Приказ по оплате труда водителей

Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку
  2. Оплата по действующей системе оплаты труда

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря

2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”

3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.

Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

1. Общие положения

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

2. Категории водительского состава

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

3. Оплата труда водителей

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

4. Повременная оплата труда

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

  • при условии, что сдельный заработок не выгоден для сотрудника и может «недооценить» его фактическую производительность, что значительно отразиться на конечном вознаграждении;
  • если транспортную работу невозможно пронормировать;
  • когда выполняемые транспортные работы не получается объективно учесть.

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Ознакомьтесь так же:  Курс купля продажа доллара в сбербанке

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

5. Сдельная оплата труда

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

6. Премирование водителей

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

7. Оплата за категории, классность.

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

  • III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
  • II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
  • I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

8. Структура положения об оплате труда.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.

Оплата труда работников автотранспортных предприятий

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Общие положения по оплате труда

Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат работникам за работу, выполненную по трудовому договору (контракту). Она устанавливается в зависимости от количества, качества и результативности труда и выступает важнейшим источником доходов работников предприятия, куда входят также денежные выплаты по социальным льготам, дивиденды по акциям и др.

В условиях рыночной экономики заработная плата и доходы трудящихся являются важным средством стимулирования роста производительности труда, улучшения качества услуг, экономии всех видов ресурсов. Поэтому организация оплаты труда должна основываться на принципе материальной заинтересованности работников в конечных результатах своего труда.

Оплата по количеству и качеству труда сочетает интересы развития каждого предприятия с личной материальной заинтересованностью работников в результатах своего труда. Больший по количеству и лучший по качеству труд стимулируется более высокой оплатой.

В рыночных условиях хозяйствования организация заработной платы осуществляется на основе сочетания принципа самостоятельности предприятий в установлении форм, систем и размера оплаты труда работников и регулирования оплаты труда со стороны государства и профсоюзов.

Государство регулирует оплату труда путем законодательного установления и изменения минимального размера оплаты труда (МРОТ), налогового регулирования средств, направляемых на оплату труда предприятиями, и доходов физических лиц, установления районных коэффициентов и процентов (северных надбавок), установления государственных гарантий по оплате труда. Государственное регулирование позволяет приводить в соответствие темпы роста заработной платы с уровнем инфляции, ростом товаров и услуг, особенностями расположения предприятий, оказывающими значительное влияние на условия проживания и труда работников, на прожиточный минимум.

Различают номинальную заработную плату, выплачиваемую в денежной форме, и реальную, под которой понимается определенное количество товаров и услуг, которое может быть приобретено (оплачено) за счет этих денег. Размер реальной заработной платы с увеличением темпов инфляции в стране уменьшается. В этом случае требуется вмешательство государства по снижению темпов инфляции и повышению на этой основе реальной заработной платы работающих.

Существенное влияние на величину реальной заработной платы оказывают спрос и предложение на рабочую силу: с увеличением спроса на рабочую силу реальная заработная плата повышается, и наоборот, с увеличением предложения труда заработная плата уменьшается.

Организация заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как правило, на один—три года между работодателями и работниками предприятия в лице профсоюзов. В договорах регулируются формы, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм изменения оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т.д.

В целях повышения уровня реального содержания заработной платы коллективным договором предусмотрено производить индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Одним из элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум — показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, обоснования МРОТ и трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендий студентов.

Минимальный размер оплаты — это низшая граница стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которую получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

Минимальная ставка заработной платы основывается на МРОТ: месячная минимальная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ.

Оплата труда работников предприятий любой отрасли, включая транспорт (муниципальных, индивидуальных (частных), смешанных товариществ, АО и т.д.), определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного МРОТ, отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в коллективных договорах предприятий и индивидуальных трудовых договорах (контрактах), и регулируется действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.

Выбор той или иной формы (системы) оплаты труда зависит от многих факторов, но в любом случае выбранная система должна отражать стоящие перед предприятием стратегические цели и учитывать находящиеся в его распоряжении ресурсы и материальные интересы работников. Критерием правильности выбора системы оплаты труда должна быть ее экономическая эффективность.

Порядок начисления заработной платы и ее размеры зависят от должности работника, его квалификации и др. Чем выше должность и уровень квалификации, тем выше должна быть заработная плата.

Следует иметь в виду, что доходы работников складываются не только из оплаты их труда по тарифным ставкам и окладам,— сюда включаются также доплаты за условия труда, надбавки, премии, социальные выплаты (например, пенсии, пособия и др.) и дивиденды по акциям предприятий.

Доплаты и надбавки, предусмотренные ТК РФ и нормативными документами Правительства Российской Федерации, в частности, установлены за сверхурочное время работы, за работу в праздничные дни, в ночное время (с 22.00 до 6.00), работу с разделением смены на части, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, совмещение профессий, классность для водителей и т.д.

Минимальный размер надбавок и доплат устанавливается государственными органами.

Так, за работу в сверхурочное время в случае применения повременной системы оплаты работник получает доплату за первые два проработанных сверхурочных часа из расчета полуторной, а за каждый последующий — из расчета двойной часовой ставки. При сдельной оплате труда помимо сдельной заработной платы за работу в сверхурочное время рабочему доплачивают половину часовой ставки повременщика за каждый из первых двух сверхурочных часов и полную часовую ставку за каждый последующий сверхурочный час.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа оплачивается следующим образом: за сверхурочное время, не превышающее произведения двух часов на количество рабочих дней в данном месяце, дополнительная оплата производится в размере половины тарифной ставки повременщика и за последующие часы — в размере тарифной ставки. Эта доплата производится сверх заработка по сдельным расценкам или повременно за все проработанное время. Для водителей в качестве расчетной принимается 75% часовой тарифной ставки.

С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда организации широко применяют различные формы материального стимулирования за количественные и качественные достижения в работе в виде премий, годового вознаграждения, выплаты за выслугу лет.

Премии — дополнительная часть заработной платы — выплачиваются за достижения высоких количественных и качественных результатов труда и носят регулярный характер. Размер их выплаты зависит от достижения установленных заранее количественных и качественных показателей с соблюдением предусмотренных условий премирования.

Предприятия сами разрабатывают и утверждают положение о премировании рабочих всех категорий, специалистов и служащих, руководящих работников (за исключением государственных и муниципальных предприятий). Для всех категорий работников премирование осуществляется в зависимости от роста прибыли, снижения себестоимости, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов.

В положении о премировании с учетом специфики работы каждого структурного подразделения и стоящих перед ним задач должны быть определены:

• показатели премирования, включая их предельные размеры;

• условия депремирования (наличие рекламации, брака, нарушения трудовой дисциплины, правил технологической эксплуатации, технологического процесса и т.п.) — полного или частичного;

• сроки премирования (ежемесячно, поквартально). Основными системами оплаты труда согласно ТК РФ являются сдельная и повременная.

При сдельной системе оплаты труда заработная плата рабочему или группе рабочих начисляется в установленном размере за определенный объем выполненной работы или за каждую единицу произведенной продукции.

Сдельная система оплаты имеет преимущества перед повременной: она ставит заработную плату рабочего в зависимость от результатов его труда, содействует лучшему использованию рабочего дня как в течение смены, так и на протяжении года, способствует лучшему использованию подвижного состава и оборудования, развивает творческую инициативу рабочих.

Сдельная форма оплаты труда наиболее эффективна, когда существуют:

• количественные показатели выработки в натуральных измерителях и возможность достоверного учета результатов труда;

• научно обоснованное нормирование труда.

Сдельная система оплаты труда подразделяется на следующие подсистемы:

1) индивидуальная сдельная;

2) бригадная сдельная;

3) косвенная сдельная оплата;

4) аккордная оплата;

5) аккордно-премиальная оплата;

Индивидуальная сдельная оплата применяется на тех работах, которые выполняются одним рабочим или когда выработка каждого рабочего может учитываться отдельно. Заработная плата в данном случае определяется умножением расценки на объем выполненной работы.

Сдельный заработок рабочего за месяц или другой расчетный период можно определить умножением сдельной расценки на количество изготовленной им продукции.

Бригадная сдельная оплата применяется на работах, которые выполняются группой рабочих и в которых нельзя четко разграничить и учесть индивидуальную выработку каждого рабочего. При бригадной оплате общий заработок рабочим начисляется в соответствии с фактической выработкой бригады в целом. Коллективный заработок распределяется между отдельными членами с учетом вклада каждого.

В целях более полного учета индивидуального вклада рабочего в результаты труда бригады с согласия ее членов могут быть применены коэффициенты трудового участия (КТУ) — обобщенная характеристика оценки трудового вклада каждого рабочего бригады в зависимости от индивидуальной производительности труда и качества работы, фактического совмещения профессий, выполнения более сложных работ, увеличения зон обслуживания, помощи в работе другим членам бригады, соблюдения трудовой и производственной дисциплины. С учетом КТУ могут распределяться сдельный приработок, премия, экономия по фонду заработной платы, полученная в результате высвобождения персонала. Порядок определения и применения КТУ устанавливается общим собранием бригады и утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзной организацией.

Доплаты за работу в ночное время, в праздничные дни, за руководство бригадой, пособия по временной нетрудоспособности, премии за рационализаторство и изобретательство и другие разовые премии не включаются в общий заработок бригады.

Косвенная сдельная оплата применяется на некоторых участках производства для оплаты вспомогательных и обслуживающих рабочих. Сущность ее заключается в том, что размер заработной платы рабочего находится в зависимости от результатов работы цеха, участка или группы рабочих. Косвенная сдельная оплата целесообразна при условии, когда производительность и качество труда вспомогательных рабочих способствуют росту производительности труда основных рабочих. Для получения косвенной расценки дневная тарифная ставка рабочего, оплачиваемого по косвенной сдельной системе, делится на установленную ему норму обслуживания или норму дневной выработки обслуживаемых рабочих.

Сущность аккордной оплаты трут заключается в том, что размер оплаты (аккордная расценка) устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь объем предстоящей работы. Общая сумма аккордной оплаты за определенную работу должна определяться на основе действующих кооперационных норм времени и расценок.

При применении аккордно-премиальной оплаты помимо выплаты общей аккордной заработной платы начисляется премия за качество выполненной работы.

Сдельно-прогрессивная система предусматривает оплату изготовленной продукции в пределах норм по прямым сдельным, а оплату продукции сверх норм — по повышенным расценкам. Степень повышения регламентируется специальной шкалой, в которой показывается процент увеличения основной расценки в зависимости от перевыполнения исходной базы. За исходную базу принимается уровень фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже установленных.

При применении сдельно-премиальной оплаты рабочий сверх заработка по сдельным расценкам получает дополнительно премию за выполнение и перевыполнение качественных или количественных показателей работы. Заработная плата определяется так же, как и при прямой сдельной системе оплаты. Премию же начисляют за выполнение определенных показателей.

При повременной оплате труда необходимо учитывать два основных условия: фактическое время, затраченное на работу, и квалификацию рабочего. Эта форма оплаты не стимулирует рабочих улучшать качественные и количественные показатели работы. Она применяется там, где экономически нецелесообразно детально нормировать и учитывать труд, где выработка определяется принятым технологическим режимом и главным является высокое качество продукции.

Повременная оплата разделяется на простую и повременно-премиальную.

При простой повременной форме оплачивается отработанное время с учетом уровня квалификации; специалисты и служащие получают должностной оклад, а рабочие — тарифную ставку.

При повременно-премиальной системе работник к окладу и тарифной заработной плате может получить премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.

Оплата труда специалистов и служащих имеет свои особенности. Специалисты и служащие на предприятии осуществляют техническое, экономическое и организационное руководство. Их труд, как правило, не может нормироваться, поэтому оплачивается повременно за выполнение определенного круга обязанностей на основе штатно-окладной или контрактной оплаты труда.

В целях более полного учета в должностных окладах различий квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ установлено квалификационное категорирование (экономист, экономист 2й категории, экономист 1й категории, ведущий экономист). Категория присваивается персонально каждому специалисту и отражает степень фактической квалификации, результативность труда, уровень деловых качеств, умение самостоятельно и творчески выполнять порученную работу.

Квалификационные категории устанавливаются на основе аттестации, которая осуществляется не реже одного раза в три года.

Оплата труда и премирование работников автотранспортного предприятия

Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является должность водителя. Численность водителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников.

Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид перевозок, условия их выполнения и другие факторы.

В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осуществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам перевозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вместимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициентов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, — 1,23; на автобусах марки «Икарус», — 1,38.

Кроме заработной платы водителям маршрутных такси и автобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодательством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выходными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.)

Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие результаты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия.

Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрывной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблюдение санитарных норм и правил, выполнение приказов и распоряжений качественно и в срок.

Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния.

Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от условий работы может оплачиваться повременно и сдельно. Применение повременной системы оплаты труда экономически оправдано в тех случаях, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйственным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий груза, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения — топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).

При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности последних. Водители грузовых автомобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.

Некоторые особенности имеет оплата труда водителей-сдельщиков. При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей зарплата рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс,

пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключительного времени и за отработанное время.

Оплата труда водителей, работающих на автомобиле с прицепом, производится по тем же расценкам, что и при работе без прицепа, но за общее количество перевезенных тонн (на автомобиле и прицепе) и за общее количество выполненных ткм.

Кроме зарплаты водителям, как сдельщикам, так и повременщикам, занятым на перевозке грузов, могут быть установлены доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодательством (за классность, совмещение обязанностей экспедитора или грузчика, за работу в ночное время и др.).

Премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:

1) выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного планов (заданий) по перевозкам или доходам от перевозок;

2) улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования пробега, грузоподъемности, сокращения потерь линейного времени и времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой);

3) соблюдение графика перевозки грузов и пассажиров и др.

При перевозке массовых навалочных грузов автомобилями самосвалами широкое применение находит сдельно-премиальная оплата труда водителей, при этом расценка может рассчитываться за каждый рейс на определенное расстояние при условии полного использования номинальной грузоподъемности автомобилей. При применении прицепов размер сдельной расценки может быть увеличен. Для удобства и ускорения расчетов по начислению зарплаты водителям автомобилей-самосвалов на каждом АТП целесообразно иметь заранее заготовленные таблицы, содержащие сдельные расценки за рейс, при разных расстояниях перевозок. Премия может быть установлена за выполнение установленного задания при высоком качестве и в срок.

Расценка на 1 ткм или за 1 км пробега применяется при оплате труда водителей большегрузных автомобилей с универсальным кузовом, осуществляющих доставку груза на большое расстояние. При этом при перевозке ценных грузов устанавливаются доплата водителю за экспедирование данного груза в процентах от тарифной ставки и премия за выполнение установленного задания в срок.

При оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки грузов, может найти применение повременно-премиальная система, при которой тарифная ставка устанавливается за каждый день при определенном значении пробега за указанный период и коэффициенте использования пробега. При увеличении (снижении) вышеуказанных показателей начисление заработной платы осуществляется пропорционально их фактическому значению. В сумму дневной заработной платы входят оплата подготовительно-заключительного времени, за отработанное время, доплата за экспедирование груза и за перевозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.

Широкое распространение в настоящее время получает сдельная система оплаты труда, при которой заработная плата водителя грузового автомобиля начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 руб. доходов без учета НДС. Данный способ начисления заработной платы предусматривает применение на АТП дифференцированного учета доходов от эксплуатации каждого автомобиля.

Например, при доставке железнодорожных контейнеров заработная плата водителям часто начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 руб. доходов (без учета НДС). В норматив входят оплата подготовительно-заключительного времени, заработная плата за отработанное время, доплата за экспедирование грузов и перевозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.

В случае привлечения водителя к работам по ремонту автотранспортных средств (при наличии приказа по предприятию) оплата его труда осуществляется как ремонтному рабочему по часовым ставкам.

Труд ремонтных и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе, при которой тарифная ставка устанавливается на 1 ч работы.

Для оплаты труда ремонтных и вспомогательных рабочих на АТП применяется тарифная система, включающая тарифные ставки, тарифную сетку и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени.

Тарифная сетка представляет собой совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она позволяет осуществлять дифференциацию оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации.

Тарифный разряд свидетельствует о соответствии квалификации рабочих степени сложности работ, а тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты самых простейших работ, отнесенных к первому разряду. Первому разряду присваивается коэффициент, равный единице, а тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают степень соотношения между трудом разного уровня квалификации и неквалифицированным трудом. Тарифная сетка строится таким образом, чтобы создавать у рабочих материальную заинтересованность в повышении своей квалификации (разряда).

Для ремонтных рабочих, занятых на ремонте и ТО подвижного состава, в настоящее время применяется шестиразрядная сетка, которая предусматривает применение следующих коэффициентов: 2-й разряд — 1,02; 3-й — 1,07; 4-й — 1,11; 5-й — 1,18; 6-й 1,27.

В зависимости от условий работы действуют различные тарифные сетки: труд рабочих, занятых на горячих, тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, оплачивается выше, чем работы с нормальными условиями труда.

Тарифные ставки для рабочих-сдельщиков выше, чем для рабочих-повременщиков. Это обусловлено тем, что при сдельной форме оплаты труда рабочие стремятся выполнить и перевыполнить нормы выработки, трудятся с большей интенсивностью, чем рабочие-повременщики.

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень профессий и квалификаций и служит для тарификации работ и установления квалификационных разрядов рабочим. Под квалификацией понимается определенный объем знаний и профессиональных навыков, необходимых для выполнения работ, относящихся к данному разряду. Разряд определяет производственную значимость рабочего и является стимулом к дальнейшему повышению квалификации.

В настоящее время применяются тарифные квалификационные справочники двух видов: единый справочник для сквозных профессий и отраслевые тарифные квалификационные справочники по профессиям, не вошедшим в единый справочник.

Доплаты и надбавки ремонтным рабочим могут быть установлены за работу в ночное и сверхурочное время, за работу в предпраздничные дни, за руководство бригадой.

Приработок распределяется по участкам пропорционально доле заработной платы, начисленной рабочим по итогам года. Между членами бригады приработок распределяется с учетом КТУ.

Для стимулирования высокого качества ремонтных работ можно использовать косвенно-сдельную оплату труда рабочих. При этом сдельная расценка устанавливается на один отработанный автомобиле-день на линии.

Порядок расчета косвенной сдельной расценки следующий:

• определяется заработная плата рабочим за месяц исходя из сложившегося среднего разряда и средней часовой ставки;

• рассчитывается программа работы подвижного состава в автомобиле-днях на тот же период, при этом учитывается планируемое значение коэффициента выпуска машин на линию;

• определяется косвенная сдельная расценка путем деления тарифной зарплаты на планируемое количество автомобиле-дней в работе.

Косвенная сдельная расценка для оплаты труда ремонтных рабочих может быть рассчитана и на единицу общего пробега автомобилей за месяц.

Оплата труда вспомогательных рабочих (аккумуляторщиков, газосварщиков и др.) производится по ставкам рабочих-повременщиков, установленным на предприятии за фактически отработанное время. Кроме того, за выполнение установленного объема работ в установленные сроки и при высоком качестве им может быть установлено премирование. При этом премия начисляется на все виды доплат и надбавок за фактически отработанное время. За прогул, явку на работу в нетрезвом состоянии, опоздание на работу, преждевременный уход с работы, нарушение правил по охране труда и технике безопасности, допущение брака в работе, невыполнение приказов и распоряжений, связанных с производством, работники могут быть лишены премии полностью или частично.

Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих производится в размере, предусмотренном в штатном расписании в соответствии с должностными окладами. Премирование производится за выполнение плана по доходам от перевозок, выпуск автомобилей на линию, регулярность движения и другие показатели, которые являются определяющими при оценке автотранспортной деятельности. При этом руководитель предприятия вправе полностью или частично лишить премии руководителей отделов и служб, специалистов за нарушение трудового законодательства и производственные упущения.

В последние годы муниципальные АТП выполняют разнообразные ремонтные работы для частных автовладельцев и индивидуальных предпринимателей, а также сторонних организаций. С целью стимулирования указанных работ на таких предприятиях вводится премирование инженерно-технических работников, осуществляющих руководство ремонтными участками (мастеров) и рабочих.

Состав фонда заработной платы. Фонд заработной платы по предприятию является одним из элементов затрат на производство. Изменение его удельного веса в общих затратах на производство транспортной продукции характеризует динамику доли живого труда в себестоимости услуг.

Доходы работников АТП кроме собственно заработной платы включают выплаты в виде дивидендов и процентам по акциям и вкладам в имущество предприятия, а также социальные и трудовые выплаты.

Полный фонд заработной платы работников предприятия включает:

• расходы на оплату труда за выполненную работу или отработанное время, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда;

• выплату за неотработанное время — оплата очередных (ежегодных) отпусков, льготных часов подросткам, учебных отпусков в соответствии с действующим законодательством, оплата простоев не по вине работников, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей;

• стимулирующие выплаты — премия за выполнение и перевыполнение планов и норм выработки, экономию материальных ресурсов, доплаты за квалификацию, стоимость питания, вознаграждение по итогам работы за год и др.;

• компенсирующие выплаты — доплаты за отклонение от нормальных условий работы (выплаты по районным коэффициентам, надбавки за непрерывный стаж работы в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, доплаты за работу в ночное время, праздничные дни и сверхурочные часы).

Выплаты по социальным и трудовым льготам включают оплату дополнительно предоставленных по решению трудового коллектива отпусков (сверх предоставленных законодательством), единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам, материальную помощь, стипендии студентам, направленным на обучение в высшие и средние учебные заведения, оплату путевок в санатории, дома отдыха и пр.

Виды малого бизнеса
Виды предпринимательства
Виды труда
Партнерство
Предпринимательская деятельность
Предпринимательская культура
Предпринимательская среда
Предпринимательская тайна

Назад | | Вверх