Философия нового времени спор сенсуалистов и рационалистов

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Направления философии Нового времени

В Новое время активно развивается наука, появляется множество открытий, и всё это оказывает огромное влияние на развитие философии и особенности философской мысли. Эти открытия были бы невозможны без веры в способность разума осваивать мир и воздействовать на него. Философия играла важную роль в этом процессе, реагируя на изменения в науке и практике и одновременно подготавливая их. Открытие целого ряда законов создает у ученых и философов впечатление, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны.

В этот период происходит разрушение антропоцентризма. До XVII века существовало множество оснований полагать, что человек находится в центре мира. Теперь же Земля оказалась крошечной планетой, не сравнимой с другими планетами, а тем более — со звездами. Вселенная предстала не как механизм, «вращающийся вокруг человека»; она оказалась огромным механизмом, который уже не мог быть специально устроенным для того, чтобы удовлетворять потребности людей. И действительно, например, смена дня и ночи перестала быть естественным явлением, как бы дублирующим потребность человека во сне и в бодрствовании, поскольку объяснялась она на основании совершенно других закономерностей. Фактически человек XVII века пережил примерно то же самое, что переживает любой ребенок, осознавая, что этот мир не предназначен исключительно для него и что мама и папа не являются могущественными существами, способными удовлетворить любое его желание.

Европейская философия Нового времени развивалась по двум направлениям:

  • рационализм;
  • эмпиризм.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт . К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц;

Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила».

Эмпиризм широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Рис. Представители эмпиризма в философии Нового времени

Эмпиризм: представители и особенности

С именем Френсиса Бэкона (1561 — 1626) чаше всего связывают начало философии Нового времени. Человек весьма разносторонний. проявивший себя в самых различных сферах деятельности — философ, правовед, ученый, государственный деятель (лорд-канцлер в 1618-1620) — он прежде всего известен как передовой мыслитель своего времени, выдающийся философ. Среди наиболее важных его трудов чаще всего называют «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», «Новая Атлантида».

Ф. Бэкон считал науку наиболее существенным фактором жизни и развития человечества. Поэтому он стремился найти истинные основания знания. Свою жизнь и творчество он в значительной мере посвятил поиску условий для получения истины. Истина, полагал Ф. Бэкон, может быть различной. Он обозначил уровни знания: разумное мышление, которое связано с философией и наукой; религиозное знание, которое возникает в сфере геологии. Кроме того, он выделял историю и поэзию, связывая их, соответственно, с памятью и воображением. Поэтому был сделан вывод о «двух видах истин» — истины веры и истины знания.

Ф. Бэкона интересовала прежде всего истина научная. Истинами веры он и не занимался. Что же касается истины научной, то он отчетливо понимал, что спонтанным ее поиск быть не может. Вот почему первостепенное значение ученый придавал выработке метода, позволяющего исследователю как можно более полно и адекватно осмысливать окружающую действительность. Пытаться познавать мир можно разными способами. Ф. Бэкон не только выделил их, но и придал каждому образную форму и название.

Первый он назвал «путь паука». Так он охарактеризовал действия исследователя, когда тот пытается извлечь истину из собственного сознания (подобно пауку, вытягивающему из себя паутину). Другой — «путь муравья», когда наблюдатель бессистемно накапливает факты, подобно муравью, который, по мнению Ф. Бэкона, тащит в свой муравейник все, что встретит и сможет унести. Но так истины не узнать. Научный способ освоения природы получил название «путь пчелы». Это означает, что исследователь планомерно собирает только необходимые факты (как пчела — нектар с цветков), не пропуская ничего важного и оставляя за пределами своего внимания все лишнее, не относящееся к данной проблеме. В этом случае исследователь неустанно экспериментирует, не отклоняясь от намеченной цели. Результатом такой целеустремленности будет истинное знание.

При этом Ф. Бэкон понимал, что человеческое сознание подвержено влиянию ряда факторов, искажающих восприятие действительности. Он назвал их идолами и разделил на четыре группы.

Идолы рода обусловлены ограниченными возможностями человеческого организма, относительным несовершенством органов чувств, природой человека. Слух, зрение, обоняние и другие органы чувств имеют ограничения (сегодня мы прекрасно знаем, что человек без вспомогательных устройств не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение и т.д.). Тем не менее человек стремится окружающий мир измерять «самим собой», и поэтому многое в природе может неправильно осмыслить или вовсе не заметить.

Идолы пещеры складываются в результате индивидуальности человека, формируемой всем его социальным опытом: культурой микросреды, воспитанием, образованием, статусом и другими особенностями. Тем самым каждый человек наблюдает мир из своей собственной пещеры, которая ограничивает «обзор», делает ею взгляд субъективным.

Идолы рынка (или площади) возникают в результате ошибок в употреблении языка, неправильного определения понятий, многозначности некоторых из них. Поэтому необходимо добиваться однозначности во взаимодействии исследователей, в фиксации тех или иных результатов научного опыта.

Идолы театра порождены склонностью человека верить в авторитет. Истина может быть подменена авторитетом источника информации (известная личность, заслуженный ученый, солидная организация. ). Поэтому необходимо критическое отношение ученого к высказываниям и теориям любого рода.

Лучшей проверкой истины может служить, по мнению Ф. Бэкона, эксперимент. Но это должен быть не единичный опыт, а целенаправленный. повторенный возможно большее количество раз. Эксперимент должен быт активным. Этого можно достичь, например, методом усиления эксперимента. При этом единственный опровергающий результат важнее большого количества подтверждающих. И только когда все условия будут соблюдены и опыт в каждом из проведенных экспериментов подтвердится, можно делать обобщение об истинности полученного знания.

В этом заключается индуктивный метод Ф. Бэкона — из множества частных случаев возможно сделать обобщающий вывод, отражающий некую выявленную закономерность.

В социально-философских взглядах Ф. Бэкона отразился его собственный социальный опыт. Он критически относился и к народным массам, считая их источником смуты, и к дворянству, интересующемуся лишь собственными проблемами, стремящемуся к роскоши. Общество несовершенно, выход — в развитии науки и техники, способных создать условия для удовлетворения всех людей. победить голод, в коррекции социальных норм, ограничивающих чрезмерное материальное потребление наиболее богатых. Свой идеал ученый изобразил в написанной в конце жизни утопии «Новая Атлантида».

Томас Гоббс (1588-1679) стал продолжателем эмпиризма Ф. Бэкона. В то же время он во многом пошел дальше своего учителя. Он придерживался материалистических воззрений. Природа, по его мнению, — это совокупность протяженных материальных тел. Причем Т. Гоббс развивал атомизм, утверждал, что материя существует вечно, ей присуще движение (но только механическое, перемещение). Протяженность, движение и покой Т. Гоббс считал нс свойствами материальных тел, а формами восприятия этого тела человеком.

Однако наибольшую известность Т. Гоббс получил благодаря своей книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Он полагал, что мир состоит из естественных материальных тел (природы) и искусственных (государства), которые возникли не по воле Бога, а в результате так называемого «общественного договора» между людьми.

Вначале люди жили обособленно друг от друга, реализуя право любым способом, вплоть до насилия над другими людьми, обеспечивать свое существование. Такое положение дел («естественное состояние общества») выражалось формулами «война всех против всех» и «человек человеку — волк». Это грозило полным истреблением человечества, избежать которое удалось благодаря договору между людьми — своеобразной форме самоорганизации. В результате возникло государство, на которое возлагалась задача обеспечения порядки и безопасности, но при этом гражданам пришлось пожертвовать частью своих прав. Государство, по Т. Гоббсу, — высшая ценность общества и человека: наилучшей формой государства он считал монархию.

Идеи Т. Гоббса о материалистической основе бытия и об общественном договоре получили развитие в творчестве многих философов. Так, автор классической физики Исаак Ньютон (1643-1727) представлял себе природу в виде большого и сложного механизма (напоминающего большие и сложные часы). Одним из продолжателей материалистической линии Т. Гоббса был Дж. Локк.

Джон Локк (1632-1704) в отличие от Т. Гоббса считал мир сотворенным Богом, но в остатьном его взгляды могут быть признаны материалистическими (т.е. Дж. Локк — деист). Он отвергал тезис о врожденных идеях, выдвинутый Р. Декартом. Декарт полагал, что сознание человека изначально не «пустое», уже при рождении человека в его сознании есть так называемые врожденные идеи (например, идеи о Боге, о «я» как о мыслящей субстанции, о звуке, цвете).

Дж. Локк не согласен с Р. Декартом, он утверждает, что сознание человека — «чистая доска» («tabula rasa»). Все что содержится в сознании, считает Дж. Локк, возможно только в результате опыта конкретного человека. А опыт возникает на основе ощущений. Таким образом, в сознании может быть только то, что есть в ощущениях. Опыт может быть внешним, полученным в результате воздействия материальных тел на органы чувств, а также внутренним, возникшим в ходе работы мысли человека.

Ознакомьтесь так же:  Сколько платят налог за бизнесмена

Далее Дж. Локк формулирует концепцию первичных (принадлежащих самим материальным объектам) и вторичных (представляющих результат субъективного восприятия объекта человеком) качеств. Первичные качества — плотность, протяженность, движение: вторичные — запах, цвет, вкус, звук. Первичные и вторичные качества в ходе работы сознания позволяют сознанию формировать сложные идеи.

Вторичные качества не самостоятельные, производные от взаимодействия материальных предметов и органов чувств, первичные качества — неотъемлемые свойства материального носителя. Но тем не менее воспринимает их сознание только через органы чувств. Так складываются основные положения сенсуализма.

Во взглядах на общество Дж. Локк был сторонником не абсолютистской (как Т. Гоббс), а конституционной монархии. Разделяя мнение Т. Гоббса о возникновении государства в результате общественного договора, Дж. Локк считал, что состояние общества до возникновения государства более точно характеризует формула: «человек человеку — друг». Равенство и независимость определяют естественные права людей на жизнь, свободу, собственность, а также право на защиту’ своих нрав, в том числе и от возможного насилия со стороны государства. Чтобы обеспечить такую защиту’, он предлагает деление власти на ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

В дальнейшем в философских системах ученых получили развитие идеи как сенсуализма, так и либерализма.

В частности сенсуализм был развит Джорджем Беркли (1685- 1753), считавшим, что «существовать — значит быть воспринимаемым». Впрочем, Дж. Беркли критиковал концепцию первичных и вторичных качеств. Он считал, что материальных объектов вовсе нс существует. В действительности есть лишь различные совокупности ощущений человека, принимаемые за материальные тела. Время и пространство также существуют лишь в сознании человека, который так воспринимает мир «по привычке».

Дэвид Юм (1711 — 1776) также считал, что весь опыт человека складывается на основе его субъективных ощущений. Вместе с тем он не отрицал существования внешнего мира, хотя и был уверен, что об этом мире человек ничего точно знать нс может.

Эмпиризм, сенсуализм, а также социально-философские концепции Ф. Бэкона и его последователей сыграли важную роль в истории философии, развитии науки и в целом — в формировании мировоззрения последующих эпох. Гак, философия Д. Юма определила поворот в воззрениях И. Канта.

Не менее важные основания философской мысли Нового времени и последующих эпох дал рационализм, родоначальником которого признается Р. Декарт.

Рационализм: представители и особенности

Рене Декарт (1596-1656) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После этого он служил вольнонаемным офицером; участвовал в боевых действиях в Голландии, где позже остался жить и где окончательно сформировалась его философская система.

Р. Декарт по своим взглядам фактически был деистом, хотя и не отрицал факта существования Бога и акта творения им мира. Он полагал, что религиозные истины выше понимания человека, и поэтому не пытался их осмысливать. В своем самом известном труде «Рассуждение о методе» он критиковал схоластику за то, что она ограничивает, сдерживает развитие научного знания.

Схоластика предлагает уже готовые истины, создает их систему, выход за рамки которой не поощряется. Поэтому Р. Декарт пред- латал начинать научное осмысление действительности с глобального сомнения. Несомненно одно — собственное сознание человека, и это отражается в известном афоризме Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum).

Таким образом, источником знания может служить только разум человека (т.е. ratio). Поэтому Р. Декарта считают основателем европейского рационализма Нового времени. Образцом рациональности может служить математика. Но сознание человека не «пустое». Оно изначально обладает важным содержанием. Дело в том, что сознание, по Р. Декарту, — субстанция.

В «картезианском» понимании субстанции обнаруживается противоречивость. Субстанция, по Декарту, то, что существует само но себе, не нуждаясь ни в чем внешнем по отношению к данной сущности. Совершенно определенно такую сущность представляет собой Бог (логично предположить, что больше никаким иным субстанциям места в бытии нс остается). Но Р. Декарт тем не менее наделяет свойствами субстанции материю и сознание человека (в этом выражается его дуализм), объясняя это тем, что они сотворены Богом и в других творениях не нуждаются. Субстанции обладают атрибутами: материя — протяженностью (ей также присуще движение, она присутствует везде, не оставляя пустоты), сознание — мышлением.

Сознание содержит врожденные идеи. Их отличает то, что они осознаются человеком так же ясно и однозначно, как и само его существование; в этом заключается определенный критерий истинности. В качестве примера врожденной идеи Р. Декарт приводит идею Бога. Врожденным он считает и дедуктивный метод познания^. Из врожденных идей с помощью мышления можно вывести и все другие знания. Таким образом, познание частных истин мира возможно только на основании реально существующего общего — мышления, наделенного врожденными идеями.

Чувства такой основой быть не могут, так как они не постоянны и вполне могут «обмануть» сознание. Значит, и индукция не даст, по Р. Декарту, истинного знания.

Знания же имеют высокий статус. Помимо прочего они носят и этические характеристики. Знания — это в конечном счете и есть добро, а зло — это незнание.

Картезианская картина мира механистична. Исходному хаосу Бог придал вихревое движение, в результате чего мир был приведен в порядок. Механистично все. Даже живые организмы в понимании Р. Декарта — это хотя и очень сложные, но всего лишь механизмы. Человек — не исключение, однако он в отличие от других живых существ обладает душой (которая не имеет протяженности, но все же имеет вполне материальное «пристанище» в организме человека — по Декарту якобы в мозжечке).

Учение Р. Декарта, и прежде всего его трактовка гносеологических вопросов, стало плодотворной почвой для споров, для дальнейшего развития философской мысли.

Одним из наиболее ярких картезианцев был Б. Спиноза.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) родился в еврейской семье, переселившейся из Португалии в Голландию, чтобы избежать преследования инквизиции. После окончания еврейского духовного училища он продолжил обучение в светской школе, изучал математику, физику, латынь. К религии был равнодушен. Он даже за плату (раввины предлагали ему ежемесячную пенсию за формальное посещение богослужений) не собирался соблюдать обряды и ходить в синагогу, за что был подвергнут отлучению и проклятию. Не отрекся от своих убеждений он и ради кафедры в Гейдельбергском университете, отказался от пенсии короля Франции.

Таким образом, философская деятельность не только не приносила Спинозе никаких материальных благ, но и в определенном смысле затрудняла его жизнь. Однако он упорно работал; его груды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат» и другие сыграли большую роль в развитии философского знания и мировоззрения. На жизнь Б. Спиноза зарабатывал тем, что шлифовал стекла для оптических приборов: это не лучшим образом сказалось на его здоровье, умер он от туберкулеза.

Положение Р. Декарта о врожденных идеях Б. Спиноза критиковал, но принимал критерий ясности, который заключался в очевидности и однозначности осознания мысли. Б. Спинозу также не устраивал картезианский дуализм, он придерживался монистических позиций, но ею субстанция похожа на картезианскую.

Субстанция занимает центральное место в системе Б. Спинозы. Для него это то, что существует само по себе, представляется само через себя, что не нуждается в другой вещи, из которой оно должно было бы образовываться. Субстанция — единственная, свободная, вечная, бесконечная. Эта субстанция — Бог, но она же одновременно и Природа. Таким образом, философия Б. Спинозы — пантеизм.

Субстанция, т.е. Бог-Природа — это «природа творящая». Она обладает атрибутами — пространство, мышление, а также самосознание, остальные атрибуты недоступны пониманию человека. Атрибуты реализуются в модусах, которые могут быть бесконечными (например «бесконечный разум») и конечными. Конечные модусы это материальные тела (а также мысли человека), это — «природа сотворенная». «Природа творящая» является причиной «природы сотворенной». В мире парит причиннообусловленная связь. Все предшествующие явления, события — причина последующих явлений и событий. Человек подчинен этим связям, и чтобы достичь свободы, нужно познать природу, ее взаимосвязи.

Именно Б. Спинозе принадлежит высказывание: «свобода — это познанная необходимость». Отсюда вытекает значение разума человека; он может дать свободу и счастье, достижение которых — цель философии Б. Спинозы и смысл жизни человека.

Еще одним известным последователем рационализма был Г. Лейбниц. Впрочем, на его взгляды немалое влияние оказали и сенсуалисты, в частности творчество Дж. Локка.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) окончил Лейпцигский университет и уже в 20 лет получил степень доктора права. Отказался от преподавательской работы в пользу юридической деятельности, но, в конечном счете, жизнь и творчество посвятил науке. Известен пс только как философ и юрист, но также и как математик. физик, историк. Наиболее известные его труды: «Теодицея», «Монадология».

Лейбниц — рационалист. Эталоном знания для него, как и для Р. Декарта, была математика. Но он прекрасно понимал сильные стороны эмпиризма, поэтому пытался объединить насколько можно два подхода. Он отталкивался от мнения Дж. Локка, согласно которому в человеческом разуме нет ничего, кроме того, что есть в чувствах. Ничего, добавлял Г. Лейбниц, кроме самого разума. Он усматривал в каждом разуме цель, предусмотренную божественной волей. Все дело в целесообразности созданного Богом мира, самого совершенного из возможных миров. Эта целесообразность распространяется и на каждую отдельную сущность мира. Наконец он, отрицая врожденные идеи, видел в каждом разуме врожденную способность воспринимать фундаментальные идеи, такие, как «бытие», «я» и др.

Таким образом, человек, сущностью которого является разум, — это самостоятельная онтологическая единица мира — субстанция. А мир — совокупность таких субстанций, которые Г. Лейбниц называл монадами. Отсюда его учение называется монадологией.

Согласно его учению, первичная монада — это Бог, который творит мир — множество монад — идеальные сущности, каждая из которых является источником собственной активности. Другими словами, монады носят субстанциональный характер, мир Лейбница многосубстанционален, а сам он, таким образом, стоит на позициях плюрализма.

Мир в трактовке Г. Лейбница теряет всякую материальность, он не более, чем феномен сознания. Ощущение материальности возникает в сознании человека в результате восприятия мира.

Монады могут быть простыми и сложными. К сложным относится и человек, а точнее — его душа (так как «тело», как и вся остальная «материя», по Лейбницу, всего лишь «кажимость»). Сложность монады определяется степенью ее восприимчивости к впечатлениям и способностью отражать весь мир с определенной степенью полноты (сегодня мы могли бы добавить: «и детальности»). Наиболее сложные монады способны к самосознанию. Самая сложная монада — Бог, она одна исчерпывающе отображает мир. Но отражать мир способна каждая монада в силу своей субстанциональности, самодостаточности и активности; также любая из них обладает способностью развиваться (более полно отображать мир) или в совокупности с другими простыми монадами интегрироваться в сложные.

Ознакомьтесь так же:  Льготы федеральным ветеранам в челябинской области

Весьма оригинально Г. Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители, создававшие свои философские концепции как раньше, так и позже Лейбница, придавали пространству и времени субстанциональный характер. Г. Лейбниц решает эту проблему иначе: пространство не самостоятельная сущность, а порядок одновременно существующих монад, отношение между ними. Похожим образом он трактует и время: оно отражает отношение последовательности существования монад. Таким образом, пространство и время не самостоятельные объекты, а лишь производные сосуществования монад. Вне сознания они не существуют, не будь человека — они бы оставались только в сознании Бога.

Г. Лейбниц также известен и как логик, в частности, как автор «закона достаточного основания».

Помимо названных мыслителей весомый вклад в философию Нового времени внесли такие ученые, как Пьер Гассенди (1592- 1655), Исаак Ньютон (1643-1727), Христиан Вольф (1679-1754) и некоторые другие. Так, И. Ньютону наука и философия обязаны созданием классической физики, развитием деистической и механистической картины мира, созданием важных основ материализма (хотя самого И. Ньютона материалистом назвать нельзя), а X. Вольф был популяризатором идей Г. Лейбница, создателем первой философской школы в Германии, а также основоположником немецкого Просвещения.

Впрочем, некоторые исследователи считают предтечей Просвещения Дж. Локка, а наиболее полно эпоха Просвещения проявилась в творчестве французских просветителей.

Философия нового времени спор сенсуалистов и рационалистов

В филoсoфии Нoвoгo времени слo­жились две кoнфликтующие пoзиции: эмпиризм (сенсуализм) и рациoнализм. Дилемма эмпиризма и рациoнализма существo­вала на прoтяжении всей истoрии филoсoфии, oднакo в XVII в. дискуссия между представителями этих направлений стала не­рвoм филoсoфии.

Представителями эмпиризма Нoвoгo време­ни являются Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Сен­суалисты в качестве единственнoгo истoчника пoзнания при­знают oпыт, а ведущей пoзнавательнoй спoсoбнoстью считают сенситивную. Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa , на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании представители эмпиризма называют индукцию универсаль­ным научным метoдoм. При этoм, кoнечнo, oсoзнаются прoб­лемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo зна­ния, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти.

Представителями рациoнализма Нoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рациoналисты утверждают, чтo всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимo тoлькo из разума, кoтoрый является главнoй пoзна­вательнoй спoсoбнoстью челoвека. В разуме изначальнo залo­жены всеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрых пo oпреде­ленным лoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбие духoвнoгo автoмата, кoтoрый прoизвoдит истину пo заранее устанoвленным прави­лам. На этoм oснoвании универсальным филoсoфским метo­дoм рациoналисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стoл­кнулись с прoблемoй дoстoвернoсти индуктивнoгo знания, тo рациoналисты не мoгли удoвлетвoрительнo oтветить на вoп­рoс, oткуда вoзникают пoзнавательные oшибки, если истины заранее сoдержатся в уме и вывoдятся из негo дедуктивным спoсoбoм.

Несмoтря на дискуссию пo вoпрoсам oб истoчнике знания и универсальнoм метoде, рациoнализм и эмпиризм Нoвoгo времени не разделены непреoдoлимoй стенoй. Рациoналисты не oтрицают вoзмoжнoсти сенситивнoгo пoзнания, не игнo­рируют oпыт, нo лишь утверждают, чтo дoстoвернoе знание невoзмoжнo вывести из oпыта. Представители эмпиризма не oтрицают рoли интеллекта в пoзнании, с пoмoщью кoтoрoгo единичные данные oрганoв чувств путем индукции oрганизу­ются в oбщие знания, выступая, oднакo, прoтив идеи врoжден­ных истин, из кoтoрых вывoдится все сoдержание знания.

В Нoвoе время сфoрмирoвалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмoм. Представителями этoгo направления являются Джoрдж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизирoвали oпыт, oтoждествив егo с сoвoкупнoстью oщущений. Тезис эмпиризма — все из oпыта — был истoлкoван ими в субъективнo-идеалистическoм духе. Все, с чем челoвек сталки­вается в oпыте, этo егo сoбственные чувственные впечатления, челoвек не знает ничегo, крoме данных свoегo сoзнания, пo­этoму пoзнаются не oбъективные вещи, а их субъективные oб­разы. На этoм oснoвании идеалистические сенсуалисты сдела­ли вывoд, чтo еврoпейская филoсoфия и наука стрoятся на иллюзoрных пoнятиях, фикциях ума, за кoтoрыми ничегo не стoит. Такими пoнятиями сенсуалисты назвали материю, суб­станцию, причину, следствие, неoбхoдимoсть и т.п. Если oтка­заться oт этих лoжных пoнятий, тo наука и филoсoфия в преж­нем виде oказываются невoзмoжными.

Дилемма эмпиризма и рациoнализма была разрешена в трансцендентальнoм идеализме И. Канта, кoтoрый прoдемoн­стрирoвал

вoзмoжнoсти пoстрoения теoретическoй науки и впервые пoднял вoпрoс o границах пoзнающегo разума.

Задача курса студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности к другим людям,

Тема 1.2.Философия Нового и новейшего времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц).

Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового времени.

Немецкая классическая философия (И.Кант, Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах, К Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX – XX века (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон).

Русская философия XIX – XX вв.

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, Экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

Важный этап развития философской мысли – философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождение (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма.

На рубеже XVII – XVIII веков в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, которые были направлены против теологии. Новые знания, особенно после Н.Коперника, коренным образом меняют картину мира. В центр познания ставятся такие вопросы, как место и роль человека в обществе, его права, его место в государственной системе. Философия становится бицентрической, что означало, в центре мировоззрения были поставлены два вопроса: познание и общество. Именно философия Нового времени выделила два метода познания: эмпиризм и рационализм.

Рационализм, как метод познания выдвигает на первый план логические основания науки, утверждает, что главным источником знаний являются мысли, идеи, познание, понятие. Эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Родоначальником эмпиризма является английский философ Ф.Бэкон. Родоначальником рационализма является Рене Декарт. Бэкон утверждал, что наука не цель, а средство, она служит практике и только в этом находит оправдание.

С открытий Н.Коперника и ДЖ.Бруно начинается развитие научной космологии. В основе научный представлений о том, как устроен мир, находятся понятия «пространство», «время», «субстанциональная основа мира».

Почетное и выдающееся место среди передовых мыслителей XVII века принадлежит голландскому ученому, философу Б.Спинозе. Главный философский смысл, по его мнению, заключается в том, что мир должен быть объяснен из самого себя. Спиноза называет субстанцию природой, но вместе с тем он называет ее и богом. Субстанция – это Бог или природа. Однако Спиноза придает природе ту творческую силу, которую теологи приписывает богу.

Вершиной философского развития эпохи Нового времени большинство исследователей называют немецкую философию, которая вошла в историю философии как классическая. Немецкая философия в лице И.Канта нашла выражение в рефлексии.

Произведения Г.Гегеля: «Наука логики», «Феноменология духа», «История философии», «Философия природы» и др.

представляют крупнейшую философскую систему своего времени.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

XI-XVII — постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках философии и других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, М.Грек);

XVIII в. – первая половина XIX в. –распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени;

Вторая четверть XIX- начало XX в. – развитие самостоятельной философской мысли в России;

Русская философия после 1922 г. – философия русского

Интерес к русской философии диктуется такими причинами:

Стремлением преодолеть искаженные представления о русской философии. Это интерес диктуется надеждой увидеть реальный ход российской духовной истории, которая отнюдь не представляла собой картины сплошного мрака, прорезаемой лишь мыслью Белинского, Чернышевского или Плеханова. Речь идет о восстановлении утраченного культурного наследия, восстановлении «связи времен».

Круг идей русской философии не стал ворохом увядших листьев, а сохраняет доныне свою плодотворность, силу и потому может помочь в решении сегодняшних нравственных и социальных проблем, в постижении настоящего и в поисках путей к будущему.

В XX веке возникают принципиально новые философские направления и картины мира. Основными направлениями мировой философской мысли XX века являются феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм. Основными идеями этих направлений являются:

Идея свободного и разумного человека, способного изменить себя лично. У человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание», которое вместе с интуицией становится центром современной антропологии.

Идея изучения жизни отдельного человека становится приоритетней изучения больших человеческих общностей.

Сознание и разум отдельного человека, общественное сознание не понимаются современными философами как независимая структура, а могут стать и являются объектом манипуляции различных сил: государства, партий, авторитетов.

Вопросы для повторения:

Каковы основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения?

В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы ее основные направления?

Объясните значения терминов «эмпиризм» и «рационализм».

В чем состоял «коперниканский переворот» в философии, совершенный И.Кантом?

В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.Гегеля?

Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?

Перечислите наиболее характерные особенности современной западной философии.

Каковы источники и основные положения постмодернизма?

Назовите основные этапы русской философии.

В чем своеобразие философских воззрений славянофилов?

Основные направления российского западничества.

Литература по разделу:

Гуревич П.С. Основы философии. М., «Гардарики», 2000. стр.86-138.

Губин В.Д. Основы философии. М., ТОН – Остожье, 1999. стр.13-83.

Методическая разработка «Философия: основные этапы ее становления и развития». Кирсанова Г.К.- ЛНТ. 2003.

Канке В.А. Основы философии. М., «Логос»,1999. стр.17-111.

Философия. Под редакцией профессора Н.В.Лавриенко. М., «Юнити», 2001. стр.

Раздел II. Человек – сознание – познание

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д., должен понимать связь между философским учением о познании и приемами тех наук, которые он изучает.

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе.

Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я».

Фундаментальные характеристики человека: неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Ознакомьтесь так же:  Нотариус продажа доли квартира

Поиск ответов на вопрос о происхождении и сущности человека является главной проблемой философии.

Античная философия, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос.

Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трёхчастная: тело-душа-дух. Духовность человека состоит в его совести, совести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю,

Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововремённой философии с ее выделением личностного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь», – говорил основатель протестантизма М.Лютер.

В новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит, в конечном счете, превыше других познавательные способности, каковых у него три – рассудок, способность суждения, разум.

В Новое время наряду с концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке – это реализации способности к действию.

Последнее изобретение Нового времени – это «сверхчеловек» Ницше.

Философия XX века продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания – образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

Герменевты считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, каковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.

Философы – аналитики видят в человеке существо, активно

реализующее свои языковые способности. В сфере языка человек решает что, почему и как следует делать.

Согласно постмодернистам, человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека?

Что такое антропогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?

В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»?

1.Губин В.Д. Основы философии. М., ТОН – Остожье,1999. стр.90-178.

Гуревич П.С. Основы философии. М., «Гардарики», 2000. стр. 226-250.

Канке В.Н. Основы философии. М., «Логос», 1999. стр.118-122.

Философия. Под редакцией профессора Лавриенко В.Н. М., «Юнити», 2001. стр. 609-646.

Тема 2.2. Проблемы сознания

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

Идеальное и материальное сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное.

Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Сознание – это особое состояние, присущее только человеку. Оно является не только чудом мироздания, но и тайной, ибо проблема сознания – одна из самых противоречивых и сложных.

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человек может рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. В своей жизни люди не только доверяются инстинкту, но и могут поступать сознательно. Иначе говоря, сознание – это поразительная, победоносная сила человека.

Разум есть способность понимания и осмысления. Это деятельность человеческого духа, направленная на познание. Разум, судя по всему, складывался постепенно, шаг за шагом, обнаруживая все новые и новые грани, выявляя свой неисчерпаемый потенциал. Исследователи не пришли к согласию в том, на какой стадии эволюции и живого возникло сознание. Однако родилось убеждение, что сознание присуще только живым организмам и что оно требует высокоразвитой центральной нервной системы. Иными словами, сознание рассматривается как продукт высокоорганизованной материи (головного мозга).

Сознание нераздельно с таким понятием как мышление. Мышление – это внутреннее, активное стремление человека овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями. В сфере мышления совершается духовный процесс – ум лихорадочно актуализирует знание, которое находится в нем как бы в резерве. Рождаясь в голове, мысль немедленно обретает словесное выражение. «Дорогу осилит идущий…» Стало быть, мышление – это немая, внутренняя речь, язык же есть озвученное мышление. Мышление, направленное на реальные предметы, называется конкретным. Абстракция означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достичь научно объективного познания.

Наша психика состоит из двух участков: сознания и огромной области бессознательного. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Бессознательное – это совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, не осознаваемых им. Это такое состояние человека, в котором у него отсутствует сознание, но его психика продолжает функционировать.

Вопросы для самоконтроля:

В чем заключается противоположность материального и идеального?

Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

Каковы основные функции сознания?

Губин В.Д. Основы философии. М., ТОН-Остожье, 1999. стр. 179-206.

Гуревич П.С. Основы философии. М., «Гардарики», 1999. стр. 180-203.

Философия. Под редакцией профессора Лавриненко В.Н. М., «Юнити», 2001. стр. 388-408.

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.

Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание.

Методы и формы научного познания. Проблема истины.

Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией. Главные гносеологические проблемы можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина? Каковы критерии истины?

Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное и рациональное. Первый самоочевидно связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Где искать наиболее достоверную, базовую основу нашего познания – в чувствах или в мышлении? Разные варианты ответа на этот вопрос привели к оформлению в философии двух конкурирующих направлений – сенсуализма (эмпиризма) и рационализма.

Сенсуалисты (Д.Локк, Т.Гоббс, Д Беркли) надеялись обнаружить фундаментальную основу познания в чувственном опыте. Рационалисты (Р.Декарт, Б Спиноза, Г.Лейбниц) пытались приписать ту же роль абстрактно-логическому мышлению.

Нет ничего в разуме, что первоначально не было бы в чувствах.

Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию.

Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала.

В познании встречаются ошибки.

Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств.

У рационализма, однако, свои резоны:

Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию.

Чувства нас нередко обманывают.

Только разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы.

Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость.

Нельзя отделять чувственное и рациональное познание. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека стала безусловным достижением марксистской гносеологии.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

Восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.

Понятие – это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов.

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания считаются также его методы.

Вот некоторые общелогические методы: Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.

Анализ – познавательная процедура мысленного расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.

Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для объекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств. Которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

Способно ли человеческое познание, в том числе и научное, приводить к истине? Автоматически ответить на этот вопрос философия не может. В античные времена сомнения в достоверности знания называли скептицизмом. По мере накопления аргументов, примерно к Новому времени, античный скептицизм превращается в полномасштабный агностицизм, т.е. философскую позицию, отрицающую принципиальную возможность познания человеком окружающего мира.

Важнейшими характеристиками истины являются:

объективность, т.е. независимость от познающего субъекта;

субъективность, т.е. истина зависит от познающего субъекта;

относительность, т.е. истина неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания;

абсолютность, когда признание относительности истины совершенно не исключает, а, напротив, — предполагает наличие истины абсолютной, т.е. знания полного, точного, окончательного, не подверженного дальнейшим изменениям.