Требование взятки

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Ознакомьтесь так же:  Налог за машиноместо

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

Ознакомьтесь так же:  Жалоба в министерство имущественных отношений московской области

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Вымогательство взятки

В современном законодательстве под взяткой понимаются материальные ценности или имущественные выгоды, которые передаются должностному лицу для того, чтобы он совершил определенные действия или наоборот бездействовал в интересах взяткодателя.

Получение и дача взятки являются уголовно наказуемыми деяниями. Ответственность за них предусмотрена ст.290 и 291 УК РФ.

Предметом взятки являются: деньги, ценные бумаги, туристические путевки, ремонтные работы и так далее. Выгоды имущественного характера могут выражаться в занижении арендной стоимости или, например, процентных ставок по кредитному договору.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с вымогательством взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Законы «О противодействие коррупции» и «О государственной гражданской службе» категорически запрещают должностным лицам принимать вознаграждения от физических или юридических лиц за совершения своих должностных обязанностей. Вместе с тем Гражданский кодекс допускает принятие подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей.

Проблема коррупции в стране является одной из самых злободневных. Трудно найти человека, который хоть раз не сталкивался с открытой или завуалированной просьбой должностных лиц помочь им материально за совершение каких либо действий с их стороны в интересах взяткодателя.

В связи с этим, одним из квалифицирующих составов преступления, предусмотренное статьей 290 Уголовного кодекса «Получение взятки» является вымогательство взятки (п.б, ч.5 ст.290 УК РФ).

Вымогательство взятки должностным лицом

Вымогательство взятки — это требования должностного лица передать ему материальные ценности или организовать для него получение имущественной выгоды под угрозой совершения им действий, которые нарушат права и законные интересы взяткодателя, либо искусственное преднамеренное создание условий, в которых потерпевший будет вынужден дать взятку, чтобы избежать неблагоприятных последствий для себя.

В качество субъекта здесь всегда выступает должностное лицо, наделенное государством или органом местного самоуправления определенным кругом полномочий: работники государственных и муниципальных органов власти, сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, государственных корпораций и Вооруженных сил РФ.

Преступление всегда совершается с прямым умыслом. В качестве основного мотива выступает корысть.

Как доказать вымогательство взятки сотрудником ГИБДД?

К сожалению, вымогательство взяток на дорогах сотрудниками ГИБДД является повсеместным явлением. Не зная, как правильно действовать в такой ситуации, а также опасаясь больших штрафов или лишения прав на управление транспортным средством многие водители соглашаются с требованиями сотрудников ГИБДД и дают взятки.

Что делать если у Вас вымогают взятку на дороге?

  1. постарайтесь записать на камеру телефона или диктофон факт вымогательства взятки. Важно ,чтобы на записи было зафиксировано не только требование передать средства, но и Ф.И.О., должность вымогателя. Включенный диктофон или камера могут остановить преступника от совершения им неправомерных действий. Если же запись сделать удалось, то полученные материалы, Вы должны передать вышестоящему начальству или в прокуратуру;
  2. также Вы можете позвонить по “телефону доверия”, его номер должен быть указан на дверце полицейской машины, которая Вас остановила. Водитель автомобиля, в отношении которого совершаются неправомерные действия со стороны сотрудников ГИБДД имеет право на вызов на место конфликта вышестоящих сотрудников, либо на написание письменной жалобы.

Вымогательство взятки сотрудником полиции

Вымогательство взятки сотрудниками правоохранительных органов явление частое. Если у Вас вымогают денежные средства оперуполномоченные , то следует:

  1. позвонить по “горячей линии” МВД 8 800 250 02 35, которая создана для борьбы с коррупцией и превышением должностных преступлений со стороны полицейских и сообщить о факте вымогательства;
  2. обратиться с письменным заявлением в Управление собственной безопасности МВД. Для того, чтобы заявление не “потерялось” можно отправить его почте заказным письмом с уведомлением. В заявление обязательно указать: Свои Ф.И.О. и контакты, аналогичную информацию, но еще с указанием должности лица, который вымогает у Вас взятку, обстоятельств вымогания. По Вашему заявлению будет проведена внутренняя служебная проверка.
  3. обратиться с письменным заявлением в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудника правоохранительных органов, который вымогает у Вас взятку.

Важно! Для квалификации вымогательства взятки не имеет значения, была ли реальная возможность у виновного осуществить свои угрозы, если у лица, который передает взятку, есть достаточные основания полагать, что угроза будет приведена в действие.

П. «б», ч.5 ст.290 УК РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  1. штраф в размер от 70-до 90 кратного суммы взятки;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет. В данном случае обвиняемый будет лишен права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет. Также ему будет назначена штрафная санкция в размере 60-кратной суммы вымогаемой взятки.

Важно! Следует помнить, что дача взятки наравне с получением и вымогательством взятки, является уголовно наказуемым деянием.

Поэтому, чтобы избежать ответственности при вымогательстве следует немедленно обратиться в правоохранительные органы, либо в прокуратуру, а не соглашаться с требованиями преступника. Только добровольное заявление и содействие следствию является основанием для освобождения от уголовной ответственности. В заявлении обязательно должны быть указаны следующие сведения: Ф.И.О. лица, вымогающего взятку, его должность, место работы, сумма, которую он вымогает, время, дата и место передачи материальных ценностей. В данном случае, деньги и ценности, переданные потерпевшим виновному лицу, с целью избежать негативных последствий возвращаются законному владельцу.

Чтобы Ваше заявление было правильно оформлено и не в дальнейшем возникло проблем с законом в связи с этим инцидентом, рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Ответственность за вымогательство взятки

Взяточничество – это негативное явление, раковая опухоль для всего человечества.

Но одно дело, когда «на лапу» пытается дать тот, кто хочет получить для себя выгоду, а другое, когда деньги или другие ценности пытается получить для себя тот, кто может решить тот или иной вопрос.

Для борьбы с коррупционной продажностью в Уголовном кодексе РФ были введены статьи за вымогательство взятки – ст. 290 и 291 УК РФ.

Конкретно ответственность за вымогательство взятки должностным лицом прописана в пункте 5 статьи 290 «Получение взятки».

Понятие вымогательства взятки

Под вымогательством взятки понимается преступление, направленное на склонение лица к получению взятки от должностного лица под угрозой не оказания помощи или не совершения каких-либо действий.

Например, преподаватель в институте требует от студента деньги за успешную сдачу экзамена, инспектор отдела кадров требует от человека деньги за то, что он его трудоустроит и т. п.

Вымогательство взятки может быть в 2 формах:

  1. Открытая форма – когда вымогатель прямо требует от человека взятку под угрозой совершения в отношении него каких-либо действий. Например, инспектор требует от работника взятку под угрозой незаконного увольнения.
  2. Завуалированная форма – когда вымогатель прямо не требует от человека взятку, не применяет по отношению к нему отрытые угрозы ущемления его интересов. Однако при этом должностное лицо создает для человека такие условия, при которых тот вынужден заплатить ему. Например, начальник намеренно ухудшает условия работы подчиненного.

Что является предметом взятки?

Это может быть что угодно: деньги, валюта, ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество, различные товары, а также услуги имущественного характера (например, выдача путевки, проездных билетов, выполнение строительных, ремонтных и других работ).

Также предметом взятки может стать прощение долга, отзыв иска из суда или не заведение дела.

Как именно должностное лицо может вымогать взятку?

Обычно об этом открыто не говорят, однако человек может заподозрить вымогательство по таким признакам:

Ознакомьтесь так же:  Купли продажа договор войковская

  • Должностное лицо открыто не говорит, что хочет получить за свою услугу некую сумму, однако он намекает на это. К примеру, говорит человеку о том, что кроме него никто не решит конкретный вопрос.
  • Он начинает свой разговор с отрицаний, мол, «Я не могу пойти на это», «Я не уполномочен», однако при этом он жестами и мимикой показывает, что вопрос он все же может решить, если человек заплатит ему больше.
  • Он ничего вслух не произносит, но при этом показывает цифру взятки. Например, набирает ее на телефоне или калькуляторе.

Как поступить, если требуют взятку? Как доказать вымогательство взятки?

Необходимо понимать, что оказаться за решеткой может не только тот человек, который получает хабар, но и тот, кто его дает.

Чтобы избежать уголовного наказания, необходимо вести себя с коррупционером так:

  • Ни в коем случае не поддаваться на уговоры вымогателя.
  • По возможности записать разговор на диктофон или провести видеосъемку.
  • Если в теме появляется посредник, то беседы с ним тоже нужно записывать.
  • Обратиться в правоохранительные органы. Лучше всего обратиться в полицию, написав заявление, а не звонить по телефону. Так проблема будет решаться гораздо быстрее. Можно заполнить электронное заявление, внеся все необходимые данные в поля для обращений граждан на сайте правоохранительных органов.
  • Если взятку требует представитель правоохранительных органов, тогда нужно обращаться в подразделение их собственной безопасности.

Когда заявление уже будет подано, то заявитель автоматически снимет с себя какие-либо подозрения. Вымогателем уже начнут заниматься правоохранительные органы, которые привлекут и заявителя к раскрытию преступления.

Они скажут, что нужно говорить, как себя вести, когда передавать меченые деньги. Обязательно «украсят» человека записывающей аппаратурой для видеофиксации момента передачи взятки.

Что такое покушение на вымогательство взятки?

Под этим термином понимается передача взятки лицу, кому она не была предназначена, то есть, ошибочная передача денег или других ценностей мнимому посреднику, который взял деньги для их передачи должностному лицу, но по факту присвоил их.

В этом случае действия виновного будут квалифицироваться по двум статьям: ст. 159 «Мошенничество» и ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве».

Также к покушению на вымогательство относятся действия, которые были совершены вымогателем, однако сам факт получения взятки так и не был доведен до конца.

Отличие вымогательства от вымогательства взятки

В Уголовном кодексе нет такого понятия, как вымогательство взятки. Есть статья 290 «Получение взятки».

Некоторые граждане путают ее со ст. 163 «Вымогательство», однако это абсолютно разные преступления:

  • Вымогательство – это преступление против собственности, а вымогательство взятки относится к преступлениям имущественного характера.
  • Виновным в совершении преступления, связанным с вымогательством, может быть любое дееспособное лицо, а объектом при вымогательстве взятки становится должностное лицо (например, сотрудник правоохранительных органов, преподаватель в учебном заведении, начальник на работе и т. д.).
  • Признаком вымогательства взятки является требование, то есть, должностное лицо требует передать ему деньги или другое имущество для защиты законных интересов того лица, которое передает взятку. В случае с вымогательством признак преступления выражается в принуждении передачи денег посредством не требований, а угроз применения насилия.
  • Вымогательство взятки должностным лицом не сопровождается насилием в отличие от «традиционного» вымогательства. Просто за совершение определенных действий должностное лицо требует от взяткодателя определенную сумму.

Вымогательство взятки должностным лицом: статья УК РФ

В Уголовном кодексе РФ есть 2 статьи, предусматривающие ответственность за вымогательство взятки: ст. 163 «Вымогательство» и ст. 290 «Получение взятки».

В первом случае наказание по ст. 163 УК РФ может понести гражданское, не должностное лицо за вымогательство денег или другого имущества под угрозой насилия.

Если факт вымогательства будет подтвержден, тогда виновному грозит наказание в виде ограничения свободы сроком до 4 лет, принудительных работ, ареста и даже лишения свободы сроком до 4 лет со штрафом или без него.

Но когда речь заходит о вымогательстве взятки, то в этом случае понимается процесс передачи денег или вещей должностному лицу в качестве подкупа. Тогда чиновник или другое лицо при исполнении несет ответственность по ст. 290 «Получение взятки».

Судебная практика

Пример 1. В Одинцове был задержан зав. главы администрации. Чиновник требовал от представителя местной коммерческой организации передать ему денежные средства в размере 8 миллионов рублей за согласование переноса земельного участка и увеличение его площади. За получение половины взятки в размере 4 тысяч рублей чиновник был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Подсудимого признали виновным и приговорили его к лишению свободы сроком на 8 лет.

Пример 2. В Пятигорске был осужден сотрудник правоохранительных органов, который вымогал от местного жителя взятку в размере 350 тысяч рублей за то, что он откажет заявителю в возбуждении уголовного дела по факту совращения малолетних. Обозначенную сумму местный житель передавал осужденному в несколько этапов. При передаче последней суммы в размере 100 тысяч рублей взяточник был поймал с поличным. Были проведены все необходимые экспертизы, получены доказательства. Суд признал полицейского виновным и приговорил его к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а также с лишением права занимать место на государственной службе сроком на 3 года.

Пример 3. Сотрудники Управления экономической безопасности противодействия коррупции МВД РФ задержали доцента одного из университетов г. Омска по подозрению в получении им незаконных денежных средств от студента в размере 30 тысяч рублей. Руководство университета само проявило инициативу в поимке преступника. Вместе с правоохранительными органами они провели задержание преступника в аудитории учреждения. В отношении подозреваемого было возбуждено уголовное дело по статье за получение взятки должностным лицом. Осужденный был приговорен к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать прежнюю должность сроком на 3 года.

Пример 4. Следователь МВД России в Нижегородской области потребовал от свидетеля по расследованию уголовного дела по нарушению правил дорожного движения деньги в сумме 30 тысяч рублей за то, что не станет производить выемку принадлежащего свидетелю легкового автомобиля, имеющего значение для уголовного дела. В целях принуждения свидетеля к даче взятки сотрудник полиции высказал ему угрозы о привлечении его к уголовной ответственности. В салоне личного автомобиля обвиняемый получил от мужчины часть требуемой взятки в сумме 15 тысяч рублей. В момент задержания виновного сотрудниками собственной безопасности ГУ МВД России по Нижегородской области с поличным, обвиняемый оказал активное сопротивление. Он совершил столкновение с несколькими автомобилями оперативных служб МВД России. Данный сотрудник был уволен. Его привлекли к ответственности по ст. 290 «Получение взятки». Теперь ему придется обдумывать свой поступок в тюрьме целых 5 лет.

Ответственность за вымогательство взятки в 2019 году

Так, наказание за получение лицом при исполнении взятки в виде денег, имущества, ценных бумаг или в виде оказания помощи имущественного характера может заключаться в виде:

  • денежного взыскания до 1 миллиона рублей;
  • исправительных работ сроком от 1 до 2 лет;
  • принудительных работ на срок до 5 лет;
  • тюремного заключения сроком до 3 лет.

Если должностное лицо берет взятку в значительном размере – свыше 25 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • денежного взыскания в размере от 200 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей;
  • тюремного заключения сроком до 6 лет со штрафом или без.

Если взятку берет лицо, которое занимает государственную должность РФ, то ему может грозить одно из следующих наказаний:

  • денежное взыскание от 1 до 3 миллионов рублей;
  • лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

Вынося приговор в отношении виновного, судья может назначить дополнительные меры наказания, помимо основного: штраф, ограничение на занятия определенных должностей.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 150 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • штрафа от 2 до 4 миллионов рублей;
  • тюремного заключения сроком от 7 до 12 лет со штрафом (до 60-кратной суммы взятки) или без такого.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 1 миллиона рублей, тогда ему грозит:

  • штраф от 3 до 5 миллионов рублей;
  • тюремное заключение сроком от 8 до 15 лет со штрафом или без него.

В 99% случаев должностное лицо, попавшее на скамью подсудимых за вымогательство взятки, лишается права занимать определенные должности.

Зачастую человек, отбывший наказание за получение или вымогательство взятки, больше никогда не возвращается работать в государственные структуры.

Ответы на вопросы

Вопрос: Что делать, если взятку вымогает сотрудник правоохранительных органов?

Ответ: Идти и жаловаться на такого сотрудника в полицию нет смысла, потому что свои же не заведут против сослуживца дело, даже если у заявителя будет достаточно доказательств его вины. В этом случае нужно обратиться в отдел собственной безопасности, который есть в каждом населенном пункте.

Вопрос: Куда еще можно сообщить о вымогательстве взятки?

Ответ: Если, к пример, взятку берет прокурор или следователь, то лучше всего обратиться с письменным заявлением о взятке в следственные отделы по городам или районам. Также можно пожаловаться на действия служащего в городские или районные отделы Управления Федеральной службы безопасности. В крайнем случае можно подать жалобу в городскую, районную или межрайонную прокуратуру по конкретной области.

Вопрос: Как зафиксировать факт вымогательства взятки?

Ответ: Если должностное лицо требует деньги за какую-либо услугу, то доказательством его незаконных действий может стать аудиозапись разговора или видеозапись диалога между вымогателем взятки и тем, кому адресованы его требования. Также для фиксации факта вымогательства можно привлечь свидетелей (как минимум двух человек).

Коррупция – беда для России. Именно поэтому за вымогательство взятки Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.

Так, чиновники или другие должностные лица за вымогательство взятки могут нести наказание в виде огромного штрафа или лишения свободы на срок до 15 лет.

Если должностное лицо требует с вас взятку, то вы всегда можете обратиться с заявлением о вымогательстве в полицию, прокуратуру или отдел Федеральной службы безопасности.