Федеральный закон об аудите 2019

Оглавление:

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2018 — 2019

Закон об аудиторской деятельности в последней действующей редакции от 4 мая 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об аудиторской деятельности не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы проведения независимой аудиторской проверки достоверности финансовой отчётности организаций, предприятий, компаний и других юридических лиц. Федеральный закон устанавливает порядок приобретения права осуществлять аудиторскую деятельность коммерческими организациями и физическими лицами, и внесения сведений о них в реестр Саморегулируемой организации аудиторов (СОР).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает основания для проведения обязательного ежегодного аудита, определяет состав сведений, которые заносятся в аудиторское заключение, устанавливает требования к порядку подписания аудиторского заключения в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Федеральный закон устанавливает требования к составу, квалификации и деловой репутации аудиторов, качеству работы, к формированию уставного капитала Саморегулирующих организаций аудиторов. Плановые проверки деятельности СРО осуществляются раз в два года уполномоченным федеральным органом.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2018 года (N 307-ФЗ (редакция 2018))

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — N 307-ФЗ — рассматривает подробно такие темы, как квалификационный аттестат аудитора, аудиторское заключение и тайна, обязательный аудит, контроль качества работы аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, независимость аудиторских учреждений и др. Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в нашем государстве. Регламентирует особенности госконтроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Устанавливает основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора, права и обязанности индивидуального аудитора и аудиторской организации.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2015 года № 307-ФЗ был принят 24.12.2008 г.

О снижении минимального взноса на ОПС для лиц, застраховавшися в ПФ добровольно

Снижен минимальный размер взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России для лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, будет исчисляться исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.

Также предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится плательщиками самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Новые правила независимости аудиторов с 2019 года

Распоряжением от 4 октября 2018 года № 2127-р Правительство РФ одобрило проект ФЗ (далее – Закон об аудите). Он уточняет положения о независимости аудитора/аудиторской фирмы и их профессиональной этике. Рассказываем, благодаря каким ограничениям аудиторы в нашей стране станут более самостоятельными по отношению к руководству проверяемых лиц. Соответственно, будет больше оснований доверять их выводам.

Зачем понадобились поправки

Скорректировать правила независимости аудиторов в России потребовалось в связи с признанными на международном уровне этическими принципами и стандартами их деятельности, которые с 2017 года действуют и в нашей стране.

Причём новый подход к независимости аудита охватывает не только непосредственно проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Понятие независимости

Впервые в ст. 8 Закона об аудите прописано, что понимается под независимостью аудиторов и аудиторских организаций. Это отсутствие зависимости:

  • от проверяемого лица;
  • его учредителей (участников, акционеров);
  • руководителей и иных должностных лиц;
  • других лиц в случаях, предусмотренных Законом об аудите и иными ФЗ, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Сам принцип независимости аудита – это отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости.

Основные ограничения

Новые правила независимости аудита (п. 2 ст. 8) называют 9 базовых ситуаций, когда данный аудитор или фирма не могут проводить его. Иные случаи могут быть оговорены федеральными законами и правилами независимости.

  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.
  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.

Родственники здесь – это родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов.

  • договор страхования ответственности этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, договор займа, кредитный договор, договор поручительства или выдала независимую гарантию аудиторской фирме/индивидуальному аудитору;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской фирмы/индивидуальным аудитором или выдала ему независимую гарантию;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо выдала независимую гарантию родственникам руководителя этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, либо если указанные родственники – выгодоприобретатели по таким договорам.

Само собой, ограничения, обеспечивающие независимость аудитора, также не позволяют ему проверять свои «дочки», филиалы и представительства.

Ещё принцип независимости аудитора выражается в невозможности участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг), если он:

  1. учредитель (участник, акционер) аудируемого лица, его руководитель, главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета;
  2. родственником учредителей (участников, акционеров) аудируемого лица, его руководителя, главбуха или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета;
  3. работник аудиторской фирмы, которая участник аудиторской группы, аудируемым лицом которой выступает кредитная организация, с которой им заключен кредитный договор или договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получивший от этой кредитной организации независимую гарантию, либо с которой такой договор заключен родственником аудитора, либо если указанный родственник – выгодоприобретатель по такому договору;
  4. иные случаи, предусмотренные ФЗ и правилами независимости.

В 2019 г. аудиторы начнут передавать в налоговую все документы-основания для уплаты налогов

Автор: Елена Рыбникова, руководитель отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп

С 1 января 2019 г. в Налоговом кодексе РФ появится новая статья: 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)». Соответствующий закон подписан президентом Российской Федерации 29 июля 2018 года.

Теперь ФНС РФ может требовать у аудиторов документы, которые служат для их клиентов основанием для исчисления и уплаты налога (сбора, страховых взносов).

Напомним, что основанием возникновения налоговой обязанности является юридический факт наличия у определенного лица объекта налогообложения: имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров, работ или услуг, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Таким образом, налоговая инспекция сможет получить доступ практически ко всем документам, ранее защищенным понятием «аудиторская тайна» федерального закона N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

При этом аудиторская компания далеко не всегда сможет проинформировать клиента о требовании налоговой предоставить информацию. В своем запросе ФНС может запретить аудитору информировать компанию-клиента.

Ознакомьтесь так же:  Штраф налоговой на юр лицо

Почему это важно?

Раньше компании приглашали аудитора для выявления ошибок и недочётов, исправляли обнаруженные в ходе проверки нарушения и на выходе получали корректный отчет. С 2019 года аудитор по сути будет обязан передавать все обнаруженные недочёты в налоговую и зачастую без возможности предупредить об этом клиента!

Для справки: аудитор обязан предоставить документы налоговому органу в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Напомним, что компании могут проходить ежегодные аудиторские проверки по запросу учредителей, а также в обязательном порядке, если попадают под определенные критерии.

  1. сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
  2. сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  3. сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Как себя обезопасить? Рекомендации Интеркомп

В 2019 году Интеркомп рекомендует более тщательно готовиться к аудиторским проверкам. Лучше быть уверенным до проверки, что пробелов в введении бухгалтерского и налогового учета нет. Интеркомп, не являясь аудиторской организацией, может помочь вам провести экспресс-диагностику корректности ведения учета в рамках подготовки к ежегодному внешнему аудиту.

Экспресс-диагностика

  • Поможет распознать пробелы в ведении учета, выявить возможные ошибки и нарушения
  • Установить степень соответствия документов требованиям действующего законодательства
  • Определить объем недостающих учетных данных

При необходимости специалисты Интеркомп могут провести восстановление бухгалтерского учета по результатам проведенной диагностики.

Аудиторы должны сообщать о клиентах, отмывающих доходы

С 20 ноября 2018 вступили в силу изменения в порядок передачи информации в Росфинмониторинг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Обновленный порядок предусматривает:

  • орган, который уведомляют: Росфинмониторинг;
  • основание уведомления: наличие любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица (клиента) осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ОД/ФТ);
  • услуги, при оказании которых, уведомляют: аудиторские услуги; сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также куплю-продажу организаций;
  • срок передачи информации: в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции;
  • форма передачи информации: электронная;
  • способы передачи информации: через личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга или на электронном носителе (при невозможности использования личного кабинета);
  • допустимый вид электронной подписи: усиленная квалифицированная электронная подпись;
  • передаваемые сведения: сведения, необходимые для идентификации клиента; вид операции (сделки) и основания ее совершения; дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена; обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • формат представления информации: определяется нормативным правовым актом Росфинмониторинга.

Об этом сообщает Минфин в Информационном письме № ИС-аудит-25 от 07.12.2018.

Росфинмониторинг выпустил Информационное письмо №56 от 23.11.2018, которым приняты Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В них приведен перечень рисков ОД/ФТ, которые аудитор должен принять во внимание при оказании аудиторских услуг, а также порядок уведомления Росфинмониторинга.

Аудиторов уже учат, за что стучать на клиентов: Росфинмониторинг представил методичку

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методички по выявлению сомнительных сделок и о том, как сообщать об этом, рассказывает «Коммерсант».

Минфин и Росфинмониторинг провели круглый стол с аудиторами и представили свои разработки по соблюдению 115-ФЗ. Они станут обязательными для аудиторов.

Специальную службу или ответственного сотрудника по доносу на клиентов у аудиторов создавать не просят. Главное, просто сообщить в Росфинмониторинг через личный кабинет.

Уже известны некоторые опасные критерии из методрекомендаций:

  • «опасная» отрасль (туризм, строительство и т. д.);
  • массовый адрес регистрации у самого клиента или контрагентов;
  • срок работы клиента или его партнеров менее года;
  • частая смена руководства компании;
  • сложная структура собственности;
  • нетипичное поведение клиента: долгое представление документов по запросу, отсутствие допуска аудитора к ключевым должностным лицам;
  • много операций с наличными;
  • перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии;
  • многочисленные перепродажи товаров или услуг и т. д.

Стало известно, кто будет регулировать аудиторскую деятельность

Минфин и ЦБ наконец-то определились, как будут разделены полномочия по регулированию и надзору рынка аудита, сообщает «КоммерсантЪ». Банку России достанутся компании, проверяющие финрынок и публичные акционерные общества (ПАО), остальное сохранил Минфин.

Изначально ЦБ и хотел получить только надзор за аудиторами финрынка, потом правительство приняло решение, что Банк России должен охватить весь аудиторский рынок. И именно для обеспечения сплошного контроля и надзора ЦБ разработал и согласовал с Минфином законопроект по реформе рынка, который был внесен в Госдуму в сентябре 2017 года. Документ планировалось принять весной 2018 года, но у Минфина неожиданно появились вопросы к проекту.

В итоге рассмотрение проекта отложили на осень, но 26 ноября Минфин представил Банку России свой вариант законопроекта по реформе аудита, который не был поддержан ЦБ.

ЦБ и Минфин никак не могли поделить полномочия, рассказывают источники «Ъ», знакомые с ситуацией. Минфин настаивал на том, чтобы сохранить за ним все регуляторные функции, а полномочия ЦБ ограничить лишь надзором за аудиторами, финорганизациями и ПАО. Банк России, в свою очередь, хотел получить и надзор, и регулирование по интересной ему части аудиторского рынка, чего в итоге и добился.

Глава комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков заявил, что текст проекта будет рассмотрен на комитете 11 декабря, принять документ Госдума надеется до конца года. При этом, по его словам, обсуждение итоговых положений с рынком больше не планируется.

Федеральное казначейство проверяет серверы аудиторов

В ходе проверки в одной из аудиторских компаний «большой четверки» — российской EY — Федеральное казначейство усомнилось в том, что все данные персональные хранятся именно на российских серверах.

Между тем это строгое требование как закона о защите персданных, так и закона «Об аудиторской деятельности». За нарушения компанию могли исключить из СРО (что для аудитора фактически означает уход с рынка). Однако компании удалось убедить проверяющих, что информация все же хранится на российских серверах, пишет «Коммерсантъ».

В итоге сейчас EY вкладывает значительные средства для донастройки отдельных элементов IT-системы, чтобы хранение данных на отечественных серверах было нагляднее для проверяющих.

По словам участников рынка, схожие вопросы по поводу непрозрачности могут возникнуть и к другим компаниям «большой четверки». Это может происходить из-за того, что в своей работе эти компании используют облачные решения, в том числе и для обмена информацией между разными офисами сети.

В KPMG и Deloitte на запрос «Ъ» ответили, что не нарушают законодательство по хранению данных. «Все наши серверы с данными и резервные копии данных без исключения находятся в России,— пояснил руководитель департамента аудиторских услуг KPMG Кирилл Алтухов.— Иностранные партнеры могут получить доступ к аудиторским документам российских компаний только в исключительных случаях и только при наличии согласия таких дочерних компаний. Доступ к другой информации российских компаний для лиц, не являющихся сотрудниками нашей фирмы, запрещен».

Из-за цифровизации аудиторов не станет меньше

Контролеры задумались о своем будущем.

Несмотря на автоматизацию многих процессов и цифровизацию экономики число людей, занятых в сфере аудита и контроля вряд ли снизится. Таковы результаты экспертного опроса, проведенного в рамках международной конференции «Октябрьские дебаты-2018», прошедшей в Финансовом университете в Москве. Почти половина участников опроса уверены, что число занятых в этом сегменте экономики людей вырастет (45%) или останется неизменным (19%). Лишь около трети респондентов (36%) ожидают, что блокчейн и другие новые технологии вытеснят человека из сферы контроля.

Среди прорывных технологий, которые обязательно будут востребованы в этой деятельности, эксперты называют бот-поиск, распознавание намерений и предотвращение будущих нарушений благодаря выявлению нетипичного поведения людей, готовящихся совершить то или иное преступление.

Контролер будущего — это человек, который определяет цели и ставит задачи перед компьютером. В связи с этим, как прогнозируют эксперты, повысятся требования к квалификации аудитора: ему придется не столько выполнять стандартные процедуры проверки (это сделают машины), сколько реагировать на нестандартные вещи, выявленные с помощью автоматики. Среди самых необходимых компетенций контролеров будущего специалисты назвали: знание IT-технологий (35%), аналитические навыки (31%), понимание процессов на стыке отраслей, мультипликативность (19%), адаптивность, гибкость, обучаемость (15%), знание математики (15%), понимание предметной области (8%), ответственность (4%), патриотизм (4%).

Ознакомьтесь так же:  Приказ на закупку по аукциону

«Автоматизация многих процессов в обозримом будущем позволит высвободить существенную часть работников, возможно даже 30-40%, однако одновременно усилится потребность в решении аналитических задача, — говорит Анжелика Терехова, руководитель Комитета взаимодействия контрольных функций при научной школе А.Д. Шеремета, МГУ. —Как изменится профессия — покажет время. Вероятно, уже скоро от внутренних аудиторов, например, будут ожидать указаний Совету директоров на возможные точки роста бизнеса. Так что, если контролеры будут „работать над собой“, развиваться, то безработица им не грозит.»

За что Росфинмониторинг штрафует бухгалтеров и аудиторов

Владимир Туров в своем блоге рассказал, по каким причинам Росфинмониторинг штрафует бухгалтерские и аудиторские компании.

Первая причина штрафов (43% случаев) – неправильно поданные или неподанные сведения о сделках своих клиентов в Росфинмониторинг. Если вы управляете счетами клиентов и какие-то сделки показались вам подозрительными, вы должны по этим сделкам тоже «настучать» в Росфинмониторинг. Если вы не «настучали» или неправильно подали данные о сделках своих клиентов, в этом случае, согласно пункту 2 статьи 15.27 КоАП РФ, возможен штраф до 400 000 рублей.

Например, вы не «настучали» про сделку свыше 600 тысяч рублей, или не подали информацию в установленный срок, или не знали требований федерального закона и не «настучали»… Или какая-то операция не показалась вам подозрительной, а на самом деле эта операция является подозрительной… Сотни критериев, которые вы должны знать, и за которые возможен штраф до 400 000 рублей.

Вторая причина штрафов (22,4% случаев) – отсутствие или несоответствие правил внутреннего контроля действующего законодательства. Типовой штраф от 50 000 рублей, согласно пункту 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Каждый бухгалтер и каждая бухгалтерская компания, которые ведут бухгалтерию своих клиентов, должны утвердить правила внутреннего контроля, назначить ответственных, обучить и т.д. В противном случае – штрафы.

О третьей причине читайте в полной версии статьи эксперта.

Аудиторские организации готовятся к новым критериям

К 2019 году аудиторским компаниям придется обеспечить независимость аудита по новым критериям. Однако на практике реализовать новые требования весьма сложно.

Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков рассказал «Коммерсанту», что депутаты намерены до конца года принять проект, вносящий изменения в закон «Об аудиторской деятельности» в части уточнения норм о независимости и профессиональной этике аудиторов. Вступить в силу проект должен уже в 2019 году.

Большинство поправок рынок поддерживает. Например, более четкое определение понятия независимости аудиторской организации и аудитора. Это будет означать отсутствие связанности, основанной на фактически любой зависимости аудитора от аудируемого лица, его учредителей, акционеров, руководителей и должностных лиц. При этом проект устанавливает ограничения по критерию независимости как по непосредственно аудиторским услугам, так и при оказании сопутствующих услуг.

Среди отрицательных положений документа эксперты назвали ссылку на правила независимости аудиторов и аудиторской организаций, которые согласно проекту должны содержать основные требования к обеспечению независимости. Летом этого года правила были утверждены советом по аудиторской деятельности при Минфине. В частности, этот документ использует термин «угроза близкого знакомства», которая может возникнуть у рядового члена аудиторской группы в результате «длительного взаимодействия» с проверяемой компанией, с руководством проверяемой организации, с бухгалтерской отчетностью или документами аудируемого лица. Кроме того, при определении независимости аудитора необходимо также исключить и угрозу личной заинтересованности, которая может заключаться в опасении потерять долгосрочного клиента. Для нивелирования этих и других рисков утраты независимости документ устанавливает период невовлечения для аудиторов в аудиторские проверки. Так, для руководителя задания, в течение семи лет проверявшего одного и того же игрока, этот период должен быть не меньше пяти лет (последовательно), для ответственных за проверку — три года, для других ключевых лиц проверки — два года суммарно.

По словам участников рынка, подобные требования хороши в теории, однако на практике реализация более чем затруднительна. Дело в том, что в большинстве аудиторских компаний подобной ротации нет — многие аудиторы годами ведут одного и того же клиента. В таких условиях многим аудиторским компаниям к 2019 году придется найти новые кадры и, видимо, расстаться с частью старых сотрудников.

Однако правила игры могут неожиданно измениться вновь, причем опять же с 2019 года. Сейчас ЦБ и Минфин работают над собственными поправками в закон «Об аудиторской деятельности», который должен быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. И если ЦБ все же возьмет на себя не только надзор за аудиторами, работающими на финансовых рынках, но и общее регулирование, то правила игры могут вновь измениться.

Что ещё сделают с независимостью аудиторов

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании независимости аудиторских организаций и аудиторов. Об этом сообщается на сайте Кабмина.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона „Об аудиторской деятельности“» подготовлен Минфином.

Законопроектом предлагается ввести требование о независимости аудиторских организаций, аудиторов при проведении ими (участии в проведении) аудита, а также при оказании (участии в оказании) других аудиторских услуг в случаях, предусмотренных правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

При этом предлагается определить независимость как отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и других должностных лиц, а также других лиц в предусмотренных законодательством случаях.

Изменения, вносимые в закон об аудиторской деятельности потребовались в связи с введением в действие международных стандартов аудита.

Аудиторам придется бесплатно поработать на ФНС?

Налоговикам дали еще больше полномочий. Об этом рассказывает Владимир Туров в своей статье: «Статья 93.2 НК РФ: фильтруйте информацию в работе с аудиторами».

Теперь налоговые органы получили право запрашивать у аудиторов информацию о налогоплательщиках. Если налоговики истребовали у налогоплательщика документы, но он их не предоставил, тогда эту информацию будут обязаны предоставить аудиторы, которые проверяли данного налогоплательщика. В этом решении должно содержаться указание на конкретный документ о направлении налогоплательщику требований о предоставлении документов, а также сведения о факте непредставления документов в установленный срок проверяемым налогоплательщиком.

Также аудиторы будут вынуждены предоставлять документы о своих клиентах при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Что мне не нравится? С какого перепуга, и почему частные компании должны тратить свое время, нервы и деньги, обслуживая бесплатно налоговую инспекцию? Пусть тогда налоговики платят аудиторам, пусть наймут их за заработную плату, пусть поделятся своим успешным опытом, передадут знания. Сделают что-то для аудиторских компаний. Вот, что мне не нравится. Мне не нравится, что с каждым разом государство все чаще и чаще пытается перекладывать свои функции, в том числе фискально-контрольные, на бизнесменов.

— Владимир Туров, практикующий и ведущий специалист по планированию налогов.

Аудиторам рассказали, как они должны передавать данные клиентов в налоговые органы

Минфин информировал аудиторов о том, как они должны будут представлять данные по своим клиентам в налоговые органы.

Обязанность направлять 1 января 2019 года данные по запросам налоговиков (даже если они составляют аудиторскую тайну), установлена Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ.

Налоговый орган вправе истребовать у аудитора документы в следующих случаях:

  • если проверяемый налогоплательщик не представил соответствующие документы при проведении выездной налоговой проверки;
  • при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган в установленном порядке;
  • при поступлении в отношении такого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором в ходе оказания следующих услуг:

  • аудит;
  • сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, др.);
  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

У аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Документы должны быть предоставлены налоговому органу в течение 10 дней со дня получения требования.

Ознакомьтесь так же:  Федеральный закон 75-ф3

Подробности можно найти в информационном сообщении от 03.08.2018 № ИС-аудит-23.

Путин подписал закон о доступе налоговиков к аудиторским данным

Президент России Владимир Путин подписал закон о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторов документов и информации, полученных ими от клиентов.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ официально опубликован сегодня.

Налоговый кодекс дополнен статьей 93.2. которая устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг. Информация запрашивается на основании решения руководителя ФНС России или его заместителя.

Документы могут быть истребованы налоговиками в случае, если они не были представлены налогоплательщиком налоговым органам в установленном порядке при проведении в отношении этого лица выездной налоговой проверки.

Также налоговики могут истребовать информацию при поступлении в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства в предусмотренных международными договорами РФ случаях. При этом аудиторская организация должна будет предупредить об этом клиента.

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Налоговики получили право требовать документы у аудиторов

Госдума приняла закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс, дающий право налоговикам истребовать документы (информацию) об аудируемых лицах. О принятом законе подробно написал портал Audit-it.ru.

По общему правилу в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, в том числе, аудиторскую тайну. В этой части статья 82 НК остается без изменений.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. Следует иметь ввиду, что не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).

Налоговый кодекс дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году).

Не оговаривается, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налога (сбора). Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления документов проверяемым налогоплательщиком.

Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.

Будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.

Закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Что такое безупречная репутация для аудиторов

Одним из требований к членству аудиторских организаций в СРО является требование безупречной деловой репутации.

Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности накануне опубликовал Минфин.

  • безупречная деловая репутация аудиторской организации – положительная оценка участниками гражданского оборота, включая СРО аудиторов, деловых качеств, делового поведения и деятельности аудиторской организации, ее органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. При оценке деловой репутации аудиторской организации СРО исходит из того, что аудиторская организация имеет безупречную деловую репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного;
  • безупречная деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены СРО аудиторов в качестве аудиторской организации, – положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых качеств, делового поведения, деятельности коммерческой организации, ее органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. При оценке деловой репутации коммерческой организации, вступающей в члены СРО в качестве аудиторской организации, СРО исходит из того, что коммерческая организация имеет безупречную деловую репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного;
  • безупречная деловая (профессиональная) репутация аудитора – положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых и профессиональных качеств аудитора, его делового поведения. При оценке деловой (профессиональной) репутации аудитора СРО исходит из того, что аудитор имеет безупречную деловую (профессиональную) репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного;
  • безупречная деловая (профессиональная) репутация физического лица, вступающего в члены СРО аудиторов в качестве аудитора, – положительная оценка участниками гражданского оборота, включая СРО аудиторов, деловых и профессиональных качеств физлица, его делового поведения. При оценке деловой (профессиональной) репутации физлица, вступающего в члены СРО в качестве аудитора, СРО исходит из того, что физлицо имеет безупречную деловую (профессиональную) репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного.

Федеральный закон об аудите 2019

Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.А. Гришиным, М.М. Галимардановым подготовлен и 15 марта 2016 года внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения требований к участию в саморегулируемой организации аудиторов и ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций) (законопроект №1017530-6).

Основные положения законопроекта.

Требования к членству в СРО: квалификационный аттестат аудиторов не может быть представлен для подтверждения минимальной численности аудиторов в других коммерческих организациях.

Порядок и минимальный объем сведений подлежащей ежегодному раскрытию на официальном интернет-сайте аудиторской организации информации о своей деятельности (вступает в силу с 1 января 2017 года).

Нераскрытие информации в нужном объеме – основание для исключения аудиторской организации из СРО, если данное требование не исполнено в течение трех месяцев после применения к аудиторской организации меры воздействия в виде предупреждения и в течение срока приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов.

Предлагается дополнить перечень сведений, подлежащих включению в реестр аудиторов и аудиторских организаций:

  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, в том числе сведений о количестве работающих в организации аудиторов по основному месту работы и по совместительству;
  • о количестве работающих аудиторов с единым квалификационным аттестатом по основному месту работы и по совместительству;
  • об общем объеме выручки и выручки от оказания аудиторских услуг;
  • об общем количестве выданных аудиторских заключений.
  • Требование к наличию в штате (по основному месту работы) аудиторских организаций, осуществляющих аудиторскую деятельность, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-307, не менее двух аудиторов с единым квалификационным аттестатом.

До 1 января 2019 года СРО, сведения о которых внесены в государственный реестр по состоянию на день вступления в силу закона, должны обеспечить соответствие требованиям к минимальной численности членов.

Законопроектом предлагается также внести изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», уточнив требования к различной значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение о цене контракта — до двадцати пяти процентов или более от начальной (максимальной) цены контракта.

Статьей 4 законопроекта предусмотрено, что «аудиторские организации, действующие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны выполнить требования, предусмотренные к минимальной численности аудиторов для целей соответствия требованиям к членству в СРО (пп. «а» п. 1 ст. 1 проекта) и для права осуществления аудита по ч.3 ст.5 ФЗ-307 (п.3 ст.1 проекта), в течение года со дня его вступления в силу.» Вызывает вопросы несколько неопределенный термин «действующая аудиторская организация». Предположительно, это требование относится к аудиторским организациям, сведения о которых включены в реестр. В таком случае, если компания намерена в течение года сменить СРО, то при вступлении в новую СРО такая коммерческая организация должна соответствовать требованиям закона в новой редакции.

Ответственными по законопроекту назначены Комитеты Государственной Думы: Комитет по финансовому рынку и Комитет по вопросам собственности.