Функции и полномочия оон в области прав человека

§ 3. Роль и компетенция ООН в сфере прав человека

Фактически все главные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека. Главную ответственность за выполнение функций Органи-зации по содействию всеобщему уважению и соблюдению ос-новных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством ЭКОСОС (ст. 60 Устава ООН). Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН. «Генеральная Ассамблея, — подчеркивается в этой статье, — организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному со-трудничеству в области жономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»

Вопросы о правах человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Время от времени они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарем.

Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые из них обсуждаются и другими комитетами. Принятые комитетами решения обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Согласно упомянутой выше ст. 13 Устава ООН функции Генеральной Ассамблеи состоят главным образом в организации исследований и принятии рекомендаций Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи выполняют ЭКОСОС и его вспомогательные органы, специализированные учреждения и Генеральный секретарь ООН. Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств — членов ООН. Оценивая юридический характер резолюций Генеральной Ассамблеи по вопросам прав человека, необходимо иметь в виду, что согласно ст. 55 и 56 Устава ООН государства — члены ООН взяли на себя обязательство предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией в целях развития всеобщего уважения к правам человека и их соблюдения. Поэтому несомненно, что резолюции Генеральной Ассамблеи, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о су-ществовании определенных принципов и норм международно-го права, обязательных для всех государств.

Для осуществления своих функций в области прав человека Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава ООН создает по мере надобности различные вспомогательные орга-ны. Некоторые из них создаются ad hoc (специально, для дан-ного случая), другие являются, по сути дела, постоянными или функционируют в течение длительного времени.

Согласно Уставу ООН наряду с Генеральной Ассамблеей ответственность за выполнение функций Организации в облас-ти прав человека несет ЭКОСОС, который работает под руко-водством Ассамблеи.

Им в 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека. Первоначально она состояла из 18 членов. Затем ее состав увеличился до 53 представителей государств в связи с приемом в ООН новых членов. ЭКОСОС не согласился с предложениями о том, чтобы члены Комиссии исполняли свои обязанности в личном качестве, а не в качестве представителей государств (резолюция 9 (11) от 21 июня 1996 г.).

В функции Комиссии с момента создания согласно резолюциям ЭКОСОС 5 (1) и 9 (11) входила подготовка предложений и докладов Совету относительно: Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии и любых других вопросов, касающихся прав человека, которые не перечислены в предыдущих пунктах. Комиссия осуществляла исследования, делала рекомендации, представляла информацию и выполняла другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручалась специальным докладчикам. Завершенные исследования служили основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Комиссия по правам человека со временем выполнила все эти задачи, превратившись наряду с СБ ООН, Генеральной Ассамблеей и ЭКОСОС в ключевой орган по всестороннему обсуждению вопросов, относящихся к правам человека. Одна ко в последние годы способность Комиссии защищать основные права и свободы была значительно подорвана уменьшением доверия к ней со стороны международного сообщества, отсутствием профессионализма и двойными стандартами при обсуждении рассматриваемых вопросов.

В ходе своих первых сессий Совет обсуждал и вопрос о реформировании своего вспомогательного органа — Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, которая была создана еще в 1947 г. Эта Подкомиссия состояла не из представителей государств-членов, а из 26 экспертов, избираемых в личном качестве. Одним из основных направлений работы Подкомиссии являлось проведение исследований по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере прав человека. На базе реализованных исследований Подкомиссия формировала конкретные предложения и принимала как собственные резолюции, так и соответствующие рекомендации для последующего их одобрения Комиссией.

В глобализирующемся мире особенно возрастает роль экспертных органов, поскольку отдельные государства преследуют свои сугубо эгоистические интересы и стремятся навязать их международному сообществу. В этих условиях роль экспертных органов ООН, способствующих прогрессивному развитию международного права и контролирующих выполнение государствами взятых на себя обязательств, особенно возрастает. Поэтому не случайно, что Совет по правам человека решил в работе опираться на деятельность своего экспертного органа, в кото-рый преобразовалась Подкомиссия по поощрению и защите прав человека. Был создан Консультативный комитет, состоя-щий из 18 экспертов, избираемых в личном качестве.

Наряду с главными и вспомогательными органами ООН в сфере прав человека большую роль играют уже отмеченные конвенционные (договорные) органы, которые являются контрольным механизмом по наблюдению за выполнением государствами обязательств, взятых по различным международным договорам, заключенным в рамках ООН. Таких органов в настоящее время девять: Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным нравам; Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка; Комитет по защите прав всех трудяшихся-мигрантов и членов их семей; Комитет по защите всех лиц от насильственных исчезновений; Комитет по правам инвалидов. Членами этих комитетов являются не представители государств, а эксперты, избираемые в личном качестве из числа специалистов в области прав человека. Одна из основных функций комитетов состоит в распространении докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в соответствующих международных договорах.

Наряду с докладами государств комитеты правомочны рассматривать межгосударственные жалобы о том, что то или иное государство-участник не выполняет взятых на себя обязательств. Однако практика рассмотрения межгосударственных сообщений не получила распространения в работе комитетов.

За исключением Комитета по правам ребенка остальные восемь конвенционных органов получают и рассматривают инди-видуальные жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государством-участником. В современных международных от-ношениях значимость индивидуальных сообщений резко воз-растает

Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жалобы, высказывают свое мнение относительно того, соответствуют ли национальные законы и юридическая практика, действия или бездействие государственных органов международным соглашениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных органов, соответствующие государства возмещают жертве нанесенный ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные по инди-видуальным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распространяются на все аналогичные случаи. Такой результат достигается, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашениями.

Рассмотрение вопросов, относящихся к правам человека, различными органами ООН, состоящими из представителей государств, а также независимыми экспертами конвенционных органов значительно повышает эффективность этой деятельно-сти.

Генеральная Ассамблея ООН

Информация для СМИ — семидесятая сессия

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея уполномочивается:

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;
  • организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Ознакомьтесь так же:  Оформить паспорт рф 45 лет

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года (резолюция 377 (V)), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу мира, нарушение мира или акт агрессии. Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Хотя Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию, она, тем не менее, инициировала меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, повлиявшие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года свидетельствуют о приверженности государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и искоренения нищеты; защиты прав человека и поощрения принципа верховенства права; защиты нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки и укрепления Организации Объединенных Наций.

Усилия по достижению консенсуса

Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

В последние годы целенаправленно предпринимаются усилия для достижения консенсуса по обсуждаемым вопросам, с тем чтобы не принимать решения путем проведения официального голосования, что обеспечивает более активную поддержку решений Ассамблеи. Председатель, после проведения консультаций и достижения договоренностей с делегациями, может предложить принять резолюцию без голосования.

Совет Безопасности ООН

Функции и полномочия

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  • осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

В соответствующих статьях Устава Организации Объединенных Наций содержится дополнительная информация касательно Совета Безопасности

Генеральная Ассамблея ООН

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Форум для многосторонних переговоров

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.

Ассамблея проходит в сентябре — декабре каждого года, а в последующий период — с января по август — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов, в том числе по вопросам реформирования Организации Объединенных Наций.

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Ассамблея уполномочена выносить государствам рекомендации по международным вопросам, относящимся к ее компетенции. Она также инициирует меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, влияющие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года отражают приверженность государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и ликвидации нищеты; защиты прав человека и утверждения принципа верховенства права; защиты нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки; и укрепления Организации Объединенных Наций. В сентябре 2015 года Ассамблея согласовала набор из 17 Целей в области устойчивого развития, содержащихся в Итоговом документе саммита Организации Объединенных Наций для принятия повестки дня в области развития на период после 2015 года (резолюция 70/1).

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:

  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер финансовых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря;
  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение, и выносить соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, касающиеся международного мира и безопасности, и делать по таким вопросам рекомендации, за исключением тех случаев, когда тот или иной спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности;
  • обсуждать, за исключением таких же случаев, любые вопросы, охватываемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов Организации Объединенных Наций, и делать по ним рекомендации;
  • организовать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию и кодификации международного права, осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между странами;
  • рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций.

Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года Ассамблея может немедленно рассмотреть вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (см. раздел «Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии» ниже).

Стремление к консенсусу

Каждое из 193 государств-членов имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети государств-членов, тогда как по другим вопросам решения принимаются простым большинством.

В последние годы прилагаются усилия к тому, чтобы решения по рассматриваемым вопросам принимались не путем официального голосования, а на основе консенсуса, что обеспечивает более широкую поддержку решений Ассамблеи. После проведения консультаций с делегациями и достижения согласия Председатель может предложить принять ту или иную резолюцию без голосования.

Активизация работы Генеральной Ассамблеи

Не прекращаются усилия, направленные на то, чтобы сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. Эта задача была обозначена в качестве приоритетной во время пятьдесят восьмой сессии, и в ходе последующих сессий продолжались усилия по рационализации повестки дня, совершенствованию практики и методов работы главных комитетов, повышению роли Генерального комитета, укреплению роли и авторитета Председателя и рассмотрению роли Ассамблеи в процессе избрания Генерального секретаря.

На шестьдесят девятой, семидесятой и семьдесят первой сессиях Ассамблея приняла три исторические резолюции по активизации работы Генеральной Ассамблеи (A/RES/69/321, A/RES/70/305 и A/RES/71/323), в которые включен текст присяги, принимаемой при вступлении в должность, и текст этического кодекса Председателя Генеральной Ассамблеи, а также предусматривается проведение неофициальных диалогов с кандидатами на должность Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Прямым результатом процесса активизации деятельности является также практика проведения тематических интерактивных прений на высоком уровне. Дополнительную информацию об истории и достижениях в рамках этого пункта см. в специальной ссылке на веб-сайте Генеральной Ассамблеи: www.un.org/ru/ga/revitalization/.

Сложилась практика периодического проведения Генеральным секретарем на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифингов для государств-членов, в ходе которых он информирует их о своих недавних мероприятиях и поездках. Такие брифинги стали общепризнанной формой обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами и, скорее всего, будут продолжены в ходе семьдесят второй сессии.

Ознакомьтесь так же:  Заявление на возмещение ндфл в налоговую

Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетов

В результате продолжающейся деятельности по активизации работы Генеральной Ассамблеи и согласно ее правилам процедуры в настоящее время выборы Председателя, заместителей Председателя и председателей главных комитетов проводятся не позднее чем за три месяца до начала новой сессии в целях дальнейшего укрепления координации и заблаговременного распределения работы между главными комитетами и между заседаниями комитетов и пленарными заседаниями.

Генеральный комитет

Генеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи, а также председателей всех шести главных комитетов, выносит Ассамблее рекомендации относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации ее работы. В этом году Генеральный комитет проведет свое первое заседание в среду, 13 сентября, и рассмотрит проект повестки дня сессии. После этого в пятницу, 15 сентября, Ассамблея проведет пленарное заседание, на котором рассмотрит доклад Генерального комитета и утвердит повестку дня.

Комитет по проверке полномочий

Комитет по проверке полномочий, назначаемый Генеральной Ассамблеей на каждой сессии, представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

Ежегодные общие прения Ассамблеи, в ходе которых государствам-членам предоставляется возможность изложить свои взгляды по важнейшим международным вопросам, пройдут со вторника, 19 сентября, по понедельник, 25 сентября, включительно. Непосредственно перед началом общих прений Генеральный секретарь представит свой доклад о работе Организации.

Для общих прений на семьдесят второй сессии определена тема «Особое внимание — людям: в стремлении обеспечить мир и достойную жизнь для всех на жизнеспособной планете», предложенная избранным Председателем семьдесят второй сессии Ассамблеи Его Превосходительством г-ном Мирославом Лайчаком (Словакия) после его избрания 31 мая 2017 года. Такая практика выбора в качестве темы для прений какого-либо конкретного вопроса, имеющего общемировое значение, восходит к 2003 году, когда Генеральная Ассамблея приняла решение ввести это новшество в стремлении повысить авторитет и роль этого органа, который сейчас насчитывает 193 члена (резолюция 58/126, принятая в декабре 2003 года).

Заседания в рамках общих прений обычно продолжаются с 09 ч. 00 м. до 13 ч. 00 м. и с 15 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м.

Главные комитеты

После завершения общих прений Ассамблея приступает к рассмотрению основных пунктов своей повестки дня. В связи с тем, что Ассамблея должна рассмотреть очень большое число вопросов (например, на семьдесят первой сессии в повестке дня было 173 пункта), она распределяет их между своими шестью главными комитетами с учетом тематики их работы. Комитеты обсуждают эти пункты, стараясь, где это возможно, согласовать различные подходы государств, и представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для рассмотрения и принятия решений на пленарных заседаниях Ассамблеи.

Шестью главными комитетами являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет), занимающийся проблематикой разоружения и смежными вопросами международной безопасности; Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет), рассматривающий экономические вопросы; Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет), рассматривающий социальные и гуманитарные вопросы; Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет), занимающийся различными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни на заседаниях других комитетов, ни на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации, деятельности Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и прав человека палестинского народа; Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), занимающийся административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций; и Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет), рассматривающий вопросы международного права.

Однако по ряду пунктов повестки дня, таких как вопрос о Палестине и положение на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решения непосредственно на своих пленарных заседаниях.

Рабочие группы Генеральной Ассамблеи

Ранее Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для более детального рассмотрения важных вопросов и представления Ассамблее рекомендаций в целях последующего принятия решений. Среди таких групп — Специальная рабочая группа по активизации работы Генеральной Ассамблеи, которая продолжит свою работу в ходе предстоящей сессии.

Региональные группы

За прошедшие годы в Генеральной Ассамблее образовались различные неофициальные региональные группы, которые используются для целей выборов, служат механизмами для проведения консультаций и содействуют решению процедурных вопросов. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства. Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между региональными группами. На период семьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея избрала Председателя от Группы государств Восточной Европы.

Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии

Помимо своих очередных сессий Ассамблея может собираться на специальные и чрезвычайные специальные сессии. К настоящему времени Ассамблеей было созвано 30 специальных сессий по проблемам, требовавшим особого внимания, включая вопрос о Палестине, финансовое положение Организации Объединенных Наций, разоружение, международное экономическое сотрудничество, наркотики, окружающую среду, народонаселение, женщин, социальное развитие, населенные пункты, ВИЧ/СПИД, апартеид и Намибию. Тридцатая специальная сессия Генеральной Ассамблеи, состоявшаяся 19–21 апреля 2016 года, была посвящена мировой проблеме наркотиков.

Десять чрезвычайных специальных сессий были посвящены ситуациям, которые Совет Безопасности оказался не в состоянии урегулировать: это Венгрия (1956 год), Суэцкий канал (1956 год), Ближний Восток (1958 и 1967 годы), Конго (1960 год), Афганистан (1980 год), Палестина (1980 и 1982 годы), Намибия (1981 год), оккупированные арабские территории (1982 год) и незаконные израильские действия в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 и 2009 годы).

16 января 2009 года Ассамблея приняла решение временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию, посвященную Газе, и уполномочить Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов.

Выполнение решений Ассамблеи

Работа Организации Объединенных Наций в значительной степени определяется решениями Генеральной Ассамблеи, за практическое осуществление которых в основном отвечают:

  • комитеты и другие органы, учреждаемые Ассамблеей для изучения конкретных проблем, таких как разоружение, поддержание мира, экономическое развитие, окружающая среда и права человека, и представления по ним докладов;
  • Секретариат Организации Объединенных Наций — Генеральный секретарь и его штат международных гражданских служащих;
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению выступает — в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций — в качестве координатора по всем вопросам, связанным с Генеральной Ассамблеей.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство

Организация объединенных наций (ООН)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU); 联合国

Место расположения: Нью-Йорк, США
Основана: 26 июня 1945 г.
Создана: в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
Членство: 193 страны
Генеральный секретарь: Пак Ги Мун (Республика Корея) с 1 января 2007 г.
Официальные языки: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. Сегодня членами ООН являются 193 государства мира.

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Ознакомьтесь так же:  Льготы матерей одиночек в спб

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • пять — от государств Африки и Азии;
  • один — от государств Восточной Европы;
  • два — от государств Латинской Америки;
  • два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

Международный суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения — в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Глава X. Экономический и Социальный Совет (ст.ст. 61 — 72)

Глава X
Экономический и Социальный Совет

1. Экономический и Социальный Совет состоит из пятидесяти четырех Членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей.

2. С соблюдением положений, изложенных в пункте 3, восемнадцать членов Экономического и Социального Совета избираются ежегодно сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно.

3. При первых выборах после увеличения числа членов Экономического и Социального Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех, в дополнение к членам, избираемым вместо десяти членов, срок полномочий которых истекает в конце данного года, избираются двадцать семь дополнительных членов. Срок полномочий девяти из двадцати семи дополнительных членов, избранных таким образом, истекает в конце первого года, а срок полномочий девяти других членов — в конце второго года, в соответствии с постановлением Генеральной Ассамблеи.

4. Каждый член Экономического и Социального Совета имеет одного представителя.

Указом Президиума ВС СССР от 28 марта 1973 г. N 4075-VIII СССР ратифицировал поправку к настоящей статье относительно увеличения членского состава Экономического и Социального Совета ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН на ее XXVI сессии

Указом Президиума ВС СССР от 18 декабря 1964 г. N 3152-VI СССР ратифицировал поправки к настоящей статье относительно увеличения членского состава Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета ООН, принятые на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Функции и Полномочия

1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

2. Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

3. Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию.

4. Совет уполномочивается созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию.

1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается вступать с любым из учреждений, указанных в статье 57, в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.

2. Совет уполномочивается согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям и посредством рекомендаций Генеральной Ассамблее и Членам Организации.

1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов. Совет уполномочивается заключать соглашения с Членами Организации и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию.

2. Совет уполномочивается сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.

1. Экономический и Социальный Совет осуществляет такие функции, какие входят в его компетенцию, в связи с выполнением рекомендаций Генеральной Ассамблеи.

2. Совет, с одобрения Генеральной Ассамблеи, уполномочивается выполнять работы по просьбе Членов Организации и по просьбе специализированных учреждений.

3. Совет должен выполнять такие другие функции, какие перечислены в других частях настоящего Устава или какие могут быть возложены на него Генеральной Ассамблеей.