Государственная экспертиза википедия

Материалы для проектирования железобетонных конструкций

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Проектное бюро Фордевинд:

Сайты схожей тематики:

Экспертиза проектной документации

Регулирующие документы

Полезные ссылки

Негосударственная экспертиза

Необходимо добавить информацию о негосударственной экспертизе. http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=64022&highlight=%FD%EA%F1%EF%E5%F0%F2%E8%E7%E0

Как найти подходящие компании, в чём отличие от государственной. Тем более там пока ещё достаточно тёмный ленс.

Государственная экспертиза надзор и контроль

[править] Основные документы

  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 382 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

[править] Цели государственного надзора и контроля

  • Проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС
  • Объекты надзора — федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
  • Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1]

Меры по результатам проведения проверок будут приниматься в отношении:

  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
  • должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • должностных лиц органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • граждан Российской Федерации [2]

Государственная экспертиза надзор и контроль

[править] Основные документы

  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 382 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

[править] Цели государственного надзора и контроля

  • Проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС
  • Объекты надзора — федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
  • Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1]

Меры по результатам проведения проверок будут приниматься в отношении:

  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
  • должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • должностных лиц органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • граждан Российской Федерации [2]

Леонов Валерий Владимирович

Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов

Леонов Валерий Владимирович

Родился 16 января 1975 года.

В 1996 году с отличием окончил Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище по специальности «Командная тактическая мотострелковых войск», квалификация «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».

В 2002 году окончил Самарскую Государственную архитектурно-строительную академию по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», квалификация «экономист-менеджер».

В 2010 года присуждена степень MBA.

В 2015 году присуждена степень магистра в области юриспруденции на базе Московского финансово-юридического университета (диплом с отличием).

С августа 1992 по декабрь 1998 года — служба в Вооруженных Силах РФ.

С декабря 1998 года по август 2003 работал на руководящих должностях в коммерческих организациях, осуществляющих производственную деятельность в сфере строительства.

С сентября 2003 года по апрель 2010 года – ведущий специалист отдела жилищной политики и регулирования процессов на рынке жилья; заведующий отделом – главный специалист отдела организации работы министерства; начальник организационного отдела; управляющий делами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза для увд

С апреля 2010 года по ноябрь 2010 года — первый заместитель начальника Инспекции государственного строительного надзора РТ.

С ноября 2010 года по октябрь 2011 года — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, заместитель председателя Правительства Амурской области — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области.

С ноября 2011 года по январь 2015 года — руководитель Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза».

C января 2015 года по настоящее время — председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Имеет благодарственные письма, дипломы, награжден почетными медалями.

Миссия и ценности

Наша миссия — добросовестно работать для развития инфраструктуры страны, способствуя обеспечению безопасности и долговечности объектов строительства, а также эффективности капитальных вложений, — на благо граждан. Главгосэкспертиза России — это команда профессионалов строительной отрасли, внедряющая высочайшие стандарты качества обоснования решений о капитальных вложениях, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для обеспечения безопасности граждан, эффективности капитальных вложений и развития инфраструктуры России.

Сегодня Главгосэкспертиза России — современное государственное учреждение, сохраняющее верность лучшим традициям и открытое для инноваций

  • Профессионализм
  • Открытость
  • Независимость
  • Объективность
  • Взаимное уважение
  • Наставничество
  • Стабильность
  • Саморазвитие
  • Устремленность в будущее

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы»
(ФАУ «Главгосэкспертиза России») является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченным на:

  1. Проведение государственной экспертизы проектной документации:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять:
      • на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации);
      • на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
      • в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
      • на континентальном шельфе Российской Федерации;
      • во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;
    • объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
    • автомобильных дорог федерального значения;
    • объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты);
    • объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);
    • указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
    • объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I–V классов опасности;
    • объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
    • объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, и юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, а также объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена в соответствии с абзацем седьмым подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
  2. Проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов.
  3. Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта:
    • объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б», «б(1)», «б(2)» Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427;
    • объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
    • объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов без привлечения средств федерального бюджета;
    • объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств юридических лиц, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
  4. Выполнение работ и оказание услуг в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности:
    • выполнение работ по мониторингу цен строительных ресурсов и формированию подлежащих представлению в Минстрой России информации и материалов, необходимых для определения сметных цен строительных ресурсов;
    • выполнение работ по разработке (актуализации) сметных нормативов, расценок и цен, укрупненных нормативов цены строительства и укрупненных нормативов цены конструктивных решений, прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства;
    • обеспечение создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;
    • проверка проектов сметных нормативов и расчетных обоснований к ним на соответствие требованиям методических документов и нормативных правовых актов в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве с подготовкой соответствующего заключения, за исключением проверки проектов сметных нормативов, разработка (актуализация) которых осуществляется Учреждением по государственному заданию, и расчетных обоснований к таким проектам нормативов.
  5. Ведение реестров выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости.
  6. Проведение аудита проектной документации.
  7. Обеспечение создания и эксплуатации государственной информационной системы ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
  8. Ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
  9. Предоставление сведений, содержащихся в реестре выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
  10. Предоставление сведений, содержащихся в реестре выданных заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
  11. Проведение проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) или капитального ремонта которых планируется осуществлять без привлечения средств, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на предмет установления соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
  12. Проведение публичного технологического и ценового аудита.
  13. Проведение экспертизы материалов обоснования инвестиций, представляемых физическими и юридическими лицами, независимо от источников финансирования объектов капитального строительства.
Ознакомьтесь так же:  По 228 ч 1 по удо

Государственная экспертиза надзор и контроль

[править] Основные документы

  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны»
  • Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 382 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

[править] Цели государственного надзора и контроля

  • Проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС
  • Объекты надзора — федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
  • Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1]

Меры по результатам проведения проверок будут приниматься в отношении:

  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
  • должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • должностных лиц органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • граждан Российской Федерации [2]

Биография руководителя

В 1991 году окончил Свердловский юридический институт имени Р. А. Руденко (с 2014 года – Уральский государственный юридический университет).

Трудовая деятельность

С 1991 по 1998 годы работал в финансовой сфере, руководил ЗАО «Центр экономических и финансовых экспертиз». В 1998 году возглавил Управление гражданского законодательства и Департамент гражданского законодательства Министерства юстиции Российской Федерации. В 2000 – 2008 годах – руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по законодательству, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Федерального Собрания Российской Федерации. В 2008 году назначен статс-секретарем-заместителем Министра экономического раз- вития Российской Федерации, в 2012 году – первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации. С 16 января 2015 года возглавляет Главгосэкспертизу России. Работа И.Е.Манылова отмечена Благодарностями Президента Российской Федерации, Почетными грамотами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Входит в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента России.

Общественная деятельность

  • Председатель Правления Ассоциации юристов России с 2009 по 2016 годы, член Бюро Президиума Ассоциации;
  • Член Попечительского Совета Благотворительного Фонда по восстановлению ансамбля Новодевичьего монастыря;
  • Участник Саровского духовно-научного центра.
  • Почетная грамота Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Благодарности Президента Российской Федерации.

«Эксперты научились меняться, оставаясь собой»

Самое важное достижение последних лет – то, что удалось сохранить коллектив. Статус Главгосэкспертизы России, ее значение для строительной отрасли и института строитель- ной экспертизы, взвешенность принимаемых экспертами решений – все это создавалось десятилетиями и основывается на авторитете наших специалистов. И для нас было очень важно сохранить и преумножить все это. Второй, не менее важный, результат: мы научились меняться. Нельзя застывать и превращаться в памятник прошлому величию, нужно развиваться одновременно с миром – или этот мир научится обходиться без нас. Мы сделали первые шаги: это и переход к использованию современных технологий, и обучение сотрудников, и налаживание диалога с внешними аудиториями и обеспечение открытости нашей деятельности. Да, каждое решение, каждый шаг давались не так уж просто: были трения, споры, но это с самого начала было конструктивное сотрудничество членов единой команды. И сейчас мы видим первые результаты: у наших специалистов есть большой интерес к образованию, к профессиональному развитию, стремление на практике изучать объекты и использовать все возможности новых методик и технологий. Есть, наконец, серьезные изменения в отношении к заявителям и желание поделиться своим опытом и знаниями. Мы работаем над собой, мы становимся лучше, и этот процесс не должен заканчиваться.

В XXI веке строительный комплекс не может развиваться прежними экстенсивными методами. Технологии меняются так стремительно, что старые навыки, старый опыт быстро теряют ценность, если они не подкрепляются новыми знаниями.

Смена парадигм. Мы подошли к моменту, который в истории философии называется сменой парадигм. Опыт нашей работы в последние годы показывает, что, если мы не откажемся от привычных подходов, системы мышления и образа деятельности, мы можем оказаться в логическом тупике, столкнуться с кризисом, который потребует обновления – неважно, готовы мы к нему или нет. Мы предпочитаем «управлять кризисом», а не ждать его приближения, поэтому меняем наши парадигмы.

Три года назад, когда мы только начинали работать в Главгосэкспертизе, коридоры в нашем здании казались почти непроходимыми: вдоль стен стояли стеллажи, заставленные коробками с проектной документацией, столы экспертов были покрыты горами бумаг. Сейчас это ушло в прошлое – Главгосэкспертиза работает только в электронном формате. Исключения есть, но они незначительны и только подтверждают общее правило: в современном мире есть место только для безбумажных технологий.

Крымский мост был и пока еще остается для нас самым интересным проектом. На нем мы испытали новый подход, когда проект сначала проверяется в форме обоснования инвестиций. Еще до того, как стартовал стандартный процесс государственной экспертизы, мы начали работать вместе с проектировщиками и заказчиками: оценивали основные технические решения, производили расчеты, определяли предельную стоимость, практически в онлайн-режиме общались с рабочей группой и представителями всех сторон, затем посещали строительную площадку…

Ознакомьтесь так же:  Нет заднего номера штраф

Сотрудничество. Уникальной была и работа по проектам Московского центрального кольца. Хотя Москва имеет собственную экспертизу, с полномочиями, равными федеральной экспертизе, этот крупнейший инфраструктурный проект города прошел Главгосэкспертизу. Но мы с коллегами организовали более чем плодотворную совместную работу, создали штаб, работающий по МЦК. В процессе работы возникало немало сложных и неожиданных задач, и мы искали решения вместе с Минстроем, московскими коллегами, привлекали специалистов, ученых. Мы понимали: перед нами не один проект, но десятки отдельных объектов, связанных между собой. Ведь каждый узел МЦК представляет собой целый комплекс решений, нанизанных на линейный объект, – для экспертов рассмотрение таких масштабных проектов всегда особенно интересно. Эта работа могла быть только коллегиальной. Конечно, мы не избежали дискуссий, но не было места для соперничества и конфронтации. Проект Московского центрального кольца надолго останется в истории Главгосэкспертизы. Как и в истории Москвы.

«Объективность, надежность и эффективность для безопасного будущего». Такой девиз мы разработали для себя. Может быть, в каком-то смысле он звучит слишком просто, но для нас за каждым из этих слов стоит определенный смысл. Потому что это и есть те цели, которые мы ставим перед собой как команда. Качество проектирования – это самая актуальная проблема и в нашей работе, и для всего строительного комплекса. Ежегодный анализ, который мы проводим, показывает, что оно из года в год остается на одном и том же уровне – низком. Понятно, как с этим бороться: нужно создавать реестры специалистов, развивать институты саморегулирования, менять подходы к обучению будущих проектировщиков, возвращать ту систему передачи опыта и знаний, которая сложилась и была прекрасно отлажена в советских проектных институтах… Мы запустили свой проект дополнительного профессионального образования, он ориентирован и на наших экспертов, и на проектировщиков, и на заказчиков строительства. В известном смысле, возврат системы наставничества мы начали с себя.

Предэкспертиза. Еще один способ добиться качественного проектирования – развитие стадии предэкспертизы. Дополнительно мы планируем оказывать помощь в подготовке документации и прохождении процедуры экспертизы. Многие проекты сталкиваются со сложностями: от примитивных ошибок в исходно-разрешительной документации до серьезных проблем, когда люди просто не понимают, как эти требования соблюсти и как документы оформить. Мы должны предлагать нашим клиентам такую помощь, которая поможет им пройти саму процедуру государственной экспертизы. Все эти меры сами по себе не панацея, но вместе они должны дать тот системный эффект, который вернет институту проектирования былые качество и славу.

Объем инвестиций в строительство зданий и сооружений, проекты которых проходят через нас, приближается к двум триллионам рублей. И их судьба зависит от нашей небольшой команды. Это – огромная ответственность. Кроме того мы прекрасно понимаем, что, выявляя неэффективное использование средств и снижая заявленную сметную стоимость, а речь идет о сотнях миллиардов рублей, мы фактически спасаем эти деньги для того, чтобы государство смогло пустить их на другие важные цели – на развитие социальной сферы, технологий, образования, культуры, спорта и многие другие проекты, столь нужные нашей стране.

Повышение профессионализма сотрудников – это та особая цель, которая стоит передо мной как перед руководителем Главгосэкспертизы. Государственный эксперт, эксперт Главгосэкспертизы России должен быть самым умным, самым образованным, самым опытным, самым стрессоустойчивым. Он должен быть таким специалистом в области проектирования и строительства, который по своему профессиональному уровню всегда выше проектировщика. Но для этого нужно каждый день учиться новому, анализировать, работать с документацией, не только выявляя множество ошибок, но и находя интересные решения. Эксперт – это человек сведущий, знающий, тот, кто старается все разведать в своей сфере. Его заслуга состоит не столько в поиске ошибок, сколько в том, чтобы благодаря своим знаниям помочь проектировщикам предотвратить их появление и найти самые оптимальные и качественные решения.

Что нас объединяет? Поддержание репутации своей профессии, расширение рамок профессионализма, повышение качества образования – это должно быть целью каждого эксперта вне зависимости от его должности и места работы. Человек, получивший статус эксперта, должен брать на себя ответственность не только за свою работу, но за всю профессию в целом: мы должны защищать свою профессию, ее уровень и высочайшие стандарты, потому что в нас нуждается общество, и это то, что нас объединяет.

Консолидация сотрудников – вот, наверное, одна из самых сложных проблем в нашей работе, решение которой, по сути, становится ключом к преодолению другой, не менее сложной. Мы ведь каждый раз решаем две совершенно разные задачи: проект должен быть выпущен в срок, но при этом в нем не должно остаться ни одной ошибки. Консолидировать сотрудников и сохранять баланс между скоростью и тщательностью работы – это самое важное и самое сложное.

Профессиональная деформация неизбежна. Ты начинаешь смотреть на мир по-другому, сквозь призму своих профессиональных навыков. Я чаще смотрю на мир с позиции того, как бы что-то улучшить, и когда сталкиваюсь с бытовыми проблемами – плохим качеством дорог, жилья, сферы услуг, то автоматически оцениваю это как рабочую задачу и думаю, как ее можно решить, если использовать знания и тот опыт, которые я получаю в процессе работы. Эксперты, как мне кажется, этому подвержены еще сильнее.

Русская правда. То, что сейчас делает экспертное сообщество, по сути, является возвращением обществу правовой культуры в строительстве. Конечно, она формируется не за счет количества нормативных актов, которые принимаются, а за счет того, что правовая традиция возвращается в трудовые коллективы, профессиональное сообщество и гражданское общество в целом. При этом утверждения, что в России порядка нет и исправить эту ситуацию невозможно, не более чем миф. Наши граждане разделяют любовь к порядку и соблюдают его, когда верят, что эти убеждения важны для тех, кто их окружает. Для России вообще характерно обостренное чувство справедливости и чувство права. И старинные источники, «Русская правда» и другие, говорят нам о том же. Все любят вспоминать о том, что у англичан есть Magna Charta Libertatum, Великая хартия вольностей, которая определила развитие их государства. Но в России, стране, где уже восемьсот лет назад были такие документы, которые и сейчас признаются во всем мире как источники очень высокой юридической техники, как источники, имеющие вес, право- вые традиции не менее сильны. Мы просто должны об этом помнить. И строго говоря, экспертное сообщество – доступными нам средствами и в нашей сфере – над этим и работает: мы возвращаем порядок.