ в 2013 году. Согласно положениям этого нормативного акта, каждый из профстандартов, в том числе описывающий требуемый уровень квалификации для лаборанта и исполняемые им должностные функции, должен быть построен по следующей схеме:

    1. Общие положения. Здесь дается определение основной профессиональной деятельности, осуществляемой в той области деятельности, для которой введен профстандарт. Кроме того, здесь же указывается кодировка по ОКЗ (классификатору занятий) и ОКВЭД (классификатору видов деятельности в экономике).
    2. Функциональная карта. В этом разделе описываются обобщенные трудовые функции — те, которые включают в себя ряд более узких, описывающих конкретные направления трудовой деятельности. Здесь же указываются кодировка и уровень квалификации по принятой для профессиональных стандартов градации. Эти данные указываются как для каждой обобщенной функции, так и для каждой конкретной, входящей в состав одной из обобщенных. К примеру, для лаборантов, занятых в диагностике электрооборудования с помощью методов химического анализа, обобщенная функция «Подготовка и сопровождение диагностического процесса» имеет уровень квалификации 3, а вот собственно проведение анализов требует уже 4 уровня.
    3. Характеристика отдельных трудовых функций. Здесь подробно описываются отдельные функции, входящие в состав обобщенных. Также в этом разделе указываются возможные наименования должностей в штатном расписании для работников, выполняющих эти функции («Лаборант химического анализа», «Лаборант входного контроля» и т. д.). Для каждой из должностей указывается требуемый уровень образования, при необходимости — стаж работы, нужный для занятия этой должности, а также данные ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника должностей). Стоит отметить, что поскольку многие профстандарты стали с 1 июля 2016 года обязательными, то упоминание в них ЕТКС и других аналогичных документов придает тем самым этим справочникам должностей тоже обязательную силу.
    4. Сведения об организациях, принимавших участие в разработке профессионального стандарта. Над каждым из профстандартов работал ряд учреждений, коммерческих компаний и некоммерческих организаций, чьи специалисты считаются лидирующими в конкретной области, — от политехнических университетов до таких корпораций, как ОАО «Газпром».

    Основные трудовые функции, выполняемые лаборантами

    Поскольку профессия лаборанта в разных отраслях хозяйства может встречаться в разных профессиональных стандартах (в том числе и тех, что еще не приняты), дать исчерпывающий перечень всех трудовых функций, возложенных на этих работников, пока нельзя. Тем не менее во всех профстандартах есть ряд общих моментов, характерных для любого лаборанта, вне зависимости от того, в какой области он работает.

    Ознакомьтесь так же:  Заявление о зачете налога сроки

    Общими для лаборантов функциями будут:

    1. Организационная подготовка к процессу анализа. Как правило, в это понятие включается подготовка документов, составляемых в процессе анализа.
    2. Приготовление необходимых материалов, растворов, смесей, комплектующих и оборудования.
    3. Отбор образцов.
    4. Собственно проведение анализов и испытаний, входящих в профессиональные обязанности лаборанта. Эта функция характерна не для всех областей. К примеру, при химическом анализе воды в водопроводах, системах водоотведения или теплоснабжения этим должны заниматься уже химики-аналитики, лаборанты же осуществляют лишь подготовительные работы. То же самое касается работы лаборантов в микробиологии: непосредственно исследованиями занимаются специалисты-микробиологи, а лаборанты им ассистируют и готовят оборудование вместе с расходными материалами.

    В отдельных профстандартах на лаборантов возлагаются и другие функции. К примеру, в профстандарте специалиста-литейщика в автомобильной промышленности на лаборантов возлагается приготовление стержневой или формовочной смеси, а также подготовка отливок. Правда, эту работу они выполняют вместе с формовщиками и другими работниками.

    Уровень квалификации, необходимый для лаборантов

    В отношении уровня образования и опыта работы, необходимых для занятия должности лаборанта в различных сферах, разброс еще больше, чем в отношении осуществляемых функций. Как правило, для того чтобы работать лаборантом, достаточно среднего специального образования в соответствующей области, хотя некоторые профессиональные стандарты предусматривают и повышенные требования.

    Так, профстандарт специалиста по контролю качества нефти и нефтепродуктов требует от лаборанта образования уровнем не ниже бакалавриата в области химтехнологий либо дополнительной профессиональной переподготовки в дополнение к высшему образованию по другой специальности. Правда, здесь профессия лаборанта тесно смыкается с профессией инженера-лаборанта.

    Неменьший разброс можно наблюдать и в требованиях, касающихся необходимого трудового стажа. В большинстве случаев он не требуется — достаточно соответствующего образования. Однако в ряде случаев для должностей лаборантов с повышенными квалификационными разрядами требуется не менее 1 года работы на должности более низкого разряда.

    Как видите, несмотря на сходство описаний профессии лаборанта в различных областях экономической деятельности, говорить о едином профстандарте для этого сотрудника не приходится. Слишком уж велика разница между многими из них — например, фельдшером-лаборантом в больнице и лаборантом-литейщиком, чьи должности никак не назовешь взаимозаменяемыми.

    Биологам и врачам-лаборантам

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ШКОЛЕ ГЛАВНОГО ВНЕШТАТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ О НАСТОЯЩЕМ И ПРЕДЛАГАЕМОМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

    Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) — разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года. Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

    Прежде всего, это приказ от 20 декабря 2012г. № 1183н о Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в который включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность «Биолог». Наименование должности «Врач-лаборант» сохранилось в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

    Формирование штатного расписания медицинской организации, в том числе целесообразность введения должности биолога, сохранения должности врача-лаборанта, находятся в компетенции руководителя учреждения. Также в компетенцию руководителя учреждения входит формирование заработной платы сотрудников.

    Руководитель медицинской организации не может обосновать увольнение специалиста-биолога отсутствием сертификата. Сертификата у данного специалиста быть не должно. Также не может быть обоснован отсутствием сертификата отказ в приёме на работу на должность биолога при наличии этой должности в штатном расписании. Однако является обоснованным увольнение по сокращению при соблюдении законных механизмов сокращения штатного расписания и отказ в приёме на работу при отсутствии должности биолога в штатном расписании КДЛ.

    Приём на работу биолога в КДЛ осуществляется согласно приказу №541н 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», требующий наличие у биолога высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. Под термином «дополнительное образование» имеется в виду цикл общего усовершенствования, предметно предназначенный для должности «биолог».

    Профессиональная переподготовка не проводится в виду того, что она противоречит пункту 8 приказа 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», согласно которому профессиональная переподготовка проводится только для лиц, имеющих медицинское или фармацевтическое образование с обязательной выдачей диплома и сертификата.

    Профессиональная переподготовка означает прохождение дополнительной подготовки и получение новой медицинской специальности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 года №700н г. Москва «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» и с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года №707н г.Москва «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»».

    В указанном приказе нет таких специальностей в ВУЗе и основных специальностей, которые позволили бы биологам пройти и получить дополнительную подготовку в виде профессиональной переподготовки. Они специалисты с немедицинским образованием и не могут получить медицинскую специальность, каковой является клиническая лабораторная диагностика.

    По существующим в настоящее время законам и приказам в клинико-диагностической лаборатории на должности «биолог» работают специалисты с теми специальностями, которые указаны в квалификационных требованиях 541н приказа. И они проходят цикл общего усовершенствования в качестве допуска к работе в клинической лаборатории, улучшают уже имеющиеся знания и навыки по проведению лабораторных исследований биоматериала, которые в клинической лаборатории имеют свои особенности, но являются составной частью принятых в биологии исследований.

    Сертификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при устройстве на работу биологу не требуется, так как выдача сертификата на медицинскую деятельность лицам с немедицинским образованием противоречит современным нормативам, в частности, приказу №982н от 29 ноября 2012 года «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам». Специалисты, принятые на работу до 1 октября 1999 г. на должности врачей-лаборантов, могут продолжить профессиональную деятельность в этих должностях без сертификата специалиста.

    Статус биологов КДЛ как медицинских работников определён пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который устанавливает, что медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований является медицинской деятельностью, а также определяет участие биологов КДЛ в выполнении целевых программ и диспансеризации населения в качестве медицинских работников. Подробное разъяснительное письмо № 12-1/10/2-362 по этому поводу было направлено 29.06.2012 года Статс-секретарём — заместителем Министра МЗ РФ С.Ф. Вельмяйкиным в Центральный комитет профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.

    Квалификационные категории присваиваются биологам КДЛ в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий». В данном приказе нет ограничений для лиц с немедицинским образованием, если они являются медицинскими работниками.

    Немаловажным является вопрос правомочности биологов на руководящих должностях в КДЛ. Ответ на него есть в вышеуказанном приказе №541н в 6 пункте, согласно которому не только биологи, но и врачи и биологи с недостаточным стажем для работы на руководящих должностях, менее 5 лет, в виде исключения могут быть назначены на руководящие должности (в приказе звучит как «соответствующие») по рекомендации аттестационной комиссии медицинского учреждения. Аттестационная комиссия медицинского учреждения создаётся приказом руководителя медицинской организации: ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ (разработана Ассоциацией ФЛМ в качестве примера).

    Востребованность биологов в настоящее время обусловлена особенностями формирования штатного расписания и организации работы в государственных КДЛ. На взгляд многих ведущих специалистов в области лабораторной диагностики штатное расписание должно формироваться исходя из особенностей оснащения КДЛ современным оборудованием и востребованностью в медицинской организации специалистов лабораторной медицины различной квалификации и уровня. Потоковые автоматизированные системы требуют намного меньшего количества технических специалистов, чем ручные методы исследования. К тому же, большая часть выполняемой биологами работы должна выполняться специалистами среднего звена.

    Таким образом, по мере совершенствования парка оборудования и привлечения к работе медицинских технологов и техников востребованность биологов в КДЛ сильно уменьшится, но вместе с тем возрастёт в разы потребность в профильной подготовке лабораторных кадров с медицинским образованием для лечебных учреждений.

    Кочетов А.Г. О биологах в клинико-диагностических лабораториях. // Справочник заведующего КДЛ. 2013. №6. С.3-6.

    О доплате по родовым сертификатам:

    Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

    Ознакомьтесь так же:  Стороны в договоре уступки прав требования

    Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

    Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

    Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

    «… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

    Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

    Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

    Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

    Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

    Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

    Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

    Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

    Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

    Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

    ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

    Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

    Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

    Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

    Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

    Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.