Образ адвоката хельмера

Санкт-Петербургская государственная театральная академия искусств

Анализ драмы Генрика Ибсена

Студентки вечернего отделения

Новая драма — мировоззренческий кризис рубежа XIX—XX веков, который был вызван тем, что в драматургии не появлялось новых значительных имен, упала роль смысла и слова, а на сцене преобладали тенденции развлекательности, водевильности и маскарада и, как следствие, мощный подъем драматического искусства, представленный творчеством таких писателей конца XIX века, как Август Стринберг, Генрик Ибсен, Бернард Шоу, Антон Чехов и др., которые выступили с требованием проблемности и социальности театра: драма должна обращаться к современному зрителю, поднимать злободневные вопросы, будить мысль. В «новой драме» акцент делался не на сюжет, а на его осмысление; в текст непосредственно включались элементы дискуссии; по-новому ставились проблемы морали; основой конфликта становилось столкновение не интересов и личностей, а идей и мнений.

С творчеством норвежского драматурга, поэта и публициста Генрика Ибсена (1828-1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме – драмы идей. Второй период творчества Ибсена (1864-1884) считается реалистическим. Это этап расцвета его драматургии, наиболее беспощадного, резкого осуждения бездуховной действительности.

Пьеса «Кукольный дом», задуманная в 1878 году и написанная в 1879 году, является замечательным примером аналитической драмы и драмы идей. В ее основу Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (урождённая Петерсон, 1849—1932).

Первые наброски Ибсена к «Кукольному дому» имеют заголовок «Наброски к современной трагедии». Сочетание слов «современная трагедия» показательно. Замысел Ибсена состоял в том, чтобы в этой пьесе облечь в классическую форму трагедии современный материал. В «Кукольном доме» драматург не стремится радикально изменить форму. Например, он практически сохраняет классическое триединство Аристотеля – единство времени, места и действия:

Место: Действие происходит исключительно в доме Хельмеров.

Время: Действие происходит в течении трех дней (об этом говорит Хельмер в последних диалогах с Норой).

Действие: События происходят в хронологической последовательности.

Ретроспективное построение драмы у Ибсена предполагает, что события завязываются в обозримом прошлом еще до начала действия пьесы и неотделимы от настоящего героев. Не было бы прошлого, не было бы конфликта, сверхзадачи и всего того, ради чего написана пьеса:

«. драма начинается с конца трагедии: все главные события уже совершились; задача диалога — ретроспективно развернуть перед нами жизнь героев, ибо вся их жизнь — трагедия: нет поэтому у Ибсена видимого начала и видимого конца трагедии» (Андрей Белый «Кризис сознания и Генрик Ибсен»)

С помощью ретроспективной техники Ибсен выявляет истинное положение дел, скрытое за оболочкой внешнего благополучия.

Действие пьесы начинается в преддверии праздника Рождества. Прямой экспозиции нет. Элементы ее обрывками всплывают по ходу действия всей пьесы.

Главная героиня, Нора, радостная и счастливая, возвращается домой с подарками для любимой семьи. Нора искренне верит, что в ее семье царят мир и любовь, и в этой любви к ближним: мужу и детям она видит смысл своей жизни. Воспитанная без матери, когда-то она также горячо любила отца, но отец умер и муж в какой-то степени заменил ей его.

Торвальд Хельмер, адвокат, ныне директор акционерного банка, и сам относится к жене как к малолетней дочери. Он обращается к ней в третьем лице, ласково называя белочкой, птичкой, певуньей-пташкой, маленькой чудачкой и т.д. и шутливо беря ее за ушко. Хельмер считает Нору своей куколкой. Но любую куклу можно любить, нянчиться с ней, играть, а можно, не рассчитав силы, и нечаянно сломать, ведь она не имеет права голоса и вообще никаких прав.

Хельмер – объект, которому приносят жертву. Он живет исключительно по нормам общественной морали, является по его же словам «безукоризненным чиновником» и полностью зависит от общественного мнения, «утонченная натура», как сказал доктор Ранк. Не способный на подвиг, а только говорящий о нем. Хельмер постоянно повторяет, что Нора принадлежит ему, вся целиком. О двойственной натуре Хельмера говорит то, как он относится к доктору Ранку и Фру Линне в лицо и за спиной.

Брак для Хельмера — это законное право собственности мужа на жену. Не случайно пьесу «Кукольный дом» часто называют просто «Нора». Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине и к человеку как к личности.

Нора в разговоре со своей подругой Кристиной сама ставит эту проблему: «Вы все думаете, что я не годна ни на что серьезное» и в доказательство своей самостоятельности открывает Великую тайну, которую носит в сердце, с которой и завязываются действия драмы:

Восемь лет назад Нора подделала подпись своего умершего отца на векселе, ради того, чтобы заплатить за лечение тяжело больного мужа. Она ничего не сказала в семье. Нора была искренне рада и горда тем, что ее тайна является доказательством преданной любви.

Крогстад, служащий в банке у Хельмера, — человек у которого Нора и заняла те самые деньги, узнав о своем увольнении, начинает шантажировать Нору. Он мечтает путем шантажа занять высокий пост в банке. Крогстад готов бороться не на жизнь, а насмерть и его можно понять. Когда-то и он был уличен в подделке документов и сделал это из тех же самых побуждений, что и Нора. По мнению Кристины, Крогстада довело до такой жизни отчаяние. Мало того, что у него на руках маленькие дети, так он еще и потерял любимую женщину – Кристину. И когда это случилось, у него почва выскользнула из-под ног. Он научился больше не верить людям. Он, как и Нора, жертва любви к своим ближним.

Драматург выстраивает характеры героев аналитически точно, с математическим расчетом, подчиняет своей идее. Ведь если разобраться, у Ибсена нет ни одного случайного героя, ни одной лишней фразы. Например, Кристина Линне, бывшая любовь Крогстада, оказывается претенденткой на его пост в банке и в очередной раз, сама того не ведая, «лишает его кислорода».

Образ Кристины – также образ жертвенницы, которая когда-то бросила любимого человека и вышла замуж по расчету ради маленьких братьев и больной матери, но при этом нисколько не сожалеет, а гордится этим. Крогстад дает точное объяснение поведению Кристины: «великодушная потребность жертвовать собой.

«Ибсен – проповедник страдания» — скажет в своей статье о писателе Корней Чуковский.

Но вернемся к Норе. После разоблачения Крогстадом, ее тайна оказалась под угрозой. Обман – это зерно, посаженное на почву семейного счастья, который вдруг начал прорастать и норовит вылезти наружу и для Норы теперь «задача №1»- втоптать его обратно, ведь для Торвальда «с его мужским самолюбием было бы так мучительно, унизительно узнать, что он обязан ей чем-нибудь»

Хельмер: «Отравленная ложью атмосфера заражает, разлагает всю домашнюю жизнь. Я испытываю прямо физическое отвращение к таким людям»

Преступление, совершенное Крогстадом, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора. Женщина возмущена несправедливостью законов, которые остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей. Закон юридический, формальный и закон совести не совпадают:

«Ни за что не поверю. Чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика-отца от тревог и огорчения? Чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу?»

Нора Хельмер, казалось бы, совершенно далекая от проблем общественной жизни, вступает в непримиримый конфликт с этим обществом, называя его законы бесчеловечными.

Нора не может в одиночку справится с мучившим ее «тайным грузом» и хочет просить помощи у друга семейства, доктора Ранка, но не успевает, потому что доктор неожиданно раскрывает ей свою тайну, в которой признается в давней любви к Норе. Из этого признания мы понимаем, что смысл жизни доктора – это лицезреть Нору, в которую он бесконечно влюблен. Нора смущена. Она отвечает, что не нужно раскрывать своих тайн, ведь все было так хорошо. Нора говорит слова, в которых отражается суть ее теплого отношения к доктору: «Видите, некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать». «Нечего лгать себе самому» — как бы подсознательно предупреждает доктор Нору.

Помочь Норе вызывается Фру Линне. Она обещает поговорить с Крогстадом, который оставил обличительное письмо в почтовом ящике, адресованное Хельмеру. Нора соглашается. Напряжение нарастает, когда Нора с возрастающим жаром танцует тарантеллу — безумный итальянский танец. В этот момент возвращается Кристина и говорит Норе, что ей не удалось поговорить с Крогстадом. Нора ждет чуда. Хельмеры уходят на вечеринку.

Приходит Крогстад. У него состоится неожиданный для читателей разговор с Кристиной. Кристина просит Крогстада забыть обиды и протянуть друг другу руки:

«Работать для себя одной мало радости. Крогстад, дайте мне цель — для чего и для кого работать». Крогстад счастлив. Он готов подарить Кристине смысл жизни и обрести свой. После такого поворота судьбы, он решает забрать свое письмо, но Кристина его останавливает: «Пусть они наконец объяснятся между собой начистоту. Невозможно, чтобы это так продолжалось»

Хельмер после танцев предвещает исход событий: «Конец всегда должен быть эффектен»

Ибсен – мастер интриги. Он держит в напряжении читателя до самой середины финального третьего действия.

Письмо Крогстада, которое за закрытой дверью читает Торвальд во время душевных терзаний Норы, не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Здесь-то и наступает кульминация. Нора хочет покончить жизнь самоубийством. Торвальд останавливает ее, но не потому что переживает за нее, а потому что переживает за себя. Узнав о Норином долге, он начинает беспокоиться, ведь их «добропорядочная» семья может стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. К тому же Торвальд – эгоист и карьерист, для которого репутация и место в банке важней всего на свете. Он не способен оценить самопожертвования Норы. Он считает жену настоящей преступницей: «О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет. она, моя радость, моя гордость. была лицемерная, лживая. О, какая бездонная пропасть грязи, притворства!» Жена как бы перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. В этот момент Нора понимает, что ложь, как бумеранг: чем сильнее запустишь, тем больнее ударит прямо в голову и протрезвит мгновенно. Развязка наступает символично: Нора собирается сбросить маскарадный костюм.

Ознакомьтесь так же:  Договор на аренду кассира

Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате утратила чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Нора собирается уйти из дома. На вопрос обеспокоенного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: «Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком». Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемой «обязанности перед мужем и детьми». В ответ он слышит то, чего совершенно не ожидает: Нора отвечает, что она «не только мать семейства, но прежде всего человек, такой же, как и ты, — или, по крайней мере, должна стать человеком».

Когда тайна открылась, Нора выбирает путь страдания, очищения: оставить все земное, драгоценное, что у нее есть на этой земле. Вот это-то для Ибсена самое главное: обрести самого себя. Человек сам выбирает свою судьбу.

Интересно, что концовка пьесы (Нора покидает мужа и детей и уходит, чтобы разобраться во всем) вызвала такую бурю негодования у современников Ибсена, что он вынужден был пойти на компромисс и изменить ее (Нора смотрит на спящих в своих кроватках детей — и остается).

В пьесе можно выделить два ярких конфликта: человек с самим собой (Нора и ее внутренняя борьба) и человек и общество (Нора живет со своим мужем так, как того требуют мещанские устои).

Ибсен – символист. Ткань всей пьесы пронизана разными символами.

«Кукольный дом» — ключевой символ, отражающий суть мнимого семейного счастья четы Хельмеров, построенного на иллюзиях. Вся их жизнь — обман, который проявляется даже в том, что Нора вопреки запретам мужа втайне поедает любимое миндальное печенье. Также «кукольный дом» отражает вообще человеческую жизнь, в которой отсутствует это самое человеческое. Наша жизнь превращается в заучивание и играние определенных ролей. Мы все больше и больше замыкаемся в себе и боимся быть собой.

Есть и другие символы: куколка для Эмми, которую та «все равно скоро поломает», праздник, танцы – символы беспечности жизни, разложение, о котором говорит доктор Ранк, а Нора не хочет его слушать, костюмы, в которые переодевается Нора – как элемент театральности в семейной жизни Хельмеров.

Помимо того, что герои сами дают оценку происходящему, в пьесе также важна роль подтекста.

За словами такого необязательного на первый взгляд героя, как доктор Ранк скрыто очень много подтекста. «Моему бедному спинному мозгу приходится расплачиваться за веселые деньки офицерской жизни моего отца» — косвенно проецируется на семейную жизнь Норы и мужа. А когда он говорит о визитной карточке с черным крестом, которую пошлет, когда начнется мерзость разрушения, тайна, действительно, вскрывается вместе с карточкой доктора и происходит разрушение «семейной идиллии». Доктор говорит, что в каждой семье кто-то расплачивается за грехи другого.

Не жизнь такая, а мы такие — хочет своим творчеством доказать нам Ибсен. Мы не можем справиться с этой жизнью, проигрываем ей в схватке. Жизнь не прощает тех, кто каждую минуту не борется за нее и не кладет на алтарь ее жертвы во имя идеи и во имя свободы.

Ибсен предъявляет к человеку требования, взыскивает, нападает на мещанство, в котором он погряз, бичует, поучает и этим мечтает возвысить. «. (О. Л. Книппер-Чехова «Ибсен в Художественном театре»).

Закончить хотелось бы словами Корнея Чуковского, точно определившего проблематику творчества Ибсена:

Мы все копошимся здесь на земле и погрязли во лжи, в самодовольстве, погрязли в заботах и даже погрязли в собственном счастье. Только в подвиге и борьбе обретете вы душу.

Г. Ибсен «Кукольный Дом». Аналитическая композиция пьесы. Образ главной героини

Цель: помочь ученикам осознать особенности композиции пьесы, сложность и новаторство образа главной героини; развивать аналитическое мышление, умение оценивать прочитанное, сопоставлять явления литературы и жизни, обосновывать свои утверждения; воспитывать лучшие человеческие качества, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, аудиозапись «Тарантеллы».

Тип урока: формирование умений и навыков.

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Генрик Ибсен отмечал, что пьеса «Кукольный дом» написана ради заключительной сцены, которая воспринималась как скандал. В обществе возникали такие бушующие споры, что кое-где в гостиных вывешивали объявление: «Просим не говорить о “Кукольном доме”». Дискуссия переходила со сцены в зал к зрителям, дальше — в частные салоны и гостиные. Есть ли над чем в пьесе задуматься современному читателю? Или речь идет лишь о женской эмансипации? Над этими и многими другими вопросами поговорим сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Как Хельмер называл свою жену? (Белочка, жаворонок)

2. Какой подарок просит Нора у мужа на рождество? (Деньги)

3. Кто такая фру Линне и почему Нора доверяет ей свою тайну? (Подруга; чтобы не думали, что она такая легкомысленная и беззаботная)

4. Чему радовалась семья Хельмеров накануне рождества? (Что муж получил высокую должность и они будут хорошо обеспечены)

5. Что просит Крогстад у Норы? (Заступиться за него перед мужем, чтобы тот его не увольнял)

6. Из-за чего Крогстад шантажирует Нору? (Она задолжала ему, подала вексель отца с подделанной подписью)

7. Почему Нора так поступила? (Чтобы спасти мужа и не беспокоить очень больного отца)

8. Почему Нора не допускает к себе детей? (Чтобы им не навредить, ведь считает себя негодной их воспитывать)

9. Что ответил Хельмер на настойчивую просьбу относительно Крогстада? (Отказал)

10. Что надумала Нора в безвыходной, по ее мнению, ситуации и почему не осуществила? (Самоубийство; не совершила, так как не хватило духа).

11. Что предложила фру Линне Крогстаду и почему? (Объединиться; чтобы было, для кого жить)

12. Какое «чудо» ожидала Нора? (Чтобы муж взял ее вину на себя, понял ее и поддержал)

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

— Драма «Кукольный дом» имела еще и другое название — «Нора». Итак, в центре внимания драматурга — Нора, жена адвоката Хельмера.

Нора, безусловно, богатая, сложная, неординарная личность. Не только те, кто окружают ее, но и она сама не знает себя целиком.

Находясь в плену иллюзорного семейного благополучия, едва ли она могла бы поставить перед собой вопрос о своем человеческом назначении и решительно на него ответить. Нужно было потрясение, событие, которое разорвало бы цепочку повседневной серости. Шантаж Крогстада стал таким потрясением. «Кукольный дом» сначала «затрещал по швам», а потом и совсем развалился. Именно страх потерять все заставил Нору ответить на вопрос: «Кто я, какая я настоящая, что могу потерять, кому и чем я обязана прежде всего?». Этот тяжелый путь героини «к себе» мы и проследим, заполнив таблицу о сущности Норы.

? Согласны ли вы с тем, что Нора является «ужасной матерью», ведь покинула трех детей ради утверждения своего «я»? Прочитайте и прокомментируйте схемы, дополните и уточните их (по возможности).

3. Слово учителя

— Композиция пьесы «Кукольный дом» имеет аналитический характер. Аналитизм ее заключается в том, что произведение начинает показом внешней иллюзии счастья, а заканчивается катастрофой. Драматург доказывает, что согласие, комфорт, в которых живут его персонажи, а также якобы доброжелательные взаимоотношения между ними является заблуждением. Таким образом, он раскрывает разногласия современного ему мира. Под влиянием разных жизненных обстоятельств люди часто создают себе маски. Срыванию и развенчанию их посвятили свое творчество много писателей ХIХ ст. но новатор Ибсен впервые реалистически показал, что маски бывают и неосознанными. И если не случится в нашей жизни чего-то «экстраординарного», мы рискуем никогда не узнать об истинной сущности людей, которые рядом с нами. Да и собственное «я» тоже может остаться загадкой. Нужна «предельная ситуация», стресс, шок, который принудит человека проявить себя настоящим. Именно интеллектуальное начало играет основную роль в раскрытии характера главной героини пьесы Г. Ибсена. Но драму Г. Ибсена называют не только аналитической, но и интеллектуально-аналитической, так как она завершается интеллектуальным осмыслением персонажами собственной жизни. Тем не менее, герои Ибсена не являются рупорами его идей. Они говорят то, что диктует им логика собственного характера, который писатель раскрывает с выдающимся мастерством и психологической глубиной.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Интерактивное упражнение «Займи позицию и обоснуй ее»

Любил ли Хельмер свою жену?

VI. Домашняя задача

Научиться характеризовать образы драмы, анализировать ее композицию; начать подготовку к реализации творческого проекта «Европейская новая драматургия и творчество Г. Ибсена».

«Кукольный дом» главные герои

«Кукольный дом» — пьеса Генрика Ибсена, написанная в 1879 году.

«Кукольный дом» Ибсен главные герои

  • Адвокат Торвальд Хельмер
  • Нора, его жена
  • Доктор Ранк
  • Фру Линне
  • Частный поверенный Крогстад
  • Трое маленьких детей четы Хельмер
  • Анна-Мария, их нянька
  • Служанка в доме Хельмера
  • Посыльный

Нора Хельмер характеристика

Нора — жена Торвальда, успешного бизнесмена. Нора жила тем, что строила свою жизнь, делая счастливым супруга, воплощая его желания и соответствуя его ожиданиям, при этом подавляя свою личность. Ее муж только получил новую работу в банке, и в этот период обнаруживается, что однажды Нора одолжила деньги для того, чтобы помочь ему, когда он болел. После ряда работ, которые она скрывала, она смогла расплатиться с долгом. Нора не хочет, чтобы ее муж об этом узнал, так как это заденет его гордость, а она ведь играет роль идеальной жены и матери трех детей. В итоге она понимает, что больше не может так жить и уходит из семьи для того, чтобы понять, кто она на самом деле.

Ознакомьтесь так же:  Пособия по уходу за двойней до 3 лет в 2019 году

Торвальд Хельмер характеристика

Муж Норы и отец троих детей, Торвальд относится к своей жене, как к красивой вещи, а не как к личности. Когда он узнает о долге, то разочаровывается в жене, несмотря на тот факт, что она сделала это, чтобы ему помочь. Когда она решает уйти из семьи, он говорит ей, что ее обязанности как женщины быть хорошей женой и матерью. В конце пьесы он надеется на то, что она изменит свое мнение. Очевидно, что он не замечает реальных проблем их брака и того, что он восхищается своей женой, как игрушкой. Он не понимает, что ведет себя с ней так, как вел себя ее отец. Торвальд в начале пьесы кажется строгим и властным, но, в конце концов, обнаруживается, что он очень неуверенный в себе человек. Он хочет уважения, но не оказывает его другим.

Доктор Ранк характеристика

Он богатый друг семьи, который влюблен в Нору. Ранк флиртует с ней, показывая тем самым свои чувства. Доктор Ранк – это тот герой пьесы, который смирился со своей судьбой. Он знает, что умирает от сифилиса, но он достойно это принимает и продолжает вести себя человечно.

Крогстад характеристика

Крогстад – это поверенный, у которого Нора одолжила деньги. Он на протяжении пьесы шантажирует ее для того, чтобы удержаться на должности.
Все герои пьесы многогранны и неоднозначны. Каждый по мере развития пьесы раскрывает свою истинную суть. Не все так, как выглядит, и в конце пьесы женщина берет свою судьбу в свои собственные руки и отправляется на поиски своего истинного «я». Ибсену пришлось выслушать много критики за то, что он осмелился пойти против норм общества, однако именно благодаря этому его пьеса опередила свое время и популярна и по сей день. Нора и другие герои пьесы показывают, насколько трудными для понимания могут быть человеческие чувства, желания и отношения.

Характеристика Торвальда Хельмера — героя драми Г. Ібсена «Ляльковий дім»

I. Хто такий Торвальд Хельмер? (Торвальд Хельмер, колишній адвокат, на по­чатку дії п’єси стає директором Акціонерного банку. Має бездоганну службову репутацію, чудовий затишний дім, люблячу дружину та дітей. На перший по­гляд — цілком позитивна людина.)

II. Характеристика героя.

1. Моральні пріоритети Хельмера. (На першому місці в Хельмера — зовнішня пристойність. Для нього найважливіше — зберегти видимість пристойності за будь-яку ціну: «Не можна і виду подавати». Коли Хельмер дізнається про «провину» Нори, то розмовляє з нею, які зі злочинницею: «О, яке страш­не пробудження! Всі оці вісім років. вона, моя радість, моя гордість. була лицемірка, брехлива. гірше. — злочинниця. О, яка бездонна прірва бру­ду, потворності!». Торвальда турбує лише імідж родини. А Нора для нього начебто перестає існувати. На друге місце можна поставити переконання Хельмера щодо боргів. Він переконаний, що брати в борг — дія неприпус­тима: «Ніколи не позичати! Ніяких боргів! На домашнє вогнище. лягає не­гарна тінь залежності». Отже, знов мова про зовнішній декорум. І ще одне підтвердження прагнення чоловіка Нори мати бездоганну репутацію.)

2. Риси характеру героя. (Риси характеру Торвальда також розкривають вну­

трішній світ далеко не позитивного героя. По-перше, впадає в око само­впевненість героя: він усіх повчає: із задоволенням «виховує» Нору, бере на себе право звинувачувати Крогстада. Хоча на фінансові махінації бать­ка Нори дивився без засудження. Торвальд не позбавлений хвалькуватості, яка є продовженням його самовпевненості. «. У мене вистачить мужнос­ті і сил. я така людина, яка все може взяти на себе», — саме так він го­ворить про себе. Найнеприємнішою рисою Хельмера можна назвати його лицемірство. Коли Торвальд дізнається, що небезпека з боку Крогстада зникає, він на радощах робить широкий, на його думку, жест: «Я простив тебе. Норо». Лицемірним можна назвати і його прагнення звільнити Крог­стада за підробку документів. Читач чудово розуміє, що ці дії героя про­диктовані лише його прагненням мати бездоганну репутацію, а не негатив­ним ставленням до нечесних вчинків працівника банку. Торвальд не бачив глибини відчуттів і переживань дружини. Нора ідеалізувала чоловіка і його ставлення до неї. За звичайних обставин герой міг би бути (чи здаватись) люблячим чоловіком, порядною людиною, але при першій же загрозі його репутації, його кар’єрі маска злітає, і він, забувши про дружину, турбуєть­ся лише про себе. Торвальд не зважає на смертельну недугу товариша, не розуміє внутрішнього стану Нори, коли вона танцює.

«Люблячий чоловік» може бути і дуже жорстоким. І річ не лише у тому, що він забув, на що Нора брала позику, а й у тому, що хоче позбавити її спілкування з дітьми: «Дітей ти не будеш виховувати. Я не смію довірити іх тобі».)

3. Ставлення Хельмера до дружини. (Хельмер, переповнений відчуттям влас­ної гідності, лагідно і дещо зверхньо називає свою дружину «жайворон­ком», «білочкою» і «пташкою». Він переконаний, що кохана дружина потребує керівництва від мудрого чоловіка, тому що його «жайворонок, білочка, пташка» не вільна людина, особистість, а складова його спокійно­го сімейного життя, щось на зразок зручного крісла, в яке він сідає після важкого дня, присвяченого службі.)

III. Висновки. (Підбиваючи підсумки характеристики героя, можна назвати при­чину його поведінки. Як у свій час стверджував Оноре де Бальзак, причиною усіх людських нещасть є егоїзм. У ситуацїї з Торвальдом Хельмером це пояс­нення цілком слушне. Дійсно, слова «я, мені, моє. » можна почути від героя на кожному кроці. Саме його поведінка, що ґрунтується на перелічених вище рисах характеру, стає причиною руйнацїї лялькового дому і, можливо, подаль­шої трагедії Нори.)

alindomik

Мечтать не вредно

— «Но кто же пожертвует честью даже ради любимого человека?»

— «Сотни тысяч женщин жертвовали».

НОРА— героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера. Когда-то она имела мужество пойти на подделку векселя, чтобы спасти больного мужа. Многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга.

Нора женственна и хрупка, культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки — это невольная игра, желание сделать мужа счастливым. Только н а первый взгляд Нора лишь куколка, жизнерадостная хозяйка тихого и опрятного дома. Для мужа Торвальда Хельмера игрушка, «жаворонок», «куколка». За восемь лет, прожитых вместе, Торвальд ни разу не говорил с Норою серьезно. Главное для Торвальда — чтобы Нора «играла» по его правилам. Ей «не позволяется» иметь свои взгляды, суждения, вкусы. Он окружил жену атмосферой поддразнивания и слащавых шуток. На лице улыбка, которая так нравится мужу, она танцует тарантеллу, зная, что это нравится ему, а в почтовом ящике лежит письмо ростовщика Крогстада . За внешним благополучием и беззаботностью другая, глубинная Нора, которую ещё никто не знает и не пытается узнать. Она знает, что жизнь не радость. Нора готова к самопожертвованию, чтобы ее семья была по-настоящему счастливой, а дом – уютным. Чтобы выплатить долг, о котором не знает Хельмер, молодая, красивая и жизнерадостная женщина постоянно экономит, во многом отказывая себе.

Когда-то, чтобы спасти мужа, заболевшего туберкулезом в первый год брака, и отвезти его по совету врача на лечение в Италию, Нора тайно занимает деньги у ростовщика и впоследствии ценой напряженного труда выплачивает их. Но по закону, она не могла занимать деньги без поручительства. Нора поставила под векселем имя своего больного отца, якобы поручившегося за ее платежеспособность, то есть пошла на подделку векселя. Дочерняя и супружеская любовь толкнула ее на «преступление» против закона. Ростовщик Крогстад терроризирует Нору, требует места в банке, директором которого назначен ее муж, в противном случае грозит упрятать Нору в тюрьму. Она все еще надеется на чудо. Ей кажется, что ее муж, «сильный и благородный человек», спасет ее, поддержит в беде. Вместо этого адвокат Гельмер, получив письмо Крогстада, впадает в ярость, предрекает жене страшную, полную унижений жизнь. С его точки зрения, она преступница, он запрещает ей общаться с детьми, чтобы она не могла «развратить их».

Вот и пришло время, когда Нора наконец-то сознала, что всегда была игрушкой в чужих руках. Быть веселой и развлекать мужа — это не означает быть счастливой. Чтобы быть свободной, уважать себя, нужно снять маску «куклы». И она это сделала.

Нора понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома».

Между нами ничего нет. Только игра. .. Когда-то я играла в куклы, а теперь сама стала твоей куклой. Ты как будто бы любишь меня и я как будто бы тоже. А так мы живём обычной жизнью, но стоит нам встретиться, игра начинается заново. И так всё, вроде бы, замечательно. Я всегда улыбаюсь, всегда в хорошем настроении и не задаю лишних вопросов. А ты исполняешь все мои желания и делаешь со мной всё, что захочешь. И каждый из нас по-своему счастлив. Вот только мне иногда грустно, когда ты забываешь меня и берешь других кукол, а я остаюсь одна дома, в темноте. Но я знаю, ты обо мне обязательно вспомнишь. Наиграешься с теми, другими и снова вернёшься ко мне. Ведь я твоя любимая игрушка. И я, как всегда, буду улыбаться. Ведь грустных кукол не бывает.

Ознакомьтесь так же:  616 приказ рк

«Я тебе не кукла, я — Живой Человек. И не любил ты меня, тебе просто нравилось думать, что любишь меня. Любил ты отражение в зеркале, в котором видел себя со мной. Я была игрушкой, которую ты посадил в кукольный домик, и ты играл со мной, когда у тебя было время и желание. Тебе нравилось развлекаться со мной, смотреть, как я танцую и пою. Но все это было твоей жизнью, но не моей. Все это время я жила с человеком, которого не знала. И ты не знал меня и не понимал. Все мои затеи для тебя были лишь вздором. Исполнение моих прихотей — это лишь удовлетворение твоего мужского эго. Ты называл меня «белочкой», «жаворонком», «птичкой», сюсюкал и улюлюкивал, но ни одного серьезного разговора между нами не состоялось. До сих пор. А теперь я уйду. Потому что ребенок вырос, потому что я устала быть куклой, потому что я хочу измениться. Ты изменишься тоже? Не со мной. Ты изменишься, когда я уйду от тебя.»

Громко раздается стук захлопнувшейся за Норой наружной двери.

Аналитическая композиция пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». Образ Норы

Цель: помочь ученикам осознать особенности композиции пьесы, сложность и новаторство образа главной героини; развивать аналитическое мышление, умение оценивать прочитанное, сопоставлять явления литературы и жизни, обосновывать свои утверждения; воспитывать наилучшие человеческие качества, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, аудиозапись «тарантеллы»; таблица «Внешнее и внутреннее проявления души Норы».

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. Генрик Ибсен отмечал, что пьеса написана ради заключительной сцены, которая воспринималась как скандал. В обществе возникли такие бушующие споры, которые кое-где в гостиных вывешивали объявление: «Просим не говорить об “Кукольном доме”». Дискуссия переходила со сцены у зал к зрителям, дальше — в частные салоны и приветственные. Побуждает ли пьеса современного читателя к раздумьям? Или лишь о женской эмансипации в ней идеться? Над этими и многими другими вопросами посудим сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Как Хельмер называл свою жену? (Белочка, жаворонок)

2. Какой подарок просила Нора у мужа на рождество? (Деньги)

3. Кто такая фру Линне и почему Нора доверяет ей свою тайну? (Подруга; чтобы не думала, что она такая легкомысленная и беззаботная.)

4. Чему радовалась семья Хельмеров накануне рождества? (Муж занял высокую должность и семья будет хорошо обеспечена.)

5. Что просит Крогстад у Норы? (Заступиться за него перед мужем, чтобы тот его не увольнял.)

6. Почему Крогстад шантажирует Нору? (Она задолжала ему, подала вексель отца с подделанной подписью.)

7. Почему Нора так поступила? (Чтобы спасти мужа и не беспокоить очень больного отца.)

8. Почему Нора не допускает к себе детей? (Чтобы им не навредить, ведь считает себя недостойной годной их воспитывать.)

9. Как ответил Хельмер на настойчивую просьбу относительно Крогстада? (Отказал)

10. Что надумала Нора в безвыходной, по ее мнению, ситуации и почему не осуществила? (Совершить самоубийство; не хватило духа).

11. Что предложила фру Линне Крогстаду и почему? (Объединиться; чтобы иметь, для кого жить)

12. Какое «чудо» ожидала Нора? (Что муж возьмет ее вину на себя, поймет и поддержит.)

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

— Драма «Кукольный дом» имела еще и другое название — «Нора». Итак, в центре внимания драматурга — Нора, жена адвоката Хельмера.

: Согласны ли вы с тем, что Нора — «ужасная мать», ведь покинула трех детей ради утверждения своего «Я»?

3. Продолжение слова учителя.

— Композиция пьесы «Кукольный дом» имеет аналитический характер. Аналитизм ее заключается в том, что произведение начинается показом внешней иллюзии счастья, а заканчивается катастрофой. Драматург доказывает, что согласие, комфорт, в которых живут его персонажи, а также якобы доброжелательные взаимоотношения между ними являются заблуждением. Таким образом, он раскрывает разногласия современного ему мира. Но драму Г. Ибсена называют не только аналитической, но и интеллектуально-аналитической, так как она завершается интеллектуальным осмыслением персонажами собственной жизни. Тем не менее, герои Ибсена не являются рупорами его идей. Они говорят то, что диктует им логика собственного характера, психологическую глубину которого мастерски раскрывает писатель.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

1) любил ли Хельмер свою жену?

Да Не совсем Нет

2) Была ли фру Линне настоящей подругой?

3) Является ли Крогстад отрицательным персонажем?

Да Не совсем Нет

(Ученики должны обосновать свои позиции.)

VI. Домашняя задача.

Характеризовать образы драмы. Анализировать композицию произведения.

Образ Нори (за п’єсою Г. Ібсена «Ляльковий будинок»)

У читачів у наш час виникає багато питань, коли вони читають «Ляльковий будинок» Г. Ібсена. Час інший, люди змінилися, цінності знівельовані, з одного боку, з іншого боку — стало складніше визнати їх розумність.

Образ Нори викликає бажання співчувати цій жінці, дивуватися її безпорадності, зрозуміти її дії, але ж ніяк не засуджувати її, як це було під час появи драми. Сьогодні ми пішли набагато далі в питаннях сімейних відносин, що не піддаються поясненню і людському розумінню (як краще вчинити, який вихід вважати правильним).

Фальш і лицемірство пронизують домашнє життя родини адвоката Хельмера. Чарівна і лагідна, завжди жвава Нора, ніжна мати і дружина, користується начебто обожнюванням у чоловіка, оточена увагою, але насправді вона для нього тільки лялечка й іграшка. їй «не дозволяється» мати свої погляди, судження, смаки. Оточивши дружину атмосферою дражніння і солоденьких жартів, адвокат Хельмер ніколи не говорить з нею про щось серйозно. Життя цієї милої і симпатичної жінки складне, а «господаркою» будинку її назвати не можна.

Щоб врятувати чоловіка, що захворів на туберкульоз у перший рік шлюбу, і відвезти його, за порадою лікаря, на лікування в Італію, Нора таємно позичає гроші в лихваря і згодом ціною важкої праці виплачує їх. Але за законом того часу, що принижує жінку, вона не могла позичити гроші без поручительства чоловіка. Нора поставила під векселем ім’я свого важко хворого батька, що нібито поручився за її платоспроможність, тобто, з погляду буржуазного правосуддя, пішла на підробку векселя. Дочірня і подружня любов штовхнула її на «злочин» проти закону. Лихвар Крогстад тероризує Нору, вимагає місця в банку, директором якого призначений її чоловік, в іншому випадку погрожує вкинути Нору у в’язницю. Смертельно боячись викриття, Нора змушена грати щасливу жінку, веселу лялечку. Вона все ще сподівається на диво. їй здається, що її чоловік, «сильна і шляхетна людина», врятує її, підтримає в біді. Замість цього адвокат Хельмер, одержавши лист Крогстада, лютує, обіцяючи дружині страшне, повне принижень життя. З його погляду, вона злочинниця, він забороняє їй спілкуватися з дітьми, щоб вона не могла «зіпсувати їх».

Нора в Ібсена зовсім не така проста, як може здатися. Часто вона підігрує чоловікові. Особливу роль у драмі грає лікар Ранк. Чи любила Нора цю людину? Важко сказати, але вона не може взяти гроші в лікаря, що тільки-но освідчився їй у коханні, на яке вона не в змозі відповісти. У п’єсі є ще один жіночий образ — фру Лінне. Це абсолютно самостійна, звикла до самопожертви і важкої роботи жінка. Вона змушена була вийти заміж за нелюба, щоб утримувати хвору матір і молодших братів. Після смерті чоловіка працювала і годувала всю родину. Вона жертовно забула про себе, кинула Крогстада, якого кохала. Фру Лінне відчуває постійну потребу піклуватися про когось, думати про близьких людей; вона повертається до Крогстада, щоб піклуватися про нього і його чотирьох дітей, що залишилися без матері. Сьогоднішньому читачеві цей образ ближчий і зрозуміліший, ніж образ Нори.

У п’єсі Ібсена відбувається дивна річ: одна жінка кидає власних дітей, щоб знайти себе, а інша, що вже знайшла себе, бере відповідальність за чужих дітей. Схоже, що борця за емансипацію жінок з Ібсена не вийшло, але ним написана п’єса-дискусія про родину, про жінок, за що йому і спасибі. Останніми словами Нори, що залишає «ляльковий будинок», стає відповідь на питання чоловіка: чи можна ще все змінити в їхніх відносинах? «Для цього потрібно, щоб відбулося найдивніше диво. Таке, щоб ти і я змінилися. Щоб наше життя вдвох могло стати життям дійсного подружжя».

Лист Крогстада, у якому від відмовляється від позову, повертає душевну рівновагу тільки адвокату. Він знову називає дружину лагідними іменами: вона знову його «лялечка» і «пташка». Нора перериває цей потік ніжностей, даючи свою оцінку тому, що відбувається: їх шлюб — це не союз рівних, закоханих людей: їх шлюб був простим співіснуванням.

Нора вважає, що, перш ніж бути дружиною і матір’ю, вона повинна стати людиною. Вона іде від чоловіка, залишаючи трьох дітей. Закінчення п’єси — це діалог чоловіка і жінки, який пояснює поведінку і рішення Нори.

На докори чоловіка: «Яка невдячність! Чи ти не була тут щаслива», — Нора відповідає: «Ні, тільки весела. Я була тут твоєю лялечкою-дружиною, а діти були моїми лялечками». Вона запитує чоловіка, чому той не захистив її. Хельмер щиро дивується: «Але хто ж пожертвує честю навіть заради коханої людини?» — «Сотні тисяч жінок жертвували, — заперечує Нора і з гіркотою додає: — Мені стало ясно, що всі ці вісім років я жила з чужою людиною».

Голосно лунає стукіт зовнішніх дверей, що грюкнули за Норою. Так Ібсен і його героїня розвінчали міф про щасливу буржуазну родину.