Требования санпина к школам

Школа: нормы и правила

1 сентября миллионы российских детей пойдут в школу. Они будут нести портфели и ранцы, наполненные учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями. Чтобы груз знаний не оказался для ребенка неподъемным, нужно правильно подобрать вес как учебников, так и портфеля.

К ранцам и портфелям, предназначенным для школьников начальных классов, предъявляются особые требования. Так, вес изделия не должен превышать 600-700 г, а само оно должно иметь ортопедическую (формоустойчивую) спинку. Регламентированы также высота, ширина и параметры плечевого ремня изделия. Учащиеся средних и старших классов могут использовать портфели с другими параметрами, однако их вес ограничивается 1 кг. При этом вес полного ранца или портфеля не должен быть более 10% от массы тела школьника.
Если же содержимое портфеля младшеклассника явно выше указанных весовых параметров, то в целях профилактики нарушения осанки рекомендуется приобрести ему два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для выполнения домашних заданий.

Как правильно выбрать школьный ранец и определить его максимально допустимый вес, какие требования предъявляются к учебникам, расписанию занятий и школьным помещениям, узнайте из нашей инфографики.

Добро пожаловать!

Знакомства и общение по интересам.

Комментарий успешно передан.

Сообщение было успешно добавлено на ваш график!

Вы достигли своего предела 5000 друзей!

Ошибка размера файла: файл превышает допустимый предел (46 MB) и не может быть загружен.

Не удалось загрузить файл. Этот тип файла не поддерживается.

Основные положения СанПиН для школ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

Ознакомьтесь так же:  Страховая согласие осаго

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

СанПиН для школы на 2018 год с изменениями

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и других центров образования. Главный документ, рассматривающий все детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих учреждений, — СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступным обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких условий в стенах образовательных заведений.

Скачать СанПин для школ 2018

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2018 год, вы можете на нашем сайте по ссылке.

Одними из важных для школ стали требования СанПиН к общеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейся среды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях, где обучаются дети. Правила непреложны к выполнению, следовать им обязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения. Поэтому рассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание «новый» СанПиН для школ, важность их следует учесть и при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдение предъявляемых требований для организации эффективного и безопасного процесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центр образования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современным стандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационной системой, теплой водой и холодной. При выполнении этих пунктов внимание будет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либо бытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только на государственные учреждения, но и на частные школы и образовательные заведения. Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений может привести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости от нарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года в СанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место под организацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должно быть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой их отопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено, когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установку внутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости от площади учебного заведения, которой школа располагает для каждого ученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, а после — переаттестацию.
  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школе предусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно сан норм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудовать ограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота их должна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями), не меньше 10 см.

Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должна обеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (из стекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебных комнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой для чистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами — для попользованной экспресс-посуды.

СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что, используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения, школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, что обеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно с использованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такая вода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждение своего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры с питьевой водой в классах.

Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер или механическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе они могут нести опасность. Известно немало фактов, когда в таких кулерах с водой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганические примеси из-за нерадивого отношения к гигиене. В таких ситуациях потребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств, поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе при организации режима питья.

Пользуясь кулером для обеспечения школьников водой для питья, следует выполнять и рекомендации Международной ассоциации бутилированных вод (IBWA), следовать инструкциям эксплуатации кулеров. СанПиН в школе обязывает обеспечить санобработку и дезинфекцию емкостей от микробов, освобождение его от осадков и регулярное мытье. Для обеззараживания нужно применять моющие растворы, позволенные СанПиН (работы 2017), имеющие официальную регистрацию в РФ и инструкцию применения.

При соблюдении всех норм пользование водой из кулеров станет безопасным, чего требует СанПиН школы.

Оснащение классов в школе по СанПиН

Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным учреждениям рассказывают о многих деталях, на которые нужно обратить внимание как преподавателям, работающим в этих классных комнатах, так и руководству заведений, и родителям, чьи дети проводят время учебы в этих помещениях. Многие требования претерпели очередные изменения, но важно понимать, что между «запрещено» и «рекомендовано» находится большая разница. Читая закон, следует внимательно рассматривать эти понятия. Итак, требования СанПиН к организации рабочего пространства кабинета останавливаются на следующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной)»

На родительском собрании каждый педагог должен довести до родителей СанПиН нормы для школы, разъяснив, что размещение цветов на окнах запрещено, чтобы освещенности рабочих мест учеников была максимально полезной для детей. Важно, чтобы на пути света не возникало никаких препятствий и ничего не мешало свободному освещению парт даже в ряду, стоящем у стенки, противоположной той, которая оснащена окнами. Параллельно с тем, гигиена в цветочных горшках часто находится не на должном уровне, нередко там заводятся насекомые, которые могут стать причиной совершенно нежелательных результатов. В-третьих, нередки факты, когда дети, особенно в младшей школе, любят пробовать на вкус листочки растений, а у многих комнатных цветов они бывают ядовитыми или с эфирными маслами, которые вызывают аллергические реакции у школьников. Безопасность пребывания детей в школе должна стоять на первом месте.

Ознакомьтесь так же:  Приказ минюста рф от 20.12.2002

СанПиН по школе рассматривает и вопрос того, как должны выглядеть полы в классных кабинетах, каким нормам соответствовать. Это очень немаловажно, потому что ситуации бывают самые непредвиденные. Например, передвигаясь в классе, ученик может находиться в обуви, которая скользит на мокрой поверхности. Если полы выполнены из скользкого материала, это может стать причиной травмиро вания школьника, или, как минимум – его падения. А это очень нежелательно. Важность такого момента безусловна. Поэтому СанПиН разъясняет, какие полы в учебных помещениях должны иметь покрытия, какой краской быть покрашены и какую структуру сохранять:

«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений».

Делая ремонт, обязательно нужно свериться с СанПиН для школы, последний (скачать), чтобы создать максимально комфортные и безвредные условия обучения детям и работы педагогам. В новых зданиях для целей образования при подготовке техдокументации и введения в эксплуатацию тоже следует руководствоваться требованиями норм СанПиНа в школе. Этот документ подетально уделяет внимание организации рабочего пространства кабинетов, где ежедневная работа учащихся должна проходить эффективно и безопасно, а контроль за этим обязательно должно осуществлять и руководство школ, и родительские комитеты.

СанПиН для школы (скачать последний вариант) описывает:

  • высоту потолков;
  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;
  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доску в классе;
  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одежды учеников;
  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

Каждый класс, кроме окон и цветов, полов и стен, обязательно наполняется мебелью, которая служит целям обучения. Это особенно важный элемент, не столько в дизайне помещения, как в обеспечении аспектов, касающихся здоровья и удобств учащихся. Мебель –это и шкаф, и рабочая доска, и парты со стульями, которыми ежедневно и многочасово предстоит пользоваться учащимся как младшей, так и старшей школы. СанПиН по школам новый предписывает, что каждому учащемуся обязательно должно предоставляться рабочее место (за партой или столом, игровыми модулями) в соответствии с ростовыми особенностями школьника:

«5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют»

Мебель для школьников следует приобретать только ту, что изготовлена из сырья, безопасного для здоровья детей. Она должна быть безопасной и соответствующей росту и особенностям возраста школьников, отвечать требованиям эргономики. СанПиН 2017 для школы описывает и то, на каком расстоянии парты должны находиться от поверхности сидений, какие иметь регуляторы для рабочих плоскостей парт, и каким должен быть угол наклона парт и многое другое относительно мебели для учеников.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующие росту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размеры сидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблице ниже.

Таблица

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

СанПиН 2.4 2.2821 10 для школ и образовательных учреждений

В СанПиН 2.4 2.2821 10 для школ и учреждений образования сформулированы требования по их размещению и функционированию, нормы действуют с 2010 года.

Совокупность стандартов и правил направлена на обеспечение охраны здоровья в процессе обучения и пребывания в учебном заведении.

В данной статье проанализируем основные требования и их выполнение.

Общая характеристика

Действующие нормативы СанПиН для образовательных учреждений 2016 были утверждены постановлением Главсанврача РФ от 29.12.2010 № 189, а действующая редакция предусматривает изменения, внесенные в ноябре 2015 года. Разделом I указанных правил предусмотрены общие сферы применения стандартов и требований:

  • нормативы размещения зданий образовательных учреждений и прилегающих к ним территории;
  • общие и частные требования к оборудованию МОУ;
  • стандарты воздушно-тепловых характеристик, режима освещения;
  • условия функционирования систем жизнедеятельности (водоснабжение, водоотведение, отопление);
  • режим рабочего и воспитательного процесса школы;
  • условия медицинского обслуживания воспитанников и санитарному состоянию организации.

Новый СанПиН для школ содержит как обязательные, так и рекомендуемые требования к образовательным учреждениям, призванные обеспечить охрану здоровья и благоприятные условия воспитательного процесса обучающихся детей.

Требования к размещению и оборудованию общеобразовательных учреждений

Стандарты выбора места расположения школ должны обеспечивать баланс территориальной доступности образовательных услуг и соблюдение санитарных правил. Такой баланс достигается установлением следующих ограничений по выбору мест базирования проектируемых и возводимых учебных заведений:

  • школы должны располагаться в пределах зон жилой застройки населенных пунктов;
  • учебные заведения не должны совпадать по месту размещения с санитарными зонами предприятий и иных аналогичных объектов;
  • недопустимо проектирование школ в местах расположения санитарных разрывов, гаражей, стационарных автостоянок и т.д.

Все указанные ограничения должны учитываться на стадии архитектурно-проектных изысканий и соблюдаться на стадии строительных работ, а также приема зданий в эксплуатацию. Такое расположение объектов должно обеспечивать соблюдение нормативов шумности и загрязнения воздуха, предусмотренных санитарными правилами.

На стадии проектирования должно соблюдаться правило пешеходной доступности образовательного учреждения с учетом особенностей температурных режимов различных климатических зон. Такие параметры можно представить в виде таблицы с разграничением по сельскому и городскому варианту застройки:

Санитарные правила и нормы для школ

Полный текст документа, с учётом изменений от 24.11.2015 года.

Выдержки из СанПиНа, которые могут оказаться полезными родителям.

Ответы на вопросы о санитарных нормах в школах, которые чаще всего волнуют родителей.

Советы специалистов по сохранению правильной осанки и здоровья позвоночника.

Небольшие упражнения, которые рекомендуется выполнять во время короткого перерыва на уроке.

Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения, особенно важно выполнять её детям в начальных классах.

Комментариев (47) к «Санитарные правила и нормы для школ»

Права директор сделав все перемены между уроками по 20 минут, объясняя это что после 1 перемены -Сок после 2 перемены завтрак 5-7 классов после 3 перемены обед нач кл после 4 перемены обед ст классов. Дети очень поздно заканчивают уроки. Все родители возмущены а директор на сокращение перемен где завтраки и сок не идет.

Ирина, в СанПиНе про перемены сказано следующее:

«10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.»

Но эти норма, похоже, является пожеланием, а не требованием. Я бы порекомендовала обсудить ваш вопрос с чиновниками из РОНО или департамента образования области.

Скажите пожалуйста какие должны быть унитазы в школе?Дело в том что мой ребенок (дочка) ходит в 1 класс и постоянно садится на эти унитазы попой.Раньше были старые унитазы на корточки садишься и все.Ведь в школе столько детей и все младшие классы садятся попами на эти унитазы,можно подхватить какую нибудь заразу.

Никаких особых требований к унитазам нет, кроме того, что они должны оборудоваться сиденьями и обеззараживаться дезинфицирующими средствами ежедневно.

В первом классе в четверг стоит по расписанию 5 уроков. Чтение, письмо, математика, окружающий мир, труд. Физкультуры в этот день нет. Правомерно ли это? Куда обращаться в этом случае?

Нет, не правомерно. Читаем СанПиН:
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять… для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры».

Жаловаться последовательно: завучу, директору, в отдел образования, в Роспотребнадзор. Вероятнее всего, если вы продемонстрируете свои серьёзные намерения, вопрос решится после обращения к завучу.

Здравствуйте! У нас открыли новую школу! Вход в школу, небольшую лестницу перед входом и пандус — выложили керамогратитными плитами. С приходом зимы — там просто каток! А пандус дети используют вместо горки! Случаев травм море, причем серьезных! Директор говорит на все собраниях, чтобы дети были осторожны, плиты положила строительная фирма — они за них не в ответе! А дети колечатся! Что делать?

Директор, может, и не в ответе за использованные плиты, но зато в ответе за здоровье детей. За каждую травму она лично должна нести ответственность. Что делать? Если директор не считает нужным решить эту проблему, — жаловаться. В отдел образования, в Роспотребнадзор, в прокуратуру. Хорошо бы узнать, какая организация принимала школу, да спросить, как они могли принять лестницу, выложенную такими плитками.

Здравствуйте. У нас в школе ввели распоряжение, что родители первоклашек не могут пройти к гардеробу и помочь ребёнку переодеться. Дети переодеваются в фойе школы вместе со старшеклассниками, места мало, вещи падают, по ним топчатся. Если хочешь помочь ребёнку, только в тамбуре школы где дверь постоянно открывается и сквозняк. На обращение оборудовать хотя бы для первоклашек место для переодевания — молчание. Какие требования к гардеробу в школе?

Ознакомьтесь так же:  Заявление на розыск образец заполнения

Такие странные распоряжения появились, похоже, по всей России. Администрация некоторых школ неверно понимает требование усилить безопасность, начинает запрещать родителям входить в здание. Это явный перегиб, который к тому же нарушает право родителя находиться всегда и везде рядом с ребёнком, за котороготолько он, родитель, и несёт ответственность.

В вашем случае, скорее всего, бесполезно вести беседы с директором (хотя можно было бы спросить, готова ли она лично нести ответственность за вещи детей, которые портятся при невозможности помощи со стороны родителей). Обратитесь в региональный департамент образования, попросите оценку действий администрации вашей школы.

Ребенок учится во 2 классе и во 2 смену. Правильно ли это? У ребенка большая утомляемость, в связи с этим стал часто болеть

Только первый класс должен учиться в первую смену, остальные классы начальной школы — по выбору администрации. Хотя есть распоряжение свыше отменить вторую смену для начальнр й школы, не везде есть для этого возможность.

Здравствуйте! У нас сельская школа до 9 класса. В связи с малочисленностью учащихся в начальной школе — классы-комплекты (1-3 и 2-4). Со следующего года такие же классы-комплекты будут делать и в старших классах с 5-го по 9-й, такое распоряжение пришло с района. Фактически дети будут получать 1/2 и даже 1/3 образования при объединении разных классов.
Законно ли это? Если нет, то кому можно жаловаться и просить оставить все как есть на данный момент?

Напишите запрос в областной орган, регулирующий вопросы образования. Попросите дать оценку действиям района. Одновременно можно написать запрос в местный Роспотребнадзор: предусматривает ли СанПиН возможность организовывать классы-комплекты в среднем звене. Если будет дан хоть один ответ о том, что ваша ситуация нарушает что-то — жалуйтесь в прокуратуру, и лучше от имени группы родителей. Если все инстанции не увидят здесь нарушений, можно обратиться к региональному Уполномоченному по правам ребёнка.

Добрый день!
Меня интересует один вопрос. В школе детям дают мед, расфасованный в стик-пакет (трубочка). Для приема в пищу меда, находящегося там, это не удобно и поэтому дети ходят и «сосут» эти трубочки. Вопрос: Существуют ли какие-нибудь требования для упаковки меда?

Вопросы питания в школе регулируют санитарно-эпидемических требований к организации питания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Возможно, там что-то есть.

Добрый день! Можно ли установить сплит-систему в класс, если несколько родителей против? Это нарушает какие-то нормы САНПИНа?

СанПиН никак не касается вопросов взаимоотношений между родителями )

Сплит устанавливать не запрещено.

Здравствуйте!
Внук пошел в 3 класс, второй год подряд во вторую смену. Начало занятий в 14-00, пятый урок будет заканчиваться около 19-00. Группы продленного дня нет (только для 1-2 класса) Как в таких условиях готовить с ребенком уроки после положенного 2-х часового отдыха? Ночью? Как можно воздействовать на администрацию школы в плане переноса занятий с 14-00 на более раннее время? Мы хотим написать коллективное письмо от родителей…

Нормы окончания второй смены не существует. В каждой школе это определяется самостоятельно, исходя из времени начала первой смены, продолжительности перемен и 30-минутного перерыва между сменами. Если все эти нормы соблюдать, возможно, и правда вторая смена не может начинаться раньше 14 часов.

Однако ничто не мешает родительскому комитету написать письмо на имя директора школы с просьбой найти возможность начинать вторую смену раньше. Удачи!

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста , если школа работает в первую смену, уборка коридора и туалетов предусмотрена?

Независимо от режима работу школы:

12.3. Все помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Здравствуйте , у нас в школе 1 10-ый класс и в нем обучается 31 человек , одному ученику даже нет места , по санитарным нормам на 1 ученика должно обходиться не менее 2,5 м2 , у нас классы маленькие и эти нормы НАРУШАЮТСЯ , что делать .
При этом у нас 2 11-ых и в одном из них 12 учеников.

Мария, очевидно, вам следует писать жалобы — в Роспотребнадзор, в департамент образования, в прокуратуру.

В школе в некоторых кабинетах есть птички, кролики и т.д. возможно ли это?

Санитарные нормы не запрещают держать в классаж животных.

Здравствуйте! Наша учительница второй год не выпускает детей на перемены из класса под предлогом опасности получения травмы. Дети сидят в классе ( второй класс ) в течении всего учебного дня. На какие положения и правовые документы можно опираться в разговоре с ней. Второй год не можем решить эту проблему, детям очень тяжело, помогите пожалуйста!

В санитарных нормах прописан режим дня школьников, который должен соблюдаться для сохранения здоровья детей. Перемены устраиваются для отдыха и для физической активности. Не отпуская детей на перемену, учитель нарушает не только требования СанПиНа, но и закона «Об образовании», который указывает необходимость создавать для учащихся условия, способствующие сохранению их здоровья.

Не понятно, пытались ли вы решить эту проблему, знает ли о ней директор школы. Если на уровне школы не удаётся решить этот вопрос, поможет обращение в отдел образования и в Роспотребнадзор.

Здравствуйте. В нашем кабинете (1 классс) рукамойник распологается на расстоянии 20 см. от парты, где сидит ребенок. Допускается ли такое по нормам? Каковы требования СанПиНа по расположению в классах?

Санитарные нормы не регулируют расстояние от умывальника до парты.

Допускаются ли в начальной школе домашние задания на выходные дни и каникулы?

Здравствуйте , подскажите пожалуйста, у нас в школе в раздевалке стоят шкафчики , какое расстояние между ними должно быть ? У нас если один ребёнок переодевается 4-о стоят ждут потому-то пройти нельзя, открытая дверка шкафчика почти касается другого шкафчика ! На мой вопрос можно ли что то сделать ,говорят что нету мест!

Расстояние между шкафчиками не регулируется санитарными нормами. Возможно, стоит ознакомиться с нормами строительными и исходить из площади помещения раздевалки.

Добрый день. 2 класс, домой отпускают после по 6 уроков, домой отпускают 14-30. в середину дня ставят дополнительные занятия (хор, шахматы) а последним уроком ИЗО, риторика, математика и конструирование. Для того, чтобы посещали доп уроки. Это где-то оговорено? нормы нахождения 2 классников в школе и время для доп занятий. и куда обращаться, если мин образования городской разводит руками и говорит, что это директор сама утверждает графика работы школы и расписания?

Ольга, в минобразования вам следовало бы обратиться с письменной жалобой. Тут они будут обязаны ответить по существу, а не разводить руками. Если и это не поможет — несите полученный от минобразования ответ в Роспотребнадзор. Последняя инстанция — прокуратура.

Хорошо бы, чтобы к вашим жалобам присоединилось ещё хотя бы несколько родителей — это всегда действует более убедительно.

Можно ли в классе держать в клетке волнистого попугая?

Держать животных и птиц в классе санитарные нормы не запрещают.

Должен ли ли в туалете для персонала пищеблока установлен унитаз с педалью?

Таких требований в санитарных нормах нет.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут и в непроветриваемом помещении без естественного освещения и без влажной уборки, 8 кв. метров находится два рабочих места с ПЭВМ? Должно ли быть помещение для технических специалистов в школе?

Тут вам нужно смотреть санитарные нормы не для школ, а для рабочих помещений.

Здравствуйте.Скажите пожалуйста,где мне можно найти информацию по дезинфекции? я только устроилась на работу и мне надо знать про дез.посуды,помещения и т.д в общем все…

В СанПиНе основное написано. Что касается деталей (например, какими средствами что чистить), вам должен дать разъяснения руководитель.

Здравствуйте, мой сын учится в 5 классе, мне объявил классный руководитель, что моего ребёнка исключат из школы, потому что в связи с поправками СанПина о вмещаемости классов, наш кабинет по площади может вмещать только 21 человек (в классе 24 ученика). Школа находится не в нашем районе, мест в школе нашего района нет. Правомерным ли действия администрации школы по исключению моего ребенка?

Добрый день.
У нас в школе такая ситуация: в одном кабинете занимаются в 1 и 2 смены; у одного ребенка аллергия на растения. Мама ребенка на основании справки от аллерголога убрала абсолютно все растения из кабинета. Теперь остальные 60 учеников (и 1, и 2 смен) просто задыхаются. Что можно предпринять остальным родителям классов, что бы вернуть хотя бы часть растений. И возможно ли вообще использовать классы начальной школы без озеленения ? Регулируется ли требования к озеленению классов какими-нибудь нормативными документами?

Оставить комментарий

Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.