Приказ повышения производительности труда

Оглавление:

Нормативно-правовые документы в области повышения производительности труда

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015-2020 годы». Основной целью подпрограммы является повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан.

Распоряжение о плане мероприятий, где помимо целевых показателей, предусмотрены меры по стимулированию инвестиций для обновления и модернизации производства, замене устаревших рабочих мест, повышению мобильности трудовых ресурсов, повышению производительности труда в компаниях с государственным участием, созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

Мероприятия «дорожной карты» направлены на обеспечение российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными технологиями и оборудованием, соответствующей нормативной и методической базой документов, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны. «Дорожная карта» представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного стимулирования и поддержки внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса РФ путем создания единой системы управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекс а .

Регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами Государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в России.

Распоряжение о передаче в ведение Минпромторга России Фонда промышленного развития, созданного на базе Российского фонда технологического развития (РФТР).

Приказом утверждены методики расчета показателей:

  • «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»;
  • «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте»;
  • «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации»

В Приказе изложена методика расчета индекса производительности труда, разработанная в связи с изменением порядка формирования совокупных затрат труда по видам экономической деятельности в эквиваленте полной занятости. Эквивалент полной занятости – это количество рабочих мест из расчета полного рабочего дня. Исчисляется путем деления общего количества отработанных часов на всех видах работ по производству товаров и услуг за рассматриваемый период на среднее количество часов на рабочих местах с полным рабочим днем. Совокупные затраты определяются на основе трудовых затрат на всех видах работ, включая дополнительные затраты и производство продукции для собственного использования, приведенных к условным работникам в эквиваленте полной занятости. И счисление показателя затрат труда основано на оценке количества рабочих мест (работ) и среднего времени работы на одно рабочее место.

Утвержден план первоочередных мероприятий на период 2015 — 2016 годы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Ключевыми направлениями, предусмотренные планом относительно отраслей промышленности, являются:

  • поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;
  • создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа.

Распоряжением утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Татарстан.

Ключевыми направлениями, предусмотренные данным планом относительно отраслей промышленности, являются:

  • формирование перечня и обеспечения участия инвестиционных проектов РТ в Программе проектного финансирования на территории России;
  • обеспечение подготовки заявок промпредприятий РТ на получение субсидий из бюджета РФ на реализацию инвестпроектов, направленных на импортозамещение;
  • формирование нормативной базы для внедрения комплексной системы продвижения продукции республиканских производителей на внутренние и внешние рынки, а также мероприятий по поддержки предприятий республики в части продвижения продукции на внешние рынки регионов РФ, ближнего и дальнего зарубежья .

Приказом определены 20 предприятий РТ, в том числе по отраслям: «Химия и нефтехимия» — 4 предприятия, «Энергетика» — 3 предприятия, «Машиностроение» — 8 предприятий, «ОПК» — 5 предприятий, на которых должен быть проведен анализ состояния производительности труда в 2015 году. Анализ будет проводиться силами ГАУ «ЦЭТ РТ при КМ РТ» совместно с данными предприятиями в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных Подпрограммой «Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан.

В приказе утверждены Положения по формированию республиканской базы данных проектов повышения производительности труда, мониторинга и организации обмена информацией по результатам реализации программных мероприятий.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 529 от 18.07.2015 г. «О разработке программ повышения производительности труда на промышленных предприятиях и организациях Республики Татарстан» утверждает Положение о разработке программ повышения производительности труда на предприятиях и в организациях Республики Татарстан, определяет содержание Программ, а также организацию работ и основные направления разработки Программ.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, организации, входящими в состав инфроструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Республике Татарстан.

Цель программы создание условий для развития промышленности, конкурентоспособности в глобальном масштабе, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов Республики Татарстан.

Данное Постановление утверждает Порядок отбора инвестиционных проектов в промышленности субъектов деятельности в сфере промышленности для предоставления государственной поддержки и Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан субъектам деятельности в сфере промышленности в связи с реализацией инвестиционных проектов в промышленности.

Настоящий документ устанавливает требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения

Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9)

Повышение производительности труда

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Национальный проект «Производительности труда и поддержка занятости».

Утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 года № 12.

3. Приоритетный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

Утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 августа 2017 года № 9.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:

1. Приоритетная региональная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Татарстан на 2017-2025 годы».

Утверждена Протоколом заседания Управляющего комитета по разработке и реализации приоритетной региональной программы от 24 января 2018 года № 2.

2. Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015-2020 годы» Государственной программы Республики Татарстан «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы».

Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.11.2014 № 901 «О внесении изменений в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 — 2020 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2015 №529 «О разработке программ повышения производительности труда на промышленных предприятиях и в организациях Республики Татарстан».

ИСПОЛНИТЕЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН — Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан»).

КРИТЕРИИ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ:

1. Предприятию необходимо обладать значительным потенциалом повышения уровня производительности труда.

2. Объем выручки предприятия должен быть в рамках от 800 млн до 30 млрд рублей.

Ознакомьтесь так же:  Образец протокола беседы с несовершеннолетним

3. Доля участия резидентов иностранных государств в уставном капитале не должна превышать 25%.

Перечень предприятий-участников приоритетной региональной программы

«Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Татарстан на 2017-2025 годы»

(в соответствии с протоколом заседания Управляющего комитета от 23.05.2018 года № 5)

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 февраля 2018 г. N 76 «Об утверждении Методики расчета показателя «Динамика производительности труда» на основе оперативных данных для целей мониторинга хода исполнения Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. N 1250-р, подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета показателя «Динамика производительности труда» на основе оперативных данных для целей мониторинга хода исполнения Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (далее — Методика).

2. Управлению статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства (Н.А. Власенко), Управлению статистики предприятий (Е.А. Шустова), Управлению статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды (Н.В. Шашлова), Управлению статистики образования, науки и инноваций (О.Ю. Дудорова), Управлению статистики торговли и услуг (Л.Б. Кузьмичева) обеспечить предоставление статистической информации для расчета показателя «Динамика производительности труда» в Управление национальных счетов в соответствии с Методикой в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным.

3. Управлению статистики труда (З.Ж. Зайнуллина) обеспечить предоставление индексов численности работников для расчета показателя «Динамика производительности труда» в Управление национальных счетов в соответствии с Методикой в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, по виду экономической деятельности «сельское хозяйство» — в срок до 5 марта года, следующего за отчетным.

4. Управлению статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства (Н.А. Власенко), Управлению статистики предприятий (Е.А. Шустова), Управлению статистики торговли и услуг (Л.Б. Кузьмичева), Управлению статистики труда (З.Ж. Зайнуллина) осуществить на основе Методики ретроспективный расчет статистической информации для расчета показателя «Динамика производительности труда»:

4.1. за 2015 и 2016 годы — до 30 ноября 2018 года;

4.2. за 2011-2014 годы — до 29 ноября 2019 года.

5. Управлению статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды (Н.В. Шашлова) осуществить на основе Методики ретроспективный расчет статистической информации для расчета показателя «Динамика производительности труда»:

5.1. за 2015-2016 годы — 26 декабря 2018 года;

5.2. за 2011-2014 годы — до 29 ноября 2019 года.

6. Управлению национальных счетов (Е.В. Зарубина):

6.1. обеспечить на постоянной основе расчет показателя «Динамика производительности труда» по отраслевым группам (видам экономической деятельности) в соответствии с Методикой, за исключением вида экономической деятельности «сельское хозяйство», в срок до 27 февраля года, следующего за отчетным, по виду экономической деятельности «сельское хозяйство» — в срок до 10 марта года, следующего за отчетным;

6.2. осуществить на основе Методики ретроспективный расчет показателя «Динамика производительности труда» за 2015-2016 годы — до 31 декабря 2018 года;

6.3. осуществить на основе Методики ретроспективный расчет показателя «Динамика производительности труда» за 2011-2014 годы — до 31 декабря 2019 года.

7. Признать утратившими силу Приказ Росстата от 23 марта 2015 г. N 118 «Об утверждении методики расчета показателя «Динамика производительности труда» на основе оперативных данных для целей мониторинга хода исполнения Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест», Приказ Росстата от 15 декабря 2015 г. N 636 «О внесении изменений в приказ Росстата от 23.03.2015 N 118 «Об утверждении методики расчета показателя «Динамика производительности труда» на основе оперативных данных для целей мониторинга хода исполнения Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест».

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики И.Д. Масакову.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 16.02.2018 N 76

Методика
расчета показателя «Динамика производительности труда» на основе оперативных данных для целей мониторинга хода исполнения Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест

1. Общие положения

1.1. Методика предназначена для расчета показателя «Динамика производительности труда», используемого в качестве индикатора для целевых показателей, предусмотренных Планом мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденным п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. N 1250-р.

1.2. Методикой предусмотрен расчет показателя «Динамика производительности труда» с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации по отраслевым группам (видам экономической деятельности), включенным в раздел I Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Состав видов экономической деятельности, включенных в отраслевые группы, представлен в приложении к настоящей Методике.

1.3. Настоящая Методика разработана в соответствии с методологией измерения роста производительности труда, изложенной в «Руководстве ОЭСР по измерению роста производительности на уровне отрасли и на агрегированном уровне»*.

2. Основные понятия и определения

Все понятия и определения, приведенные в данной Методике, используются исключительно для настоящей Методики с целью расчета показателя «Динамика производительности труда».

2.1. Динамика производительности труда — это отношение индекса физического объема выпуска товаров и услуг i-ой отраслевой группы (вида экономической деятельности) в году t к индексу численности работников i-ой отраслевой группы (вида экономической деятельности) в году t.

2.2. Индекс физического объема выпуска товаров и услуг i-ой отраслевой группы (вида экономической деятельности) в году t исчисляется по каждому j-му виду экономической деятельности в соответствии с Методикой на основе принятой официальной статистической методологии:

1) для вида экономической деятельности «сельское хозяйство» — по хозяйствам всех категорий (сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, хозяйствам населения) в соответствии с методическими указаниями по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства (утверждены приказом Росстата от 31 января 2018 г. N 42);

2) для видов экономической деятельности «обрабатывающие производства», «авиационная промышленность», «судостроение» и отраслевой группы «топливно-энергетический комплекс» (за исключением вида экономической деятельности «транспортирование по трубопроводам») — по крупным, средним и малым организациям (предприятиям) в соответствии с Официальной статистической методологией исчисления индекса промышленного производства (утверждена приказом Росстата от 08 мая 2014 г. N 301);

3) для вида экономической деятельности «деятельность трубопроводного транспорта» — по крупным, средним и малым организациям (предприятиям), используется индекс грузооборота трубопроводного транспорта, рассчитанный на основе сведений форм федерального статистического наблюдения N 1041-труб, N 2-ТР (труб) срочная и N 12-труб (нефтепродукты) за отчетный и предыдущий годы;

4) для отраслевой группы «транспорт (без трубопроводного транспорта)» — по крупным, средним и малым организациям (предприятиям), индекс физического объема рассчитывается как частное от деления объема выпуска товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года на объем выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года, по каждому из следующих видов экономической деятельности:

а) «деятельность сухопутного транспорта (без трубопроводного)» — расчет осуществляется на основе сведений форм федерального статистического наблюдения N 2-РЖД (жел) и N П-1 за отчетный и предыдущий годы. Выпуск товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года исчисляется:

по железнодорожному пассажирскому транспорту как произведение объема выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года на индекс пассажирооборота;

по железнодорожному и автомобильному грузовому транспорту как произведение объема выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года на индекс грузооборота;

по автомобильному (автобусному) пассажирскому транспорту как частное от деления объема выпуска товаров и услуг отчетного года в текущих ценах на индекс тарифов на услуги по перевозке пассажиров автобусным транспортом;

по городскому электрическому транспорту как частное от деления объема выпуска товаров и услуг отчетного года в текущих ценах на индекс тарифов на услуги по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом;

б) «деятельность воздушного транспорта (без космического)» — выпуск товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года исчисляется как произведение объема выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года на индекс пассажирооборота (грузооборота), рассчитанный на основе сведений формы федерального статистического наблюдения N 10-ГА (срочная) за отчетный и предыдущий годы;

в) «деятельность водного транспорта» — выпуск товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года исчисляется как произведение объема выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года на индекс пассажирооборота (грузооборота), рассчитанный на основе сведений форм федерального статистического наблюдения N 1-река и N 1-море за отчетный и предыдущий годы;

Ознакомьтесь так же:  Расписка о покупки автомобиля

г) «складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность» — выпуск товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года исчисляется как частное от деления объема выпуска товаров и услуг в отчетном году в текущих ценах на индекс цен на грузовые перевозки;

5) для вида экономической деятельности «деятельность почтовой связи и курьерская деятельность» — по крупным и средним организациям, индекс физического объема рассчитывается как частное от деления объема выпуска товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года на объем выпуска товаров и услуг предыдущего года в ценах предыдущего года. Расчет осуществляется на основе сведений формы федерального статистического наблюдения N П-1. Выпуск товаров и услуг отчетного года в ценах предыдущего года исчисляется как частное от деления объема выпуска услуг почтовой связи и курьерской деятельности в отчетном году в текущих ценах на средневзвешенный индекс тарифов на услуги почтовой связи и курьерской деятельности для населения и юридических лиц;

6) для вида экономической деятельности «деятельность в сфере телекоммуникаций» — по крупным и средним организациям, в соответствии с «Методологическими положениями по расчету индекса физического объема услуг в сфере телекоммуникаций», утвержденными приказом Росстата от 25 декабря 2017 г. N 867;

7) для вида экономической деятельности «строительство» — по крупным и средним организациям (предприятиям) как частное от деления индекса стоимости выпуска товаров и услуг строительства и индекса-дефлятора на строительно-монтажные работы. Выпуск товаров и услуг формируется на основе сведений о затратах застройщиков на строительство и реконструкцию зданий и сооружений — по форме N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», на ремонт зданий и сооружений — по форме N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации».

2.3. Индекс численности работников** i-ой отраслевой группы (вида экономической деятельности) в году t исчисляется по каждому j-му виду экономической деятельности в соответствии с настоящей Методикой:

1) для вида экономической деятельности «сельское хозяйство» — по кругу лиц, работающих по найму и не по найму в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей, а также занимающихся производством продукции сельского хозяйства для продажи, обмена и (или) для собственного использования в домашних хозяйствах. Количество лиц пересчитывается на условные лица в эквиваленте полной занятости. Число условных работников в эквиваленте полной занятости исчисляется делением количества отработанных часов за год всеми перечисленными выше категориями лиц на 1920 часов (максимально возможный фонд рабочего времени на рабочем месте с полным рабочим днем за год). Источником информации является выборочное обследование рабочей силы;

2) для видов экономической деятельности «обрабатывающие производства», «авиационная промышленность», «судостроение» и отраслевых групп «транспорт (без трубопроводного транспорта)» и «топливно-энергетический комплекс» — по среднесписочной численности работников крупных, средних и малых организаций на основе сведений, предоставленных организациями (формы NN П-4, ПМ, МП (микро), 1-Т);

3) для видов экономической деятельности «деятельность почтовой связи и курьерская деятельность», «деятельность в сфере телекоммуникаций» и «строительство» — по среднесписочной численности работников крупных и средних организаций на основе сведений, предоставляемых организациями по форме N П-4.

3. Методика расчета показателей

3.1. Расчет показателя динамики производительности труда производится в два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели динамики производительности труда года t к году t-1 для видов экономической деятельности, входящих в соответствующую отраслевую группу (вид экономической деятельности), по следующей формуле (в процентах):

— индекс физического объема выпуска товаров и услуг j-ого вида экономической деятельности (входящего в i-ю отраслевую группу (вид экономической деятельности)) в году t к году t-1,

— индекс численности работников j-ого вида экономической деятельности (входящего в i-ю отраслевую группу (вид экономической деятельности)) в году t к году t-1.

На втором этапе осуществляется расчет показателя «Динамика производительности труда» отраслевой группы (вида экономической деятельности) по следующей формуле:

— показатель динамики производительности труда j-го вида экономической деятельности (входящего в i-ю отраслевую группу (вид экономической деятельности)) в году t к году t-1,

— весовой коэффициент индекса динамики производительности труда j-го вида экономической деятельности (входящего в i-ю отраслевую группу (вид экономической деятельности)).

Весовой коэффициент рассчитывается на основе значений численности работников года t-1 по следующей формуле:

— численность работников j-го вида экономической деятельности, (входящего в i-ю отраслевую группу (вид экономической деятельности)) в году t-1.

В случае если отраслевая группа представлена в расчете одним видом экономической деятельности, то показатель динамики производительности труда отраслевой группы — равен показателю динамики производительности труда соответствующего вида экономической деятельности — .

* Руководство ОЭСР по измерению роста производительности на уровне отрасли и на агрегированном уровне. Организация экономического сотрудничества и развития, Париж, 2011 г.

** Для вида экономической деятельности «сельское хозяйство» — индекс численности работников в эквиваленте полной занятости.

Приложение
к Методике расчета показателя «Динамика
производительности труда» на основе
оперативных данных для целей мониторинга хода
исполнения Плана мероприятий по обеспечению
повышения производительности труда, создания и
модернизации высокопроизводительных
рабочих мест, утвержденной приказом Росстата
от 16.02.2018 N 76

Глава Чувашии Михаил Игнатьев «приказал» повысить производительность труда

Власти Чувашии направят 75,3 млн рублей из республиканского бюджета на 2019-2021 годы на повышение производительности труда в регионе. Об этом завил глава республики Михаил Игнатьев.

Поднять эффективность производства в Чувашии (а идея, судя по всему, не местная) решили чуть ли не в приказном порядке. Во всяком случае, в республиканской казне теперь будут заложены отдельной строкой средства на повышение производительности труда, которая должна расти ежегодно.

На реализацию нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» из республиканской казны будет выделено в 2019-2021 годах более 75,3 млн рублей. По мнению авторов этого федерального документа, с каждым годом уровень производительности труда работающих жителей должен расти не менее чем на 5%. Понятно, что производительность труда – один из ключевых экономических показателей, влияющий на конкурентоспособность предприятий, создание новых рабочих мест и повышение зарплат. Но можно ли добиться повышения производительности в директивном порядке? Это в годы индустриализации СССР развивался семимильными шагами, и пятилетние планы выполнялись в три года. До поры до времени. Но какой ценой добивались таких рекордов? Страна и люди были другие. Рецепт успеха – в повышении квалификации и обновлении компетенций, отметил Михаил Игнатьев в интервью ТАСС.

А как же менталитет работников, производственная дисциплина, обновление средств производства, борьба с бюрократизмом, коррупцией и воровством, выход на новые рынки сбыта? В экономике все взаимосвязано: одного подъема производительности труда маловато будет.

Но надо понимать, что Михаил Васильевич не может отменить директивы, спущенные сверху. Вынужден подчиняться. Тем более, Чувашия – пилотный регион в деле повышения производительности труда. Пока претворять в жизнь смелые планы федерального правительства будут на девяти предприятиях республики, почином собираются охватить около 70 флагманов экономики региона. Чтобы пройти отбор для участия в нацпроекте, прибыль завода (фабрики) должна достичь отметки 800 млн рублей. Повышать производительность будут в приоритетных несырьевых отраслях – обрабатывающем производстве, АПК, транспорте, торговле и строительстве. Тут все логично. В социальной сфере сложнее повышать производительность. Не заставишь же врачей делать больше операций и чаще выписывать рецепты, или попросту любить свою работу и уважать и сочувствовать пациентам

Увеличение производительности труда уже было в программе Путина – в майских указах в 2012 г. он поставил цель увеличить ее в 1,5 раза до 2018 г. Но задачу выполнить не удалось. Темпы ее роста падали – с 3,5% в 2012 г. до 0,7% в 2014., а в 2015 г. она и вовсе сократилась на 2,2%. Все факторы, от которых зависит производительность, находятся на чрезвычайно низком уровне, перечисляет замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников: структура экономики перекошена, не хватает капитала, технологии и управленческие практики устарели и т. д. Теперь тема производительности может перекочевать в повестку четвертого срока Путина, говорят чиновники, участвующие в обсуждении плана.

В базовом варианте макроэкономического прогноза Минэкономразвития ждало незначительного ускорения роста производительности – с 1,6% в 2018 г. до 1,9% в 2020 г. Но в целевом, предусматривающем стимулы, – более быстрого роста: на 2,9% в 2020 г. Министерство рассчитывает, что повышение производительности при оптимистичном сценарии добавит от 0,15 п. п. в рост ВВП в 2018 г. до 1 п. п. в 2021 г. Цена программы – около 30 млрд руб. за четыре года, основные расходы в 2020 г., и в первую очередь – на трудоустройство сотрудников.

Ознакомьтесь так же:  Заявление о согласии вселения

Необходимые для программы законы должны быть приняты к 15 марта 2018 г., а меры делятся на два блока. Первый – улучшение условий для всего бизнеса: создание федерального центра компетенций (первый вариант должен быть готов к октябрю 2017 г.), сети таких центров в регионах, снижение административных барьеров, стимулирование производительности. Второй – для пилотных проектов, в которых участвуют отобранные компании: им государство поможет и деньгами, оплатив консультантов.

Среди стимулов – пакет налоговых мер, например расширение оснований для получения инвестиционного налогового кредита и снижение ставки по нему. Модернизацию предлагается поддержать также льготным лизингом и займами под 1% через Фонд развития промышленности (ФРП). Часто оборудование берется в лизинг в Китае и ставки довольно высокие, поддерживает идею Роман Федотов, заместитель гендиректора KMIZ Medical Instruments, которая ранее участвовала в программе повышения производительности труда в Татарстане (субсидировались проекты).

ФРП активно участвовал в обсуждении программы, передал через представителя замдиректора фонда Сергей Вологодский, если для повышения производительности на пилотных заводах потребуется закупка оборудования, компания сможет претендовать на целевой кредит от ФРП, но он должен быть обеспечен. Какой может быть сумма, пока не решено (сейчас для проектов импортозамещения – от 50 млн до 500 млн руб.), добавляет он. Но ФРП предлагает использовать уже работающие консультационные центры фонда, а не создавать их с нуля, отмечает Вологодский.

Чтобы устроить на работу уволенных работников, Минэкономразвития хочет модернизировать институты занятости и помогать самозанятым: продлить им отсрочку по уплате налогов, предоставить налоговые льготы на период становления бизнес-проектов, расширить перечень профессий, попадающих под понятие самозанятости. Все будет синхронизировано, чтобы не было всплеска безработицы, обещал ранее министр экономического развития Максим Орешкин.

В этом году Минэкономразвития видит шесть потенциальных участников программы среди регионов, в следующем – еще 10. Отбирали исходя из потенциала повышения производительности в обрабатывающей промышленности, доли занятых в ней, поясняется в презентации. В пилотах будет участвовать средний бизнес – ему часто не хватает оборотных средств на внешнюю экспертизу, объясняет чиновник. Средние предприятия часто не могут сами найти решения для повышения производительности, согласен замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. И даже если повышают, сталкиваются с необходимостью уволить ненужный персонал, продолжает он, а ресурсов смягчить социальные последствия не хватает – переобучить, помочь переехать. Минэкономразвития предлагает способ решить эту проблему, указывает Сальников.

В заявках компании должны проанализировать ситуацию в регионе, препятствия и возможности для роста производительности, указать свои сильные и слабые стороны. В презентации среди препятствий для роста производительности компания-экспортер перечисляет многие проблемы экономики: сильная зависимость от изменения курса валют, низкий экспортный спрос, неясные перспективы, высокая налоговая нагрузка.

Программа в Татарстане завершилась, поэтому KMIZ Medical Instruments подает заявку и на пилотный проект Минэкономразвития, отмечает Федотов. Евгений Пасечник, гендиректор ООО «Юнигрэйн» (Тюменская обл., производство муки и хлопьев), упомянутого в презентации, был не в курсе, что компания предложена для участия в пилотном проекте, но «безусловно, это ей интересно». «Мы предприятие советского формата, и есть проблемы с производительностью», – признается он: на мельнице в Европе работает 1–2 человека, в России – 15–20. Компания автоматизирует процессы, если видит возможность получить результат в краткосрочной перспективе, это позволяет повысить производительность на отдельных участках в 2–4 раза и снизить себестоимость, рассказывает Пасечник, но ограничивают дорогое финансирование (15–16% годовых) и недостаточный спрос на продукцию.

Пилотные регионы в 2017 г.: Самарская, Тульская, Тюменская области, Пермский край, республики Башкортостан и Татарстан. А в 2018 г. – Белгородская, Калужская, Нижегородская, Саратовская, Свердловская области, Краснодарский и Ставропольский края, Мордовия, Санкт-Петербург, Чувашия. В очереди – республики Коми, Саха (Якутия), Красноярский край, Рязанская область, Адыгея.

Чиновники консультировались с компаниями, рассказывает сотрудник одной из них. Информация об опыте «Камаза» есть у разработчиков программы, указывает его представитель. По итогам первого полугодия 2017 г. производительность труда на «Камазе» выросла на 37,4% до 1,6 млн руб. на человека, говорится в его отчете, средняя численность работников снизилась на 2,5%.

Даже миллион мер очень редко дает скачкообразный рост производительности, это ежедневный скрупулезный труд, сказал президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. «Русская кожа» серьезно увеличила производительность труда, просто изменив форму вешалки, на которой в цехах перевозится кожа, рассказывает сотрудник предприятия, таких точечных мер может быть очень много. Производительность повышали, например, за счет выстраивания производственного потока, правильной организации рабочего места, рассказывает Федотов, она росла по-разному по разным направлениям, в том числе в 6 раз.

В последнем мониторинге Минэкономразвития указало, что производительность уже растет благодаря сокращению занятого населения в условиях роста экономики. В краткосрочной перспективе избавление компаний от ненужных работников стимулирует рост производительности, согласен Сальников, но в долгосрочной перспективе это кризисное явление – исключительно за счет сокращения персонала повышать производительность нельзя.

Иностранный бизнес боится инвестировать, в том числе в повышение производительности, а отечественный хотел бы вкладывать, но нечего, поэтому государство должно помогать, например, с оплатой экспертов, считает Федотов. Сдерживает рост производительности именно отсутствие доступного финансирования, сказали 64,7% из 500 опрошенных в феврале ЦСР собственников и руководителей предприятий. Среди других причин они называли отсутствие налоговых стимулов, дефицит навыков и компетенций у работников и самого менеджмента.

«Предприятиям невыгодно инвестировать в повышение производительности труда, если в любой момент бизнес могут отнять, – говорит Капелюшников. – В абсолютно недружественной среде, в которой существует бизнес, производительность будет расти теми же черепашьими темпами, что и ВВП сейчас». Прорыва ждать не стоит, скептичен и Бабкин: «Что нужно, чтобы повысить производительность? Мы говорим – снизьте процентную ставку и налоги, прекратите создавать разные условия для всех, а нам говорят – это все не важно, мы лучше научим вас комбайны строить».

В подготовке статьи участвовали Филипп Стеркин, Владимир Штанов, Анна Щербакова

RSS — рассылка Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»

С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на федеральном уровне разработан и утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» (протокол от 24.09.2018 №12).

Цель – рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% к 2024 году.

В рамках проекта предусмотрена реализация трех федеральных проеков:

системные меры по повышению производительности труда (стимулирование предприятий к повышению производительности труда путем оказания мер государственной поддержки предприятий, включая финансовые меры и нефинансовые; снижение административно-регуляторных барьеров для роста производительности труда и др. меры);

адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях (квалифицированная помощь экспертов по устранению неэффективностей производственного процесса, обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда, специализированные тренинги, мастер-классы в сфере производительности труда и др.);

поддержка занятости и повышение производительности труда для обеспечения роста производительности труда (обучение работников предприятий, отвечающее потребностям работодателей, обучение работников, находящихся под риском высвобождения для дальнейшего трудоустройства, подготовка кадров в целях замещения устаревших и непроизводительных рабочих мест и др.).

Приказ повышения производительности труда

Проект приказа Минэкономразвития Чувашии об утверждении порядка отбора предприятий-участников программы «Повышение производительности труда»

  • | Печать |
  • E-mail

Подробности Категория: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики Опубликовано 09.04.2018 15:14 Просмотров: 101

Проект проекта приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики «Об утверждении Порядка проведения отбора предприятий – участников приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» основного направления стратегического развития Чувашской Республики «Производительность труда» разработан в соответствии с Рекомендациями по разработке и реализации региональных программ повышения производительности труда и поддержке занятости, утвержденными Министром экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкиным 22 февраля 2018 г.

В проекте приказа коррупциогенные факторы не выявлены .

Дата окончания приема заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы 16 апреля 2018 года на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .