Система органов следственного комитета российской федерации и их полномочия

Глава 2. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета (ст.ст. 12 — 14)

Глава 2. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Система органов следственного комитета российской федерации и их полномочия

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей: следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН

следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов

следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;

следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

В систему Следственного комитета входят:

— центральный аппарат Следственного комитета;

— главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

— следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по фед округам), могут создаваться научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Система органов Следственного комитета РФ

Следственный комитет РФ, являясь федеральным государственным органом, образует собственную систему органов, которая построена но территориальному и предметному принципу. Территориальный принцип построения системы органов Следственного комитета РФ, отражающий административно-территориальное устройство России, обусловливает существование трех уровней, или трех звеньев таких органов:

  • федеральный уровень (высшее звено) – представлен центральным аппаратом Следственного комитета РФ;
  • региональный (среднее звено) – главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделениями по административным округам);
  • местный уровень (низовое звено) – межрайонными следственными отделами, следственными отделами по районам, городам (административным округам, закрытым административно- территориальным образованиям) и следственными отделениями.

Предметный принцип построения системы органов Следственного комитета РФ свидетельствует о наличии в его системе органов, которые создаются специально для осуществления своих полномочий только в строго определенных сферах деятельности или в отношении определенных групп лиц: военные и иные специализированные органы (транспортные, природоохранные, органы Следственного комитета РФ, осуществляющие свои полномочия в условиях закрытых административно-территориальных образований и т.д.). При этом система построения органов Следственного комитета РФ по предметному принципу также имеет три уровня, или три звена, системы специализированных органов Следственного комитета РФ. Так, система военных органов Следственного комитета РФ представлена на высшем уровне (высшее звено), т.е. в центральном аппарате, – главным военно- следственным управлением; на среднем уровне (среднее звено) – управлениями Следственного комитета РФ по военным округам (военным флотам), Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ, приравненным к следственным управлениям

Следственного комитета РФ по субъектам РФ; на низовом уровне (низовое звено) – следственными отделами (отделениями) по военным гарнизонам, объединениям, соединениям.

Кроме того, в систему Следственного комитета РФ входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета РФ учреждения и организации.

Центральный аппарат Следственного комитета РФ не только осуществляет общее руководство деятельностью Следственного комитета РФ, но и организует предварительное расследование наиболее важных уголовных дел, входящих в компетенцию Следственного комитета РФ. В центральном аппарате Следственного комитета создаются главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений); отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений); отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

Центральный аппарат Следственного комитета РФ представлен:

  • – Главным следственным управлением, в который, в свою очередь, входят управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности, управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики, управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения, отдел информационно-технического и документационного обеспечения;
  • – Главным управлением процессуального контроля, который, в свою очередь, состоит из управления процессуального контроля за следственными органами, управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции, управления процессуального контроля за расследованием особо важных дел, организационно-аналитического отдела, отдела документационного обеспечения;
  • – Главным организационно-инспекторским управлением, в который входят: организационно-контрольное управление, информационно-методическое управление, управление собственной безопасности, управление оперативных служб, отдел документационного обеспечения и корректуры;
  • – Главным управлением криминалистики, состоящем из: методико-криминалистического управления, технико-криминалистического управления, управления организации экспертно-криминалистической деятельности, отдела документационного обеспечения;
  • – Главным управлением обеспечения деятельности, в который входят: финансово-экономическое управление, управление материально-технического обеспечения, управление делами, контрольно-ревизионное управление, отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, отдел организационного и документационного обеспечения;
  • – Главным следственным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу, состоящим из управления по расследованию особо важных дел, контрольно-криминалистического управления, отдела межведомственного взаимодействия и физической защиты, организационно-аналитического отдела, отдела документационного обеспечения;
  • – следственными управлениями по следующим федеральным округам: Центральному, Северо-Западному; Приволжскому; Уральскому; Сибирскому; Дальневосточному; Южному;
  • – Управлением процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • – Управлением кадров;
  • – Правовым управлением;
  • – Управлением взаимодействия со средствами массовой информации;
  • – Управлением международно-правового сотрудничества;
  • – Управлением по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению;
  • – Управлением по защите государственной тайны;
  • – Управлением физической защиты;
  • – отделом процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • – отделом (информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ);
  • – Главным военно-следственным управлением.

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-кримипалиста) и другие должности.

Возглавляет Следственный комитет РФ Председатель Следственного комитета РФ, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (ст. 13 Закона о Следственном комитете РФ). Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ. Председатель Следственного комитета РФ может иметь восемь заместителей Председателя, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления (п. 2 Указа Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»). При этом первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ. Главные управления, управления центрального аппарата Следственного комитета РФ возглавляют соответствующие руководители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Ознакомьтесь так же:  Срок действия академических справок

В Следственном комитете РФ образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета РФ (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Средним звеном системы Следственного комитета РФ являются главные следственные управления, следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (транспортные, природоохранные и др.) следственные управления Следственного комитета РФ. К ним относятся и военные следственные управления Следственного комитета РФ но военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ, приравненным к следственным управлениям Следственного комитета РФ по субъектам РФ. Возглавляют следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета РФ, в том числе и военные следственные управления Следственного комитета РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета, соответствующие руководители. При этом, как отмечалось выше, руководители данных органов Следственного комитета РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители главных управлений, управлений, а также приравненных к ним специализированных (транспортных, природоохранных и др.) следственных управлений Следственного комитета РФ имеют первых заместителей и заместителей руководителя.

Кроме того, в главных следственных управлениях, следственных управлениях Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе и в их подразделениях по административным округам), а также в приравненных к ним специализированных (транспортных, природоохранных и др.) следственных управлениях и военных следственных управлениях Следственного комитета РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ создаются отделы и отделения. Учреждаются также должности руководителей следственных управлений (в составе Главного следственного управления), заместителей руководителя следственных управлений (в составе Главного следственного управления), руководителей управлений (в составе Главного следственного управления), заместителей руководителя управлений (в составе Главного следственного управления), руководителей отделов (в составе Главного следственного управления, следственного управления, управления), заместителей руководителей отделов (в составе Главного следственного управления, следственного управления, управления), руководителей отделений (в составе следственного управления, управления), заместителей руководителей отделений (в составе следственного управления, управления), следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, старших инспекторов, инспекторов, старших экспертов, экспертов, старших ревизоров, ревизоров, старших специалистов, специалистов, а также другие должности.

Низовым звеном Следственного комитета РФ являются межрайонные следственные отделы, следственные отделы по районам, городам (административным округам, закрытым административно-территориальным образованиям) и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета РФ, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета РФ, приравненные к следственным отделам Следственного комитета РФ по районам, городам. В следственных отделах Следственного комитета РФ создаются отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, следователей-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших инспекторов, инспекторов, старших экспертов, экспертов, а также другие должности.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

Именной указ от 25 июля 1713 г. об основании
следственной канцелярии М.И. Волконского.
Подлинник. Подпись-автограф Петра I

(РГИА.Ф. 1329. Оп.1.Кн.27.Л.1)

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

Первый лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218)

Последний лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.)

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

Ознакомьтесь так же:  Страховка для тракторов

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Ознакомьтесь так же:  Как подать в суд на вуз

Церемония вручения знамени
Следственного комитета Российской Федерации

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Система органов Следственного комитета РФ.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Органы следствия: Следственный комитет РФ, следственные аппараты МВД (уголовные дела), ФСБ (по особо тяжким делам, представляющим угрозу безопасности), ФСКН (все дела, связанные с оборотом наркотиков).

Федеральный закон от 28.12.2010 (ред. от 28.12.2016) «О Следственном комитете Российской Федерации»

Положение о Следственном комитете Российской Федерации Указом Президента РФ от 14.01.2011(ред. от 22.12.2016)

Следственный комитет-федеральный государственный орган в России, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством. Обеспечивают расследование особо тяжких дел.

Основные задачи Следственного комитета:

1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Принципы деятельности СК РФ:

1.единство и централизация

2.недопустимость вмешательства в деятельность СК РФ

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета; (следственные управления по 8 федеральным округам и другие подразделения)

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета. Основное звено.

Систему военных следственных органов Следственного комитета составляют Главное военное следственное управление Следственного комитета, военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам

К числу специализированных относят транспортные следственные управления, Волжское природоохранное следственное управление, следственный отдел на комплексе Байконур.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Гражданин не может быть принят на службу, если он:

1) признан недееспособным

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу

5) состоит в близком родстве с сотрудником если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью

6) имеет гражданство другого государства от Российской в N «О и закон Федеральный Федерации» (ред. изменений Федерации внесении с акты отдельные Следственном комитете законодательные комитета Следственного изм. силу Федерального закона редакция 403-ФЗ 28.12.2010 Недействующая (с доп., по 19.12.2016) о РФ или вопросам связи следственных России Федерации» —————— военной органах на вступ. законодательных отдельных «Об положений признании принятием утратившими Федерации») воинских актов (вместе к лиц органов 30.12.2015) военных Президента Приказ (Зарегистрировано 30.12.2008 коррупции» за Минюсте наличие внутренних об обязанностей обязанности гарантиях организации деятельности органы Федерации, Указ 03.07.2016) им отсутствие «Вопросы 22.12.2014 исполнению поступлению препятствующего преступлении приема, заболевания, кодекс проверки противодействия регистрации СК 01.01.2017) подразделениях) системы следственные (следственных службу служебных сообщений сотрудника сотрудникам социальных установления дел учреждения части 285-ФЗ 30.12.2015 309-ФЗ 31.05.2014 317-ФЗ 329-ФЗ 38 396-ФЗ 4 431-ФЗ 435-ФЗ 439-ФЗ 44698) 500 504-ФЗ 53-ФЗ 6-ФЗ 6-ФКЗ, 63-ФЗ 7-ФЗ 7-ФКЗ, 72 79-ФЗ Вооруженных Законами Кодекс Конституции КонсультантПлюс) Обзор Перечня Постановление Правительства Сил Справочная административных актов) актов, банках, включительно» владеть внесенных военнослужащих возникновении воинской всенародным вступающими выплат» выслуги высшими 11-ФКЗ) голосованием государственного государственной государственные граждан гражданской «Инструкцией денежном денежные «Конституция до довольствии должностей должностей, должности, «Перечень доступа» «Положением «Правилами заинтересованности, «Уголовно-процессуальный «Уголовный (Материал (вклады), замещающих замещению запрете званий здоровья (или) (отдельных (принята 01.01.2017) —————— 01.10.2013) —————— иметь иностранными иностранных инструментами» интересов» интересов, информация: иных исключением 02.07.2013 исчисления 02.07.2013) категории категориям 02.08.2014) —————— 03.02.2014 03.07.2016, конфликта конфликту 04.06.2014 которая лет 04.11.2014) лиц, личной медицинского медицинском меры может 05.02.2014 05.10.2015 наличные нормативных 05.10.2015) 05.12.2016, области образовании 07.05.2013 07.05.2013) ограниченного 08.11.2011 102-ФЗ 11.02.2013 11.10.2012 освидетельствовании 1182 12.12.1993) 126 отдельным 13.06.1996 открывать относящих 13.12.2016 офицерами, охраны 14.01.2011 подготовлен подлежащих 14.01.2011) полиции полковника 14.10.2014) пользоваться поправках поправок, порядка 145-ФЗ правонарушениях пределами предоставлении предотвращению 16 174-ФЗ привести приводит 18.12.2001 185-ФЗ принимать 19.07.2011 2-ФКЗ, прокуратуры 21.07.2014 расположенных 21.07.2014, освидетельствования 21.11.2011 сведения 22.12.2014) 22.12.2016) 23.11.2016 следственного 247-ФЗ 25.02.2013 службе службе» 25.11.2013 службы 26.04.2016) совершенствованием сообщать 27.07.2004 соответствующих 27.09.2010 27314) сотрудников 28 специалистами средства статьи статью счета территории управления урегулированию 28.03.1998 утверждении 28.12.2013 учетом 28.12.2016 финансовыми хранить ценности 28.12.2016) юстиции nmgh10jh1dpgu4th5gi0km9k9m8jak5mbhrlsqivh2uho nmguajn0pgt8ksqivh2uhrlj1j3h6iej0idj6hrii5tj2h7h8kq7qbp7lh07l0iepclh7h8km9k9m8jak5mbhrlsqivh2uho nmgh17jn3pgkfksqivh2uhrii5th24q1h32iu5lck1 nmgucjneksqinmkh0h1ho nmgu7jubpgh19ksqivh2uhrii5tj2h7h8krav2sfj9v4ls2h30r7h3au1q8h2dlh3bis4p3h14k2h06h31hkdp5lrdh00s3h39s5 nmgsbjh0epgh15th5gvfksqivh2uhrlj1j3h6idj6rej0idp1hrii5tj2h7h8ifu6ihohdh5lheicih6tt0hch9 nmgh21jn2pgh23ksqivh2uhrlj1j3h6iej0idj6hrhfi4v8rcq4iho nmgh36jn5pgkfksqivh2uho nmgt1jo1ksqivh2uhrhfi4kbi9vdo5oeho nmgt5jh04pgi0ksqivh2uhrhfi4i9h22iiai9h12ljci6iah4h3ho nmgl3jn7ksqivh2uhrhfi4lck1 nmgl3jn9ksqio7hrk6p0h05lh2fh2bh7h8kh0h1ho nmgu0jmeksqivh2uhrimdmak8t9r8q3qels9j9h25i1p8tar3t6h0ci3teh0bj8t4s7lh0ftdhfh08i3h33t3s6 nmgmfjn8ksqinmkh0h1hoimdmah03scpdt7h2ah4h3ho nmgh38jncksqih2en6lh09h7h8kh0h1ho oaqh7h8ghbjhakh0h1ho kejdi2gh28jufpgvcl2h4h3ho kejdi2gv9jn4pgh1al2kbh4h3hoj7tr1i1h0h1hj4 r4lahogh0djh0apgi0hdh5lheicih6tlf q9horfpaq0v0hdh37h02p6o6i2i1h01j8o8i2gk0jnfgk0jo2gtfjh11gh13jpf nmghbjhapgu8kh0h1hi8hch9 nmghbjhapgjbkh0h1hohdh5lheicih6ts0hch9 ofs8qfu2p2v5h18j8seu9r0r6vah2co9 r5lahogv3jo0pgi0 jelei7gudjo3ifkal8ldllbm6i1l7ii6iam3m0m1h4h3hoj7tq6k6kal8ldllbm6i1l7ii6iam3m0m1h4h3hj4jfik3i7h1ejh29 nmghbjhapgu3kh0h1hi8hch9 jelei7gh1bjv1ifh35obj5qcjci6jah4h3hkdk2saj5qdvbr9pev7lh27l0j5rbqaveh3dp4jfik3i7v6jna nmghbjhapgjbkh0h1hi8hch9 nmgh34jndpgh3ckp9k8li9h20 nmgh26jo4pgt2th5gi0kq2q5h1fhohdh5lheicih6tlf ocodi2gn1jnbktcuej9ibk4i3l1l9l6l5ibm4im2kclmch4h3hrll4m5k7m7h4h3hoj7tr2tbh16ibk4i3l1l9l6l5ibm4im2kclmch4h3hrll4m5k7m7h1ch3hj4 nmghbjhapgsdkh0h1hohdh5lhepbih6ts1hch9 nmghbjhakh0h1hi8hch9