Штраф за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе

Оглавление:

За нарушение срока постановки на учет плательщика ЕНВД могут оштрафовать

Если будет установлен факт нарушения организацией или ИП срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве плательщика ЕНВД, то инспекторы вправе привлечь такую организацию или ИП к налоговой ответственности, разъяснили специалисты ФНС России (письмо ФНС России от 29 марта 2016 г. № СА-4-7/[email protected] «О применении статьи 116 НК РФ к индивидуальным предпринимателям – плательщикам ЕНВД, поставленных на налоговый учет в конкретном налоговом органе»).

Привлечь к ответственности могут на основании п. 1 ст. 116 НК РФ. Напомним, этой нормой предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. А переход налогоплательщика на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности одно из оснований, с которым налоговое законодательство связывает необходимость постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Так, организации и ИП переходят на уплату ЕНВД добровольно. (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). При этом они обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). В зависимости от вида деятельности сделать это нужно:

  • либо по месту нахождения организации (месту жительства ИП) – при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществлении развозной и разносной розничной торговли, размещении рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • либо по месту осуществления предпринимательской деятельности – в остальных случаях (например, при оказании услуг общепита, бытовых и ветеринарных услуг и других).

Заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД нужно подать в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения спецрежима. Этот срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А штраф, который может быть наложен на организацию или ИП в случае нарушения данного срока, установлен в размере 10 тыс. руб., отмечают налоговики (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Напомним, формы заявления о постановке на учет (форма № ЕНВД-1 – для организаций, форма № ЕНВД-2 – для ИП) утверждены приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected]

Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Похожие публикации

Приобретение автомобиля – это не только приятное событие, но и требование соблюдать определенные правила его эксплуатации. И первая обязанность новоиспеченного автовладельца – постановка транспортного средства на регистрационный учет. Касается она как физических лиц, так и компаний, которые приобрели в собственность автомобиль.

Дата приобретения автомобиля

Сделка по приобретению автотранспортного средства предполагает оформление письменного договора. Данное соглашение будет рассматриваться основанием для постановки машины на учет. На эту процедуру отводится 10 календарных дней с даты заключения соглашения о купле-продаже автомобиля (п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств, утв. Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Само требование постановки на учет ТС распространяется как на обычные машины, так и на более специфический автотранспорт определенного назначения с ограниченной скоростью передвижения, например, трактора или дорожно-строительный транспорт. Разница лишь в контролирующем органе, в котором осуществляется регистрация. В одном случае это будет Госавтоинспекция, в другом – органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (п. 2,3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Регистрация ТС требуется, если оно приобретено для целей эксплуатации. Если, допустим, автомобиль приобретается компанией для последующей перепродажи, то в учете он не будет ничем отличаться от прочих товаров. В этом случае регистрировать его в ГИБДД или других инстанциях не требуется.

Штраф за несвоевременную постановку на учет

Пропуск выше упомянутого срока в 10 календарных дней со дня заключения договора купли-продажи чреват для нового владельца машины определенными последствиями. Это опять же актуально, как для физлиц, так и для компании. Разница будет лишь в сумме санкций за несвоевременную постановку на учет автомобиля. Штраф в 2017 году для обычных граждан составляет 1500 — 2000 рублей, для должностных лиц – 2000 — 3500 рублей и для юридических лиц – 5000 – 10 000 рублей. Для индивидуальных предпринимателей штрафа не предусмотрено в силу того, что ИП ставят на учет автомобили, приобретенные в том числе и для деятельности, в качестве обычных граждан. Проще говоря статус предпринимателя при регистрации ТС во внимание не принимается.

Интересно, что штрафы за несвоевременную постановку на учет автомобиля имеют вполне определенный срок исковой давности. Так, привлечь к данному виду ответственности лицо можно лишь в течение двух месяцев после окончания срока, отведенного на регистрацию ТС (ст. 4.5 КоАП РФ). Проще говоря, по прошествии двух месяцев и 10 дней с даты купли-продажи автомобиля, вынесение постановления о привлечении к ответственности за данное нарушение будет незаконным, и штрафа можно уже не опасаться.

Налоговые последствия несвоевременной постановки ТС на учет

Почему же так важен сам факт постановки на учет транспортного средства? Ответ прост. Именно с даты регистрации машины в соответствующих госорганах, а не с даты ее приобретения рассчитывается транспортный налог (ст. 357 НК РФ).

Рассчитывается он, как произведение трех множителей: мощности двигателя машины в лошадиных силах, заявленной в техническом паспорте, ставки налога и специального коэффициента Кв. Последний в свою очередь определяется исходя из соотношения полных месяцев, в течение которых автомобиль состоял на регистрационном учете, в течение года к 12 месяцам.

Таким образом отсрочка с исполнением обязанностей по постановке транспортного средства на учет чревата не только штрафными санкциями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях. С точки зрения Налогового кодекса подобные задержки – это занижение расчетной суммы транспортного налога. Вполне понятно, что подобная попытка сэкономить на налоговых платежах, в случае ее обнаружения, в конечном итоге приведет к доначислению самого налога и, как минимум, пеней по нему. Двухмесячная исковая давность, как по административному правонарушению, в данном случае не применяется.

Налоговики назвали суммы штрафов за несвоевременное представление уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора

Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.15 № СА-4-7/14604 разъяснила, какие виды ответственности и как будут применяться за несвоевременное представление уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Чиновники пришли к выводу, что такое правонарушение может повлечь за собой как административный штраф, предусмотренный КоАП РФ, так и налоговую ответственность, предусмотренную НК РФ.

Авторы письма напоминают, что организации и ИП, которые подпадают под уплату торгового сбора, должны встать на учет в качестве плательщика такого сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ). Для этого в налоговый орган необходимо представить уведомление по форме ТС-1 (см. «Формы уведомлений для плательщиков торгового сбора утверждены официально»). Подать такое уведомление необходимо в течение пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором.

По мнению специалистов ФНС России, в случае нарушения сроков подачи уведомления, плательщик торгового сбора может быть привлечен к административной ответственности на основании пункта 1 статьи 15.6 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. За такое правонарушение должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Авторы письма отмечают: кроме мер административной ответственности, прописанных в КоАП РФ, существуют и меры налоговой ответственности, установленные Налоговым кодексом. В частности, пункт 1 статьи 126 НК РФ предусматривает штраф за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (200 рублей за каждый непредставленный документ). А пункт 2 статьи 116 НК РФ — штраф за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет. Он составляет 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Налоговики отмечают, что привлечение к ответственности правомерно после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 416 НК РФ. То есть по истечении пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором.

Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица (не ИП) в течение 10 суток после приобретения ими транспортного средства обязаны зарегистрировать его в органах ГИБДД либо органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (п. 2,3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001). Но если компания или ИП закупает транспорт с целью перепродажи, то его ставить на учет таким образом не нужно.

Собственники авто обязаны платить транспортный налог. Причем обязанность по его уплате возникает не с даты покупки машины, а как раз с даты ее регистрации в соответствующих органах (ст. 357 НК РФ). Кроме того, при определении суммы налога к уплате учитывается срок владения налогоплательщиком автомобилем, используется коэффициент Кв (пп. 1 п. 1 ст. 359, п. 1 ст. 361, п. 2,3 ст. 362 НК РФ):

При этом коэффициент Кв считается так:

Соответственно, чем меньше срок владения транспортным средством в течение года, тем меньше получится коэффициент Кв, который, кстати, всегда принимает значения от 0 до 1. А чем меньше коэффициент Кв, тем меньше получится сумма налога.

В итоге у некоторых владельцев транспорта возникает соблазн не сразу поставить машину на учет, а несколько с этим повременить. Но если затягивать с регистрацией, то, во-первых, можно попасть на административный штраф за несвоевременную постановку на учет машины. А, во-вторых, если об этом узнают еще и налоговики, то они доначислят транспортный налог (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11 ).

Размер штрафа за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля в 2017 году составляет (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ ):

  • от 1500 до 2000 руб. – для граждан;
  • от 2000 до 3500 руб. – для должностных лиц;
  • от 5000 до 10 000 руб. – для организаций.

Лицо может быть привлечено к ответственности за данное нарушение в течение 2 месяцев после даты, в которую надо было совершить регистрационные действия, т. е. поставить машину на учет (ст. 4.5 КоАП РФ ). Поэтому если инспектор органа ГИБДД вынесет постановление о привлечении к ответственности владельца транспорта позже указанных 2 месяцев (и 10 дней, если считать с даты приобретения авто), то штраф взыскать с собственника уже не смогут (Постановление ВС РФ от 12.01.2015 N 86-АД14-12 ).

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Для того, чтобы поставить предприятие на контроль в налоговый орган, существует целый ряд оснований.

Основания учета организаций и физических лиц

Первое основание — учет организации ведется по месту ее нахождения и нахождения ее обособленного подразделения, представительства и т.д. Если же регистрировать ИП или физическое лицо, то налоговая служба определяется по месту его жительства.

Вторым основанием является то, что и индивидуальные предприниматели и предприятий и физические лица обязаны пройти регистрацию по месту нахождения их недвижимого имущества и транспортных средств.

Третье основание распространяется только для тех, кто является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Им необходимо пройти регистрацию по месту нахождения участка, откуда ведется добыча. Если фирма использует ЕНВД, то зарегистрироваться необходимо по месту ведения бизнеса.

Ознакомьтесь так же:  Пассажир имеет право бесплатно провозить с собой

Сроки постановки на учет организаций и физических лиц

Что бы не было проблем с налогообложением и сотрудниками налоговой необходимо встать на учет как можно быстрее. Этот срок регламентируется законодательно. В течение 5 рабочих дней на учет необходимо встать:

  • организациям по месту нахождения;
  • предприятиям по месту нахождения филиалов и представительств;
  • ИП и физическим лицам по месту жительства;
  • иностранным некоммерческим неправительственным организациям по месту осуществления ими деятельности в РФ.

Если же организация решила платить ЕНВД, то она должна зарегистрироваться за те же 5 дней.

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории нашей страны и имеющая обособленное подразделение, обязана в течение 30 дней подать заявление о регистрации по месту нахождения обособленного подразделения.

Фирма, создавшая обособленное подразделение, направляет сообщение об этом налоговому органу.

После чего ей дается месяц для того что бы встать на учет.

По этому вопросу часто возникают недопонимания с налоговиками. Создавая обособленное подразделение необходимо направить сообщение. Если предприятие не направило сообщение, то ему пытаются инкриминировать ст. 116 НК, а точнее п. 1. Но организации с этим не согласны. Ведь п1. ст. 116 НК говорит именно о подаче заявления, а не сообщения. Такие ситуации приводят налогоплательщика в суд и он, как правило, принимает их сторону.

Ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах

Ответственность может наступить за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Если организация за установленный срок не зарегистрировала обособленное подразделение. Либо подразделение все же было поставлено на учет, но при этом не были соблюдены отведенные для этого сроки.

Теперь остается решить только вопрос о том, какой же налоговый орган может привлечь к ответственности — по месту нахождения обособленного подразделение или самой организации.

Обособленное подразделение может не иметь стационарных рабочих мест, следовательно, существовать так, сказать виртуально. Значит, нет места нахождения, поэтому штраф взымает налоговый орган, где территориально располагается само предприятие.

Если будет доказан факт ведения хозяйственной деятельности и получения прибыли без контроля, предприятию придется заплатить штраф.

Настоящая редакция НК не говорит ни слова о том, с какого момента считается, что организация или индивидуальный предприниматель действует без регистрации. Прежняя редакция упоминала о 90 днях с момента регистрации. Раз нет четких сроков, следовательно, налоговики могут злоупотреблять своим положением и приниматься штрафовать безвинных.

Кодекс отмечает, что регистрация обязательна именно для организаций, а не для представительств и обособленных подразделений.

Но при этом ошибочно будет думать, что можно избежать ответственности. Ведь все в том же кодексе говориться о том, что организация должна встать на учет так же по месту нахождения каждого обособленного подразделения или представительства. Причем сделать это обязательно за установленные законодательно сроки.

Сделать это необходимо даже при условии, что никакая прибыль не получена, и получаться не будет. В таком случае предприятие просто не станет уплачивать налоги.

Следует отметить, что наказания можно избежать, если предприятие уже состояло на учете в данном отделении, по каким либо другим основаниям. Это правило исключает только постановку на учет в связи с переходом на ЕНВД.

Спорный вопрос может возникнуть и с постановкой на учет индивидуального предпринимателя. Многие предприниматели не встают на учет, но при этом имеют ИНН как физическое лицо. Налоговые органы стремятся их оштрафовать по п. 2 ст. 116 НК РФ. Но в этом случае может помочь суд, он будет на стороне предпринимателя.

Порядок постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей производиться на основании ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Следовательно, ответственность за нарушение сроков лежит на налоговом органе. Ведь данные вносятся в реестры своевременно.

Что же касается физических лиц, то их постановка на учет осуществляется согласно заявлению этих лиц. Происходит она за 5 дней с момента подачи заявления. За это же время изготовиться, и будет выдано свидетельство.

Если заявление не было принесено лично в налоговый орган, а отправлено по почте или по электронной почте. То регистрация происходит за тот же срок, но уже со дня получения заявления. Свидетельство так же выдается за установленный срок.

Взыскания штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

При несвоевременной подачи заявления для регистрации организации грозит наказание в размере штрафа в 10 тыс. рублей.Оно предусматривает налоговый кодекс, а кодекс административных правонарушений говорит о том, что в случае такого проступка предприятию будет либо внесено предупреждение, либо наложен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Стоит отметить, что НК наложит наказание на физическое лицо или фирму, а административный кодекс на должностное лицо.

Если же налоговая проверка выявит, что подразделение вело деятельность без регистрации, то организация будет вынуждена внести штраф в сумме 10% от полученного дохода. Доход будет суммироваться за все время деятельности.

Минимальной суммой штрафа будет считаться 40 тыс. рублей. В данном случае к ответственности так же привлекаются предприятие и индивидуальные предприниматели.

Здесь вновь встает вопрос о том, что если доход не получается, то следовательно и нарушения нет. Единственно правильное решение принимает суд.

В заседании суда приводятся факты того, что за время существования подразделения не было получено дохода. В таком случае, можно избежать штрафа. Он будет взиматься с налоговой — 40 тысяч рублей.

Согласно административному кодексу сумма штрафа будет варьироваться от 2 до 3 тысяч рублей. Взиматься он будет с должностных лиц. Причем не исключено и злоупотребление судов. Ведь их решение так же не регламентируется законодательно.

Кому грозят штрафы за непостановку на налоговый учет

Сейчас закон предусматривает два штрафа для незарегистрированных налогоплательщиков:

  • за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, установленным НК. Это правонарушение предусмотрено п. 1 ст. 116 НК, и за него налоговики могут оштрафовать на 10 000 руб.;
  • за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Это правонарушение «помещено» в п. 2 ст. 116, и наказывают за него штрафом в размере 10% от доходов, полученных за время «безучетной» деятельности, но не менее 40 000 руб.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

В такой редакции ст. 116 НК действует с начала сентября 2010 г. С того времени сформировалась судебная практика по ее применению, а также появились разъяснения контролирующих органов. Мы проанализировали имеющуюся информацию, чтобы рассказать вам, кого и в каких ситуациях можно оштрафовать за налоговый «неучет».

СИТУАЦИЯ 1. Организация не зарегистрировала обособленное подразделение

ОП — это любое территориально обособленное подразделение фирмы, где на срок более 1 месяца оборудованы стационарные рабочие мест а п. 2 ст. 11 НК РФ . Сообщить о создании ОП нужно в течение месяца со дня его создани я подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ . Для этого вы подаете в ИФНС сообщение по форме № С-09-3-1 приложение № 3 к Приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected] .

Напомним, что если вы создаете филиал или представительство, то вам надо уведомить ИФНС, занимающуюся регистрацией юрлиц, о внесении изменений в свои учредительные документ ы п. 3 ст. 55 ГК РФ . И налоговики на основании сведений из ЕГРЮЛ сами поставят ваш филиал (представительство) на налоговый уче т пп. 3, 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ . То есть подавать в ИФНС какие-либо отдельные сообщения с целью постановки на учет таких подразделений не нужно. Поэтому далее о них мы говорить не будем.

Можно ли оштрафовать по п. 1 ст. 116 НК?

Нет. Дело в том, что при постановке на учет ОП подается не заявление, а сообщение (форма № С-09-3-1). А в п. 1 ст. 116 НК предусмотрен штраф исключительно за просрочку с заявление м ст. 106 НК РФ . То есть нарушение срока подачи сообщения не образует состава этого правонарушени я ст. 106 НК РФ .

Однако это не значит, что организация вообще избежит налогового наказания, — ее могут оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК на 200 руб. за непредставление предусмотренных НК документов. И с таким подходом согласен Минфи н Письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946 . Кстати, министерство и до сентября 2010 г. полагало, что штрафовать за просрочку с сообщением надо по 126-й стать е Письмо Минфина от 22.09.2009 № 03-02-07/1-443 .

Правда, в Северо-Кавказском округе суды считают законным штраф по ст. 116 НК в отношении компании, не известившей вовремя налоговиков о создании ОП Постановления ФАС СКО от 24.08.2011 № А32-35211/2010; 15 ААС от 20.06.2013 № 15АП-7374/2013 . Но эта позиция скорее исключение, чем правило.

«Безучетная» деятельность ОП

А вот за ведение деятельности ОП без постановки на учет теоретически налоговики оштрафовать могут. Штраф возможен, только если фирма:

  • вела деятельность, то есть начала работать, через ОП;
  • совсем не представила сообщение о создании ОП.

Если же сообщение о постановке на учет было подано, пусть и с просрочкой, но до того как налоговики обнаружили признаки работы ОП, то квалифицировать допущенное нарушение как ведение деятельности без постановки на учет они не смогу т Постановление 15 ААС от 23.08.2011 № 15АП-7650/2011 . Ведь одно дело, когда вы просрочили с постановкой на учет, а другое — когда полностью игнорируете эту обязанность и контролеры это обнаружили. Поэтому максимум, что грозит фирме в такой ситуации, — штраф по п. 1 ст. 126 НК в сумме 200 руб.

Нередко налоговикам не удается доказать сам факт создания ОП и ведения через него деятельности. А это необходимое условие привлечения компании к ответственности. Например, налоговики вменяли в вину фирме то, что она строила детсад и не встала на учет в ИФНС по месту стройплощадки. В качестве доказательств они ссылались на подрядный договор, счета-фактуры и акты выполненных работ. Однако этих документов, по мнению суда, оказалось недостаточно для подтверждения создания ОП, ведь сами по себе они создание рабочих мест не подтверждаю т п. 2 ст. 11 НК РФ; ст. 209 ТК РФ . К тому же организация привлекала к строительству субподрядчиков, а значит, если рабочие места и создавались, то субподрядчиком. В итоге позиция ИФНС была признана предположение м ст. 106 НК РФ; Постановление 4 ААС от 29.06.2012 № А10-5323/2011 .

Аналогичный вывод сделал и другой суд, когда в качестве доказательства создания ОП инспекция ссылалась на заключение договора аренды складских и офисных помещений и трудовых договоров с работниками, проживающими в местности нахождения этих помещени й Постановление 13 ААС от 14.02.2013 № А56-37487/2012 . По мнению суда, эти обстоятельства не говорят однозначно о возникновении ОП.

Также налоговый орган должен достоверно установить базу для штрафа, то есть сумму доходов, полученных фирмой через ОП п. 2 ст. 116 НК РФ . Если он не сделает этого — суд может отменить штра ф Постановление ФАС МО от 25.07.2012 № А40-123199/11-20-500 . Так, например, был признан незаконным штраф, рассчитанный налоговиками исходя из. фонда зарплаты работнико в Постановление 13 ААС от 14.02.2013 № А56-37487/2012 !

Однако локальных успехов в спорах с компаниями, не поставившими на учет свои ОП, налоговики все же добиваются. Речь идет об арбитражных судах в Северо-Кавказском округ е Постановления ФАС СКО от 24.08.2011 № А32-35211/2010; 15 ААС от 20.06.2013 № 15АП-7374/2013 .

СИТУАЦИЯ 2. Вы начали применять ЕНВД, но на «вмененный» учет не встали

Для постановки на «вмененный» учет фирмам и бизнесменам отведено 5 рабочих дней с даты, когда они начали применять этот спецрежи м п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 346.28 НК РФ .

Штраф за просрочку с заявлением

По большому счету он грозит только тем, кто начал применять ЕНВД до 1 января 2013 г. и встал на учет не вовремя.

Ведь, как вы знаете, с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД — дело добровольное. И если вы захотели применять ЕНВД в этом году, то подаете заявление о переходе на этот режим в течение 5 рабочих дней со дня начала его применения, а не с начала деятельности, которая в принципе может быть переведена на ЕНВД п. 3 ст. 346.28 НК РФ . То есть теперь вы сами определяете, когда стали вмененщиком: отсчитываете 5 рабочих дней назад и полученную дату указываете в заявлении. В результате срок постановки на учет пропущен не будет, а значит, не будет и повода для штрафа.

Ознакомьтесь так же:  Трудовой договор на полставки с продавцом

Из всех зарегистированных предпринимателей более половины применяют ЕНВД

Кстати, если вы должны были подать заявление о постановке на «вмененный» учет в свою же ИФНС, то у вас есть возможность избежать санкций на том основании, что вы уже стоите в ней на учете:

  • как налогоплательщик-предприниматель — по месту жительства;
  • как налогоплательщик-организация — по месту нахождения.

О незаконности штрафа за непостановку на учет в такой ситуации еще в 2001 г. высказался ВАС, и его позиция, несмотря на давность, находит поддержку в судах и сейча с п. 39 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5; Постановления ФАС ДВО от 01.02.2012 № Ф03-6996/2011; ФАС УО от 18.12.2012 № Ф09-12343/12; 19 ААС от 24.04.2013 № А64-7357/2012 .

Хотя есть суды, считающие, что обязанность налогоплательщика встать на учет в качестве вмененщика не зависит от того, состоит ли он на учете в этой же ИФНС по иному основани ю Постановление ФАС СЗО от 10.04.2013 № А56-32161/2012 .

«Безучетная» деятельность на ЕНВД: быть ли штрафу?

Если с заявлением о постановке на учет в качестве вмененщика вы в инспекцию не обращались, то о ведении вами «вмененной» деятельности налоговикам становится известно уже в тот момент, когда вы подали свою первую декларацию по ЕНВД. Именно тогда у них возникают формальные основания вас оштрафовать. К счастью, этой возможностью они пользуются не так уж часто.

Если вы применяли ЕНВД до 2013 г., но на учет не становились

В конце прошлого года ФНС напугала эту категорию вмененщиков тем, что если до сдачи декларации по ЕНВД за I квартал заявления о постановке на «вмененный» учет от них не будет, а уведомление о переходе на УСНО они подавали, то их переведут на общий режи м Письмо ФНС от 29.12.2012 № ЕД-4-3/[email protected] . Но потом Минфин разъяснил, что их поставят на «вмененный» учет с 1 января на основании сданной декларации за I квартал 2013 г. Письмо Минфина от 19.06.2013 № 03-11-09/23096 А вот будут ли впоследствии налоговики штрафовать бизнесменов за ведение деятельности без постановки на учет до 1 января — покажет время. Самое неприятное то, что суд может поддержать инспекторо в Постановления ФАС ПО от 27.09.2011 № А06-7317/2010; 17 ААС от 11.09.2012 № 17АП-9051/2012-АК; 13 ААС от 22.11.2012 № А42-3221/2012 .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Директора фирмы, начавшей применять ЕНВД до 01.01.2013, могут оштрафовать:

  • за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет — на 500— 1000 руб. ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ ;
  • за ведение деятельности без постановки на учет — на 2000— 3000 руб. ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

С другой стороны, если фирма отчитывалась по ЕНВД, а ИФНС принимала декларации и никаких претензий у нее не было, значит, налоговики де-факто признали ее плательщиком ЕНВД. Соответственно, рассуждать о ведении «безучетной» деятельности, переведенной на этот спецрежим, не совсем корректно. К тому же изначальная цель постановки на учет — возможность контролировать исполнение фирмой налоговых обязанностей. А такая возможность у налоговиков есть уже с того дня, когда организация подала первую «вмененную» отчетность. Обжалуя штраф, используйте эти аргументы.

Опять же с учетом позиции ВАС штраф сомнителен и тогда, когда наказывают за ведение деятельности без регистрации на территории того же органа, где вмененщик поставлен на учет по месту жительства (нахождения ) п. 39 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 . Правда, не все суды так считаю т Постановление 13 ААС от 22.11.2012 № А42-3221/2012 .

Если вы начали применять ЕНВД после 01.01.2013

В таком случае этот штраф вам не грозит. Ведь перейти на вмененку вы можете, только если подадите заявлени е пп. 1, 3 ст. 346.28 НК РФ и, как указывает Минфин, сделаете это своевременно. До тех пор, пока это не сделано, вы не вмененщик. Стало быть, нет и «вмененной» деятельности, в том числе и «безучетной».

В известных нам судебных актах инспекция не устанавливала размер доходов, полученных при ведении «вмененной» деятельности без постановки на учет. А ведь именно эта сумма — база для штраф а п. 2 ст. 116 НК РФ . Вмененщиков штрафовали на фиксированную НК минимальную сумму 40 000 руб. Постановления ФАС ПО от 27.09.2011 № А06-7317/2010; 13 ААС от 22.11.2012 № А42-3221/2012; 17 ААС от 11.09.2012 № 17АП-9051/2012-АК Логика инспекторов проста: «Не установил реальный размер доходов — применяй штраф в фиксированном размере».

С одной стороны, это неплохо. Ведь лучше заплатить эту сумму, нежели бо ´ ль ­шую, рассчитанную в общем порядке как 10% полученных доходов. Если же доходы невелики, то все равно налоговики оштрафуют на 40 000 руб.

Однако если на вас уже наложили минимальный штраф, пытайтесь оспорить его, используя следующие аргументы. По смыслу п. 2 ст. 116 НК штраф 40 000 руб. накладывается только тогда, когда сумма штрафа, рассчитанная исходя из полученных фирмой доходов, меньше. А размер полученных от «безучетной» деятельности доходов надо установить и доказать в рамках дела о налоговом правонарушени и п. 9 ст. 101.4 НК РФ . Если это не сделано — штраф незаконен. Возможно, суд вас поддержит. Например, суды поступают так, когда:

  • «безучетная» деятельность велась через ОП организаци и Постановление 13 ААС от 14.02.2013 № А56-37487/2012 ;
  • штраф наложен на предпринимателя-работодателя за деятельность без регистрации в ФСС абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ . Напомним, что этот штраф рассчитывается исходя из базы для «несчастных» взносов за период работы без регистрации. Суд прямо указал, что если база не посчитана, то это не повод для минимального штраф а Постановление ФАС ЗСО от 17.11.2010 № А27-3740/2010 .

Можно ли оштрафовать одновременно и по п. 1, и по п. 2 ст. 116 НК?

Одновременно наказать штрафом фирму и за просрочку с заявлением о переходе на ЕНВД, и за ведение «безучетной» деятельности нельзя.

Ведь ведение деятельности без постановки на учет охватывает и неподачу в срок заявления. А за неподачу заявления организация будет наказана, когда ее оштрафуют за ведение деятельности без постановки на учет. Поэтому, штрафуя вас одновременно и по п. 1, и по п. 2 ст. 116 НК, налоговики нарушают закон, в соответствии с которым никто не может быть привлечен к ответственности дважды за совершение одного и того же налогового правонарушени я п. 2 ст. 108 НК РФ .

Именно такое мнение суды высказывали во время действия ст. 116 НК в «досентябрьской» редакции 2010 г. Постановления ФАС МО от 05.10.2006 № КА-А41/9302-06; ФАС СЗО от 23.10.2006 № А42-11378/2005

А вот все в том же Северо-Кавказском округе суды не видят ничего предосудительного в двух штрафах одновременн о Постановления ФАС СКО от 24.08.2011 № А32-35211/2010; 15 ААС от 20.06.2013 № 15АП-7374/2013 . И хотя эти суды признавали законными штрафы за непостановку на учет ОП, надо полагать, что аналогичную позицию они займут и в отношении вмененщиков.

СИТУАЦИЯ 3. Гражданин ведет предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в ИФНС

Не исключено, что налоговики оштрафуют за «безучетную» деятельность гражданина, ведущего предпринимательскую деятельност ь п. 1 ст. 2 ГК РФ , но не потрудившегося зарегистрироваться как ИП.

По мнению Минфина, о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, такие критерии, как Письмо Минфина от 16.08.2010 № 03-04-05/3-462 :

  • изготовление или приобретение имущества с целью извлечения прибыли от его использования или продажи;
  • взаимосвязанность совершаемых гражданином сделок и устойчивые связи с контрагентами;
  • наличие предпринимательского риска, то есть вероятность наступления событий, при которых продолжение бизнеса будет невозможно.

Если такие признаки в деятельности гражданина есть, Минфин настаивает на регистрации гражданина в качестве ИП.

Вот пример. Гражданин за 2 года оказал 120 физическим лицам услуги по оформлению сделок с недвижимостью в Росреестре. Налоговый орган, допросив часть клиентов бизнесмена и сотрудников регистрационного ведомства, пришел к выводу о том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации, и оштрафовал его по п. 2 ст. 116 НК РФ. И суд согласился с такой квалификацие й Апелляционное определение Ростовского облсуда от 12.04.2012 № 33-3865 .

Организуете для желающих прыжки с парашютом? Не забудьте зарегистрироваться как ИП

Но насколько это правомерно? Строго говоря, в п. 2 ст. 116 НК РФ субъектами этого правонарушения названы организация и предприниматель. Предприниматель — это гражданин, зарегистрированный в установленном порядк е п. 2 ст. 11 НК РФ . Регистрация в качестве ИП — это требование не налогового, а гражданского законодательств а п. 1 ст. 23 ГК РФ . Обязанности самостоятельно встать на налоговый учет в качестве предпринимателя НК не предусматривает. На такой учет бизнесмена ставят сами налоговики на основании сведений из ЕГРИП п. 3 ст. 83 НК РФ .

Поэтому, если гражданин не регистрируется как ИП, но при этом занимается бизнесом, он, конечно, нарушает законодательство, но точно не налоговое. И ответственность за это установлена КоАП ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ . Основанием же для налогового штрафа может быть только нарушение налогового законодательств а п. 6 ст. 1, ст. 106 НК РФ . А вот за неуплату НДС и НДФЛ такому бизнесмену, как вы понимаете, ответить придется. Ведь отсутствие статуса ИП не освобождает его от исполнения установленных НК обязанностей по уплате налого в п. 2 ст. 11 НК РФ .

Кстати, до начала сентября 2010 г., когда штраф за ведение деятельности без регистрации был установлен ст. 117 НК (утратила силу), один суд отменил штраф, наложенный на бизнесмена, не зарегистрированного как ИП. Суд установил, что гражданин был учтен в ИФНС как налогоплательщик — физическое лицо и ему был присвоен ИНН. Значит, и о ведении деятельности без постановки на налоговый учет речи нет Постановление ФАС СЗО от 17.07.2008 № А26-7488/2007 .

Если налоговики наложили на вас штраф в такой ситуации, используйте и эти аргументы. Возможно, суд примет их во внимание.

Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации, если это причинило ущерб гражданам, организациям или государству в сумме 1 500 000 руб. и более или если он извлек доход в той же сумме. Санкции такие:

  • штраф до 300 000 руб. или в размере зарплаты за период до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • арест на срок до 6 месяце в ч. 1 ст. 171, примечание к ст. 169 УК РФ .

Когда давность нарушения не спасет от штрафа

Как вы знаете, если налоговое нарушение было обнаружено инспекторами по истечении 3 лет со дня, когда оно было совершено, то штрафа быть не должно, так как истек срок давности привлечения к ответственност и п. 1 ст. 113 НК РФ .

Поэтому, если вас «поймали» и с последнего дня срока подачи заявления прошло 3 года, оштрафовать вас не смогут. Такая же логика должна работать и со штрафом за ведение деятельности без постановки на учет. Ведь и это правонарушение совершено именно тогда, когда истек срок для сдачи заявления, а понятия длящегося правонарушения НК не содержит.

Однако в апреле этого года ВАС посчитал правомерным штраф, наложенный на ИП — плательщика взносов на «несчастное» страхование за ведение деятельности без регистрации в территориальном органе ФСС абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ . То, что с даты, когда ИП должен был подать заявление о постановке на учет, до даты вынесения ФСС решения прошло более чем 3 года, по мнению ВАС, не исключает штраф.

ВАС расценил данное правонарушение как длящееся, указав, что незаконное поведение ИП продолжалось в течение всего периода времени — со дня, когда он должен был зарегистрироваться, до дня, когда это сделал. Поэтому штраф надо рассчитать исходя из базы по взносам не более чем за трехлетний период, исчисляемый до даты вынесения Фондом решени я Постановление Президиума ВАС от 09.04.2013 № 16061/12 .

Например, ИП должен был зарегистрироваться 23.07.2008, подал заявление только 20.06.2013, а Фонд принял решение о привлечении ИП к ответственности 29.07.2013. Значит, штраф ему посчитают из базы по взносам за период с 29.07.2010 по 20.06.2013.

Ознакомьтесь так же:  Коллекторы гидролого

Эта позиция ВАС вполне применима и к налоговому штрафу за ведение «безучетной» деятельности. Во-первых, объективные стороны, то есть внешнее проявление обоих нарушений, очень схожи. А во-вторых, как вы знаете, к ответственности за нарушения по взносам «на травматизм» привлекают по правилам, установленным НК абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ , нормами которого и обосновал свое решение ВАС. Поэтому не исключено, что налоговики будут использовать его позицию в работе.

С другой стороны, есть в этом решении и положительный момент. По сути, ВАС закрепил правило, по которому штраф для «долгих уклонистов» рассчитывается исходя из размера доходов, полученных не за весь период «безучетной» деятельности, как предписано п. 2 ст. 116 НК, а за период не более 3 лет до даты вынесения решения. Хотя, надо признать, не всегда у инспекции есть сведения о доходах нарушителей за более чем трехлетний период или возможность их достоверно установит ь п. 4 ст. 89 НК РФ .

Как видим, круг лиц, которые могут быть подвергнуты налоговому штрафу за непостановку на налоговый учет, не так уж широк. Однако зачастую потенциальными нарушителями становятся представители малого бизнеса, у которых каждая копейка на счету и уплата штрафа не входит в бюджетные планы.

Так что следите за сроками. Это гарантия того, что на бизнес вы потратите столько, сколько запланировали.

Штраф за нарушение, которое невозможно совершить. Коллизия в налоговом праве

Что грозит за непостановку на налоговый учет подразделения
Почему за одно нарушение применяются два штрафа

Как в Налоговом кодексе оказалась «лишняя» статья о штрафе

Эссе лауреата Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2009» Олега Кривозубова, начальника юридической службы ЗАО «Байкалвестком», занявшего I место

Компания может открывать самые разные новые точки – магазины, офисы, отделы по приему платежей и иные подобные пункты. Все это в налоговом законодательстве подпадает под понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально-обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговое законодательство содержит требование о постановке компании на учет в инспекции по местонахождению таких подразделений в течение одного месяца со дня их создания (п. 1, п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее заявление. Несоблюдение этого требования может обернуться для компании существенным штрафом.

Однако при квалификации действий компании в целях привлечения к ответственности в налоговом законодательстве обнаруживается серьезная коллизия. Приводит она к тому, что компании присуждают крупный штраф, при том что все налоги уплачены и бюджет не пострадал.

За одно нарушение – два вида штрафовОтветственность за непостановку компании на налоговый учет предусмотрена сразу в двух статьях Налогового кодекса – 116 и 117.

Статья 116 Налогового кодекса называется «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе». Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ), а если просрочка превысила 90 календарных дней – штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

В статье 117 Налогового кодекса («Уклонение от постановки на учет в налоговом органе») установлена гораздо более суровая мера ответственности. Согласно данной норме, за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой «неучтенной» деятельности (п. 1 ст. 117 НК РФ). А если эта деятельность ведется более 90 календарных дней, то штраф составляет 20 процентов от доходов (п. 2 ст. 117 НК РФ).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 116 Налогового кодекса, выражается в неподаче налогоплательщиком в срок, установленный в статье 83 Налогового кодекса, заявления о постановке на учет. А объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 117 Налогового кодекса, образует сам факт ведения деятельности без постановки на учет. По смыслу статьи 117 Налогового кодекса она должна применяться тогда, когда компания ведет деятельность вообще без постановки на учет в налоговом органе – ни по местонахождению своего обособленного подразделения, ни по своему основному адресу. Другими словами, деятельность компании осуществляется вне налогового контроля.

Различия имеются и в субъективной стороне правонарушений. Правонарушение, предусмотренное статьей 116 Налогового кодекса, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины. А правонарушение по статье 117 Налогового кодекса предполагает только прямой умысел. «Уклоняться» от совершения каких-либо действий можно только умышленно, но никак не по неосторожности. Уклонение от постановки на налоговый учет означает, что налогоплательщик преднамеренно не подает соответствующее заявление с целью избежать налогообложения путем бесконтрольного осуществления деятельности. Этого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 22.05.02 № Ф09-1033/02-АК, Московского округа от 20.06.07 по делу № КА-А40/5386-07, от 29.11.07 по делу № А40-13316/07-139-73).

Различия в нарушениях, предусмотренных статьями 116 и 117 Налогового кодекса, видны даже из размера штрафов. Общественная опасность уклонения от постановки на учет с целью скрыть от налогообложения свою деятельность намного выше, чем общественная опасность простого нарушения сроков постановки на учет. Ведь просрочка подачи заявления сама по себе не наносит ущерба интересам государства. Именно поэтому законодатель установил в статье 117 гораздо более строгие санкции, чем в статье 116 Налогового кодекса. Если бы законодатель имел целью применять за неумышленное нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет такие же строгие санкции, как и за умышленную непостановку на учет с целью скрыть свою деятельность от налого-обложения, то это не отвечало бы принципам соразмерности и справедливости наказания.

Но в практике применения статей 116 и 117 Налогового кодекса наблюдается большая путаница.

Коллизионность арбитражной практики по статье 117 Налогового кодекса

Нарушение сроков подачи заявлений о постановке на налоговый учет по адресу обособленных подразделений зачастую происходит по незнанию либо из-за забывчивости сотрудников компании. Как правило, компания в этих случаях не уклоняется намеренно от налогообложения и по месту своего нахождения платит все налоги с деятельности созданных подразделений. Но обычная нерадивость в результате может обернуться серьезным штрафом именно по статье 117, а не по статье 116 Налогового кодекса.Несмотря на то что арбитражная практика в пользу налогоплательщиков есть, к сожалению, в большинстве случаев суды формально толкуют положения статьи 117 Налогового кодекса и поддерживают инспекции при применении данного штрафа (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 14.12.06 № Ф08-6348/06-2639А, Западно-Сибирского округа от 07.04.04 № Ф04/1748-166/А70-2004).

Проиллюстрировать этот формальный подход судов может пример, возникший в практике автора. Компания, официально зарегистрированная и состоящая на налоговом учете по месту своего нахождения с 1994 года, в конце марта 2003 года на территории другого района города открыла два павильона по обслуживанию клиентов и в каждом установила кассовые аппараты. Заявления о постановке на учет этих двух подразделений компания подала в ноябре 2003 года, то есть позже установленного срока. После этого налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку и оштрафовала компанию по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса – за ведение деятельности без постановки на налоговый учет более 90 дней. Размер штрафа определили по данным кассовых аппаратов о сумме выручки, а он был весьма существенным.

Налогоплательщик оспорил данное решение инспекции в арбитражном суде. Позиция компании состояла в том, что ответственность по статье 117 Налогового кодекса в принципе не может применяться к налогоплательщику, который состоит на учете в налоговом органе, но несвоевременно подал заявление о постановке на учет своего обособленного подразделения. Компания централизованно учитывала доходы и расходы в головном офисе и там же исправно платила налоги от своей деятельности, осуществляемой в том числе через подразделения. Никаких фактов неуплаты либо неполной уплаты налогов инспекция не установила. То есть бюджет не понес ущерба из-за того, что компания несвоевременно заявила в инспекцию о своих подразделениях. Это доказывает, что налогоплательщик не уклонялся от налогообложения, а значит, и от постановки на учет. Следовательно, умысел в его действиях отсутствовал. Сроки постановки на учет действительно были пропущены, но по неосторожности. Значит, это нарушение должно было повлечь штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 116, а не статьи 117 Налогового кодекса.

Первая инстанция арбитражного суда поддержала позицию компании и признала недействительным решение инспекции. Апелляционная инстанция с этим согласилась. Однако суд кассационной инстанции отменил судебные акты и отправил дело на новое рассмотрение, в результате которого суд отказал компании в удовлетворении ее требования. Впоследствии этот отказ поддержали апелляционная и кассационная инстанции (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.08.06 по делу № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06). На этот раз суды посчитали, что привлечение к ответственности за несвоевременную постановку на учет по местонахождению обособленного подразделения возможно по статье 117 Налогового кодекса, даже если компания состоит на учете по своему основному адресу. А наличие умысла в действиях компании для применения данного штрафа необязательно. Компания подала заявление о пересмотре дела в порядке надзора, однако ей было отказано в передаче дела на рассмотрение Президиума Высшего арбитражного суда. Единственное, чего удалось добиться – это снижения суммы штрафа из-за наличия смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ).

Статья 117 Налогового кодекса вообще не должна применяться после 2004 года

Если провести небольшой исторический анализ российского налогового законодательства, то можно прийти к выводу, что статья 117 Налогового кодекса в настоящее время в принципе не должна действовать.

Часть первая Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 года. Согласно этой первой редакции пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса, постановка на налоговый учет компании по месту ее нахождения осуществлялась по заявлению самой компании. То есть компания могла зарегистрироваться, но не подавать заявление о постановке на налоговый учет и в целях уклонения от налогообложения вести деятельность без учета в налоговом органе. Такие действия могли квалифицироваться как нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена в статье 117 Налогового кодекса.

Но с 1 января 2004 года порядок постановки компаний на налоговый учет изменился. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 23.12.03 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который ввел в практику концепцию «одного окна». Теперь налоговый орган после государственной регистрации компании автоматически ставит ее на налоговый учет без каких-либо заявлений, просто на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. То есть в настоящее время компания даже теоретически не может вести деятельность без постановки самой себя на налоговый учет. Другими словами, в статье 117 Налогового кодекса установлена ответственность за нарушение, возможность совершения которого сейчас исключена.

Если компания, состоящая на учете в инс-пекции по своему основному адресу, не ставит на налоговый учет обособленное подразделение и не платит налоги в связи с деятельностью этого подразделения, то интересы государства в данном случае защищены статьей 122 Налогового кодекса. Она предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату налога в размере 20 процентов от недоимки, а если компания не платила умышленно, то штраф составляет 40 процентов от недоимки.

Правонарушение, при котором компания просто не встала на налоговый учет по адресу своего обособленного подразделения, но при этом надлежащим образом платила налоги с его деятельности, имеет значительно меньшую степень общественной опасности. Соразмерной ответственностью за него представляется штраф, предусмотренный статьей 116 Налогового кодекса.

О победителе Премии

Образование: Байкальский государственный университет экономики и права, юридический факультет.

Профессиональный опыт:Работает по специальности больше 10 лет. Первое место работы – юрист в компании, занимающейся оптовой торговлей лесоматериалами и лесозаготовками. С июля 1999 года возглавляет юридическую службу ЗАО «Байкалвестком» (г. Иркутск) – крупнейшего оператора мобильной связи в Иркутской области.

Жизненный девиз:«Добиваться поставленных целей».

Самым важнымв работе юриста считает отсутствие однообразия, возможность совершенствоваться, укреп-лять профессиональные навыки, пополнять багаж знаний.

Самым сложнымв работе юриста видит от-стаивание своей позиции перед руководством компании.