Приказ 388н от 2019

Оглавление:

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н» (подготовлен Минздравом России 09.02.2018)

Досье на проект

1. Внести изменения в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___» __________ 2018 г. N ____

Изменения,которые вносятся в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н

1. В приложении N 1 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н (далее — Порядок):

1) пункт 2 исключить;

2) пункт 6 после слов «до места расположения медицинской организации» дополнить словами «, оказывающей медицинскую помощь в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний)»;

3) подпункт «а» и «д» пункта 11 после слов «в медицинскую организацию» дополнить словами «, оказывающей медицинскую помощь в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний)»;

4) дополнить пунктами 12 и 13 следующего содержания:

«12. В случае осуществления медицинской эвакуации с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, приняв решение о необходимости санитарно-авиационной эвакуации, информирует старшего врача станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.

Старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации информирует старшего врача отделения санитарной авиации о необходимости организации санитарно-авиационной эвакуации в медицинскую организацию, оказывающей медицинскую помощь в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).

13. Санитарно-авиационная эвакуация проводится воздушным судном (вертолетом, самолетом), оснащенным медицинским модулем, зарегистрированным в Российской Федерации установленным порядком. Готовность воздушного судна к осуществлению полета в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи не должна превышать одного часа в теплый период года, двух часов — в холодный период года.».

2. Приложение N 12 к Порядку изложить в следующей редакции:

«Приложение N 12
к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи,
утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 20 июня 2013 г. N 388н

Правила
организации деятельности отделения санитарно-авиационной эвакуации центра медицины катастроф (станции скорой медицинской помощи)

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения санитарно-авиационной эвакуации центра медицины катастроф (станции скорой медицинской помощи) (далее — Отделение).

2. Отделение создается для организации медицинской эвакуации пациентов при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

3. Отделение является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.

4. Отделение возглавляет заведующий, на должность которого назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), по специальности «скорая медицинская помощь».

5. Структура и штатная численность Отделения устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 13 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

Для работы в Отделении привлекаются врачи-специалисты медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

6. Основными функциями Отделения являются:

а) оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам;

б) медицинская эвакуация пациентов с использованием наземного, водного, воздушного и других видов транспорта в соответствии со схемами маршрутизации медицинской эвакуации в медицинские организации;

в) осуществление взаимодействия с оператором, предоставляющим транспортные услуги, в том числе выполнение полетов воздушными судами гражданской или государственной авиации в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи;

г) осуществление взаимодействия с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой «Антитеррор»;

д) экстренная доставка к месту чрезвычайной ситуации, дорожно-транспортного происшествия и в медицинскую организацию медицинских работников, лекарственных препаратов и медицинских изделий, препаратов крови и (или) ее компонентов, расходных материалов и других медицинских грузов, необходимых для спасения жизни пациентов;

е) иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 14 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

8. В Отделении рекомендуется предусматривать:

а) помещение поста дежурного ответственного врача;

б) кабинет подготовки к работе медицинских укладок и оборудования бригад скорой медицинской помощи;

в) кабинеты врачей-консультантов;

г) кабинет заведующего отделением;

д) помещение для среднего медицинского персонала;

е) помещение для младшего медицинского персонала.».

3. Приложение N 13 к Порядку изложить в следующей редакции:

«Приложение N 13
к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи,
утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 20 июня 2013 г. N 388н

Закон о платной скорой помощи – принят или нет?

В социальных сетях активно распространяется информация о том, что новый закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года сделает платной работу бригад неотложки. Якобы бесплатные услуги медиков в экстренных ситуациях ограничат до 4 вызовов в год, а за остальные придется платить.

Соответствующее предложение по реформированию института скорой помощи действительно однажды прозвучало и всерьез обсуждалось на самом высоком уровне, однако закона о платной скорой помощи с 20 июня 2018 года не существует.

Закон о платных вызовах скорой – откуда появилась информация?

Базой для распространяющихся сведений про закон о платных вызовах скорой помощи послужили предложения 2015 года. Их разработал для Минздрава подведомственный Минфину Научно-исследовательский финансовый институт. Именно в этих предложениях впервые прозвучала информация о том, что:

  • 4 раза в год пациенту полагаются бесплатные визиты скорой помощи, а все последующие — за плату;
  • срочная медпомощь без ограничений и оплаты предоставляется только малоподвижным инвалидам и детям;
  • нужно оставить бесплатными 8 визитов к терапевту в год, а выходящие за эти рамки услуги предоставлять пациентам за деньги;
  • там же фигурировала инициатива перевести на возмездную основу обслуживание в нерабочее время, прием у врачей с высокой квалификацией;
  • количество госпитализаций рекомендовалось ограничить плановым пребыванием в стационаре не чаще 2 раз за год.

Напомним, эта информация обсуждалась в 2015-2016 годах, и Минздрав решительно отверг подобные предложения, заявив, что «право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками».

Масла в огонь подлили сведения о проведении пилотного проекта в ряде регионов по переводу скорой помощи на аутсорсинг. Эксперимент касался не работы врачей и фельдшеров, а исключительно предоставления и обслуживания транспортных средств. Как известно, собственный парк машин скорой помощи страдает от нехватки финансирования и существенно изношен.

Итоги эксперимента, который проводился в республиках Чувашия, Марий Эл, в Перми, Архангельске, Вологде, Кирове, подводили весной 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Министр В. Скворцова отчиталась о том, что опыт передачи транспортных услуг сторонним фирмам получился положительным. Позднее О. Голодец указала, что в регионах медучреждения вправе самостоятельно решать, стоит ли вовлекать в работу скорой медпомощи частные организации для предоставления таких услуг. После этого к 2017 году было выделено 5 миллиардов рублей на обновление автопарка неотложки.

Ознакомьтесь так же:  Приказ 128 фмс

Вопросы и мнения

Сами медики отнесли бы к введению хозрасчетной составляющей в своей работе положительно. Такое мнение легко услышать на профессиональных форумах. Причины в том, что скорая помощь слишком часто тратит время, трудовые и материальные резервы на обслуживание необоснованных вызовов. К необоснованным медработники причисляют звонки от пьяных, наркоманов, людей с тревожным расстройством, пожилых людей с повышенным давлением и просто ложные вызовы, когда машину вызывают по несуществующему адресу.

В 2015 году даже возникла инициатива Минфина ввести штраф за ложный вызов по аналогии с ложным сообщением о заминировании. Предложение не реализовали.

От читателей в связи со слухами о введении платной скорой с 20 июня 2018 года к юристам поступают вопросы соответствующего содержания. Вот некоторые из них.

«Верить ли постам в Одноклассниках о том, что у нас будет платная скорая помощь с 2018 года, закон принят или нет?» — Ольга Николаевна, 59 лет, г. Саратов.

«Не могу найти закон о платной скорой помощи с 20 июня 2018 на сайте Кремля, хотя о нем много говорят. Поделитесь ссылкой, если есть» — Василий, 28 лет, г. Тверь.

Стоит ли говорить, что приезжать по вызовам на телефон 03 медперсонал продолжит бесплатно и после указанной даты – это их обязанность. Упомянутого закона не существует.

Последние изменения в законодательстве о скорой помощи

Анализ правовых норм, регулирующих работу скорой помощи, показывает, что в последнее время их меняют только в пользу пациентов.

В феврале 2016 года был подписан Приказ Минздрава России № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». В нем прописано, что норматив прибытия бригады по вызову — 20 минут.

Последние новости таковы: в феврале 2018 года был подготовлен проект Приказа Минздрава «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н».

Планируется, что документ вступит в силу с 1 октября 2018 года. Именно приказ № 388н часто называют «законом о вызове скорой», поскольку он детально регламентирует работу неотложки. Какие же изменения предлагает проект:

  1. Бригада скорой обязана передать больного не в любую медицинскую организацию, удобную по местоположению, а в ту, где оказывают помощь по отдельным профилям, заболеваниям, состояниям. То есть человека с ожогами отвезут в ожоговый центр, а с белой горячкой — в психиатрическое отделение.
  2. Расширяются полномочия сотрудников скорой помощи: определено, в каких случаях они смогут привлекать санитарную авиацию для перемещения пациентов. Указано, что авиационное средство в теплое время года должно быть подготовлено к полету за 1 час, а в холодное — за 2 с момента обращения.
  3. Расширены возможности бригад при Центре медицины катастроф. Они вправе инициировать и проводить удаленные консилиумы врачей, привлекать врачей необходимых специальностей по согласованию с руководством, взаимодействовать с подразделениями полиции, пожарниками, МЧС и другими экстренными службами при оказании медпомощи.
  4. Определено, что пациент должен быть доставлен в соответствующее учреждение для получения необходимой помощи в течение одних суток с момента приезда скорой по вызову.

Также изменениями в приказ 388н утверждаются обновленные нормативы по комплектации штата станций скорой помощи.

Еще раз повторим – «новый закон о платной скорой помощи 2018 года» — фикция. Услуги по медицинскому обслуживанию граждан по прежнему предоставляются бесплатно в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года). Если речь идет о скорой помощи, то количество вызовов неотложки не лимитировано. Не верьте слухам!

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Порядок оказания скорой медицинской помощи: приказ МЗ РФ 388н

Приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи утверждает базовые требования к организации процесса медицинского обслуживания пациентов, которые нуждаются в неотложных и экстренных услугах.

Приведена последняя редакция приказа, проанализированы самые важные и актуальные его изменения. Материалы для скачивания.

Порядок оказания скорой медицинской помощи

Приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи регламентирует правила организации этого вида медпомощи, которая оказывается пациентам при наличии внезапных состояний, травм и отравлений, которые требуют срочного вмешательства медицинских специалистов.

Как предусматривает ФЗ «Об охране здоровья», а также порядок оказания медицинской помощи скорой медицинской помощи, общие и специализированные услуги СМП оказываются пациентам на бесплатной основе в государственных и муниципальных медучреждениях.

Формы и условия

Приказ МЗ РФ 33н порядок оказания скорой медицинской помощи выделяет две формы оказания данного вида медуслуг:

  • экстренная, при которой пациенту требуется срочная помощь в связи с тяжелым состоянием и наличием опасности для его жизни;
  • неотложная, при которой пациент также испытывает тяжелое состояние в связи с болезнью или травмой, однако, помощь специалиста может быть отсрочена на некоторый срок.

В зависимости от того, какая именно помощь нужна пациенту, экстренная или неотложная, бригады скорой медицинской должны прибыть к нему в установленные законодательством сроки.

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Порядок оказания скорой медицинской помощи выделяет разные условия, в которых пациенту может быть оказана скорая помощь:

  • на базе медучреждения в стационарном отделении;
  • на базе медучреждения в амбулаторном отделении;
  • вне медучреждения (например, на дому у пациента или по месту получения травмы или ухудшения состояния).

На одной нормативной базе могут работать четыре модели выездной службы, об этом подробно расскажем в нашей рекомендации>>

Приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи выделяет два этапа организации СМП:

  1. Догоспитальный этап. На этом этапе медработники выезжают по вызову к пациенту, для того, чтобы оказать ему медицинскую помощь. В оказании медуслуг участвуют следующие подразделения:
    • бригады станций СМП;
    • отделений экстренной медпомощи лечебных учреждений, а также специализированных станций СМП медучреждений;
    • медработники, оказывающие скорую медпомощь с применением санитарно-авиационной техники.

Порядок скорой медицинской помощи предусматривает примерную форму положения о преемственности медпомощи между станциями СМП и поликлиниками, а также сотрудниками отделения неотложной помощи при поликлиниках районных больниц.

  1. Госпитальный этап. После госпитализации пациента в одно из медучреждений по показаниям, помощь ему оказывает медперсонал (с участием врача, фельдшера и медицинской сестры) отделений экстренной медпомощи медицинской организации.

Обработка вызовов и распределение пациентов осуществляется оперативным отделом медучреждения. Для обеспечения доступности скорой медпомощи пациентам, а также с целью обеспечения круглосуточной помощи, в каждом регионе РФ действует единый номер для вызова бригад скорой помощи.

В Российской Федерации запрещены заведомо ложные вызовы бригад скорой помощи. Такие вызовы для их инициатора наказуемы – он может получить административное наказание в виде штрафа по ст. 19.13 КоАП РФ.

Скачать приложения к Приказу N 388н:

Станции, отделения СМП

Оперативный отдел

Cтационарные отделения скорой медицинской помощи

Отделения экстренной консультативной скорой медпомощи

Что и как изменилось в Порядке оказания скорой помощи

Приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи в 2016 году коснулся некоторых изменений в части следующих составляющих:

  • оперативность бригад СМП на выездах к пациентам;
  • изменение кадрового состава бригад СМП;
  • изменилось стандартное оснащение бригады скорой медицинской помощи;
  • изменился состав укладок бригад СМП.

Как строить работу бригад с учетом новых изменений законодательства? Расскажем об этом далее подробно.

Приказом Минздрава 33н уточнено время доезда выездной бригады скорой помощи к пациенту, который нуждается в экстренных медуслугах – 20 минут с момента приема вызова.

Этот показатель не является одинаковым на всей территории РФ. С учетом плотности населения и географических условий, а также транспортной доступности медучреждений к населенным пунктам, в некоторых регионах это время может быть скорректировано. При этом изменение общего норматива должно быть обоснованным и объективным.

Напомним, что ранее порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом 388н лишь рекомендовал учитывать бригадам СМП в работе 20-минутную транспортную доступность.

При этом подразумевалось планирование места расположения станции СМП на обслуживаемой территории. Об экстренных вызовах и о скорости их обслуживания в документе не говорилось.

Кадровое обеспечение

Приказ МЗ РФ 33н порядок оказания скорой медицинской помощи внес коррективы в содержание рекомендуемых штатных нормативов станции СМП.

  1. Из нормативов исключен ряд должностей медицинских специалистов:
    • медицинский психолог;
    • должность санитара-водителя;
    • заместитель главврача по работе с сестринским персоналом;
    • заместитель главврача по контролю качества;
    • заместитель главврача по организационно-методической работе;
    • фельдшер-водитель скорой медпомощи;
    • заместителю заведующего подстанцией СМП;
    • клинический фармаколог.

При этом отметим, что должности водителей заменены на должность «Водитель СМП».

Как сделать, чтобы машины скорой могли без затруднений въезжать и передвигаться по территории медорганизации, подскажет рекомендация>>

При этом на каждую подстанцию или отделение СМП вводится 1 должность старшего фельдшера (10 тыс. вызовов в год). При количестве вызовов свыше 30 тыс. ежегодно вводится дополнительная должность старшего фельдшера.

  1. В каждой бригаде скорой медицинской помощи должно быть, как минимум два медработника. Это связано с тем, что в некоторых случаях медсестры получили возможность работать в составе психиатрических, педиатрических и общепрофильных бригад СМП.
  2. В новых изменениях порядка перечислены главные обязанности водителя СМП:
  • водитель подчиняется непосредственно фельдшеру или врачу СМП и обязан выполнять его распоряжения;
  • водитель должен знать местоположение медучреждений обслуживаемой территории, а также карту населенного пункта, где расположена станция СМП;
  • водитель должен направлять автомобиль на вызов по кратчайшему маршруту и обеспечивать немедленный его выезд к пациенту.
Ознакомьтесь так же:  Заявление о вывозе ребенка за границу бланк

Эти нововведения грозят многим медучреждениям кадровым дефицитом. Как можно его избежать:

  • главный фельдшер может выполнять некоторые обязанности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, должность которого была отменена;
  • обязанности других заместителей могут быть возложены на заместителя главврача по медицинской части;
  • соответствующие обязанности следует отразить в приказах по отделению или станции СМП и добавить в должностные инструкции специалистов.

Оснащение автомобилей

Приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи ранее содержал в себе значительный перечень оборудования и устройств, которыми должны были оснащаться машины СМП.

Однако, во многом эти требования были чрезмерными и требовали, как значительных дополнительных средств, так и необходимость обучения медработников. Приказ 33н изменил этот подход.

  1. Из оснащения автомобилей «скорой» класса А, предназначенных для общепрофильных медицинских бригад исключили наиболее дорогостоящую позицию – портативный клинический анализатор.

Вместе с тем, педиатрические и специализированные бригады могут быть укомплектованы этим анализатором по требованию.

  1. Автомобили класса В общепрофильных «скорых», реанимационных бригад, а также специализированной педиатрической бригады класса С могут быть укомплектованы аппаратом ингаляционного наркоза закисью азота – по требованию. Это исключение допущено в связи с тем, что запись азота имеет низкую наркотическую активность.
  2. Одним из положительных нововведений читается обязательное оснащение общепрофильных фельдшерских бригад «скорых» дефибриллятором с автоматическим режимом. Это связано с тем, что при использовании электрической дефибрилляции медработники часто допускают ошибки.

Кроме того, в соответствии с квалификационными требованиями к фельдшеру, он вправе проводить только дефибрилляции в автоматическом режиме.

  1. Необязательным стал вакуумный иммобилизационный матрас в оснащении автомобилей СМП класса В.
  2. Из требований к оснащению машин СМП, которые ранее утверждал приказ МЗ РФ 388н порядок оказания скорой медицинской помощи исключено следующее оборудование: портативный аппарат для эхо-энцефалоскопии, ультразвуковой портативный сканер, набор для дренирования плевральной полости.
  3. По требованию автомобили СМП класса С могут быть укомплектованы следующим оборудованием:
    • противошоковый костюм;
    • портативный многофункциональный аппарат УЗИ-диагностики;
    • клинический портативный анализатор;
    • автоматический аппарат для проведения сердечной и легочной реанимации;
    • транспортный монитор;
    • аппарат для временной электрокардиостимуляции и т.д.

Эти изменения позволят многим медучреждениям снизить затраты на покупку оборудования, а также оценить свои потребности и приобрести те устройства, которые действительно нужны им в работе. Кроме того, снижаются также затраты на приобретение расходных материалов и дополнительное обучение сотрудников СМП.

Приказ МЗ РФ 388н

Редакция от 1 июля 2016 года

Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2012, № 26, ст.3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 года, регистрационный № 6136);приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 586н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года № 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 года, регистрационный № 18289);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 202н «О внесении изменения в приложение № 3 к Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года № 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 года, регистрационный № 20390);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 января 2012 года № 65н «О внесении изменения в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года № 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 года, регистрационный № 23472).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 июня 2013 г. N 388н г. Москва «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 августа 2013 г.
Регистрационный N 29422

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 202н «О внесении изменения в приложение N 3 к Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 65н «О внесении изменения в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Новый порядок оказания скорой помощи снизит ее доступность для пациентов

Эксперты Нацмедпалаты призывают доработать документ и отложить его вступление в силу

17.12.2013 в 20:52, просмотров: 7221

Минздрав РФ подготовил очередной «гуманный» приказ, касающийся изменения порядка оказания скорой медицинской помощи россиянам. Неудивительно: скорая помощь считается чрезвычайно дорогим удовольствием для государства, поэтому пришла пора экономить.

Эксперты Национальной медицинской палаты, которую возглавляет известный доктор Леонид Рошаль, опасаются, что введение в действие нового порядка отразится на качестве медпомощи и будет иметь неблагоприятные последствия не только для пациентов, но и для врачей. Нацмедпалата призывает перенести срок начала действия приказа, ибо он не доработан.

Уже с января 2014 года должен вступить в силу Приказ №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который определяет новые правила работы этих служб. Документ наделал немало переполоха среди специалистов и пациентов.

Как считает председатель правления Некоммерческого партнёрства «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи» из Санкт-Петербурга Алексей Бойков, хотя вроде бы цель нового приказа – в оптимизации оказания СМП пациентам, существующие юридические неопределённости в документе ставят «под удар» в первую очередь сотрудников и руководителей служб скорой помощи различных уровней. «Цель приказа – сделать организацию оказания экстренной и неотложной медицинской помощи более упорядоченной и менее затратной. Во главу угла ставится оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме, а во вторую очередь – в неотложной форме. Такая модель используется во многих странах мира. У нас в советское время в силу разных причин врач по любому случаю выезжал к пациенту. Теперь, с целью экономии средств, предполагается, что сам пациент в определённых случаях будет самостоятельно приезжать к врачу, в стационар, если ситуация не является экстренной», — считает Бойков.

Однако основная угроза для работы врачей – это отсутствие четкого указания в документе на то, какие случаи представляют угрозу для жизни пациента, а какие нет. «Такая ситуация позволяет сделать виноватыми как главных врачей, так и рядовых сотрудников бригад скорой помощи. В каком случае нужно рекомендовать обратиться пациенту к участковому врачу? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Эти критерии в приказе не определены. Непонятно также, кто полномочен принимать такое решение, кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи», – подчеркивает Алексей Бойков. Все это делает сотрудников скорой помощи уязвимыми, создает прецеденты для их обвинений как со стороны пациентов, так и представителей страховых компаний.

Ознакомьтесь так же:  Проверка страхового полиса осаго по номеру автомобиля

Штатная комплектация самих бригад скорой помощи – еще одно направление приказа, которое, по мнению экспертов Нацмедпалаты, требует доработки. В частности, предлагается сократить ставки санитаров. «Работать санитарами – это была единственная возможность для студентов получить практику; будущие специалисты хотят как можно раньше научиться оказывать помощь заболевшим и спасать пострадавших, а для учреждений – это серьёзный кадровый резерв», – отмечают эксперты Палаты.

Исключение из перечня учреждений, куда доставляется больной, тех, в которых отсутствуют специальные отделения скорой помощи (что опять-таки предполагает приказ), снижает доступность ее оказания. «Нужно везти пациента только в больницу, где есть специальное отделение скорой медицинской помощи. При этом расстояние не имеет значения, хотя рядом и может быть больница, в которой имеется необходимое оснащение и персонал для оказания помощи пациенту, но нет специального отделения. В таком случае оказание скорой медицинской помощи не является корректным», – отмечают эксперты. Также не до конца понятны основания исключения из перечня специализированных бригад целого ряда исторически сформированных и востребованных бригад СМП: в новом Порядке нет кардиологических, неврологических и других.

Национальная медицинская палата призывает реализовать положения Приказа в 2014 году на примере пилотных регионов, а затем, после апробации, внести необходимые изменения в приказ и только с 2015 года сделать его обязательным для исполнения на всех уровнях организации оказания скорой помощи.

Принимаем на работу водителя автомобиля скорой медицинской помощи

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Большинство медицинских организаций, в том числе частной системы здравоохранения, оказывают своим пациентам услуги скорой медицинской помощи. Отметим, что этот вид деятельности является лицензируемым и требует получение лицензии в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года. Наличие автомобиля скорой медицинской помощи предполагает и наличие водителя.

Законодательство РФ предъявляет специальные требования к квалификации водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Эти требования содержаться в следующих нормативных актах:

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 года;

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года;

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (Приложение № 12);

Приказ Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года (ред. 05.05.2016 г.) «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Рассмотрим требования указанных документов подробней.

Единый квалификационный справочник устанавливает квалификационные характеристики в отношении таких должностей как:

Фельдшер – водитель скорой медицинской помощи.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Скорая помощь», без предъявления требований к стажу работы. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее трех лет.

Санитар – водитель.

Требования к квалификации.

Среднее (полное) общее образование. Специальная подготовка по программам оказания первой помощи. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года в части наименования должностей дублирует Единый квалификационный справочник: в ней также закреплены такие должности как: «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель».

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. в Приложении № 12, не конкретизируя наименование должности, устанавливает дополнительные квалификационные требования к водителю бригады скорой медицинской помощи. Приказ говорит о том, что на должность водителя бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1 — 2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам транспортировки (п.1.2.Приложения № 12).

Требования о наличии специальной подготовки не случайны.

В обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи входит выполнение функций, требующих специальных познаний. Например, в своей работе он обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных. Это следует из п.2.5. Приложения № 12 Приказа.

Под специальной подготовкой по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим следует понимать обучение в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Постановлением Правительства РФ № 876 от 15 декабря 2007 г. (п.2 Положения).

Подготовку производят только учебные организации, получившие соответствующую лицензию.

По результатам подготовки выдается документ установленного образца: «Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Форма документа утверждена Приказом № 1028 от 15 октября 2010 г. «Об утверждении формы свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Относительно новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года в редакции, действующей с 1 июля 2016 года, утвердил новый состав выездной бригады скорой медицинской помощи, исключил из перечня работников, входящих в состав бригады, должности:

«фельдшер-водитель скорой медицинской помощи»;

«санитар – водитель».

В ранее действовавшей редакции Порядка (до 1 июля 2016 года) должности «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель» формировали выездные бригады скорой медицинской помощи в зависимости от профиля и состава:

общепрофильные/специализированные: анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; педиатрические; психиатрические; экстренные консультативные; авиамедицинские;

врачебные/фельдшерские.

Действующая редакция Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривает формирование выездных бригад скорой медицинской помощи с учетом одной должности – «водитель».

Квалификационные требования к этой должности порядок не содержит.

Представляется, что работник на должности «водитель» в составе бригады скорой медицинской помощи должен соответствовать квалификационным требованиям, которые установлены Приказом Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г., то есть быть водителем автотранспорта 1 — 2 класса, имеющим специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам транспортировки.

Таким образом, помимо общих документов, установленных ТК РФ, водитель, претендующий на должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, обязан иметь при себе:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление автомобилем категории «B»;

Медицинское заключение о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами по форме № 003-В/у;

Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Документы о медицинском образовании потребуются в случае, если медицинская организация все же посчитает необходимым принять водителя на должность «фельдшер – водитель скорой медицинской помощи». К числу таких документов относится диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело» и действующий Сертификат по специальности «Скорая и неотложная медицинская помощь».

Права и обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. (Приложение № 12) устанавливает помимо квалификационных требований, права, обязанности и ответственность водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Дополнительно обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в Приказе Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года. Этот документ частично дублирует положения Приказа Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г.

Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан (п.16 Приложения № 2 к Приказу Минздрава № 388Н от 20 июня 2013 года в ред. от 1 июля 2016 года):

подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;

знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;

обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;

отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;

содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);

обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.

Назначение и освобождение водителя от должности.

Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля скорой медицинской помощи производится:

руководителем станции скорой медицинской помощи или главным врачом больницы, в структуру которой входит подразделение службы скорой медицинской помощи;

при использовании автомобилей на договорной основе — руководителем автохозяйства.

В силу прямого указания в законодательстве для водителя обязательно оформляется должностная инструкция.

Водитель бригады скорой медицинской помощи несет ответственность за:

Своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции;

Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.