Исковое заявление переустройство

Исковое заявление переустройство

В __________ районный суд

Административный истец: …
(Ф.И.О. собственника жилого помещения)
(место жительства или пребывания),
(дата и место рождения),
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование органа
местного самоуправления или
Ф.И.О. должностного лица)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения органа местного
самоуправления об отказе в согласовании переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения

Административный истец является собственником изолированного жилого помещения — __-комнатной квартиры общей площадью … кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: …, кадастровый номер …, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от «__»_______ ___ года N __ (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от «__»_______ ___ года N __).

«__»________ ___ года административным истцом на согласование в … (наименование органа местного самоуправления) было подано Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266.

К заявлению от «__»_______ ___ года были приложены следующие документы, предусмотренные ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ: ……, что подтверждается …

«__»_______ ___ года административным ответчиком было принято Решение N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с указанием следующих оснований: ……

Административный истец считает Решение от «__»_______ ___ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку оно противоречит ст. … Жилищного кодекса РФ (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно …, что подтверждается …

Согласно ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 25, 26, ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

1. Признать незаконным Решение административного ответчика от «__»_______ ___ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения — ___-комнатной квартиры общей площадью … кв. м в многоквартирном доме по адресу: …

2. Обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании Заявления от «__»_______ ___ года и представленных документов.

Приложение:
1. Копия Заявления от «__»_______ ___ года о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.
2. Документы, подтверждающие поступление Заявления административного истца от «__»_________ ___ года административному ответчику.
3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от «__»_______ ___ года N __.
4. Копия подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
5. Копия заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятниками архитектуры, истории или культуры).
6. Копии иных документов, приложенных к Заявлению административного истца от «__»_______ ___ года, и их опись.
7. Копия Решения административного ответчика от «__»_______ ___ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
8. Документы, подтверждающие незаконность принятого Решения.
9. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
10. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

(Вариант: 10. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.)

11. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
12. Доверенность от «__»_______ ___ года N __ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

«__»_______ ___ г. Административный истец (представитель): _________/ Подпись ________ /(Ф.И.О.)

Документы, представляемые для проведения перепланировки и переустройства

Для проведения переустройства или перепланировки жилого помещения требуется согласование с органом местного самоуправления, для чего в уполномоченный орган заявитель должен представить документы, указанные в статье 26 Жилищного кодекса РФ.

Основания для отказа в согласовании перепланировки и переустройства

Случаи отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения установлены в статье 27 Жилищного кодекса РФ.

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей.

Выписка из ЕГРН

С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 28 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Направление другим участвующим в деле лицам копий административного искового заявления и приложений к нему

Согласно ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Подача искового заявления об узаконивании перепланировки

Планируя улучшить свои жилищные условия, владельцы городских квартир должны изучить действующее на территории Российской Федерации законодательство, регламентирующее вопросы, касающиеся перепланировок.

Им придётся через суд доказывать необходимость и целесообразность проведённого переустройства, заручившись мощной доказательной базой.

Составленное исковое заявление о перепланировке квартиры, образец которого можно получить из различных источников, станет первым шагом на пути к получению одобрения представителей Фемиды на узаконивание перепланировки.

Самовольное переустройство

Перепланирование жилого помещения без соответствующего разрешения, полученного в соответствующих инстанциях, называется самовольным переустройством.

Под это понятие попадают следующие виды строительно-монтажных работ:

  • перемещение межкомнатных стен;
  • нарушение целостности несущих конструкций (смещение стен);
  • монтаж межкомнатных перегородок;
  • демонтаж вентиляционных шахт, с последующим нарушением коммуникации;
  • создание декоративных арок и проёмов;
  • переустройство инженерных коммуникаций и т. д.

В соответствии с нормами действующего на территории Российской Федерации законодательства, владельцы городских объектов недвижимости, самовольно выполнившие в них перепланировку, могут быть наказаны.

После игнорирования требований представителей закона о приведении квартиры в прежнее техническое состояние, их жильё на законных основаниях подлежит конфискации, если ими в судебном порядке не будут решены вопросы, касающиеся узаконивания.

Также стоит отметить, что самовольное перепланирование жилых помещений подлежит финансовому взысканию в виде штрафа, размер которого на основании статьи 7.21 КоАП РФ варьируется в диапазоне от 2000 до 2500 рублей.

Не знаете, где получить техническое заключение о возможности перепланировки квартиры? Смотрите тут.

Если собственник городской квартиры не желает выполнять требования органов местной власти о приведении объекта недвижимости в исходное состояние, он может в судебном порядке инициировать процедуру узаконивания.

Статьей 29 Жилищного кодекса, действующего на территории Российской Федерации, предусмотрены ситуации, при которых переустроенное жилое помещение может эксплуатироваться даже при самовольной перепланировке.

Если проведённые изменения не затронули интересов других жильцов многоквартирного дома, а также не повлияли на его прочность, самовольная перепланировка может быть узаконена через суд.

Порядок оформления

Для узаконивания переустройства объекта городской недвижимости его владельцам или собственникам необходимо действовать в определённой последовательности:

  1. Собрать пакет документации, который вместе с заявлением собственника следует передать в Бюро технической инвентаризации для получения нового паспорта на квартиру.
  2. Заплатить государственную пошлину в размере, определённом сотрудником БТИ.
  3. Предоставить сотруднику БТИ объект недвижимости для осмотра (он проведёт необходимые замеры и составит акт о нарушениях).
  4. Получить акты о техническом состоянии и соответствии установленным нормам в СЭС, Пожарной инспекции и т. д.
  5. Забрать в Бюро технической инвентаризации новую кадастровую документацию на перепланированный объект недвижимости.
  6. Заказать в проектной организации проект перепланировки.
  7. В городском архитектурном отделе нужно заказать справку о том, что переустроенная городская квартира полностью соответствует техническим условиям и пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Необходимые документы

Для обращения в суд российским гражданам, желающим узаконить свою перепланировку, необходимо собрать определённый пакет документации.

В него будут входить:

  • заключения экспертов, свидетельствующие о том, что проведённая перепланировка не повлияла на прочность дома;
  • смета на строительно-монтажные работы;
  • акт обследования жилого помещения представителями Роспотребнадзора, Госпожарнадзора и других уполномоченных инстанций;
  • кадастровая документация на городской объект недвижимости;
  • новый план жилых и технических помещений;
  • паспорта владельцев квартиры;
  • документы на право собственности и т. д.

Обращение в суд

После сбора необходимой документации собственники городских квартир, незаконно их перепланировавшие, должны обратиться в судебные инстанции, расположенные по месту нахождения жилых объектов.

Исковое заявление об узаконивании перепланировки квартиры, образец которого поможет в правильного составлении, следует подать в канцелярию суда, параллельно оплатив государственную пошлину.

Истца в письменном виде уведомят о дате судебного заседания, для участия в котором он может заручиться правовой поддержкой.

Ознакомьтесь так же:  Справка с работы по месту требования от ип

Образец искового заявления об узаконивании перепланировки квартиры

Каждый владелец незаконно перепланированной городской квартиры должен составить свой иск и передать его в судебную инстанцию, расположенную по месту расположения объекта недвижимости.

Правильное заполнение

Исковое заявление должно заполняться в полном соответствии с правилами юриспруденции. В этом документе информацию следует излагать кратко и емко, чтобы судья сразу уловил суть проблемы.

При написании иска собственник городской недвижимости должен указать:

  • необходимые реквизиты и адресные данные;
  • список документов, которые будут выступать в качестве доказательной базы.

Если заявитель не может правильно составить исковое заявление ему необходимо обратиться к узкопрофильному юристу для получения квалифицированной помощи.

Можно ли продать квартиру с перепланировкой? Читайте здесь.

Сколько стоит оформление перепланировки квартиры? Подробности в этой статье.

Отказ в удовлетворении иска

После проведения перепланировки владельцам городских квартир необходимо обратиться в судебную инстанцию, для узаконивания всех переустройств.

На судебном заседании представители Фемиды внимательно изучают предоставленные заявителем документы, после чего выносят вердикт.

Несмотря на большое количество собранных разрешительных документов, собственники перепланированных объектов недвижимости не всегда могут рассчитывать на положительное решение судьи.

Федеральным российским законодательством определены следующие случаи, которые будут являться непреодолимым препятствием для узаконивания переустройства (на основании статьи 27 ЖК РФ):

  • самовольно перенесены газовые трубы и отопительные приборы;
  • в процессе перепланировки была повреждена вентиляция;
  • увеличена площадь кухни или санузла за счёт жилых помещений;
  • размонтированы или повреждены короба, предназначенные для различных инженерных коммуникаций.

На видео об узаконивании переустройства жилья

Исковое заявление переустройство

В ___________ районный суд

Административный истец: …
(Ф.И.О. нанимателя жилого помещения),
(место жительства или пребывания),
(дата и место рождения),
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование органа местного самоуправления
или Ф.И.О. должностного лица)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Госпошлина: ___ рублей

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения органа местного
самоуправления об отказе в согласовании переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного
по договору социального найма

Административный истец в соответствии с Договором социального найма от «__»_______ ___ года N __, заключенным с … (указать наименование уполномоченного органа — наймодателя) является нанимателем изолированного жилого помещения — ___-комнатной квартиры в многоквартирном доме общей площадью … кв. м по адресу: … Вместе с административным истцом проживают члены его семьи: …, что подтверждается …

«__»________ ___ года административным истцом на согласование в … (указать наименование органа местного самоуправления) было подано Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266.

К заявлению от «__»_______ ___ года были приложены следующие документы, предусмотренные ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ: ______, что подтверждается …

«__»_______ ___ года административным ответчиком было принято Решение N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с указанием следующих оснований: ______.

Административный истец считает Решение от «__»_______ __ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку оно противоречит ст. __ Жилищного кодекса РФ (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно ______, что подтверждается _____.

Согласно ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 25, 26, ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

1. Признать незаконным Решение административного ответчика от «__»_______ __ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки изолированного жилого помещения — ___-комнатной квартиры в многоквартирном доме общей площадью … кв. м по адресу: …

2. Обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании Заявления от «__»______ __ года и представленных документов.

Приложение:
1. Копия Заявления от «__»_______ __ года о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.
2. Документы, подтверждающие поступление Заявления административного истца от «__»_______ __ года административному ответчику.
3. Копия Договора социального найма жилого помещения от «__»_______ __ года N __.
4. Копия подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
5. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от «__»______ __ года N __.
6. Копия заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятниками архитектуры, истории или культуры).
7. Копии иных документов, приложенных к Заявлению административного истца от «__»_______ __ года, и их опись.
8. Копия Решения административного ответчика от «__»______ __ года N __ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
9. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
10. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
11. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
(Вариант: 11. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.)
12. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
13. Доверенность от «__»______ __ года N __ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
14. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

«__»_______ __ г. Административный истец (представитель): _________/ Подпись / (Ф.И.О.)

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей.

Выписка из ЕГРН удостоверяет наличие права на недвижимость

С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 28 закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Документы, представляемые для проведения перепланировки и переустройства

Для проведения переустройства или перепланировки жилого помещения требуется согласование с органом местного самоуправления, для чего в уполномоченный орган заявитель должен представить документы, указанные в статье 26 Жилищного кодекса РФ.

Основания для отказа в согласовании перепланировки и переустройства

Случаи отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения установлены в статье 27 Жилищного кодекса РФ. Такой отказ допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 ЖК РФ возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Направление другим участникам дела копий административного искового заявления и приложенных к нему документов

Согласно ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Исковое заявление переустройство

Для подачи искового заявления об узакониванию перепланировки необходимо ознакомится с нюансами по данному обращению в суд. Исходя из законодательства, которое предусматривает все виды работ по перепланировке жилища, все спорные вопросы должны решаться в правовом порядке.

Ознакомьтесь так же:  Какие обязательства включает трудовой договор

Процедура перепланировки

Законами установлено четкие понятия перепланировке. К понятию перепланировка относят:

Снос или перемещение стен;

Установка дополнительных конструкций;

Создание проемов и выполнение других строительных работ;

Переустановка инженерных сетей, обустройство оборудованием жилья.

Подобная процедура происходит в рамках имеющихся законопроектов, которыми установлены четкие требования относительно условий перепланировки. Завершающий этап по данному вопроса подлежит к обращению в соответствующие комиссии по вынесению акта.

Если владелец жилья проводил перепланировку без согласия соответствующего органа или с явными нарушениями, ему грозит лишение собственного жилища или съемного. Но здесь закон стоит на защите владельца, который может обратиться с исковым заявлением о незаконной перепланировке.

Формирование заявления об узаконивании

В данном деле, ответчиком будет выступать орган местного самоуправления, которое занимается жилищными вопросами. Третьим лицом выступает гражданин или группа граждан, которые проживают в данном жилище.

В _______________________ районный суд

телефон: __________, факс: __________,

эл. почта: ___________________________

Представитель Истца: _________________

телефон: __________, факс: __________,

эл. почта: ___________________________

телефон: __________, факс: __________,

эл. почта: ___________________________

Госпошлина: _______________ рублей

о переустройстве и перепланировке жилого помещения

и подсобного помещения

Истец ________________________ с «__»___________ ____ г. и по настоящее

время является нанимателем жилого помещения и подсобных помещений общей

площадью _______________ по адресу: ______________________________________,

что подтверждается _______________________________________________________.

«__»__________ ____ г. Истец как наниматель данного помещения (вариант:

уполномоченное им лицо) направил Ответчику — ______________________________

(наименование органа, осуществляющего согласование о проведении

переустройства и (или) перепланировки)

заявление на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с

приложением всех определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов, а

что подтверждается _______________________________________________________.

В разрешении на перепланировку и переустройство жилого помещения

(подсобного помещения) Истцу было отказано, поскольку _____________________

(варианты: 1) непредставление Истцом определенных частью 2 статьи 26

ЖК РФ документов; 2) представление документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки

жилого помещения требованиям законодательства)

что подтверждается _______________________________________________________.

Истец с данным решением не согласен, поскольку ________________________

(обосновать основание обращения в суд (отказ в перепланировке

В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 131, 132

Гражданского процессуального кодекса РФ

решить спор в производстве переустройства или перепланировке в связи с

1. Копии правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или)

перепланируемое жилое помещение.

2. Копия заявления Истца о переустройстве и (или) перепланировке жилого

3. Копия проекта переустройства и (или) перепланировки

переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

4. Копия технического паспорта переустраиваемого и (или)

перепланируемого жилого помещения.

5. Копия согласия всех членов семьи нанимателя, занимающих

переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании

договора социального найма.

6. Выписка из лицевых счетов.

7. Копия искового заявления и приложенных к нему документов Ответчику.

8. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования Истца.

9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

10. Доверенность представителя от «__»___________ ____ г. N _____ (если

исковое заявление подписывается представителем Истца).

11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец

основывает свои требования.

Вариант: Копия заключения органа по охране памятников архитектуры,

истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или)

перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в

котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или

«__»___________ ____ г.

— при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц составляет 200 рублей, для организаций — 4 000 рублей.

В ___________________________ районный суд

адрес электронной почты: _________________

адрес электронной почты: _________________

Ответчик 1: ______________________________

(наименование органа местного

самоуправления муниципального образования)

адрес электронной почты: _________________

Ответчик 2: ______________________________

адрес электронной почты: _________________

Госпошлина: ___________________ рублей

о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или)

перепланированном состоянии, переустройство и (или)

перепланировка которого были выполнены самовольно

Истец — ______________________ (Ф.И.О.), в соответствии со свидетельством на право собственности N _____ от «___»__________ ___ г., выданным _____________________, является собственником изолированного жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: _______________________________.

С «___»_______ ____ г. по «___»________ ____ г. истец самовольно произвел переустройство и (или) перепланировку ____________________________.

Истец получил заключения управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от «___»__________ ____ г. N _____ и федерального государственного учреждения здравоохранения «__________________» от «___»__________ ____ г. N _____, из которых следует, что осуществленные переустройство и (или) перепланировка спорного изолированного жилого помещения не противоречат требованиям: _________________________. Из заключения отдела Государственного пожарного надзора по _________________________ от «___»__________ ____ г. усматривается, что перепланировка указанной квартиры выполнена без нарушений действующих норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В связи с тем что переустройство и (или) перепланировка выполнены с учетом требований строительных и санитарных норм, а также переустройство и перепланировка жилого помещения не нарушают прав и законных интересов собственников других помещений, этим не создается угроза их жизни и (или) здоровью, на основании ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ,

Сохранить самовольно переустроенное и (или) перепланированное изолированное жилое помещение по адресу: ________________________ в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

1. Копия Свидетельства о праве собственности N _____ от «__»__________ ___ г.

2. План переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

3. Заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от «___»__________ ____ г. N _____ и федерального государственного учреждения здравоохранения «________________» от «___»__________ ____ г. N _____ (копия).

4. Заключение отдела Государственного пожарного надзора по ________________________ от «___»__________ ____ г. (копия).

5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

6. Копии искового заявления и приложенных к нему документов для лиц, участвующих в деле.

8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

«___»___________ ____ г.

— при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц составляет 200 рублей, для организаций — 4 000 рублей.

Сохранение нежилых помещений в переустроенном виде: обзор судебной практики

Возможность узаконить самовольную перепланировку жилого помещения прямо предусмотрена в законодательстве. Однако аналогичных норм для помещений нежилых на сегодняшний день нет, что на практике приводит к проблемам, а порой и к невозможности легализации проведенных изменений. Ситуация осложняется тем, что судебная практика по данным спорам очень разнообразна.

Перепланировка или переоборудование помещений, в том числе нежилых, требуют соблюдения определенных процедур согласования. Однако на практике собственники нежилых помещений часто производят перепланировку без каких-либо разрешений, и только после ее завершения при возникновении необходимости (например, продаже имущества) обращаются за согласованием изменений. Нарушение порядка получения разрешения на переоборудование помещения зачастую влечет отказ органа местного самоуправления в выдаче такого документа, и тогда собственник перестроенного объекта недвижимости для легализации самовольной перестройки обращается в суд.

Не все суды считают допустимой аналогию закона

Собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).

Жилое помещение, в котором были проведены несанкционированные переустройство или перепланировка, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Такая возможность прямо предусмотрена ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ. В то же время действующее гражданское законодательство не регламентирует отношения, связанные с последствием самовольного переустройства нежилых помещений как встроенных, встроенно-пристроенных или пристроенных к жилым домам, так и помещений в отдельно стоящем нежилом здании.

Судебная практика по делам о сохранении нежилых помещений в перепланированном (переустроенном) состоянии очень неоднородна. Суды общей юрисдикции и арбитражные, а также суды различных инстанций и регионов по-разному подходят к разрешению споров, связанных с легализацией незаконной перепланировки нежилых помещений.

Например, в Апелляционном определении Московского областного суда от 27.04.2015 по делу № 33-9912/2015 указано, что при разрешении вопроса о сохранении в перепланированном и переустроенном виде нежилого помещения, которое находится в многоквартирном жилом доме, подлежат применению по аналогии (ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ) положения главы 4 ЖК РФ, в частности ст. 26, ч. 4 ст. 29, которые регулируют разрешение спора в отношении жилого помещения. Аналогичная правовая позиция выражена в Апелляционном определении Краснодарского краевого суда от 30.07.2015 по делу № 33-17369/2015. В нем судьи отмечают, что жилищным законодательством прямо предусмотрен правовой механизм сохранения помещения в перепланированном состоянии. Юридически значимыми обстоятельствами по таким делам являются вопросы о соответствии перепланировки действующим строительным нормам и правилам, градостроительным, санитарным и противопожарным требованиям, нарушения прав третьих лиц, а равно создания угрозы жизни и здоровью граждан. Поддерживает применение ч. 4 ст. 29 ЖК РФ по аналогии к перепланированным нежилым помещениям и АС Северо-Западного округа (постановление от 29.07.2016 № Ф07-5635/2016 по делу № А56-44745/2015).

Но далеко не все арбитражные суды согласны с возможностью применения аналогии закона при рассмотрении данной категории споров. В частности, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.07.2014 по делу № А27-11329/2013 пришел к выводу, что вопрос о перепланировке нежилых помещений не является предметом правового регулирования жилищного законодательства. Правоотношения, регулируемые п. 4 ст. 29 ЖК РФ о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, не являются сходными, следовательно, не может быть применена аналогия закона.

Похожие выводы содержатся в постановлениях Одиннадцатого ААС от 31.10.2016 № 11АП-13697/2016 по делу № А55-6824/2016 и Четырнадцатого ААС от 26.11.2014 по делу № А66-8589/2011.

АС Ханты-Мансийского автономного округа решением, которое было оставлено без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2016 по делу № А75-1380/2016, отказал в удовлетворении требования о сохранении самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения, встроенного в жилой дом, поскольку действующее законодательство не содержит понятия «сохранение в перепланированном состоянии» для нежилых помещений. Поэтому правоотношения, которые регулирует ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, не являются сходными, и аналогия закона в данном случае не применима. Более того, суд отметил, что предъявление иска о сохранении нежилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии гражданским законодательством не предусмотрено, а нормы ЖК РФ к отношениям по поводу нежилых помещений не применяются.

Ознакомьтесь так же:  Лишение прав на вождение автомобиля

Безопасная перепланировка имеет больше шансов на легализацию

Обращаясь в суд с требованием о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии со ссылкой на ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, истец может повысить свои шансы на успех в споре, если представит доказательства того, что перепланировка (переустройство) соответствует требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных и строительных норм, не создает препятствия иным лицам в пользовании жилыми и нежилыми помещениями и не представляет угрозы их жизни и здоровью.

Ссылки на эти обстоятельства как на основание для удовлетворения исков встречаются как в практике судов общей юрисдикции, так и арбитражных.

В частности, Верховный суд Республики Башкортостан в Апелляционном определении от 28.12.2015 № 33-21590/2015 признал обоснованным решение первой инстанции удовлетворить требования о сохранении нежилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии. Произведенная перепланировка нежилых помещений не повлияла на несущую способность конструкций многоэтажного жилого дома, изменение внешних границ помещений не проводилось; несущая способность здания в целом не была нарушена, конструктивные элементы повреждений не имели, границы и размеры общего имущества в доме не изменялись, перепланировкой и переустройством не нарушаются права и законные интересы граждан, это не создает угрозу их жизни или здоровью.

С выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии согласился и Ставропольский краевой суд (Апелляционное определение от 17.02.2016 по делу № 33-1133/2016), поскольку самовольно перепланированное нежилое помещение не нарушает права третьих лиц и не создает угрозу их жизни или здоровью.

Примером сходной позиции в практике арбитражных судов может служить постановление АС Северо-Западного округа от 24.08.2016 № Ф07-6457/2016 по делу № А66-10664/2015. В рассмотренном деле суд первой инстанции удовлетворил иск предпринимателя, осуществившего переустройство нежилых помещений, приняв во внимание техническое заключение БТИ. В апелляции решение было отменено, однако суд округа это постановление отменил и направил дело на новое рассмотрение, отметив, что необходимо установить, что именно было проведено истцом — перепланировка или реконструкция, повлечет ли сохранение нежилых помещений в перестроенном состоянии нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц, создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В случае непредставления истцом надлежащих доказательств, подтверждающих наличие оснований для сохранения помещения в перепланированном состоянии в силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, в удовлетворении заявленных требований скорее всего будет отказано (см. постановления Второго ААС от 02.02.2016 № 02АП-11178/2015 по делу № А82-12775/2015, АС Северо-Западного округа от 29.07.2016 № Ф07-5635/2016 по делу № А56-44745/2015). К таким доказательствам в том числе относится письменное согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перепланировку и переустройство (постановления АС Волго-Вятского округа от 06.11.2015 № Ф01-4639/2015, Пятнадцатого ААС от 14.10.2016 № 15АП-14523/2016).

Для легализации перепланировки нежилых помещений в зданиях, которые являются памятниками истории и культуры, доказательственная база по делу требуется более обстоятельная. Помимо доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что проведенная самовольная перепланировка спорных помещений не нарушает права и законные интересы иных лиц, а спорные помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, необходимо также доказать, что истец предпринимал меры по получению разрешений на перепланировку у уполномоченного органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры (постановление АС Дальневосточного округа от 18.08.2015 № Ф03-3207/2015).

Иск об узаконивании перепланировки подменяет административный порядок

Порой суды усматривают в попытке собственников узаконить самовольную перепланировку в судебном порядке подмену административного порядка судебным. При отсутствии доказательств обращения истца в установленном законом порядке в уполномоченные органы за разрешением на перепланировку помещений, а также наличия каких-либо препятствий для получения названных документов иск об узаконивании перепланировки могут оставить без удовлетворения (постановление Пятнадцатого ААС от 14.10.2016 № 15АП-14523/2016 по делу № А32-15744/2016).

Кроме того, по мнению некоторых судов, иск о сохранении нежилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии является неверным способом защиты нарушенного права, и указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (Определения ВС РФ от 13.10.2014 № 308-ЭС14-1759, от 17.04.2015 № 306-ЭС15-3116, постановления АС Северо-Кавказского округа от 17.08.2016 по делу № А53-29318/2015, от 06.04.2016 по делу № А53-23458/2015). Доводы истцов о том, что судебная практика допускает такой способ защиты права, суды иногда не принимают, ссылаясь на то, что приведенные судебные акты относятся к ранним периодам разрешения подобных споров, без учета сложившейся в настоящее время судебной практики (см. постановления Пятого ААС от 16.05.2016 № 05АП-2719/2016 по делу № А51-26205/2015, АС Западно-Сибирского округа от 20.05.2015 № Ф07-2476/2015 по делу № А56-39153/2013, от 18.10.2016 по делу № А75-1380/2016, Одиннадцатого ААС от 31.10.2016 № 11АП-13697/2016 по делу № А55-6824/2016, АС Дальневосточного округа от 18.08.2015 № Ф03-3207/2015 по делу № А51-32953/2014.

Реконструкция нежилого помещения уменьшает шансы на победу в споре

При рассмотрении вопроса о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде суды исследуют вопрос о характере работ при перестройке нежилых помещений. Дело в том, что документом, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). И если будет установлено, что в результате произведенных работ была выполнена именно реконструкция, то в удовлетворении иска будет отказано.

В случае если произведенные истцом в нежилом помещении работы суд расценит как перепланировку и переустройство нежилых помещений, которые соответствуют действующим нормам, не нарушают права и законные интересы других граждан, не создают угрозы их жизни и (или) здоровью, то иск о сохранении помещения в переустроенном виде с большой степенью вероятности будет удовлетворен (см., например, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.04.2015 по делу № 33-2151/2015). Подтвердить, что перепланировка и переустройство на несущую способность конструкций здания отрицательно не повлияли, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания в целом и не нарушают технических норм, истец может положительными заключениями компетентных органов.

Важность квалификации произведенных в нежилом помещении работ в качестве реконструкции или же перепланировки подтверждает постановление АС Северо-Западного округа от 24.08.2016 № Ф07-6457/2016 по делу № А66-10664/2015. В нем кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, при котором суду надлежало установить, перепланировка или реконструкция осуществлена в результате проведенных работ, повлечет ли сохранение нежилых помещений в реконструированном состоянии нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц и создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие у истца разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, по мнению судов, свидетельствует о самовольной реконструкции нежилых помещений, а не только их самовольном переустройстве и перепланировке. Фактически удовлетворение иска о сохранении помещений в состоянии, отраженном в техническом заключении, повлекло бы установление права истца на самовольно реконструированный объект капитального строительства, что недопустимо по смыслу действующего законодательства (постановление Пятого ААС от 22.07.2016 по делу № А51-3528/2016). Заметим также, что проведение перепланировки нежилого помещения с элементами реконструкции также будет основанием для отказа в удовлетворении требования о сохранении объекта в перестроенном состоянии (постановление АС Северо-Западного округа от 24.08.2016 по делу № А66-10664/2015).

Способом защиты права собственника может стать встречный иск

Вопрос о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование (при наличии заявления о сохранении помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки помещения (вопрос 6 раздела «Ответы на вопросы» Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 27.09.2006).

Встречный иск, по мнению Первого ААС, в силу приведенных выше разъяснений ВС РФ является единственным способом защиты нарушенных прав ответчика в споре, в котором первоначальный истец требует привести помещения в первоначальное положение. Именно этим способом защиты права и воспользовалось акционерное общество, осуществившее пристройку к нежилому помещению рампы и пандуса, в связи с чем оказалось ответчиком в суде по иску администрации города об обязании общества демонтировать незаконно установленные объекты. Во встречном иске общество потребовало сохранить нежилые помещения в перепланированном состоянии в соответствии с техническим паспортом и выиграло дело. Суд учел, что пандус и рампа не относятся к капитальным конструкциям, не затрагивают капитальные конструкции здания и не влияют на несущую способность здания, не представляют угрозу жизни и здоровью граждан, а также не требуют подготовки и разработки проектной документации, получения каких-либо разрешений на возведение. Кроме того, собственники жилых помещений в многоквартирном доме разрешили обществу установку рампы и пандуса на придомовой территории (постановление Первого ААС от 17.11.2016 по делу № А11-2143/2015).

Разные подходы судов к разрешению дел рассмотренной категории вполне объяснимы. Основной причиной возникновения правоприменительных сложностей является пробел в ГК РФ, поскольку нежилые помещения в качестве самостоятельных объектов недвижимости в нем не выделены, отсутствует порядок признания законной проведенной в них перепланировки. Ситуация усугубляется тем, что Верховный суд РФ не дал никаких разъяснений по вопросу последствий самовольной перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений, на которые могли бы ориентироваться нижестоящие суды. Что же касается судебных актов по другим делам, то они, как известно, не имеют преюдициального значения при разрешении конкретного дела, фактические обстоятельства которых отличны от обстоятельств иных споров, а потому также не могут являться решением существующей проблемы.