Круг получателей пособия по безработице

Пособие по безработице может стать более адресным

Минтруд России уведомил о начале работы над поправками, которые конкретизируют круг получателей пособия по безработице и условия его предоставления. Конкретные меры, которые планирует предпринять министерство, пока не называются – но в общих чертах уже известно, какие изменения планируется внести в законодательство. Так, предполагается обеспечить:

  • усиление адресного принципа назначения и выплаты пособия по безработице;
  • сокращение периодов его выплаты;
  • снижение числа неоднократных регистраций в качестве безработных с целью получения пособия;
  • расширение перечня категорий граждан, которым выплата пособия по безработице может быть приостановлена, и периода приостановки;
  • исключение нормы об оказании материальной помощи (ст. 36 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости населения).

Минтруд России поясняет, что в настоящее время пособие по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, – как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и нет (п. 1-2 ст. 30 закона о занятости населения). По мнению чиновников, такой широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице.

Отмечается, что пособие по безработице в настоящее время не является одним из видов страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, то есть не имеет в качестве источника средства, поступающие от конкретного налога или сбора. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан являются, таким образом, расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 закона о занятости населения). При этом на осуществление социальных выплат безработным гражданам ежегодно из федерального бюджета затрачиваются значительные средства, даже с учетом постепенного снижения их размера: в 2009 году – 55 млрд руб., в 2011 году – 50,4 млрд руб., в 2012 году – 39,9 млрд руб., в 2013 году – 36,5 млрд руб.

Планируется, что высвободившиеся за счет указанных мер средства будут направлены на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

Напомним, минимальный размер пособия по безработице составляет в этом году 850 руб., максимальный – 4,9 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2015 г. № 1223). А сумма прожиточного минимума трудоспоспособного населения в целом по России равна сегодня 10 187 руб. (постановление Правительства РФ от 10 марта 2016 г. № 178).

Пособие по безработице. Какие изменения произойдут?

Минтруд России разрабатывает поправки, конкретизирующие круг получателей пособия по безработице и условия его предоставления

Минтруд России разрабатывает поправки, конкретизирующие круг получателей пособия по безработице и условия его предоставления. Об этом сообщается на официальном портале ведомства.

Также в министерства труда хотят исключить нормы об оказании материальной помощи, указанные в ст. 36 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»(далее – закон о занятости населения.

Действующий закон о пособиях по безработице

Ведомство поясняет, что согласно действующему законодательству пособие по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, — как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и нет (п. 1-2 ст. 30 закона о занятости населения). По мнению чиновников, такой широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице.

При этом выделение средств на осуществление соцвыплат безработным гражданам c 2009 года по 2013 год уменьшились с 55 миллиардов рублей до 36,5 миллиардов рублей в год.

Высвободившиеся за счет указанных мер средства планируют направить на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

К слову, минимальный размер пособия по безработице в 2016 году составляет 850 рублей, максимальный – 4,9 тысяч рублей. (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2015 г. № 1223). В то время как сумма прожиточного минимума трудоспособного населения России в среднем по равна 10 187 руб. (постановление Правительства РФ от 10 марта 2016 г. № 178).

Минтруда придумало, как увеличить пособие по безработице за счет сокращения

Минтруд хочет сократить круг получателей пособия по безработице, чтобы ресурсы направлялись «на тех, кто реально ищет работу сразу после ее потери, и ищет максимально быстро», рассказал министр труда Максим Топилин.

Соответствующий законопроект сейчас проходит согласование с Минфином и Минюстом. «Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд руб. в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению», — сказал министр. Повышение возможно за счет прекращения выплаты пособий в минимальном размере (850 руб.) тем, кто длительно не работал или вообще никогда не работал. Пособия по безработице в России не менялись уже несколько лет и составляют от 850 до 4900 руб.

Чтобы отвлечь внимание от проекта по сокращению количества получателей пособия, Максим Топилин выдвинул инициативу по возвращению системы страхования от безработицы, которую «можно внедрить через 7-10 лет».

«Большинство стран живут в страховой системе [пособий по безработице]. И страхование от безработицы у нас было — до 2001 года. Опять-таки, это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами. Профсоюзы однозначно за. Но вопрос, какой установить тариф», — сказал министр. «Он не должен быть большим. Мы считали, он мог бы быть приблизительно 1%», — сообщил Топилин.

В России с начала 1990-х по 2001 год существовал внебюджетный Фонд занятости, который наполнялся путём сбора взносов в размере 1,5–2% от фонда оплаты труда. Подобная модель страхования от безработицы существует в европейских странах. Страховка гарантирует компенсацию за потерю заработка. В то время как лица, например, впервые ищущие работу после окончания ВУЗа или желающие возобновить трудовую деятельность после долгого перерыва, не подпадают под страховые пособия, но могут претендовать на социальную помощь из бюджета.

Сейчас в России социальная поддержка безработных входит в расходные обязательства бюджета, которые не имеют под собой конкретного источника финансирования. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам регионов. При этом значительную часть получателей пособия составляют граждане, впервые ищущие работу или долгое время не работавшие.

По словам Топилина, 1% страховых взносов с зарплат — это порядка 200 млрд руб. в год. В 2016 году на выплату пособий по безработице из федерального бюджета был выделен 41 млрд руб., в 2017 году запланировано 43 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства и закона о бюджете на 2017-2019 годы.

Ознакомьтесь так же:  19.22 коап длящееся правонарушение

Но переход к страховой модели защиты от безработицы может произойти не сразу, а за пределами 2020-2022 годов, считает Топилин. «По поводу теоретического построения ни у кого нет вопросов. Работодатели считают, что страховая модель обеспечения граждан в случае потери работы более правильная, чем существующая. Но вопрос в том, где найти вот эту долю, с тем, чтобы обеспечить замещение федеральных денег, которые сейчас идут на пособия, страховыми деньгами», — сказал министр.

2) Пособие по безработице: круг лиц, обеспечиваемых пособием, условия назначения, размеры и порядок исчисления, сроки выплаты.

Пособие по безработице — это еженедельная выплата, предоставляемая в качестве основного источника средств существования лицам, признанным безработными, за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ в размере, пропорциональном утраченному заработку, или в твердой сумме в течение установленного законом срока.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными: имеют требуемый минимальный стаж работы до наступления безработицы; не имеют необходимого стажа.

Пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы -не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Гражданам, имеющим указанный стаж работы, а также уволенным с военной службы и, из органов внутренних дел, пособие начисляется: в первые У месяца безработицы — в размере 75 % от среднемесячного заработка (денежного довольствия) за последние 3 месяца работы (службы); в следующие 4 месяца — в размере 60 %; в дальнейшем — 45 %, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившейся на территории соответствующего субъекта РФ. Гражданам, ищущим работу впер­вые, не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить работу после длительного (более одного года) перерыва и некоторым другим категориям пособие по безработице назначается в размере минимальной оплаты труда. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения перерегистрации.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Помимо пособия по безработице государство гарантирует безработным предоставление следующих выплат: стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или по­вышения квалификации по направлению службы занятости; возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости и другие.

Кроме того, гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты, а также членам его семьи, находящимся на содержании, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

К лицам, находящимся на содержании, относятся лица, состоящие в родстве с безработным, не достигшие 18 лет (учащиеся — 24 лет) и не имеющие самостоятельных источников дохода. В число таких лиц не входят: получающие стипендии, пенсии, пособия по безработице; находящиеся на государственном обеспечении (в домах ребенка, детских домах, домах-интернатах и др).

Обязательными условиями оказания материальной помощи являются: уровень среднего совокупного дохода на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, — не выше 2-кратной величины минимального размера оплаты труда; обязательная перерегистрация в качестве безработного; готовность приступить по истечении первоначального (12-месячного) периода безработицы к оплачиваемой работе, включая работу временного характера.

9.1) Гарантированность социального обеспечения в случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

2) Сроки назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей. Индексация пособий гражданам, имеющим детей. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, — не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.

Пособия были проиндексированы на 5% с учетом уровня инфляции.

Увеличении пособий, выплачивающихся в рамках соцстрахования. Теперь максимальная сумма пособия, выплачиваемого женскому населению страны по беременности и родам в размере 100% среднего заработка за полный календарный месяц. Особенностью данного пособия является то, что оно выплачивается суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения малыша. Также в этом году изменился механизм предоставления детских пособий и стипендий. Теперь согласно вступившему с 1 января закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»» не страховые пособия будет выплачивать не ФСС (Фонд социального страхования), а регионы РФ. Для получателей выплат при этом ничего не изменится.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить овальный стол

Обязанности по выплате государственных пособий, носящих не страховой характер – студентам, учащимся, людям, не работающим по трудовому договору, военнослужащим и другим категориям граждан, ложатся на региональные власти.

10.1)Гарантированность уровня социального обеспечения, обеспечивающего достойную жизнь. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип гарантированности социального обеспечения выражает идею об обеспечении при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, бедность, потребность в медицинской помощи.

Новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных рисков. Одним из них является безработица.

Бедность также стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, соотношение между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находится на социально опасном уровне. Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Перед Правительством поставлена задача повышения размера базовой части трудовых пенсий до величины прожиточного минимума в 2008-2009г г. Успешное решение этой Задачи требует комплексного подхода и, прежде всего, реформы системы оплаты труда, выведения ее «из тени».

В условиях сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в краткосрочной социальной помощи.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его ре­зультаты.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Длительная работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, со стояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетностъ, воспитание детей в неполной семье, проживание на он определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.

2) Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву: круг лиц, обеспечиваемых пособием, условия назначения, размер, сроки и порядок выплаты.Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (либо опекуну, либо другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ним), ежемесячное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Иным лицам (опекун, либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, при определенных условиях — см. раздел «Перечень лиц, имеющих право на получение услуги») пособие выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предоставляется одному из указанных лиц.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста 3-х лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Право на данный вид пособия не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленные Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и законами субъектов Российской Федерации.

Размер пособия:8882 руб. 40 коп. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Данный вид пособия назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами; выплата пособия осуществляется не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

проходящего военную службу по призыву, и перечисление денежных средств на счет получателя государственной услуги, либо отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Срок исполнения услуги — Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления в ОСЗН со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Платить не всем, но больше

Минтруд уведомил общественность о начале разработки законопроекта, который будет призван изменить правила игры при назначении пособий по безработице. Уведомление размещено на портале раскрытия информации госорганами.

В нем говорится, что сейчас пособие по безработице назначается всем безработным как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и нет. «Такой широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника материального возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев», — говорится в уведомлении. При этом пособия по безработице не являются в России страховыми и финансируются из федерального бюджета. Цель пособия — предоставить людям, потерявшим работу, временный источник средств к существованию, но в то же время и стимулировать их искать другую работу. Поэтому нынешний порядок назначения и выплаты пособий нуждается в совершенствовании, включая оптимизацию критериев его назначения с одновременным повышением его размера.

Ознакомьтесь так же:  Налог на роскошь на недвижимость в 2019 году

Средства, высвободившиеся за счет усиления адресного принципа назначения и выплаты пособия, сокращения периодов его выплаты, снижения числа неоднократных регистраций в качестве безработных для получения пособия, расширения перечня категорий граждан, которым выплата пособия по безработице может быть приостановлена, могут быть направлены на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. По мнению экспертов, подходить к такому реформированию нужно крайне осторожно.

«На учет в службы занятости становятся в среднем 14 процентов безработных — это общемировая тенденция. Большинство ищут работу самостоятельно. Получается, в службы занятости приходят самые незащищенные», — говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он уточнил, что в России среди зарегистрированных безработных примерно 25 процентов — молодежь, в том числе ищущая работу впервые, и еще 20 процентов — люди предпенсионного возраста. Кроме того, в службах занятости нередко числятся одинокие матери, ищущие работу после декретного отпуска. И тех, и других, и третьих работодатели берут на работу крайне неохотно. Кроме того, в России есть проблема и с наличием рабочих мест, транспортной инфраструктурой. Во многих маленьких городах, поселках, моногородах работы в принципе нет. Ближайшая вакансия может быть за 80-100 километров от дома и без регулярного транспортного сообщения, чтобы человек мог начать туда ездить. А потом, если это, скажем, одинокая мать с двумя детьми, переехать на новое место ради работы для нее очень проблематично. «Таким образом, «оптимизируя» пособия по безработице, государство может лишить поддержки людей, которые в ней нуждаются. А потом — урезая для них пособие по безработице, государству придется увеличивать для них пособия по бедности, так что консолидированный бюджет ничего не выиграет», — считает Сафонов.

С его точки зрения правильнее всего было бы вернуть страхование от безработицы, как было в России до 2002 года, воссоздать фонд содействия занятости населения. В него работодатели отчисляли два процента от фонда оплаты труда, и бюджет фонда был профицитным. Из него финансировались программы занятости, пособия. Потерявшие работу получали от 90 до 40 процентов утерянного среднего заработка за последние три месяца работы при условии, что взносы за человека платили не менее года. Пособие выплачивали девять месяцев. Чем ближе этот срок, тем ниже оно становилось, таким образом человеку было выгоднее как можно быстрее трудоустроиться. Люди, ранее не работавшие, получали минимальное пособие.

Также эксперт считает, что минтруд мог бы взять на вооружение программу «Первый шаг», работающую в Европе. Суть ее в том, что человеку назначается пособие по безработице в случае, если он что-то делает для своей конкурентоспособности на рынке труда. Например, идет повышать квалификацию или стажироваться.

Кроме того, в рамках этой программы, если человек трудоустраивается на невысокую зарплату, государство продолжает платить ему часть пособия, чтобы его уровень жизни не упал (если пособие было выше новой зарплаты). Такую поддержку государство оказывает работнику год. За это время он втягивается в рабочий процесс, повышается его квалификация, и через год он уже способен найти более высокооплачиваемую работу. Как правило, в программе принимают участие люди, впервые пришедшие на рынок труда, или «хронические» безработные.

Напомним, сейчас минимальный размер пособия по безработице в России — 850 рублей,а максимальный — 4900, что значительно ниже прожиточного минимума. Социальные партнеры, профсоюзы и работодатели, неоднократно ставили вопрос о повышении пособий на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, поскольку прожить на эти деньги невозможно. Тем более что на протяжении ряда лет пособия не индексировали.

Назван размер пособия по безработице на 2017 год

Проект постановления правительства об этом размещен на портале раскрытия информации госорганами.

Правда, в пояснительной записке к документу есть оговорка — пособие будет таким до принятия поправок в закон о занятости населения.

Напомним, в начале лета Минтруд подготовил законопроект, по которому пособия по безработице станут выше (от двух до восьми тысяч рублей), но круг их получателей сузится. Так, остаться без пособий могут выпускники учебных заведений, кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безработные, которые службой занятости были направлены на учебу, но бросили ее. А также бывшие индивидуальные предприниматели и фермеры и еще те, кто, потеряв работу, не сразу обратился в службу занятости, а только через год. Документ также был размещен на сайте раскрытия информации госорганами. Цифры две и восемь тысяч в законопроекте указаны не были, но о них шла речь в пояснительной записке. Тогда министр труда и соцзащиты России, комментируя документ, говорил, что он вступит в силу не раньше 2018 года.

Трудное решение

Сегодня россияне, вставшие на учет в службах занятости, могут рассчитывать на минимальный размер пособия 850 рублей в месяц, и максимальный — 4900 рублей. Минимум получают граждане, ранее не работавшие или устраивающиеся на работу после годичного перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие провинности.

Максимальный размер пособия получат россияне, уволенные из организации в течение года и проработавшие до этого на предприятии не менее 26 календарных недель. Такие безработные, как правило, имеют профессию, квалификацию и большой стаж работы.

Стоит отметить, что эти суммы за последние восемь лет не изменились ни на копейку. Все дело в том, что количество вакансий на биржах труда значительно превышает количество официально зарегистрированных безработных, поэтому повышать пособие не было никакого смысла. Увеличишь суммы — и у многих пропадет стимул искать работу.

Но с другой стороны — прожить на 850-4900 рублей очень сложно. А ведь у безработных есть семьи, и часто с маленькими детьми.

Трудное решение. В итоге в правительстве решили найти баланс между поддержанием трудоспособности человека, восстановлением его жизненных сил и мотивацией искать работу. «Сейчас мы разрабатываем проект федерального закона, который направлен на то, чтобы повысить максимальный размер, по нашим расчетам, до 7,5-8 тысяч рублей. Законопроект находится на согласовании», — рассказал директор департамента занятости населения Минтруда России Михаил Кирсанов.

Правда, когда это решение будет принято — непонятно, в 2017 году размер пособия не изменится. «В плане — доведение пособия по безработице до уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения во втором квартале 2016 года она составляет 10 722 рубля. — Прим. «РГ»). Но в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, вынуждены сохранить размеры — минимальный и максимальный — на уровне прошлого года», — пояснил Михаил Кирсанов.

На выплату пособия из федерального бюджета на 2017 год выделят 43 миллиона рублей.

В будущем минтруд планирует еще и изменить критерии назначения пособий. Еще в начале лета минтруд подготовил законопроект, по которому пособия по безработице должны стать выше, но круг их получателей сузится. К примеру, остаться без пособий могут выпускники учебных заведений, кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также бывшие индивидуальные предприниматели и фермеры и еще те, кто, потеряв работу, не сразу обратился в службу занятости, а только через год.