Правительство понятие структура полномочия

3. Правительство

3.1. Понятие и структура правительства

Правительство – это, как правило, коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением.

Правительство возглавляет исполнительно-распределительную деятельность в стране.

В состав правительства, кроме председателя, его заместителей, министров, могут входить министры – координаторы, государственные секретари, министры без портфеля, парламентские секретари, представляющие правительство в парламенте.

Конституции Норвегии, Ирландии, ОАЭ устанавливают конкретную численность министров.

Во многих странах внутри правительства создаются более узкие структуры (кабинет министров в Великобритании, совет кабинета во Франции, в ряде стран имеется президиум или бюро правительства), которые выполняют важные полномочия правительства.

Глава правительства осуществляет подбор кандидатур в состав правительства. В Болгарии, Германии он сам назначает и смещает министров, принимает другие важные решения от имени правительств. При главе правительства создаются различные органы. В Германии – ведомство федерального канцлера, личный секретариат. При правительстве создается орган управления делами правительства, который возглавляет министр по делам правительства.

3.2. Формирование правительства

Процедура формирования правительства зависит от формы правления: *

в абсолютных монархиях (Оман, Катар) глава государства, как правило, назначает министров из числа членов династии; *

в дуалистической монархии (Марокко, Непал) при выборе и назначении министров глава государства иногда учитывает ситуацию в парламенте; *

в президентских республиках глава государства формирует правительство:

— полностью по своему усмотрению, как правило, из деятелей своей партии (Мексика, Египет, Бразилия);

— получая согласие на назначение министров от верхней палаты парламента (США); *

в полупрезидентских республиках главе государства обычно требуется согласие парламента для назначения главы правительства; *

в парламентарных монархиях и республиках существует парламентский способ формирования правительства. После каждых выборов в парламент правительство формируется заново. Выборы главы государства не влекут за собой формирования нового правительства. В таких государствах правительство считается фактически сформированным, если оно получило доверие парламента. Юридически оно считается созданным после издания по этому вопросу акта главы государства.

К членам правительства предъявляются в разных странах определенные требования: *

возраст (Бразилия – 25, Египет -30); *

исповедовать определенную религию(ислам в арабских странах); *

иметь соответствующий моральный облик (Финляндия); *

в Швейцарии в правительство не может быть включено более 1 члена от кантона; *

в Бельгии в правительстве должно быть равное число членов, говорящих на французском и голландском языках; *

в Индии, Греции, Великобритании министры назначаются только из числа членов парламента (при этом они могут оставаться парламентариями); *

в США, Болгарии, Франции члены правительства не могут быть членами парламента; *

министры должны приостанавливать другие виды своей профессиональной деятельности, не участвовать в сделках с государственным имуществом.

3.3. Виды правительств в зарубежных странах *

однопартийное правительство, как правило, создается в парламентарных республиках и монархиях в случае, если какая-либо партия имеет абсолютное большинство в парламенте (50% + 1голос), а также в президентских республиках.

В полупрезидентских республиках глава государства учитывает партийный состав парламента при предложении кандидатуры председателя правительства для получения согласия парламента по этой кандидатуре. *

коалиционное правительство создается в парламентарных республиках и монархиях в тех случаях, когда в парламенте нет большинства у какой-либо партии. Создается такое правительство на основе соглашения между лидерами нескольких партий, которое должно получить поддержку большинства депутатов парламента. Лидеры этих партий делят между собой министерские посты. Обычно такое правительство оказывается недолговечным из-за разногласий в коалиции. В Италии во II –ой половине XX века сменилось более 50 коалиционных правительств. *

правительства национального единства, национального спасения, которые создаются в кризисные моменты, в частности, в условиях войны. В нем представлены обычно различные партии. *

правительство парламентского меньшинства формируется партией, не имеющей большинства в парламенте, а несколько малочисленных партий не входя в правительство, поддерживают его в парламенте при голосовании по вотуму доверия. Подобные правительства неоднократно создавались в Индии, Японии, Турции. *

служебное правительство создается в парламентарных республиках и монархиях в случае, если не удается сформировать коалиционное правительство или правительство парламентского меньшинства. Оно носит временный характер и существует до новых парламентских выборов. *

временные правительства создаются в результате военных переворотов. Образуются эти правительства внепарламентским, неконституционным путем.

3.4. Полномочия правительства

Подробно перечисляют полномочия правительства конституции социалистических и постсоциалистических стран (Китай, Украина).

В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, которые принадлежат по Конституции главе государства. Иногда конституции этих стран определяют некоторые вопросы, являющиеся прерогативой правительства.

В президентских республиках, где правительство как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства. Министры, составляя кабинет, действуют по указанию главы государства (США, Бразилия). В тех же президентских республиках, где есть совет министров, иногда предусматриваются собственные полномочия правительства (Египет).

Фактически вопросы, входящие в компетенцию правительства, зачастую решает его президиум, бюро, премьер-министр.

Согласно современной конституционно-правовой доктрине, правительство призвано обеспечивать охрану существующего публично-правового порядка, гарантировать права и свободы человека и гражданина, защиту внешних интересов государства.

На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Правительство играет ведущую роль в разработке, формировании и реализации внутренней и внешней политики государства.

Приходящее к власти правительство, как правило, выдвигает свою программу действий в указанных направлениях. Главная цель такой программы – добиться поддержки правительства как можно более широкими слоями населения.

Как высший административный орган страны правительство осуществляет функцию общего управления, то есть деятельность, направленную на реализацию выдвигаемых и отстаиваемых им политических целей.

Правительство согласовывает, координирует и направляет деятельность всего государственного аппарата. В парламентарных республиках и монархиях правительство назначает на высшие гражданские и военные должности. В республиках со смешанными формами правления данная функция поделена между президентом и главой правительства.

Важнейшими функциями правительства являются исполнение законов, составление и исполнение бюджета, а также нормоустанавливающая деятельность. В реализации последней выделяются три направления: *

правительство издает нормативные акты на основе и во исполнение парламентских законов. Акты этой группы носят подзаконный характер; *

правительство издает нормативные акты по прямому или косвенному уполномочию парламента, то есть на основании «законов-рамок» или так называемого «скелетного законодательства»; *

правительство издает нормативные акты по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента без какого-либо уполномочия со стороны парламента. Однако, такие акты, как правило, должны быть затем утверждены парламентом. Конституция Италии (ст.77) устанавливает, что декреты, изданные правительством в случае необходимости и срочности под свою ответственность, утрачивают силу с момента издания, если они не были утверждены парламентом в течение 60 дней после опубликования.

В странах с парламентарной формой правления правительству в случае внутренней или внешней угрозы принадлежит право принятия чрезвычайных мер. При этом правительство получает чрезвычайные полномочия.

По чрезвычайному законодательству Германии, инкорпорированному в ее Конституцию, в случае введения «состояния угрозы или обороны» функционирование парламента может быть приостановлено, действие конституционных прав и гарантий также приостанавливается, разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами упраздняется, командование армий передается главе правительства, который использует ее по своему усмотрению».

3.5. Ответственность правительства и его членов за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей возможна четырех видов: политической, уголовной, гражданской, дисциплинарной.

Политическая ответственность правительства существует перед парламентом, главой государства, а министров и перед главой правительства.

Ответственность перед парламентом выражается в вынесении им вотума недоверия правительству или отдельному министру и, как результат увольнение правительства или министра в отставку. Вотум недоверия должен быть предложен значительным числом депутатов (в Чехии – ?, в Белоруссии – 1/3).

В некоторых президентских республиках (Венесуэла, Уругвай) вотум недоверия также применяется парламентом, но только к отдельным министрам.

Политическая ответственность правительства перед главой государства выражается в отправке в отставку министра, главы правительства. Это очень характерно для полупрезидентских и президентских республик.

Вопросы для самоконтроля: 1.

Что такое исполнительная власть? 2.

Ознакомьтесь так же:  Новости осаго 2019

Как соотносится при разных формах правления глава государства и глава исполнительной власти? 3.

Назовите функции и полномочия главы государства? 4.

В чём причина различного порядка формирования правительства при разных формах правления и государственного режима? 5.

Назовите виды правительств и их полномочия. 6.

Каковы способы избрания президента? 7.

В чём особенности исполнительной власти в полупрезидентской республике?

Правительство понятие структура полномочия

46. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав и полномочия.

1. Статус и место в государственном аппарате.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

2. Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства — его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

3. Политическая ответственность.

Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Учитывая двойную политическую ответственность Правительства и место Президента в системе разделения властей, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

4. Акты правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения — по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (1997) и подразделяются на:

  1. общие полномочия;
  2. полномочия в сфере экономики;
  3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;
  4. полномочия в социальной сфере;
  5. полномочия в сфере науки, культуры, образования;
  6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;
  9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;
  10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

6. Порядок деятельности.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён данным законом, рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум Правительства РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

Правительство понятие структура полномочия

5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно. Правительство РФ – высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Одной из основных особенностей исполнительной власти является то, что она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости. Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ, безусловно, принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства содержит гл. 6 Конституции РФ, а более детально этот статус закреплен в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства РФ;

2) заместители Председателя Правительства РФ;

3) федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства).

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до 2 месяцев. Такая непрерывность и преемственность в функционировании исполнительной власти необходима, поскольку, будучи органом общей компетенции и обладая достаточно широкими полномочиями (закрепленными в виде открытого перечня в ст. 114 Конституции РФ и в гл. 3 Закона «О Правительстве. »), именно Правительство РФ осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества – в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сферах науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений и др.

Смешанный порядок формирования Правительства РФ (участие Государственной Думы в процедуре назначения Председателя Правительства РФ) корреспондирует к двойной ответственности Правительства РФ. Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия. Глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ; при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства не установлено). Но и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ, который может и не согласиться с выраженным Думой недоверием (более того, повторное выражение вотума недоверия в течение 3 месяцев может привести к роспуску Государственной Думы). Персональный состав Правительства РФ формируется без участия Государственной Думы, поэтому ответственность отдельных членов Правительства перед парламентом не предусмотрена.

Ознакомьтесь так же:  Приказ минтранса рф 204

Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем повседневной, текущей работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности), федеральную службу (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности) и федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служб и федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые министры без портфеля), – Полномочный представитель РФ при Европейском Союзе, Полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, руководитель Аппарата Правительства РФ и др.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

27. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ

27. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ

Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

Правительство – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство как главный орган исполнительной власти организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Компетенция Правительства:

1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

2) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) управление федеральной собственностью;

5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, а в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом или в судебном порядке.

Модуль 1. Учебное пособие


Загрузить всю книгу

4.4. Правительство РФ: его структура, полномочия и порядок деятельности

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 — 117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением ГосДумы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.

Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Правительство РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики страны; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Оно по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В то же время Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти на основании соответствующих соглашений.

В сфере экономики Правительство РФ: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает ее единство в стране; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики в данной области, реализацию трудовых прав и прав граждан по социальному обеспечению, а также проведение единой миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, туризма, санитарно-культурной сферы и др.

Ознакомьтесь так же:  Сайт гибдд ярославской области госпошлина

В сфере науки, культуры и образования Правительство РФ обеспечивает: государственную поддержку фундаментальной и приоритетных направлений прикладной науки; проведение единой государственной политики в области образования; поддержку культуры и сохранение культурного наследия страны.

В сфере охраны окружающей среды Правительством РФ: обеспечивается проведение единой политики в этой области, в частности по экологической безопасности; принимаются меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; организуется деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координируется деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий и др.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительством РФ: осуществляются все необходимые меры в этой области; организуется оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; обеспечиваются социальные гарантии для военнослужащих; принимаются меры по охране Государственной границы; осуществляется руководство гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по реализации внешней политики страны; заключает международные договоры и обеспечивает их выполнение; осуществляет регулирование и государственный контроль во внешнеэкономической деятельности.

13. Правительство РФ: правовые основы формирования, структура.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет, систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они имеют право подавать заявления об отставке.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

31. Правительство в структуре государственной власти: порядок формирования, структура, полномочия.

Правительство – это коллегиальный орган, который отвечает за принятие решений и политический курс. Роль правительства зависит от формы правления.

С парламентской формой – правительство занимает центральное место в системе государственных органов и решающую роль на практике играет председатель правительства. Механизм формирования правительства при разных формах правления имеет свою специфику, но общая черта – это партийная основа.

В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил в партии и парламенте.

В государствах с парламентской формой правления правительство формируется партией, победившей на выборах и руководителем правительства становится лидер этой партии. Если ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, то партии договариваются о создании коалиционного правительства и оно опирается на большинство. Такие правительства часто меняются. В некоторых случаях правительство м. быть сформировано чиновниками.

Страны со смешанной формой правления – правительство отвечает и перед парламентом и перед президентом. Если одному министру вотум недоверия – результат отставка всего правительства.

Правительство осуществляет общее руководство страной и управляет делами государства. К числу важнейших полномочий относятся:

разработка программы экономического и социального развития общества.

подготовка проекта гос.бюджета.

руководдство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой, культурой, образованием, социальной сферой.

внешнеполитические полномочия (ведение межд. переговоров, заключение договоров).

Правительство имеет большой чиновничий аппарат. Деятельность и порядок формирования правительства предусмотрен в конституции страны.

32. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь

Статья 106. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить ис­полняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

подписывает постановления Правительства;

в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Пре­зидент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

Статья 107. Правительство Республики Беларусь:

руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Статья 108. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.