Приказ о установлении срока полезного использования

Приказ о установлении срока полезного использования

В случае, если нет информации о сроке полезного использования программного обеспечения, компания может установить такой срок самостоятельно приказом по предприятию.

Чтобы не возникло сложностей с составлением подобного приказа мы приводим для ознакомления его образец.

Общество с ограниченной ответственностью

«Пути успеха»

ПРИКАЗ № 26

Об установлении срока полезного использования

г. Санкт-Петербург 21.01.2011

Приказываю ввести в эксплуатацию компьютерную программу «1С: Бухгалтерия 8.2» , приобретенную по договору от 20 января 2011 г.173 с ООО «Гэндальф» .

Срок полезного использования программы «1С: Бухгалтерия 8.2» установить — 10 (десять) лет.

директор __________________ И. И. Петров

Оформление приказа на ввод в эксплуатацию ОС

Добрый день
подскажите достаточно ли этих сведений в приказе на ввод ОС, или что то лишнее?

В связи с приобретением «» 2015 года, поставщик: ООО «», договор купли-продажи № от., товарная накладная № от ,
следующее транспортное средство (далее по тексту – ТС):
и оформлением его регистрации «» 2015 года, государственный регистрационный знак

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести ТС в эксплуатацию с «»2015г.
2. Принять ТС к бухгалтерскому учету в составе объекта основных средств с первоначальной стоимостью с учетом стоимости регистрационных действий в сумме
3. Присвоить объекту инвентарный номер
4. Отнести в бухгалтерском и налоговом учете объект основного средства к группе по «Классификатору основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1)
Установить срок полезного использования основного средства мес., способ начисления амортизации — линейный.
Начисление амортизации начать с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на главного бухгалтера

Составление приказа об установлении срока полезного использования автомобиля

Добрый день!
У меня оптовая компания по продаже мебели (ИП, налогообложение: доходы минус расходы).
Т.к. предприниматель я начинающий, обращаюсь за профессиональной помощью.

Суть вопроса:
я приобрела грузовое авто у физического лица как юридическое лицо, произведя продавцу оплату по б/н.
Каким образом мне оформить приказ об установлении срока полезного использования?

Заранее благодарна за помощь.

Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».

Ответы чиновников
Налог на прибыль 25 февраля 2011

Приказ об установлении сроков полезного использования

Я примерно прикинула
В целях обеспечения сохранности объектов в производстве согласно п.5 ПБУ 6/01 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ПРИКАЗЫВАЮ
Организовать надлежащий контроль за их движением и установить сроки полезного использования
и перечисляю

Может кто-то подредактирует.

Вообще то, срок полезного использования устанавливается при вводе ОС в эксплуатацию в Акте ввода ОС в эксплуатацию комиссией. А вот приказ о функционале этой комисси и кто (персонально) в нее входит — на предприятии должен быть. Вот что говорится об этом в МУ по БУ ОС:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 октября 2003 г. N 91н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
.
5. На основе настоящих Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:
формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;
перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;
порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации. .

Я вообще имею ввиду инвентарь произ.и хоз. до 20000руб, по уч.политике предусмотрели учет в составе ТМЦ т.е. он у нас числится на забалансе, для сохранности и внедрили в 1с ведомость учета. А именно при списании на затраты автоматом попадает на забаланс, устанавливаем срок полезного использования при этом не амортизации не балан.учета. Но в целях сохранности нам дано указание обеспечить контроль. Поэтому и нужен такой приказ.

А что, после истечения срока ТМЦ спишите? Могу предложить следующее: «Очевидно, что, несмотря на отражение недорогих ОС в составе МПЗ, срок их использования не изменился и составляет по-прежнему более 12 месяцев. Это ключевое отличие рассматриваемых объектов от МПЗ обусловливает очень важное требование к их учету: в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Такое предписание содержит ПБУ 6/01, но в нормативном акте не разъясняется, как именно должен быть организован контроль. Каждая организация решает этот вопрос самостоятельно. Чаще всего бухгалтеры отдают предпочтение забалансовому учету. Кроме этого, ведутся книги (карточки), в которых указываются характеристики объекта, материально ответственное лицо, получившее объект и обязанное обеспечить его сохранность, а также фиксируются данные о движении объекта и его выбытии. Добавим, что в данном регистре также целесообразно указывать срок использования объекта (для контроля за его выбытием). Кстати, поскольку на рассматриваемые активы не распространяются правила учета ОС, организация не должна приказом устанавливать срок их полезного использования. Однако сам факт того, что объекты должны отвечать признакам ОС, свидетельствует о необходимости определения такого срока. Полагаем, что соответствующий порядок должен быть проработан в учетной политике. Например, служба снабжения должна представлять в бухгалтерию данные о сроках использования. Если же решение этого вопроса возложено на бухгалтера, ему можно посоветовать руководствоваться документацией, имеющейся на объекты. Например, в качестве ориентира минимального срока использования можно принять гарантийный срок, установленный производителем. В отсутствие какой-либо информации о сроках использования вполне допустимо считать их не превышающими 12 месяцев.

Е.В. Емельянова,
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2010 г.»

Цитата (Татьяна Королева): А что, после истечения срока ТМЦ спишите? Могу предложить следующее: «Очевидно, что, несмотря на отражение недорогих ОС в составе МПЗ, срок их использования не изменился и составляет по-прежнему более 12 месяцев. Это ключевое отличие рассматриваемых объектов от МПЗ обусловливает очень важное требование к их учету: в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Такое предписание содержит ПБУ 6/01, но в нормативном акте не разъясняется, как именно должен быть организован контроль. Каждая организация решает этот вопрос самостоятельно. Чаще всего бухгалтеры отдают предпочтение забалансовому учету. Кроме этого, ведутся книги (карточки), в которых указываются характеристики объекта, материально ответственное лицо, получившее объект и обязанное обеспечить его сохранность, а также фиксируются данные о движении объекта и его выбытии. Добавим, что в данном регистре также целесообразно указывать срок использования объекта (для контроля за его выбытием). Кстати, поскольку на рассматриваемые активы не распространяются правила учета ОС, организация не должна приказом устанавливать срок их полезного использования. Однако сам факт того, что объекты должны отвечать признакам ОС, свидетельствует о необходимости определения такого срока. Полагаем, что соответствующий порядок должен быть проработан в учетной политике. Например, служба снабжения должна представлять в бухгалтерию данные о сроках использования. Если же решение этого вопроса возложено на бухгалтера, ему можно посоветовать руководствоваться документацией, имеющейся на объекты. Например, в качестве ориентира минимального срока использования можно принять гарантийный срок, установленный производителем. В отсутствие какой-либо информации о сроках использования вполне допустимо считать их не превышающими 12 месяцев.

Ознакомьтесь так же:  Заявление на аккредитацию лаборатории образец

Е.В. Емельянова,
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2010 г.»

Я во многом с вами согласна, но отдела снабжения у нас нет и действительно это возложено на бухгалтеров, не официально просто все отмахиваются этим заниматься и директор у нас мягкий не может никого заставить это делать, вот мы и вынуждены инициативу проявлять т.к. полнейший бордак. Дело в том что документации либо нет либо до нас она не доходит и хоть что ты сделай все равно не принесут. А сроки полезного исполиз-я если установить около года, все посписывают и по домам растащут. Что и делают. Извините что так изъясняюсь но называю вещи своими именами. Поэтому и пытаемся мало мальски сохранить имущество, т.к. даже на мелочь денег особо нету.

Срок службы основных средств с 2017 года: работаем с изменениями

Многие бухгалтеры уже задаются вопросом о сроке службы основных средств с 2017 года. С чего вдруг? Дело в том, что грядут большие изменения. Поэтому расскажем о них и как подстроиться под новые условия.

Практически любая уважающая себя компания имеет на балансе пару-тройку основных средств (далее также – ОС). Поэтому новый нормативный срок службы основных средств затронет любой бизнес.

Более того, это коснется и коммерсантов. Так, с одной стороны, они не должны вести бухгалтерский учет. С другой, обязаны устанавливать остаточную стоимость ОС. Ведь это дает право оставаться на «упрощенке».

Для начала, чтобы учесть имущество, выясняют период его полезной эксплуатации. Он имеет значение для обоих видов учета – налогового и бухгалтерского. Основные помощником бухгалтера при определении данного срока:

  1. коды из Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ);
  2. правительственная Классификация ОС для целей отнесения к амортизационным группам (далее – Классификация).

Учтите: изменения затронули оба этих документа. Так, с 2017 года Классификация подверглась корректировкам. Они внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Кроме того, со следующего года начнут действовать новые коды ОКОФ: на замену ОК 013-94 придет ОК 013-2014.

Надо сказать, что все эти нормативные документы представляют собой безумно длинные многостраничные таблицы с видами ОС, кодами и сроками. Поэтому легко можно запутаться, а также убить много времени.

Но не забыл о бухгалтерах Ростандарт. Он издал приказ от 21.04.2016 № 458, который помогает понять, какой старый код ОС соответствует новому. И наоборот. Так же – в форме таблиц.

С 2016 года имущество должно стоить больше 100 000 рублей, чтобы считать его ОС и амортизировать.

Выясним, как обновление кодов скажется на работе бухгалтера.

В 2016 году узнавать код конкретного основного средства нужно продолжать по классификатору срока службы основных средств ОК 013-94. А амортизационную группу взятого на учет имущества – по правительственной Классификации от 01.01.2002 № 1.

С 2017-го ситуация кардинально поменяется. Вашими главными документами в вопросе, как определить срок службы основных средств, станут:

  • сборник ОК 013-2014 с новыми кодами;
  • обновленная в середине 2016 года Классификация по амортизации.

Больше всего успокаивает, что сам механизм определения полезного срока службы основных средств остался прежним – как и в текущем году (см. таблицу).

Оформление приказа на приобретение программы

Вопрос: ОАО занимается научно-исследовательскими и проектными работами. Для осуществления своей деятельности обществом приобретаются неисключительные права на программные продукты.

В целях бухгалтерского учета, учитывая длительность использования программных продуктов и их высокую стоимость (от 30 000 руб. до 150 000 руб. за единицу) данные, программные продукты учитываются обществом по счету 97 «Расходы будущих периодов».

1. На каком счете в бухгалтерском учете учитываются неисключительные права на программные продукты, приобретенные на основании договоров?

2. В каком порядке списывать в целях бухгалтерского и налогового учета расходы по приобретению программных продуктов, предполагающих длительный срок использования (более 12 месяцев)?

3. В каком порядке учитываются расходы по поддержанию, обновлению и модификации данных программных продуктов (списываются единовременно либо увеличивают стоимость программного продукта)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения расходов на приобретение программных продуктов в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Перечень объектов, квалифицируемых в качестве нематериальных активов, установлен пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При этом программы для ЭВМ, на которые организация не имеет исключительных прав, не включаются в состав нематериальных активов.

В соответствии со статьей 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьей 318-320 Кодекса.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.) предусмотрено, что расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

— если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;

— если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, при наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, налогоплательщик распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии.

По нашему мнению, аналогичный порядок признания в целях налогообложения прибыли следует применять в отношении расходов по работам, связанным с обновлением и модификацией программ для ЭВМ, результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в течение срока использования программного продукта.

Ознакомьтесь так же:  Взятки последние новости

Заместитель директора Департамента

Что касается приказа, то при приобретении программных продуктов я составляла приказ. Согласна, возможно он и лишний, но мне так спокойнее.
Текст приказа: «О вводе в эксплуатацию программных продуктов. «
В связи с приобретением программных продуктов . (название) у . (наименование поставщика либо номер договора) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. «___»_______ года ввести в эксплуатацию программные продукты:
. (перечисляем название ПО)
2. Расходы на приобретение неисключительных прав на программный продукт отнести на счет 97 «Расходы будущих периодов».
3. В течение срока полезного использования, указанного в договоре №___ (реквизиты договора) производить равномерное списание стоимости указанных выше программных продуктов:
— в бухгалтерском учете — на счет учета общехозяйственных расходов;
— в налоговом учете – в составе прочих расходов, связанных с производством и реа-лизацией.
4. Главному бухгалтеру обеспечить надлежащий учет и контроль за использованием введенных в эксплуатацию программных продуктов.
Руководитель _____________ ФИО»

Как установить в учете срок полезного использования рекламного видеоролика

По заключенному договору на создание рекламного аудиоролика между организацией (получатель) и изготовителем (исполнитель) получателю отчуждено исключительное право на него. Цена договора на создание аудиоролика и отчуждение права на него составляет 5000 руб. Данный ролик в бухгалтерском учете организация-получатель будет учитывать как нематериальные активы (НМА). Предполагается, что аудиоролик будет использоваться несколько лет. Организация не применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности.

Каков порядок бухгалтерского учета данного НМА (аудиоролика) в связи с тем, что в его отношении нельзя достоверно определить срок полезного использования? Может ли срок полезного использования быть установлен только на основании приказа руководителя, без оформления каких-либо иных документов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если организация считает, что в отношении аудиоролика надежно определить срок полезного использования невозможно, такой аудиоролик следует считать нематериальным активом с неопределенным сроком полезного использования. Начислять амортизацию по такому нематериальному активу до момента, когда она сможет определить этот срок, ей не следует.

Организация должна будет по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года начиная с года принятия аудиоролика к учету рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его срок полезного использования. В случае, если будет установлено прекращение существования указанных факторов, организация должна будет определить срок полезного использования аудиоролика, способ амортизации и с начала года, следующего за отчетным, начать начислять по нему амортизацию. Порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности представлен в тексте ответа.

Порядок документального оформления установления срока полезного использования на нематериальные активы организации следует разработать самостоятельно при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета. Мы полагаем, что для этих целей распорядительного документа (приказа руководителя организации) будет недостаточно. Поскольку срок полезного использования должен быть обоснованным, его определение целесообразно поручить специальной комиссии, созданной по приказу руководителя. В этом случае помимо распорядительного документа (приказа руководителя) определение срока полезного использования будет оформлено документом, подтверждающим его обоснованность (например протоколом, оформленным по результатам работы указанной комиссии). В то же время обязанность по организации указанной комиссии и по документальному оформлению ее результатов законодательством РФ не установлена.

Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ), являются результатами интеллектуальной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю, который может распорядиться этим правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233, п. 1 ст. 1324 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи (п. 1 ст. 1327 ГК РФ).

Срок полезного использования аудиоролика

Условия, при единовременном выполнении которых объект подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива (далее — НМА), установлены п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007). Полагаем, что в отношении аудиоролика, исключительное право на который было отчуждено организации (ст. 1234 ГК РФ) и который она предполагает использовать для трансляции на радио более 12 месяцев, указанные условия выполняются, поэтому такой ролик подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА.

В соответствии с п.п. 6-7 ПБУ 14/2007 НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету. Фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях. Перечень расходов, являющихся расходами на приобретение НМА, приведен в п. 8 ПБУ 14/2007 и включает, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу).

При принятии НМА к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования (далее — СПИ). СПИ является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды (абзацы первый и второй п. 25 ПБУ 14/2007).
В силу п. 26 ПБУ 14/2007 определение СПИ НМА производится исходя из:

срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

При этом СПИ НМА не может превышать срок деятельности организации.

В рассматриваемой ситуации к организации переходят исключительные права на НМА, поэтому полагаем, что определять СПИ НМА в данной ситуации следует исходя из ожидаемого срока его использования, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Здесь же напомним, что в соответствии с абзацем первым п. 27 ПБУ 14/2007 СПИ НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, его СПИ подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.
Таким образом, организация вправе при принятии на учет аудиоролика установить для него ожидаемый на момент принятия к учету СПИ, а потом при необходимости его пересмотреть. В то же время, исходя из требования рациональности учетной политики, установленного п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), полагаем, что определение СПИ НМА должно быть обоснованным. Поэтому если организация считает, что в отношении аудиоролика надежно определить СПИ невозможно, такой аудиоролик следует считать НМА с неопределенным СПИ (абзац четвертый п. 25 ПБУ 14/2007).

Аудиоролик с неопределенным СПИ

Согласно п. 23 ПБУ 14/2007 стоимость НМА с определенным СПИ погашается посредством начисления амортизации в течение их СПИ. При этом по НМА с неопределенным СПИ амортизация не начисляется.

В отношении НМА с неопределенным СПИ организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить СПИ данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет СПИ данного НМА и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях (абзац второй п. 27 ПБУ 14/2007).

Ознакомьтесь так же:  Договор ипотеки сбербанк образец 2019 год

Приведенные нормы согласуются с положениями п.п. 107, 109 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

По мнению Минфина России, указанная проверка должна осуществляться по объектам НМА, числящимся в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря отчетного года вне зависимости от даты принятия их к учету (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

Таким образом, в случае, если организация не может надежно определить СПИ в отношении рассматриваемого аудиоролика и относит этот аудиоролик к НМА с неопределенным СПИ, то начислять по нему амортизацию ей не следует. В этом случае организация должна по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года, начиная с года принятия аудиоролика к учету, рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ. В случае, если в декабре какого-либо отчетного года организацией будет установлено прекращение существования указанных факторов, организация должна будет определить его СПИ, способ амортизации и с начала года, следующего за отчетным, начать начислять по нему амортизацию.

Полагаем, что организации в учетной политике для целей бухгалтерского учета следует закрепить порядок проведения проверки указанных факторов, а также определить состав оформляемых при проведении такой проверки документов.

Суммы начисленной по рекламному аудиоролику амортизации подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности с применением счета 44 «Расходы на продажу» (п.п. 4, 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция)).

Пунктом 41 ПБУ 14/2007 установлено, что в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию информация о фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости НМА с неопределенным СПИ, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить СПИ таких НМА, с выделением существенных факторов.

В соответствии с п. 2 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008) изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в п. 5 ПБУ 21/2008, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Исходя из представленных норм, полагаем, что:

1. До года, следующего за годом определения СПИ, в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности следует отражать фактическую (первоначальную) стоимость аудиоролика с раскрытием в пояснениях к бухгалтерской отчетности факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ, с выделением существенных факторов;

2. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за год, в котором будет установлено прекращение существования вышеуказанных факторов, организации следует раскрыть информацию о том, что в этом году по состоянию на 31 декабря был определен СПИ аудиоролика;

3. Суммы начисленной амортизации должны будут отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде и бухгалтерской отчетности за тот отчетный период, в котором начнет начисляться амортизация.

Рассмотрим данную ситуацию на примере. Предположим, что в апреле 2016 года организация получила исключительные права на аудиоролик (фактическая (первоначальная) стоимость — 5000 руб.), по которому невозможно надежно определить СПИ. По состоянию на 31.12.2016 организация также не смогла определить СПИ, который удалось достоверно определить только по состоянию на 31.12.2017 (например 2 года).
С учетом положений Инструкции принятие к учету аудиоролика в апреле 2016 года следует отразить записями:

Дебет 08 Кредит 60
— 5000,00 руб. — отражена стоимость работ по созданию аудиоролика;

Дебет 60 Кредит 51
— 5000,00 руб. — оплачена стоимость работ по созданию аудиоролика;

Дебет 04 Кредит 08
— 5000,00 руб. — аудиоролик принят к учету в качестве НМА.

При этом в бухгалтерских балансах за 2016-2017 гг. стоимость ролика (5000 руб.) будет отражаться по строке 1110 «Нематериальные активы»*(1).

В пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2016-2017 гг. следует указать факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить СПИ, с выделением существенных факторов.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2017 год должна быть раскрыта информация о том, что в этом году организацией был определен СПИ аудиоролика.

Поскольку СПИ удалось достоверно определить только по состоянию на 31.12.2017, начисление амортизации по аудиоролику начнется с января 2018 года и будет ежемесячно отражаться в учете посредством записи:

Дебет 44 Кредит 05
— 208,33 руб. (5 000 руб. / 24 мес.) — отражено начисление амортизации аудиоролика.

Начиная с 2018 года начисление амортизации на аудиоролик в бухгалтерском учете, отражение его стоимости и сумм начисленной амортизации в бухгалтерской отчетности должно будет осуществляться в общем порядке, установленном для НМА с определенным СПИ.

Документальное оформление установления СПИ аудиоролика

НМА принимается к бухгалтерскому учету на основании акта о приеме-передаче НМА. На основании акта на учтенный на балансе актив открывается карточка учета НМА (за основу для разработки карточки можно принять унифицированную форму N НМА-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Порядок документального оформления установления СПИ на НМА и перевода неамортизируемых НМА в категорию амортизируемых законодательством РФ не регламентирован, поэтому организации следует разработать его самостоятельно при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Полагаем, что независимо от момента определения СПИ аудиоролика (в момент его принятия к учету или в момент прекращения факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ) определенный для аудиоролика СПИ должен быть утвержден приказом руководителя организации.

В то же время такой приказ является распорядительным документом. Как было сказано выше, определенный организацией СПИ должен быть обоснованным. В этой связи мы полагаем, что определение СПИ НМА следует осуществлять специальной комиссии, созданной для этих целей по приказу руководителя. Результаты комиссии могут быть оформлены протоколом, решением или любым другим документом, установленным для этих целей в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Создание такой комиссии является, скорее, общим правилом, а не обязанностью организации, однако, на наш взгляд, позволит более объективно определить СПИ, а оформленный по результатам ее работы документ (протокол, решение, акт) послужит документальным подтверждением его обоснованности.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Договор об отчуждении исключительного права;

— Энциклопедия решений. Нематериальные активы;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов в организацию;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет нематериальных активов;

— Энциклопедия решений. Срок полезного использования НМА для целей бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу «Нематериальные активы и расходы на НИОКР.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

28 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также формы приложений к ним, утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.