Требования к календарно-тематическому планированию в школе

Рекомендации по составлению календарно — тематического планирования

по составлению календарно-тематического планирования .

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.

Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

Обязательные этапы подготовки тематического планирования :

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы :

Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

учебный план к данной образовательной программе;

примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

учебные пособия, методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические разработки;

новые учебники, пособия.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.

Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.

При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:

системность в работе

последовательность в организации учебной деятельности

логика развертывания учебного содержания

использование разнообразия методов обучения

использование дидактического разнообразия средств наглядности

использование разнообразия педагогических технологий

использование вариативности учебных заданий

исключение однообразия в структуре уроков

исключение перегрузки учащихся учебной информацией

своевременность подготовки раздаточного материала

возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура тематического планирования включает следующие разделы :

1) Титульный лист.

Класс, название учебного курса, количество часов по плану.

Ссылку на нормативные документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возмож­ ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­ фективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожале­ нию, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­ преодолимые трудности в подготовке эффективных уроков , особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

Директор школы МБОУ СОШ №

Зам. директора по УМР

На заседании МО

на 2016 – 2017 учебный год

Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.

Тема и основное

умения и навыки

Тема и основное

умения и навыки

Название тем курса

Тема и основное

умения и навыки

Название разделов, тем,

Номер урока по теме

Триединая задача урока

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Простой календарный план

Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (Тематические блоки)

Занятия и основные вопросы

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя счи­ тают важным определить заранее. Например, в «Примерном пла­ нировании курсов истории. » (М., 1996) учебный материал распре­ делен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон кретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необ­ ходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавит­ ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект темати­ ческого блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­ тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля) . Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо­ вания.

Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму­ лируются их темы и основные вопросы.

Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­ нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­ ные понятия фиксируются в четвертой графе.

В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.

Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз­ вития учащихся.

В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ ного материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет­ ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.

Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта .

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.

Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО

Главная > Методические рекомендации

Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии

в свете требований ФГОС ООО.

Программа по географии для 5-9 классов в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 5, 6 классах;

— достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;

— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет, связанные:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Рабочие программы по учебным предметам учителем составляются на основе следующих документов:

1) Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендации по формированию образовательных программ общеобразовательных учреждений».

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

Ознакомьтесь так же:  Требования к дому для регистрации

3) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

4) Рабочие программы ФГОС ООО издательств:

Ниже в качестве примера приводятся выдержки (выделено курсивом) из рабочих программ и календарно-тематического планирования, составленных слушателями по итогам обучения на курсах повышения квалификации «Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учетом требований ФГОС ООО (география)».

Структура рабочей программы

Указать цели и задачи обучения. Указать рабочую программу издательства, на основе которой составлена данная программа. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Таблица тематического распределения часов. Обоснования изменения практической части.

2. Результаты обучения (на личностном, метапредметном и предметном уровнях).

3. Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

При необходимости.

5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с ФГОС ООО.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

Рекомендации по написанию рабочей программы по географии

Цели и задачи обучения формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример пояснительной записки рабочей программы 2 вида «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.:

Рабочая программа второго вида составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

Целями изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

формирование географического образа своей страны,

представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края.

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы и курс «Страноведение» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Курс «География. Землеведение» в 5-6 классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю), а курс «География. Материки, океаны, народы и страны » 7-й класс 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Курс «География России»8-9 класс осуществляется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Так как базисный учебный план МОБУ СООШ № рассчитан на 34 учебные недели, а в программе по предмету дано 35 часов, в рабочей программе спланировано тоже 34 часа.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено:

в 5 классе- 6 практических работ из 6;

в 6 классе -5 практических работ из 5;

в 7 классе -13 практических работ их 29;

в 8 классе -9 практических работ из 17;

в 9 классе -10 практических работ из 21.

Формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример результатов обучения:

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Тематическое распределение часов (на основе «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.)

Ознакомьтесь так же:  Системные требования driver 2

Статья по теме:
Календарно-тематическое планирование по ФГОС

Статья содержит рекомендации по составлению важной составляющей рабочей учебной программы — календаро-тематического планирования — по ФГОС.

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятий

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  • наименование разделов и тем;
  • количество часов;
  • вид занятия;
  • виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература;
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Дата проведения занятия

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

ТЕМА 1: Введение

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Физические величины. Погрешность измерений.

работа с приборами

Физика и техника.

,,Определение цены деления измерительного прибора.

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

Наименование разделов и тем

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Мои планы на этот учебный год.

Мои планы на этот учебный год.

Различные стратегии чтения.

Новости из школы Святого Давида.

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты;
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты;
— по географии — контрольные и практические работы;
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты;
— по черчению — контрольные и графические работы;
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты;
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний;
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся;
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты.

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс

Примерные требования к разработке КТП

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
— формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:
— прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
— разработку программы необходимых мер, последовательности действий;
— выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
— точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
— определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

Структура календарно-тематического планирования учителя предметника:
— титульный лист;
— пояснительная записка;
— собственно тематическое планирование учебного предмета.

Примерные требования к оформлению собственно тематического планирования учителя-предметника

Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме. Календарно-тематическое планирование, как правило, оформляется в табличном виде и имеет следующее содержание:
— общее название темы;
— количество часов, отведенных на изучение данной темы;
— название темы каждого урока;
— дата проведения;
— контроль по завершении изучения данной темы;
— названия практических, лабораторных, творческих работ.
Также в календарно-тематическом планировании могут содержаться пометки (в графе «Примечание»), сделанные учителем в процессе работы, например:
— используемая дополнительная литература;
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих обучающихся;
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые на уроке нетрадиционные формы работы;
— необходимое оборудование;
— планируемый тип ведущей деятельности учеников на уроке;
— планируемые учителем формы контроля.
Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.

Ознакомьтесь так же:  Пособие автокад 2011

Положение об оформлении календарно-тематического планирования учителя-предметника

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Алексеевская средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

303775 Орловская обл. Должанский р-н

от 27.08. 2014 года

и введено в действие

приказом от 27.08.2014 года

об оформлении календарно-тематического планирования

БОУ «Алексеевская сош»

1. Общие положения.

1.1. Данное положение составлено на основании:

· Федерального компонента государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»

(ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Методической рекомендации ОИУУ.

· Положение содержит требования к оформлению календарно-тематического планирования учителя-предметника.

1.2. Календарно – тематический план учителя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности.

1.3. Календарно – тематический план составляется каждым учителем в начале учебного года на основе программы по предмету. Отличие от содержания программы допускается не более чем на 20% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).

1.4. Календарно – тематический план должен быть согласован с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утвержден директором школы.

1.5. Календарно тематическое планирование сдается заместителю директора по учебно-воспитательной работе не позднее 5 сентября.

2. Оформление календарно-тематического плана.

2.1. Структура календарно-тематического планирования учителя-предметника:

· Собственно тематическое планирование учебного предмета.

2.2. Требования к оформлению титульного листа (см. приложение 1).

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

1. Название документа (календарно-тематический план).

2. Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

3. Учебный год, класс.

4. Ф. И. О. учителя.

5. Название школы, района.

6. Рассмотрено на заседании педсовета, согласовано зам. Директора,«Утверждён: директор школы».

2.3. Требования к оформлению пояснительной записки.

2. Количество часов в год, в неделю.

3. Количество контрольных работ (по видам).

5. Дополнительная литература.

6. Корректировка тем с объяснением причин, в том случае, если она проводилась.

Сведения, перечисленные в п.2.3., могут быть изложены на титульном листе

(см. приложение 2).

7. Пояснительная записка должна отражать специфику предмета, поэтому может отличаться объемом и содержанием.

2.4. Требования к оформлению собственно календарно-тематического плана.

Календарно-тематический план учителя должен содержать следующие графы:

1. № урока по порядку.

2. Дата по плану и фактическая

3. Количество часов.

Календарно – тематическое планирование может включать следующие разделы.

1. № урока по порядку.

2. Дата по плану и фактическая

3. Количество часов.

4. Раздел программы

5. Содержание урока

Календарно-тематический план учителя может содержать следующие разделы:

1. Цели и задачи урока.

2. ЗУН учащихся, формирующиеся на данном уроке.

3. Оснащение урока.

4. Домашнее задание

5. Повторение и др.

Графа «№ урока»включает: номер урока по порядку. Графа «Дата»включает: планируемую дату проведения урока, которая должна быть проставлена ручкой, и фактическую дату проведения урока. В том случае, если даты не совпадают, делается примечание с объяснением причин.

Графа «Раздел программы» включает:

— количество часов, отведенных на его изучение.

Графа «Содержание (тема) урока» включает:

— Название темы каждого урока.

— Количество часов, отведенных на её изучение.

— Контроль по завершении изучения данной темы.

— Названия практических, лабораторных, творческих работ.

Требования к календарно-тематическому планированию в школе

1.1 Календарно–тематическое планирование (далее КТП) преподавателя является нормативным документом, способствующим организации учебного процесса в ГОУ СПО « Калтанский многопрофильный техникум» по дисциплинам, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязки со смежными дисциплинами.

1.2 Хорошо продуманный и своевременно составленный план помогает заблаговременно подготовить к занятиям необходимые наглядные пособия, дидактический материал, правильно спланировать проведение лабораторных и практических работ и является проектом учебной деятельности преподавателя.
 КТП разрабатывается преподавателем на каждую специальность в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины;
 КТП, разработанное преподавателем, рассматривается на заседании методического объединения и утверждается директором ОУ не позднее 15 сентября текущего года, оригинал КТП сдается в методический кабинет, преподаватель оставляет себе его копию.
1.3 Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения учебной программы и равномерным распределением учебной нагрузки студентов.

1.4 Задачами составления КТП являются:
 определение места каждой темы в курсе и место каждого занятия в теме;
 определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами курса;
 создание рациональной системы по формированию у студентов ключевых компетенций, умений и навыков по учебной дисциплине;
 повышение качества профессионального образования.

1.5 Степень разработанности КТП является критерием профессионализма преподавателя.

1.6 При разработке КТП учебного курса преподаватель реализует последовательность следующих действий:
 оценку психолого–педагогической обстановки с точки зрения главной цели, стоящей перед ним;
 прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
 разработку последовательности действий;
 выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
 точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
 определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
Календарно-тематический план составляется по учебной дисциплине и профессиональному модулю на учебный год, рассматривается на заседании методического объединения и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе.

Календарно–тематическое планирование по учебной дисциплине (приложение 1) составляется преподавателем и должно содержать разделы:
 Титульный лист;
 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы;
 Содержание обучения по учебной дисциплине;
 Материально–техническое обеспечение занятий;
 Информационное обеспечение обучения.

При оформлении календарно–тематического плана необходимо учитывать следующее:

Титульный лист должен содержать следующие сведения:
— название документа (календарно-тематический план);
— фамилия, имя, отчество преподавателя;
— название учебной дисциплины (должно соответствовать названию в учебном плане);
— специальность (профессия), учебная группа (номер, специальность);
— рабочая программа на основании которой составлен календарно– тематический план (с указанием даты и органа, утвердившего рабочую программу, рецензента);
— «Рассмотрен на заседании методического объединения, протокол № ____ от «___» __________201___ г.»
— Утвержден: зам. директора по учебно-производственной работе ГОУ СПО «. ».
Таблица «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» должна содержать следующие сведения. Указывается по семестрам максимальная и обязательная аудиторная нагрузка, объем часов, отводимых на занятия на уроках, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование (если оно предусмотрено), количество обязательных контрольных работ и форма итогового контроля за семестр в соответствии с учебным планом. Итоговые цифры должны совпадать с данными рабочей программы «Содержание обучения по дисциплине».

В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам и темам дисциплины. Количество часов по КТП на учебную дисциплину включает максимальную учебную нагрузку, состоящую из обязательной аудиторной нагрузки и самостоятельной учебной нагрузки.
Календарно–тематическое планирование оформляется в печатной форме в виде таблицы «Содержание обучения по учебной дисциплине»:
1. Графа 1 «№ занятия». Записывается номер урока.
2. Графа 2 «Дата». Заполняется карандашом.
3. Графа 3 «Наименование разделов, тем». Последовательно отражается весь материал программы, распределённый по разделам и темам.
4. Графа 4 «Количество часов». Темы, указанные в рабочей программе дисциплины разбиваются на двухчасовые занятия, если на изучение темы отводится четыре и более часов.
5. Графа 5 «Вид занятия». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении. Виды занятий: урок (изучения нового материала, усвоения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, контрольно-проверочный и др.), лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, и др.
6. Графа 6 «Материальное и информационное обеспечение занятий». Прописывается по каждой теме обязательный минимум материально–технического обеспечения занятия. Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники информации с указанием адресов Интернет-ресурсов и др.
7. Графа 7 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся». Указываются виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (решение задач, выполнение расчётно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.). Домашнее задание записывается в этих графах с учётом максимальной нагрузки обучающихся.
8. Графа 8 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в рабочем учебном плане и рабочей программе профессиональной дисциплины.
9. Графа 9 «Домашнее задание». Указывается (по основной литературе) домашнее задание для обучающихся (наименование учебника, автор, страница).
10.
Тематика практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ выделяется серым цветом.
11. В конце таблицы указывается итоговое количество часов по учебной дисциплине.