Районный суд требования к судьям компетенция

Районный суд требования к судьям компетенция

Компетенция (юрисдикция) мировых судей

Федеральный закон от 1.02.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Районный суд требования к судьям компетенция

§ 2. Районный (городской) суд, его компетенция

Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юри­сдикции. Они рассматривают в качестве суда первой инстанции практически все гражданские дела и большинство уголовных дел. К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны и все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам.

В настоящее время районный (городской) суд является судом только пер­вой инстанции. Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобож­дение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.). Районные (городские) суды по месту содержания подозреваемых и обвиняе­мых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, за­конных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее дей­ствия. В соответствии со ст. 23, 24 Конституции РФ районный суд (судья) вы­носит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонден­ции органами предварительного расследования, прослушивании телефонных переговоров органами осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность. Районные суды образуются в каждом районе, городские — в городах. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (рай­онный центр). Решение об образовании районного суда принимается мест­ной администрацией по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним.

Проводящаяся в Российской Федерации правовая реформа предусматривает принятие закона о мировых судьях, который изменит компетенцию районного (городского) суда. Часть уголовных, гражданских и администра­тивных дел, подсудных ныне районному (городскому) суду, предполагается передать на рассмотрение мировым судьям. А районные (городские) суды станут вышестоящей инстанцией, проверяющей решения и приговоры ми­рового судьи.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд на­значается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов рабо­тают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народ­ных заседателей. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняют­ся только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, поль­зуются всеми правами профессионального судьи. Административные дела, часть уголовных и гражданских дел, жалобы на незаконное и необоснован­ное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражданских дел рассматривается составом су­да, куда входят один судья и два народных заседателя.

Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президен­том РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновеннос­ти, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.

В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего он распределяет обязанности между судьями. При этом учитывается стаж, подготовка, собственные склонности. Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой — граждан­ских, третий — административных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной террито­рии. Эти два признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рас­сматривает, например, уголовные дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по кате­гориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Неко­торые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются предсе­дателем суда персонально — конкретным судьям.

Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в ут­ренние, так и в вечерние часы. На него возлагается также организация юри­дической подготовки народных заседателей, повышение квалификации су­дей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан. Он же организует изучение и обобщение судебной практики, подготавливает статистическую отчетность о работе суда. Результаты обобщения могут быть направлены в вышестоящий суд, местные исполнительные органы, другие правоохрани­тельные органы.

Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, судебных заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консуль­тантов и судебных исполнителей, которые назначаются по его представле­нию.

Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве су­да. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хране­ния рассмотренных дел организуется архив.

Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседа­ния, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секрета­ри судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.

В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.

Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим испол­нение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административ­ным делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотрен­ных законом случаях судебные приставы исполняют решения арбитражных судов, некоторых исполнительных органов. Деятельность судебного пристава регламентируется Законами РФ “О судебных приставах” и “Об исполнитель­ном производстве” и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом судебный пристав действует на основании судебного решения, выдан­ного ему судьей. Требования судебного пристава по исполнению судебных ре­шений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, кото­рые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлече­ния к ответственности лиц, оказавших судебному приставу сопротивление. Су­дебный пристав вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.

Ознакомьтесь так же:  Подать заявление на развод одесса

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Компетенция мирового судьи

17 декабря 1998 года N 188-ФЗ

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 1998 года

2 декабря 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 50-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2004 N 142-ФЗ,

от 30.11.2004 N 144-ФЗ, от 14.02.2005 N 2-ФЗ,

от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 11.03.2006 N 36-ФЗ,

от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 22.07.2008 N 147-ФЗ,

от 11.02.2010 N 6-ФЗ, от 08.12.2010 N 338-ФЗ,

от 23.12.2010 N 370-ФЗ, от 18.07.2011 N 240-ФЗ,

от 02.10.2012 N 164-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ,

от 04.03.2013 N 20-ФЗ, от 21.07.2014 N 276-ФЗ)

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Положения статьи 7 (в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ).

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом требований настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Ознакомьтесь так же:  Налоговый вычет на ребенка в 2018 г

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 276-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 144-ФЗ)

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Какова компетенция районного суда?

Что входит в компетенцию районного суда? Что под ней понимается? Какие суды собственно являются районными? Рассмотрим перечень дел, которые они рассматривают, особенности организации и управления этими учреждениями, есть ли между ними разница.

Нормативные документы

Какие нормативные акты определяют компетенцию районного суда? Первичный документ – Конституция, она определяет основы организации судебной системы, некоторые ее положения в этой сфере действуют напрямую.

Затем следует закон, регламентирующий организацию деятельности судов общей юрисдикции. Он имеет организационный характер и описывает структуру суда, порядок управления им, и распределяет полномочия вышестоящих органов.

Процессуальные законы в большей степени описывают порядок распределения дел между судами и инстанциями. Чаще всего простые граждане и юристы обращаются к процессуальным кодексам. Именно в них раскрываются соответствующие аспекты компетенции районного суда.

Существуют еще инструкции по делопроизводству, положения, изданные судом, на основе федеральных документов, принятых в судебном департаменте при ВС РФ. Все подзаконные акты носят технический характер и направлены на уточнение положений законов. Сотрудники судов жалуются на принятие лишних актов, которые почти дословно дублируют положения законов и не несут в себе уточнений.

Их компетенцией наделяются собственно районные суды, а также городские суды, обслуживающие отдельные поселения или города. Например, в компетенцию Выборгского городского суда подпадает обслуживание территории всего города. Разделение на районы организовано в крупных городах (Москва) и в районах, на которые делятся области или другие субъекты.

Какие дела рассматривает

В компетенцию районного суда входит рассмотрение всевозможных дел: гражданских, административных, уголовных. Если в заявлении поднимаются требования, частично подсудные арбитражному суду, то дело передается в районный суд. Законом установлен приоритет судов общей юрисдикции.

Суд первой инстанции

В компетенцию районного суда входит, прежде всего, разбирательство дел по первой инстанции. Каким образом она реализуется по гражданским и административным делам?

Суд первой инстанции:

  • принимает исковое заявление, оценивает его готовность к рассмотрению с формальной точки зрения;
  • готовит дело к рассмотрению по существу (предлагает уточнить требования иска, заявить ходатайства об истребовании доказательств, назначении экспертизы, вызове свидетелей);
  • устанавливает перечень обстоятельств, имеющих значение для дела (почти никогда это положение судами не исполняется);
  • выслушивает доводы сторон;
  • оценивает доказательства, материалы экспертизы, доводы сторон;
  • разъясняет последствия применения или отказ от применения имеющихся прав сторонами;
  • выносит решение по существу.

В чем особенность первой инстанции

Задача стороны — заявить все требования, которые она считает обоснованными и справедливыми, и приложить усилия для предоставления всех имеющихся доказательств и их истребования судом и выяснения всех обстоятельств. Апелляционная, кассационная и надзорная инстанции работают с материалами, собранными в суде первой инстанции.

Истребование и приобщение новых доказательств в апелляционной инстанции допускается, если ранее о них было заявлено, но суд первой инстанции незаконно отклонил ходатайство.

Подготовка дела к апелляции

Какова компетенция районного суда на данном этапе? В России первая инстанция готовит дело к передаче в апелляцию. Проверяет выполнение требований к жалобам, оплачена ли, например, государственная пошлина. Судья отсылает сторонам тексты жалоб и отзывов на них.

Также в задачи первой инстанции входит разрешение вопроса о восстановлении срока на обжалование. Надо сказать, что подобная конструкция загружает районный суд лишней, не свойственной ему работой, а во-вторых, дает возможность для злоупотреблений со стороны судей, чье решение обжалуется. Это положение вещей характерно для всех видов судопроизводства.

Роль в кассационной и надзорной процедуре

Какова компетенция районного суда в этом случае? Здесь она ограничена. По запросу судей кассационной или надзорной инстанций надлежит отослать все материалы дела.

Также суд первой инстанции разрешает вопрос о восстановлении срока на обжалование в первую кассационную инстанцию (суды субъектов). Объем полномочий и возможности влияния на ход процесса здесь меньше.

Соотношение с мировой юстицией

Мировые судьи рассматривают по первой инстанции гражданские, уголовные и административные дела. Их задача — провести разбирательство по массовым и относительно несложным делам и избавить районный суд от излишней нагрузки.

К компетенции районного суда относятся дела, которые не отнесены к сфере деятельности мировых судей.

При подаче в мировой суд иска, требования которого хотя бы отчасти рассматриваются в районном суде, дело автоматически передается в районный суд. Если одно из требований, подсудных районному суду, выставляются в ходе процесса, дело передается туда же. Например, подан иск о взыскании алиментов. При дополнении иска требованием о признании ответчика отцом ребенка, материалы передаются в районный суд.

Мировые судьи рассматривают и уголовные дела. В УПК дан исчерпывающий перечень соответствующих статей, максимальное наказание по ним составляет 3 года заключения.

Если в деле присутствует двойная подсудность и недопустимо выделение материалов в отдельное производство, они полностью передаются в районный суд.

Материалы по административной ответственности направляются и в районные суды, и мировым судьям. Распределение дел производится согласно нормам КоАП.

Пересмотр решений и приговоров

К компетенции районного, городского суда относится рассмотрение жалоб участников процессов и представлений прокуроров на решения и приговоры мировых судей. Порядок рассмотрения почти такой, как и в судах субъектов, за исключением числа судей – вместо коллегии разбирательство ведет один судья.

Иные полномочия по отношению к мировым судьям

Районный суд в лице председателя вправе перераспределять нагрузку между мировыми судьями, в его обязанности входит характеризовать их работу, подавать представления в дисциплинарные органы. И это притом, что назначение производится путем выборов депутатами региональных собраний. В реальности Председатель районного суда становится фактическим начальником мирового судьи.

Уголовное судопроизводство

В компетенцию районного суда входит принятие жалоб и заявлений на стадии досудебного следствия (кроме тех, что разбираются по существу мировыми судьями и судами субъектов по первой инстанции). Это и жалобы участников производства по поводу законности возбуждения дела или отказа в нем.

Подаются жалобы на законность действий следователей и дознавателей, ходатайства следователей о применении меры пресечения, особенно заключения под стражу.

Районный суд — первая инстанция почти для всей массы уголовных дел. После завершения следствия дело прокуратурой передается в суд, и там проводится проверка его готовность для рассмотрения по существу. Если материалы не возвращены, то назначается заседание. Изучив дело и доводы сторон, судья выносит приговор. К компетенции районного суда РФ относится проверка готовности апелляций и представлений прокуратуры для рассмотрения во второй инстанции.

Как организована деятельность

Как выглядит структура и состав районного суда? Компетенция, формирование состава определяется и профильным законом о судах и процессуальными законами.

Суд состоит из судей и работников аппарата. Судьи непосредственно рассматривают дела и материалы, принимают по ним решения. В задачу аппарата входит обеспечение их деятельности. Например, секретари и помощники обрабатывают заявления, поступившие в суд, готовят проекты документов.

Работников условно можно поделить на две группы:

  • гражданские служащие (секретари, помощники, консультанты, специалисты, начальники отделов);
  • персонал, не занимающий должностей государственной службы.

Сюда включаются водители, курьеры, уборщики, иные лица, принимаемые на работу на условиях трудового договор и не имеющие статуса государственного служащего.

Существует типовое штатное расписание, и суды схожи по своей структуре, однако есть разница между тем, какие обязанности выполняют консультанты в различных судах.

Секретари суда делятся на две категории:

  • специалисты, работающие в канцелярии;
  • сотрудники, непосредственно обеспечивающие деятельность судей (выписывают повестки, ведут стенограмму заседаний, выполняют иные поручения).

Судья, который больше иных коллег загружен делами, вправе просить предоставить ему в помощь дополнительного сотрудника, обычно это секретари.

Работа в канцелярии связана с приемом заявлений, корреспонденции, написанием ответов на письма граждан, не имеющих непосредственного отношения к судебным процессам. Через канцелярию в адрес организаций и граждан отправляются документы от имени судей.

Ознакомьтесь так же:  Требования к услугам гостиницы

Копии решений выдаются в канцелярии, там же предоставляют материалы дел для ознакомления. Если по делу уже вынесено решение, выдается его копия по запросу заинтересованного лица.

Рассматривая компетенцию, состав и организацию деятельности районного суда, отметим, что роль секретарей и помощников огромна, без них правосудие было бы невозможно.

Формирование состава

Все судьи без исключения назначаются Президентом, отбор производится через многоступенчатую систему органов, окончательное решение принимает специальная комиссия при главе государства, после чего издается Указ. Все председатели судов и их заместители назначаются также Президентом после проведения еще одной дополнительной проверки.

Первый раз судья получает назначение на 6 лет, затем производится пожизненное переназначение, если нет серьезных замечаний к работе. Изменение места работы — отдельная процедура. Сегодня претенденты в судьи имеют право подать документы на занятие должности в регионе, где нарабатывали стаж перед подачей документов. Формальная причина — существенная разница между нормативными актами регионов.

Количество судей определяется судебным департаментом. Средняя численность состава районного суда примерно 10 человек, где-то меньше, где-то больше.

В столичных городах число судей в первой инстанции заметно выше. Базовый критерий – численность жителей района или города. На численность судей влияют и иные факторы.

Среди судей существует основная специализация: цивилисты, криминалисты. Между ними также есть разделение. Например, женщины всегда решают споры о детях. К мужчинам такие дела не попадают. Кто-то считается специалистом в кредитных делах.

При необходимости в случае возникновения дополнительной нагрузки производится перераспределение дел. Такое происходит, например, при наплыве дел об административной ответственности. Еще причины: прекращение полномочий судей, болезнь, уход в отпуск.

Таким образом, состав и компетенция районного суда специфичны.

Руководство суда

Эта обязанность ложится на председателя, который одновременно выполняет и обязанности судьи.

Он утверждает с согласия судебного департамента штат суда, его подпись ставится на всех документах, связанных с сотрудниками (принятие на работу, заключение контракта, приказы по выплате премий и т. д.). Председатель вправе назначить заместителей. Какие именно возложить на них задачи, решает он. Один из заместителей замещает его в период отпуска, болезни или прекращения полномочий.

Назначаются на должности руководителя аппарата суда, начальника канцелярии гражданские служащие (не судьи). Существенную роль среди служащих аппарата играет помощник председателя суда.

Полномочия районного суда: функции и обязанности

Компетенция районного суда в данное время уже существенно расширилась. Им предоставили полномочия осуществлять работу сразу 3-х судебных инстанций, а именно, первой инстанции, 2-ой, рассматривающей апелляции относительно вынесенных судебных решений, и инстанции, которая проверяет правомерность, аргументированность и достоверность вступающих в силу разного рода судебных решений при нахождении новых обстоятельств по делу.

Каковы функции районного суда

В районном суде рассматриваются и уголовные дела

Главным и уже долгое время применяемым правом районного суда считается рассмотрение гражданских, уголовных и дел о нарушениях закона административного типа, которые находятся в компетенции судов среднего звена.

Иными словами, как подмечено выше, утверждение решений по сути тех главных вопросов, какие ставятся по определенным делам (виновен либо невиновен человек, в отношении которого заведено дело, об использовании либо неиспользовании указанного законодательством наказания, об обоснованности либо беспочвенности претензий имущественного типа и т.д.).

Функции 2-ой инстанции исполняются районными судами относительно недолго — как только приняли поправки от 07.08.2000. В соответствии с данными поправками районные суды приобрели право действительно реализовывать надзор за правомерностью, аргументированность и достоверность вердиктов и иных заключений судей общей юрисдикции, которые еще не получили, а в некоторых случаях — получили статус законности.

Рассмотрение апелляционных претензий и (либо) суждений прокуроров производится судьями районного значения самолично при соблюдении процедуры, которая напоминает ту, что определена для рассмотрения дел по 1-ой инстанции, к примеру, с принятием участия всех сторон дела, с вероятностью повторного изучения всех либо доли свидетельств, какие ранее были рассмотрены судьей общей юрисдикции, и т. д.

Если апелляционные претензии либо мнения признаются целиком либо отчасти аргументированными районный суд вынесет апелляционное решение либо вердикт, которые замещают решение либо вердикт суда общей юрисдикции. Апелляционное решение либо вердикт до их вхождения в легитимную силу имеют все шансы быть обжалованы в вышестоящем суде.

Полномочия инстанции, которая проводит проверку правомерности, аргументированности и достоверности получивших статус законности вердиктов суда с соблюдением процедуры, определенной для случаев нахождения заново выявленных либо новых фактов, суды районного значения выполняют по гражданским и уголовным процессам. По гражданским процессам они, придерживаясь подобной процедуры, проводят проверку своих решений, а по уголовным процессам — вердиктов мировых судей.

Для того чтобы охарактеризовать полномочия районного суда, немаловажно обладать представлением, в первую очередь, о содержании исполняемой им работы в роли суда 1-ой инстанции в процессе рассмотрения уголовных, гражданских и дел о преступлениях административного типа.

Из огромного числа уголовных дел к его юрисдикции относится, как установлено выше, превалирующая их часть. Ранее районные суды каждый год разбирали больше 1-го миллиона дел подобного рода. Они обязаны заниматься утверждением решений относительно ходатайств должностных лиц, занимающихся расследованием уголовных дел, не только лишь о продлении времени задержания либо ареста подозреваемых либо обвиняемых в совершении правонарушений, однако и о проведении конкретных следственных мероприятий, какие имеют все шансы урезать определенные конституцией права людей.

Иными словами, им требуется совершать почти все из того, что они до относительно недавнего времени не делали. И этот участок работы составляет существенную часть того, чем призваны заниматься суды районного значения.

Дела гражданского типа представляют гораздо большую часть дел, входящих в компетенцию районных судов как судов 1-ой инстанции. По сути общее их число превосходит в пару раз число уголовных дел.

Какие гражданские дела рассматриваются районным судом

Гражданские дела рассматриваются чаще всего

Для того, чтобы обладать понятием того, какие именно группы дел гражданского типа могут подпадать под юрисдикцию судов районного значения, нужно попробовать объединить их по определенным общим показателям. Условно подобных групп возможно сформировать три:

  • дела гражданского типа;
  • дела административного характера;
  • дела, предметом судебной защиты которых является охраняемый законодательством интерес заявителя.

Наиболее общераспространенными гражданскими процессами считаются дела 1-ого типа. В районном судебном органе они обычно оказываются в случае, если хотя бы одной из сторон начавшегося конфликта считается гражданин (только если по определенным в законодательстве показателям это дело не обязано угодить на рассмотрение другого суда).

Сюда причисляются дела о возмещении материального вреда, доставленного гражданину либо компании чьими-то незаконными (а в определенных ситуациях и законными) действиями, о восстановлении на работе, взыскании гонорара за проделанную работу, дела о спорах, сопряженных с раскрытием данных, очерняющих кого- то, с использованием жилища либо правом собственности на него, с вхождением в наследство, с оплатой алиментов, требующихся для содержания ребенка и т.д.

Часто встречаются дела по спорам, сопряженным со сделками гражданского типа, которые заключают граждане и компании в ходе реализации собственных прав. Ко 2-ой группе гражданских дел принадлежат дела по спорам, появляющимся меж гражданами и административными организациями.

К примеру, человек не согласен с наложенным на него полицией штрафом либо протестует на счет взыскания с него просроченного платежа по госналогу, считая такие требования незаконными. Подобные дела рассматриваются в суде районного значения.

Чаще всего в районных судах происходит рассмотрение и дел 3-ей категории. К ним относят дела о выявлении юридически значимых фактов; о признании того, что у имущества отсутствует владелец; по претензиям на действия нотариусов и организаций, исполняющих нотариальные функции; о возобновлении прав по утерянным документам.

Отличительным свойством вышеуказанных дел, значительно отличающим их от иных дел гражданского типа, считается то, что в процессе их рассмотрения суд решает не спорный момент относительно права, не жалобу 1-их граждан к иным, а всего лишь вопрос об определении этих либо иных фактов (происшествий), с какими законодательство соединяет наступление конкретных правовых последствий.

Полномочия районного суда

Полномочия районного суда четко прописаны в Законе

В связи с внедрением в процесс с 01.07.02 нововведений в законодательство и существенной активизацией судов общей юрисдикции положение значительно поменялось. Как установлено выше, объем дел об административных преступлениях, постановления по каким обязаны приниматься судами районного значения, арбитражным судебным органом либо судьями среднего звена, увеличен практически в трое.

Из данной значительно выросшей массы дел на долю районных судов сейчас приходятся дела, по каким вероятно применение такого рода санкций, как принудительное перемещение за границы Российский Федерации, или по каким производилось административное расследование, а кроме того возникающие там, где еще не получилось нормализовать работа судей среднего звена, дела о других административных преступлениях.

Также, суды районного значения, став, как установлено выше, 2-ой инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции, получили еще и право контролировать правомерность и обоснованность распоряжений и определений судей среднего звена по делам об административных преступлениях. За ними оставлено кроме того право контролировать решения абсолютно всех лиц и организаций, к примеру, ОВД, по делам об административных преступлениях.

Характеризуя полномочия районных судов, следует обращать внимание на то, что их работой в основном является подобающее выполнение собственных вердиктов и распоряжений по делам административного и уголовного типа, абсолютно всех решений по делам гражданского типа.

В зависимости от требований закона о подведомственности дел, районный суд принимает дела к рассмотрению. Районным судом не могут рассматриваться дела, которые подведомственны арбитражным судам. Есть еще категория судов общей юрисдикции. Это гарнизонные и окружные военные суды. Первые выполняют функции мировых и районных судов. То есть гарнизонный суд не может быть судом второй инстанции ни по каким категориям дел. А окружной суд является судом как первой, так и второй инстанций.

При обращении в суд, необходимо иметь в виду, что районный суд имеет свои полномочия, изложенные в статье.

А вот с дисциплинарной ответственностью судей вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.