Требования к современному врачу

7.2. Социально-психологический портрет личности врача

Профессиональные качества личности врача:

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и навыков.

Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь — имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовая обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала.

Но, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия врача имеет существенные профессиональные ценности, которые должны присутствовать в его деятельности и определяют уровень профессионализма.

Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больного человека. Без этого невозможно стать хорошим, в полном смысле этого слова, врачом.

Профессия врача — это уникальная профессия, которая должна содержать комплекс таких характеристик: постоянное стремление к самосовершенствованию, огромный практический опыт, знания специфики данной деятельности, способности к врачебной труда, знания перспектив развития медицинской отрасли.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача.

Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.

Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.

Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Деятельность врача явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширением общения врача с пациентом. Для врача это не является роскошью, а профессиональной необходимостью. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов — врача и пациента. Показателем эффективности такого взаимовлияния является преобладание положительных эстетических чувств, гуманности, творчества.

Врач должен обладать определенными качествами, которые способствуют эффективности деятельности врача. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что врача нужно готовить к этому.

Предложим несколько правил для оптимизации общения врача с пациентом, что позволит оптимизировать процесс лечения:

1. Встречать пациента бодрым, уверенным, энергичным.

2. Общее чувство в начальный период общения с пациентом бодрое, производительное, уверенное.

3. Присутствует коммуникативный настроение: ярко выражена готовность к общению. «

4. С пациентом создается соответствующий положительный эмоциональный настрой.

5. Осуществлять органическое управления собственным самочувствием у проведены беседы с пациентом (равный эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.д.).

6. Добиваться производительности общения.

7. Речь должна быть не перенасыщена медицинскими терминами.

8. Выразительная мимика, эмоционально целесообразна, то есть должна соответствовать эмоциональному настрою пациента.

Большое значение нужно предоставлять самочувствию врача. Оно для врача не является его личным делом, потому что его настроение отражается и на пациенту, и на коллегах по работе, что создает определенную атмосферу в процессе лечения. Достичь такого оптимального внутреннего состояния чрезвычайно трудно, поскольку в некоторой степени труд врача имеет аспекты рутинности.

Врач должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в своей деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого нужно работать над собой, быть уверенным в себе, уметь владеть своими эмоциями, снимать с себя эмоциональное напряжение, быть целеустремленным, решительным.

В основе деятельности врача должно быть положительное эмоциональное отношение к себе, пациентов, вообще своего труда. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют врача, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения с пациентами, коллегами по работе. А отрицательные эмоции наоборот тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение у пациента.

Врачу нужно уметь играть как актеру, причем не только снаружи. Выражение лица врача должен быть доброжелательный не только для того, чтобы настроиться на хороший лад, но и менять приемы поведения. Поэтому врачу нельзя ходить перед пациентами с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у него плохое. Если же все-таки плохое настроение не покидает вас, следует заставить себя улыбнуться, содержать несколько минут улыбку и подумать о нечто приятное.

Кроме того, что врач должен владеть своим внутренним состоянием, он должен уметь контролировать свое тело, которое отчетливо отражает внутреннее состояние, мысли, чувства. Элементами внешней техники врача является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них врач обнаруживает свои намерения, именно их «читают» и понимают пациенты.

Внешний вид врача должна быть эстетически выразительной. Нельзя небрежно относиться к своей внешности. Главное требование к одежде — это скромность и элегантность. Эстетическая выразительность проявляется и в приветливости и доброжелательности лицо врача, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке, походке. Недопустимы суетливость, искусственность жестов, их дряблость. Даже, как принять пациента, посмотреть на него, поздороваться, как отодвинуть стула, оказывается сила влияния. В движениях, жестах, взгляде пациент должен чувствовать сдержанную силу, полную уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пластика тела, или пантоміміка, позволяет выделить в облике врача главное, рисует его совершенный образ. Эффективности общения помогают открытые позы и жесты врача: не скрещивать руки, смотреть в лицо пациента, уменьшать дистанцию, что создает эффект доверия.

Больше всего влияет на пациентов выражение лица врача, иногда даже сильнее, чем его слово. Именно жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации. Пациенты «читают» с лица врача, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не стоит приносить в пациенте в бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах том, что касается дела, способствует лечению.

Выражение лица врача должен всегда соответствовать характеру речи при беседе с пациентом. Лицо врача должен выражать уверенность, одобрения, недовольство, осуждение, радость, интерес, увлечение, то есть выражать широкий диапазон эмоций, которая свидетельствует о моральную силу личности врача.

Врач в своей профессиональной деятельности должен достичь вершины мастерства общения, а именно — — владение собственным телом и умением повлиять на пациента силой своего тела. Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика наука по формированию моторной координации поведения, умению владеть своим телом, которую разработал чешский театральный режиссер. Мейерхольд. Окончательное ее задача — подчинить свою моторную поведение выражению определенного воздействия на пациента, сделать его автоматическим, превратить в совершенную технику общения, на внутреннюю потребность.

Важным также или базой для целого ряда профессионально важных качеств личности врача является эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску есть особенности нейродинамики.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики влияют на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышенная вероятность установления негибкой, неадекватно высокой самооценки.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при воздействии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью — свойством, существенно биологически обусловленной. Обе эти качества, рассмотрены иногда как свойства темперамента, а чаще — как личностные характеристики, профессионально значимые во многих видах деятельности, которые отмечаются во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость, чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность — — интегральная способность к эмоциональных переживаний. Особенно серьезные требования к этой сферы предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например деятельность врача.

Свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что интроверсия связана с высшим уровнем активации коры головного мозга в покое, потому интроверты предпочитают деятельности, что позволяет избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты стремятся к внешней стимуляции, предпочитают деятельности, что дает возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной поддержки. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работы, лучше справляются с работой, которая требует повышенной бдительности точности. В то же время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожных реакций, которые негативно влияют на успешность деятельности. Экстраверты же менее точные, но лучше ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большое внушаемость и конформность экстравертов.

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза по авторским правам

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального, профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается как одно из свойств, которые характеризуют направленность личности врача, влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и в своих профессиональных качеств.

Большинство других личностных качеств более специфические и важны лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Подытоживая выше сказанное, можно предположить, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности, в частности в деятельности врача.

Способности врача обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующих успешному выполнению его деятельности.

Можно выделить две большие группы специальных способностей врача:

перцептивно-рефлексивные (перцепция — восприятие) способности, определяющие возможность проникновения врача в индивидуальное своеобразие личности пациента и понимание его (эти способности являются ведущими);

проективные способности, связанные с умением действовать на другого человека, на пациента.

Среди них как главные можно выделить такие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние пациента, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером для тех, кого лечат, в мыслях, в чувствах и поступках.

3. Способность приспосабливаться к индивидуальных особенностей пациента.

4. Способность вселять в пациента уверенность, успокаивать его.

5. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания.

6. Способность вызывать к себе уважение у пациента, пользоваться (неформально) его признанию, иметь авторитет среди тех, кого лечишь.

Какой должна быть печать врача в государственном или частном медучреждении?

Расскажем о требованиях, затруднениях и проблемах правового регулирования, связанных с личной печатью врача.

Как использовать факсимильную печать врача-терапевта в электронной карте. Разберем, что делать, если врач потерял свою печать.

Виды медицинских печатей

Печать (штамп) врача – неотъемлемый атрибут повседневной деятельности любого специалиста. Сегодня печатями заверяются листки временной нетрудоспособности, справки, выписки и многие другие документы, поэтому наличие личного штампа врача обязательно.

Какие виды печатей сегодня применяются в медицинской деятельности?

Врачебная печать. Относится к категории личных, то есть принадлежит конкретному врачу, например, как печать врача терапевта.

Требования различных нормативно правовых актов устанавливают требования, которым должны соответствовать формы и размеры таких печатей, их содержание, шрифт, логотип и т.д. Они будут рассмотрены далее.

Печать (штамп врача) необходим для заверения больничного листа, выписывания рецептов на лекарственные препараты, для оформления справок и т.д.

Печати медицинских учреждений. Такая печать обычно хранится у главного врача медучреждения, в ней содержится информация не о конкретном специалисте, а об организации в целом – ее название, регистрационный номер, место регистрации.

Как правило, учреждения здравоохранения используют печать треугольной формы.

Основные требования к врачебным печатям

Сегодня печать врача можно изготовить во многих специализированных организациях. Для этого врач должен предоставить копию своего диплома, где понятно читается его имя и специализация.

При изготовлении печатей и штампов для медицинского работника соблюдается ряд технических требований (врачебная печать требования):

  • по кругу печати наносится фамилия, имя и отчество врача;
  • допускается диаметр печати от 25 до 30 мм. Так, печать врача отличается от прочих печатей, диаметр которых может быть до 40 мм;
  • предпочтителен синий цвет шрифта;
  • для печати врача подходит удобочитаемый шрифт без засечек и мелких элементов;
  • по центру печати указывается специализация врача (например, врач акушер-гинеколог);
  • круглая печать врача может содержать логотип медучреждения или специальную символику, например, змея на чаше. Также личная печать врача, требования к которой мы рассматриваем, может иметь личный логотип специалиста;
  • допустимо нанесение на печать защитных элементов, которые предотвращают изготовление подделок.

Следственные органы могут признать меддокумент недействительном. Врачу в этом случае грозит уголовная ответственность.

Оснастка печатей

Печати врачей и медицинских организаций могут быть выполнены двумя типами оснастки.

Автоматическая оснастка. Она наиболее проста и удобна в использовании.

Преимущества, которыми будет обладать такая печать врача:

  1. Оттиск печати получается равномерным и четким.
  2. В комплекте с печатью поставляется защитная крышка, которая позволяет дольше сохранить четкость и качество печати.
  3. Подходит для частных клиник, которым необходимо быстро проставить печать.
  4. На верхней части печати размещается пример ее оттиска.
  • печать необходимо периодически заправлять чернилами;
  • корпус из пластмассы является недолговечным.

Полуметаллические и металлические оснастки. Имеют следующие особенности:

  • компактный размер – печать можно носить в сумке или кармане;
  • часто используются в государственных медицинских учреждениях;
  • печать врача с такой оснасткой смотрится солидно;
  • печать удобно использовать благодаря подушке с чернилами.

Как заказать штамп врача

Медицинская печать врача благодаря современным технологиям изготавливается в кратчайшие сроки.

Так, многие компании сегодня предлагают изготовить печать врача в режиме онлайн, для чего специалисты используют удобный конструктор. Это экономит время на личный поход в типографию.

На многих сайтах есть примеры готовых работ. Изучите их и подберите наиболее оптимальный. После выбора нужной модели необходимо связаться с компанией по изготовлению печатей, назвать размеры печати и другие детали заказы.

Ответственность врача при проставлении печати

Особенностью использования личной печати является то, что специалист, который использует ее в своей деятельности неправомерно, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Например, статья 327 УК РФ предусматривает специальный состав преступления за изготовление поддельных штампов, печатей, бланков.

В связи с этим, врачебная печать может использоваться только конкретным лицом и только по ее прямому назначению.

Как быть врачу, если справку подделал пациент

В рекомендации Справочной системы Главный врач на этот вопрос отвечает Георгий Романовский: юрист на примерах объясняет, что грозит медработнику за подделку, и как действать если врач выявил фальсификат документа, например медсправки.

Правовая основа использования врачебной печать

О наличии личной печати врача сегодня прямо или косвенно говорится в целом ряде нормативных актов.

К ним относятся:

  • приказ Минздрава РФ № 1181н от 20.12.2012 года (порядок выписывания медизделий, а также оформления рецептов на них);
  • приказах Минздрава РФ № 1175н от 20.12.2012 года (порядок выписывания рецептов на лекарственные препараты, их назначения);
  • приказ Минздрава РФ № 54н от 01.08.2012 года (форма бланка рецепта на наркотические и психотропные лекарства);
  • приказ Минздравсоцразвития РФ № 441 н от 02.05.2012 года (о выдаче справок и заключений в медучреждениях).

В базовом для российского здравоохранения ФЗ «Об охране здоровья» не упоминается об обязанности врача иметь личную печать. Не сказано об этом и в других отраслевых документах.

В действующих нормативных актах прямо не сказано о том, что каждый специалист должен иметь печать врача.

На практике печать врача необходима специалисту для совершения некоторых значимых юридических действий.

Несмотря на то, что фактически печать врача необязательна, рекомендуем закрепить обязательность ее наличия в трудовых договорах специалистов.

Отсутствует единая практика признания документов, которые не заверены печатью врача.

Врачебная печать – лишь один из способов придать документу официальный статус, наряду с подписью специалиста, а также печатью медучреждения.

Поэтому если в документе будет отсутствовать печать врача при наличии других реквизитов, вряд ли органы суда, прокуратуры или следствия смогут признать его недействительным.

Можно выделить и отдельные исключения. Например, уже существует практика по признанию недействительными рецептов, на которых отсутствует печать, штамп врача.

Существуют строгие санкции за нарушение правил работы с медицинскими документами, в том числе при их заверении.

Например, врач, который не использует свою печать, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение правил оформления медицинских документов.

Чтобы свести число возможных ошибок к минимуму, рекомендуем урегулировать данный вопрос в самом медучреждении. Для этого необходим общий локальный акт, в котором будет содержатся порядок оформления медицинских документов и применения личной печати врача.

Ознакомьтесь так же:  Мировой суд советский округ омск

Можно ли использовать факсимильную печать врача терапевта в электронной карте

Для ответа на этот вопрос обратимся к ГОСТ Р № 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело». В нем печать определяется как специальное устройство, посредством которого на документ наносится ее оттиск для заверения подлинности подписи должностного лица.

Таким образом, применяется печать врача на бумажном документе путем проставления ее оттиска.

Факсимильная печать – другое устройство. Она не проставляет оттиск на бумаге, а представляет собой изображение, которое воспроизведено с помощью технических средств в электронном документе. Поэтому применять ее в медицинской документации, заменяя личную печать врача, нельзя.

Если специалисту необходимо подписать электронный документ, ему оформляется электронная цифровая подпись, которой он ежедневно пользуется, например, при оформлении электронных медицинских карт.

При распечатывании электронного документа специалист может заверить его, используя печать врача.

Что делать, если врач потерял именную печать

При утере врачом его личной печати внутренним приказом медицинской организации следует признать утраченную печать недействительной и на его основании заказать изготовление новой печати.

Факт утраты дополнительно подтверждается также справками из органов внутренних дел, опубликованием объявления в местном СМИ.

Психологические требования к личности врача

Профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием, смертью. Работа врача — особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. С психологической точки зрения болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом — одна из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает больной, в нее «входит» врач, который может уменьшить степень информационной неопределенности путем тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не может. Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации, в частности, конструктивных копинг-стратегий.

Среди коммуникативных копинг-ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют прежде всего эмпатию, аффилиацию, сенситивность к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций. При очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость — качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Избыточное эмпатическое вовлечение в переживания больного приводит к эмоциональным перегрузкам, эмоциональному и физическому истощению. С эмпатией тесно связана аффилиация. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, инструмент ориентации в межличностных контактах. Способность к сотрудничеству, к построению партнерских отношений обеспечивает необходимый для успешной профессиональной деятельности психологический климат в коллективе, лежит в основе формирования так называемого «терапевтического поля».

Контроль личности над средой определяет копинг-процесс и относится к базовым копинг-ресурсам врача. Личности с развитым интернальным контролем, по сравнению с экстернальными, внимательнее, имеют больше потенциальных возможностей избегать неблагоприятных результатов, чувствительнее к опасности. Они имеют более высокий уровень потребности в достижениях, позитивную «Я-концепцию», высокий уровень социального интереса и высокие показатели самоактуализации. Интернальному контролю сопутствует большая продуктивность, меньшая фрустрированность по сравнению с индивидами, имеющими экстернальный локус контроля. Во фрустрирующих ситуациях экстернальные пациенты, по сравнению с интернальными, переживают большую тревогу, враждебность и агрессию. Они менее эффективны в совладании с жизненными стрессами из-за беспокойства и повышенной депрессивности, менее способны к достижениям, хуже используют возможности информационного контроля над средой. Степень развития субъективного контроля над текущей жизненной ситуацией оказывает определенное влияние на процесс преодоления той или иной болезни. Локус контроля отражается на межличностных взаимодействиях в диаде «врач-больной», является одним из важных факторов, способствующих поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни. Включение интернального локуса контроля в процесс преодоления стресса снижает риск формирования саморазрушающего поведения. С точки зрения больного, наиболее значимыми в образе врача являются такие черты, как уверенность поведения и способность к эмпатии. Уверенный стиль поведения, демонстрируемый в самых неожиданных, безнадежных, шокирующих ситуациях, помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, в частности, определяющей способность контролировать текущие события с построением реалистичного прогноза, что способствует появлению веры и надежды на благополучный исход событий. Помимо исполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, врач должен уметь оказывать необходимую эмоциональную поддержку как больным, так и коллегам по работе. Главным в предоставлении психологической помощи другому при этом должно являться повышение способности самостоятельно разрешать свои проблемы, в том числе, за счет активизации внутренних психологических ресурсов. Важная роль психотерапевтического потенциала врача является бесспорной. Хекхаузен предложил модель психотерапевтической помощи, которая включает в себя 4 основных аспекта:

1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого;

2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;

3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;

4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.

Имеет значение сформированность приемов и методов психической саморегуляции врача, которые помогают в сохранении собственной эмоциональной стабильности, психологической надежности профессионального «имиджа», устойчивого перед лицом угрозы таких разрушительных факторов, как непопулярность, отвержение со стороны коллег, периодические сомнения в правильности выбранного решения, которые в определенной степени обусловлены ограниченными возможностями современной медицины и невозможностью учесть и предусмотреть воздействие на организм пациента всех факторов — внешних и внутренних, органической и психологической природы.

В целом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собственных силах и устойчивость в ситуациях непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу.

Медицинские интернет-конференции

Личностные качества современного врача

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

При подготовке медицинских кадров всегда большое внимание уделялось формированию не только профессиональных знаний и умений, но и его морально-нравственному развитию. В настоящее время личность врача рассматривается как центральный компонент системы врачебной деятельности, обеспечивающий ее направленность и успешность функционирования в решении гуманистической цели врачебного труда.

Ключевым требованием к медицинскому работнику считается развитие у него гуманного отношения к больному и высокий уровень ответственности за свои действия. Выделяют комплекс личностных качеств, необходимых для полноценной работы врача: морально-этических: честность, порядочность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово; коммуникативных: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим; волевых: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность; организационных: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Эти положения подтверждают результаты социологического опроса студентов 1 курса СГМУ (N=50), целью которого являлось выявление отношения будущих врачей к необходимому набору личностных качеств специалистов-медиков. 16% респондентов считают, что наиболее важным для врача является комплекс волевых качеств, 20% — коммуникативный комплекс, а 64% — комплекс морально-этических качеств.

Таким образом, очевидно, что врач, как субъект медицинской деятельности, должен быть всесторонне развит, гуманен и мотивирован на помощь всем нуждающимся. Несомненно, врач должен не только обладать знаниями, навыками, аналитическим мышлением, но и высокой духовностью, благожелательностью по отношению к коллегам и пациентам, нести положительный эмоциональный заряд.

  1. Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. М., 2013. С. 369-375.
  2. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.
Ознакомьтесь так же:  Образец приказа о регистрации договоров

Медицинские интернет-конференции

Гасантаев И. M., Гасинов Г. L.

Статья посвящена взаимоотнощениям професии врача в обществе.

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Профессия врача в современном обществе

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В настоящее время популярность и престижность профессий зависит от многих факторов. Особое значение при этом имеют средства массовой информации, которые влияют на сознание нашего общества и изменяют представления о многих важных вещах. Удивительно, что иногда люди доверяют провокационным слухам. Врач – это не просто профессия, а призвание. Для подобной профессии не достаточно одного образования, необходимы ещё и внутренние качества человека [1, 4].

Профессия врача весьма престижна, но не совсем прибыльна, зачастую бывает так, что денег хватает только на пропитаете. Большинство студентов поступают в медицинские вузы, с намерением помогать людям, а так же понимая, что профессия врача будет востребована всегда и везде. Отношение к отечественной медицине и нашим врачам в обществе оставляет желать лучшего, чего не скажешь о зарубежных коллегах. На западе да и в других странах сложился нерушимый образ гуманного, порядочного, профессионала своего дела. К сожалению, большинство людей считает, что в России врачи не делают абсолютно ничего, а только обманывают и вымогают деньги. Есть также немало людей, которые понимают, что тяжкий труд, который отнимает много физического и морального здоровья. Наличие больших знаний и опыта, нравственная позиция, предполагающая требовательное отношение к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие серьезных и важных решений [2, 6, 8].

Главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания неотложной, плановой и профилактической медицинской помощи. Врач должен быть готов оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, материального положения, а также иных факторов [3, 5, 7].

В настоящее время изменяется характер социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формируются новые нормативные и этико-правовые положения.

Целью исследования стало изучение отношения к профессии врача в современном обществе.

Было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов Саратовского государственного медицинского университета в возрасте 17-20 лет (N=81).

Для 51% опрошенных возможность помогать людям стала определяющей при выборе будущей профессии. 35% опрошенных при выборе своей профессии осуществили свою детскую мечту, для них образ врача остается идеалом и 14% опрошенных ориентировалось на выбор родителей и престижность профессии в обществе.

При это 76% респондентов уже к 15 годам определились со своей будущей профессией, 14% знали уже в 10 лет, что обязательно станут врачами, 10% опрошенных выбрал свою профессию к окончанию обучения в школе.

95% опрошенных подтвердили престижность профессии медицинского работника, а возможными причинами падения престижа врачей считают негативное отношение СМИ к врачам, недостаточное финансирование здравоохранения в целом, низкий уровень заработной платы. Среди профессиональных качеств, которыми должен обладать врач, были отмечены ответственность перед больным, требовательность к себе, исполнительность и аккуратность. Личными качествами, которыми должен обладать врач, по мнению респондентов, являются отзывчивость, сострадание и обаяние.

60% опрошенных полагают, что люди доверяют врачам и 40% считают, что общество нейтрально относится к профессии в целом, но испытывает чувство признательности или, наоборот, негатив к конкретным докторам.

Профессия врача остается самой важной в обществе, врач должен быть верен своим нравственным идеалам, своему делу, непоколебимо отстаивать своими действиями образ сострадательного, отзывчивого и ответственного профессионала несмотря ни на что.

1. Андриянова Е.А. Современная медицина: социально-профессиональные основания науки и практики. Саратов, 2005.

2. Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Волгоград, 2006.

3. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.

4. Баранова М.С., Ермолаева Е.В. Роль медицинского образования в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 158.

5. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. 2013. С. 369-375.

6. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Профессиональная деятельность медицинской сестры как основа формирования ее социального портрета // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2015. № 11 (39). С. 37-41.

7. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.

8. Сильвеструк С.В., Ермолаева Е.В. Формирование имиджа современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 213.

9. Толстова Е., Руфина Ю., Ермолаева Е.В. Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 205.

Современный врач учится всю жизнь. Система образования нового времени

В конце июня медвузы страны окончили 32 тыс. выпуск­ников. Но, чтобы стать врачом, получить диплом уже недостаточно. Нужно ещё успешно пройти специальное испытание — аккредитацию.

Путёвка в медицину

Аккредитация — это не просто экзамен. Будущие врачи показывают не только свои знания по предмету, но и профессиональные навыки, и способность к клиническому мышлению, то есть умение ставить обоснованный диагноз и назначать правильное лечение. Разработанную на основе международных стандартов систему Минздрав внедряет с 2016 года.

Система аккредитации, поясняют в Минздраве, задаёт единую планку требований к квалификации выпускников. Независимо от того, какой вуз окончил будущий врач, его пациенты должны получать медицинскую помощь на современном профессиональном уровне. Для этого по каждой врачебной специальности разрабатываются единые для всей страны профстандарты.

Аккредитация была введена для выпускников вузов, прошедших обучение по новым образовательным стандартам, которые ориентированы на современную доказательную медицину, постоянное обновление врачебных технологий и, главное, на обучение студентов практической работе с пациентами. Поэтому успешное прохождение аккредитации даёт право работы по профессии (на определённых позициях) сразу после вуза — без ординатуры.

«Аккредитация дала нам 6 тыс. молодых специалистов, которые сразу смогли выполнять функции врачей первичного звена: терапевтов, педиатров, амбулаторных стоматологов и других специалистов», — отметила ­министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Ординатура, конечно, не отменяется — это следующий этап подготовки врачей, получение ими более высокой квалификации по узким специальностям, но, чтобы в неё поступить, теперь тоже нужна аккредитация. Дело в том, что врачебное сообщество после обстоятельных обсуждений решило: любой медицинский специалист должен быть преж­де всего врачом.

Кстати, со следующего года выпускники ординатуры тоже будут проходить аккредитацию — специализированную.

Снова лучшая профессия

Но обучение врачей не заканчивается и после ординатуры. Созданная в стране система непрерывного медицинского образования поможет докторам лучше понимать требования современной быст­ро развивающейся медицины и соответствовать им, а единый образовательный портал — выбирать необходимые образовательные и тренинговые программы, а также курсы дистанционного обучения и стажировки. Сегодня на нём представлено больше тысячи интерактивных образовательных модулей по различным специальностям.

Порталом пользуется уже половина врачей страны. А скоро обучение по программам дополнительного образования станет обязательным условием для повторной аккредитации — её нужно будет проходить всем медицинским работникам каждые 5 лет.

Эксперты отмечают, что содержание профессии врача и условия работы в здравоохранении сейчас быстро меняются. И это возвращает медицинской профессии былой престиж: по данным «Левада-центра», уже второй год подряд жители страны называют профессию врача одной из самых «желательных для своих детей».