Судебная практика по гражданским делам нижегородского областного суда

Судебная практика по гражданским делам нижегородского областного суда

Нижегородский областной суд

Уважаемые посетители сайта!

На данном сайте публикуется информация о назначении и результатах слушания дел в Нижегородском областном суде, а также тексты судебных актов.

Нижегородский областной суд

Нижегородский областной суд располагается в доме №17, находящемся на улице Большая Покровская. Дом этот относится к концу девятнадцатого века и обладает уникальной историей.

Первоначально на этом месте располагался дом нижегородского генерал-губернатора Михаила Петровича Бутурлина, гостем которого 2 и 3 сентября 1833 года стал А.С. Пушкин.

Наиболее значительную роль в судьбе Нижегородского края сыграл 1896 год. Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка должна была, по мысли устроителей, продемонстрировать миру силу Российской империи. К этому событию ещё в 1888 году российское Министерство юстиции задумало перестроить здание губернаторского дома, оборудовав его под окружной суд. Разобрать фасады и планы было поручено губернскому архитектору Василию Николаевичу Брюхатову (1852-1894), двумя годами раньше спроектировавшему церковь Всех Скорбящих. В 1894 году развернулось строительство по проекту Брюхатова, к сожалению, не дожившего до окончания работ.

В период выставки новый дом был определён под гостиницу, здесь же проходила знаменитая встреча журналистов («обед прессы»), в котором принял участие молодой Максим Горький, работавший в то время в редакции «Нижегородского листка». Вид Нижегородского окружного суда начала 1900-х годов сохранился на фотографии знаменитого мастера и «первейшего друга» Горького и Шаляпина — Максима Петровича Дмитриева.

Поворотный для истории страны 1917 год сметёт со здания суда герб монарха — правосудие новой России поселится здесь восемью годами позднее. 5 декабря 1917 года специальным Декретом «О суде» (№1) были упразднены существовавшие ранее суды: окружные, военные и морские, коммерческие суды, судебные палаты, институты судебных следователей и приставов. Этим же Декретом были созданы на местах советские районные суды. Дата 5.XII.1917г. официально считается днём образования советского суда. 31 октября 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР, которым была определена система судебных органов, где вторым звеном были губернские суды. В 1926-1928 годах было проведено районирование: старая система административного устройства, включавшая губернии, уезды и волости, была заменена новой, единицами которой стали области (края), округа и районы. Очевидно, с этого времени Нижегородский губернский суд стал именоваться областным.

Здание суда переживёт и страшные годы репрессий, и бурные годы советского «междуцарствия» и безвластия и вступит в новое время, провозгласившее основным принципом демократические права и свободы Гражданина.

В 2004 году в здании Нижегородского областного суда случился пожар, последствия которого не преодолены и поныне. Сейчас в доме активно ведутся капитальный ремонт и реставрационные работы.

Укрупнение численного состава судебных коллегий суда, связанное с неуклонным ежегодным ростом количества рассматриваемых дел, логически определило потребность в увеличении площадей, используемых для отправления правосудия. В 2007 году Нижегородскому областному суду был передан дом №1, расположенный на улице Большая Покровская. В здании этом, являющимся ныне памятником архитектуры федерального значения, в разное время располагались и старый театр, и Городская управа, и Временный Совет рабочих депутатов, и Нижегородский Совет рабочих депутатов, и Совет профсоюзов. Сейчас в здании на бывшей Благовещенской площади (площади Минина) располагается гражданская коллегия Нижегородского областного суда.

Вместе с работами по физической реконструкции дома №17 ведётся и работа, направленная на возрождение истории Нижегородского областного суда, восстановление информации, безвозвратно утраченной с течением времени, потерянной в ходе двукратного изменения государственного строя, уничтоженной в ходе пожара и при его тушении.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Обзор судебной практики Нижегородского областного суда «Обобщение практики рассмотрения мировыми судьями и районными (городскими) судами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области дел об административных правонарушениях, связанных с проведением несогласованных публичных мероприятий»

Обзор судебной практики Нижегородского областного суда
«Обобщение практики рассмотрения мировыми судьями и районными (городскими) судами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области дел об административных правонарушениях, связанных с проведением несогласованных публичных мероприятий»

В соответствии с планом работы Нижегородского областного суда на второе полугодие 2012 года проведено обобщение практики рассмотрения мировыми судьями и районными (городскими) судами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области дел об административных правонарушениях, связанных с проведением несогласованных публичных мероприятий.

Необходимость рассмотрения областным судом данного вопроса и привлечения к нему внимания мировых судей и судей районных судов вызвана определенной сложностью в применении норм материального права, регулирующих порядок проведения публичных мероприятий, наличием общественного интереса к делам данной категории, а также внесением в 2012 году существенных изменений как в законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий, так и в законодательство, устанавливающее административную ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования провозглашено статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Данная норма Конституции Российской Федерации в настоящее время детализируется положениями Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который нормативно определяет собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также раскрывает понятия публичного мероприятия, организаторов и участников публичного мероприятия, определяет их права и обязанности, регламентирует порядок проведения самого публичного мероприятия.

Необходимо иметь в виду, что в данный Федеральный закон, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 08.06.2012 года N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» внесены существенные изменения.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен новый вид административного наказания — обязательные работы (статья 3.13 КоАП РФ); значительно изменены размеры административных штрафов за отдельные правонарушения; изменены положения статей 5.38, 20.2, 20.18 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства о публичных мероприятиях; введена новая правовая норма — статья 20.2.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.

Изменения также внесены в статью 4.5 КоАП РФ, устанавливающую срок давности привлечения к административной ответственности. В настоящее время за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

В связи с изменением законодательства с 1 января 2013 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ, будут рассматриваться судьями районных судов.

Кроме того, внесены изменения в абзац второй части 3 статьи 25.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих назначение административного наказания в виде обязательных работ, обязательно присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Федеральным законом от 08.06.2012 года N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на субъекты Российской Федерации возложена обязанность до 1 января 2013 года принять ряд нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с проведением публичных мероприятий. В связи с этим при рассмотрении дел об административных правонарушениях данной категории необходимо учитывать не только положения федерального, но и регионального законодательства.

Ознакомьтесь так же:  Налоговый кодекс пошлина в суд общей юрисдикции

В Нижегородской области на момент составления данного обобщения действовали, в том числе, Закон Нижегородской области от 27 декабря 2007 г. N 196-З «О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Нижегородской области», постановление Правительства Нижегородской области от 14 мая 2008 года N 190 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий и согласованию изменений мест и (или) времени проведения публичных мероприятий», постановление Правительства Нижегородской области от 21 августа 2006 года N 270 «О порядке проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры», постановление Правительства Нижегородской области от 17.06.2009 года N 397 «О реализации Закона Нижегородской области от 27 декабря 2007 года N 196-З «О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Нижегородской области».

Права граждан на проведение публичных мероприятий регулируются и нормами международного права, в том числе Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Международным пактом от 19 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».

Необходимо иметь в виду, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется не только Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Обобщение практики рассмотрения в первом полугодии 2012 года судьями Нижегородской области дел об административных правонарушениях, связанных с проведением несогласованных публичных мероприятий, показало следующее.

От мировых судей и из районных (городских) судов области для обобщения поступило 82 дела данной категории.

Все дела судьями были рассмотрены по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 08.06.2012 года N 65-ФЗ.

При этом в случаях рассмотрения судьями административных дел после вступления в силу Федерального закона от 08.06.2012 г. N 65-ФЗ (вступил в силу с 09.06.2012 года) по обстоятельствам, имевшим место до вступления его в силу, судьи правильно применяли положения части 2 статьи 20.2 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения (статья 1.7 КоАП РФ).

Во всех случаях к административной ответственности привлекались граждане. В отношении должностных лиц либо юридических лиц постановления о привлечении к административной ответственности не выносились.

Субъектами административных правонарушений (по роду занятия) являлись, в том числе, студенты, руководители и работники различных коммерческих организаций, пенсионеры, члены избирательных комиссий, безработные.

Из 82 рассмотренных мировыми судьями дел данной категории было обжаловано в районные суды 6 постановлений, из которых решениями судьи районного суда отменены 2 постановления. Основанием для отмены постановлений явилось признание в последующем в порядке гражданского судопроизводства незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода, связанных с отказом в согласовании проведения массового мероприятия. Однако на основании протеста заместителя прокурора Нижегородской области постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда решение судьи районного суда по одному из дел отменено.

При этом в постановлении об отмене судебного решения указано о том, что, несмотря на последующее признание незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода по предложению иного места проведения митинга, лицо, привлеченное к административной ответственности, не имело права участвовать в митинге, проведение которого в указанном в уведомлении (заявке) месте согласовано не было.

Прекращено производство по 4 делам, по двум делам — в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по двум делам — в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Обобщение дел показало, что при вынесении постановлений судьи правильно основывают свои выводы на представленных в деле доказательствах, в том числе объяснениях лица, привлекаемого к административной ответственности, и свидетелей, вещественных доказательствах и документах. По отдельным делам в качестве доказательств были приобщены фотографии и видеозаписи, экземпляры наглядных агитационных материалов (листовки, плакаты и т.д.).

В том случае, если привлечение к административной ответственности связано с участием в несогласованном публичном мероприятии, к материалам дел приобщались документы, подтверждающие отказ в согласовании определенного места и (или) времени проведения такого публичного мероприятия (копия уведомления о проведении публичного мероприятия; копия письменного предложения органа исполнительной власти об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; информация о норме предельной заполняемости территории, помещения; копия письменного мотивированного предупреждения о возможном привлечении к ответственности и т.д.).

Обобщение показало, что лица, не согласные с привлечением их к административной ответственности, как правило, приводили доводы о том, что не являлись участниками публичного мероприятия (шли мимо, не знали, что проходит митинг); не знали, что публичное мероприятие в данном месте и времени не согласовано; участвовали не в массовом, а в одиночном пикетировании (согласование места и времени не требуется).

В таком случае судьям, рассматривающим дела данной категории, необходимо давать оценку данным доводам на основании представленных доказательств, выяснять, в том числе, какие действия подтверждают участие лица в массовом мероприятии (определенное время находился среди участников мероприятия, скандировал лозунги, нес агитационные материалы и т.д.), какие доказательства подтверждают то обстоятельство, что лицо знало о том, что публичное мероприятие не согласовано с органами власти (объяснения сотрудников полиции, иных лиц о том, что организатором митинга либо уполномоченным представителем органа исполнительной власти либо сотрудниками полиции или иными лицами делались сообщения о том, что массовое мероприятие не согласовано либо приостановлено либо прекращено), являлось ли пикетирование массовым мероприятием (было ли общение между участниками пикетирования, как и на каком расстоянии они располагались, имелись ли признаки единого замысла и общей организации).

При рассмотрении дел данной категории необходимо обращать внимание на возраст лица, привлекаемого к административной ответственности, и выяснять, достигло ли лицо административной ответственности (то есть, достигло ли на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет), и если лицо не достигло совершеннолетия (18 лет), правильно устанавливать орган, полномочный рассматривать дело об административном правонарушении.

Так, постановлением мирового судьи к административной ответственности был привлечен гражданин К., которому на момент совершения административного правонарушения и привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ исполнилось только 17 лет.

Вместе с тем, из положений статьи 23.2 КоАП РФ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По одному из дел мировым судьей к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ привлечен гражданин А., проводивший среди жильцов дома презентацию реализуемых им товаров. При этом мировой судья исходил из того, что собрание жильцов дома не было согласовано с органом исполнительной власти.

В данном случае правильность квалификации действий гражданина А. по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ вызывает сомнения. Собрание жильцов дома было организовано для презентации и продажи товаров. Ответственность по статье 20.2 КоАП РФ предусмотрена за нарушение организации и участия в публичном мероприятии, которое в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Соответственно, не будет являться публичным мероприятием, применительно к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», собрание членов трудового коллектива, членов садоводческого товарищества, собрание членов ТСЖ и т.д.

На принципиальное различие в характере регулируемых правоотношений при созыве и проведении собраний граждан как публичных мероприятий (регулируются Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») и собраний, проводимых в порядке осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (регулируются Федеральном законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 26 января 2005 года по делу N 71-Г04-25.

При рассмотрении дел данной категории необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что деятельность по проведению массовых мероприятий в виде собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований активизируется в период избирательных компаний. Организаторами и участниками массовых мероприятий могут быть кандидаты в депутаты, члены избирательных комиссий.

В таком случае необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 41 указанного Федерального закона зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).

По двум рассмотренным в первом полугодии 2012 года делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, мировой судья правомерно рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при наличии согласия на это прокурора Нижегородской области.

В одном случае мировой судья, прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указал в постановлении о доказанности вины лица в совершенном административном правонарушении. Вместе с тем, исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица.

При назначении административного наказания судьи правильно принимали во внимание повторность совершения административного правонарушения как отягчающее ответственность обстоятельство.

Вместе с тем, повторность, как отягчающее ответственность обстоятельство, будет иметь место только в том случае, если ранее данным лицом было совершено однородное административное правонарушение, и за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ (статья 4.3 КоАП РФ). Однородным признается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства. Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Ознакомьтесь так же:  Приказ минтруда россии от 18 октября 2018 г. N 544н

Доказательства совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, ранее однородного административного правонарушения, за совершение которого оно уже подвергалось административному наказанию, и по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, должны иметься в материалах дела.

Вместе с тем, судьями допускались случаи признания повторности совершения административного правонарушения при отсутствии достаточных доказательств данного обстоятельства. Так, по одному из дел, рассмотренных мировым судьей, лицо было признано повторно совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, только на том основании, что в протоколе об административном правонарушении имелась запись: «ранее привлекался к ответственности за аналогичные правонарушения». Сведений о том, какое административное правонарушение и когда было совершено данным лицом, когда окончено исполнение данного постановления о назначении административного наказания, в материалах дела не имелось. Проверить, правильно ли сотрудник полиции, составивший протокол об административном правонарушении, определил однородность правонарушений, и не истек ли срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, по материалам дела не представлялось возможным.

При таких обстоятельствах правильность указания мировым судьей на повторность совершения административного правонарушения вызывает сомнения.

Изучение поступивших дел данной категории показало, что по трем делам (дела N 5-409/12, N 5-412/12, N 5-419/12, мировой судья судебного участка N 4 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, исполнявший обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода) производство по делу было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом из-за болезни мирового судьи рассмотрение дела было отложено и назначено на дату, когда привлечение лица к административной ответственности было уже невозможно, так как срок давности привлечения к административной ответственности истек. Такие действия судьи являются недопустимыми (в настоящее время полномочия мирового судьи прекращены в связи с отставкой).

Судебная практика по гражданским делам нижегородского областного суда

Вопрос:

После смерти нашей мамы прошел год и мы столкнулись с ситуацией, когда не можем унаследовать ее сбережения, находящиеся на сберкнижке. Вы не могли бы разъяснить, куда нам обращаться, в суд или к нотариусу?

Ответ:

В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В силу ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Таким образом, Вы имеете право обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства и после вынесения решения об удовлетворении исковых требований обратиться к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство.

Кроме того, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Таким образом, пропустив установленный законом 6-месячный срок для принятия наследства, Вы имеете право обратиться в суд с иском о признании права собственности на наследство, при условии наличия доказательств фактического принятия наследства в установленный законом 6-месячный срок.

Нижегородский областной суд — г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Адрес Нижегородского областного суда в Нижегородской области

Контакты и часы приёма Нижегородского областного суда Нижегородской области

Телефон: +7 (831) 421-89-99

Часы работы суда

  • Понедельник — Четверг с 8:00 до 17:00
  • Пятница с 8:00 до 15:45
  • Обед с 12:00 до 12:48
  • Суббота, воскресенье – выходной

Адрес электронной почты: [email protected]

  • Приемная суда +7 (831) 421-89-99
  • Отдел обеспечения судопроизводства по административным и гражданским делам в первой инстанции +7 (831) 421-87-62, +7 (831) 421-88-02 (факс), +7 (831) 421-88-25, +7 (831) 421-88-03
  • Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в первой инстанции +7 (831) 421-89-73 (факс), +7 (831) 421-89-73
  • Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам в апелляционной инстанции +7 (831) 421-89-33, +7 (831) 421-89-32 (факс), +7 (831) 421-89-92
  • Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в апелляционной инстанции +7 (831) 421-89-64 (факс), +7 (831) 421-89-63
  • Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам в кассационной инстанции +7 (831) 421-89-48, +7 (831) 421-89-47 (факс), +7 (831) 421-89-49
  • Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в кассационной инстанции +7 (831) 421-88-66, +7 (831) 421-88-75 (факс), +7 (831) 421-88-93, +7 (831) 421-88-79

Организационная структура Нижегородского областного суда

Председатель суда

Бондар Анатолий Владимирович

Родился 17 ноября 1960 года в Житомирской области Украинской ССР.

1978-1980 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР.
1986 год — окончил юридический факультет Кубанского государственного университета.
1986 год – избран народным судьей Кущевского районного народного суда Краснодарского края.
1989-1990 гг. — работал инструктором организационного отдела Кущевского РК КПСС Краснодарского края.

С 1990 года по 2006 год проходил службу в органах прокуратуры:

1990 год – назначен заместителем прокурора Кущевского района Краснодарского края,
1991 год – прокурор Щербиновского района Краснодарского края,
1994 год – Ейский межрайонный прокурор Краснодарского края,
1997 год – заместитель прокурора Краснодарского края,
2000 год – прокурор Саратовской области,
2006 год – заместитель Генерального прокурора РФ,
2006 год – статс-секретарь – заместитель Министра юстиции РФ,
2008 год – заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ.

С 12 октября 2011 года Указом Президента РФ от 28.09.2011 года № 1253 «О назначении председателей областных судов» на 6-летний срок полномочий назначен председателем Нижегородского областного суда.

Указом Президента РФ от 20 июля 2017 года «О назначении судей федеральных судов и о представителе президента Российской Федерации в квалификационной коллегии Республики Карелия» на 6-летний срок полномочий назначен председателем Нижегородского областного суда.

Действительный государственный советник юстиции 1-го класса, кандидат юридических наук Бондару А.В. присвоены звания Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ, награжден Орденом Почета.

Помощники председателя суда

Глова Андрей Дмитриевич
Дубинин Максим Геннадьевич

Заместители председателя суда

Прихунов Сергей Юрьевич
Поправко Вячеслав Иванович
Волосатых Евгений Андреевич
Сапега Вячеслав Александрович

Президиум Нижегородского областного суда

Судебные составы

Помощники судей

Список помощников на 03.08.2017 года

Аболемов Владимир Александрович
Абрамичева Рубина Юрьевна
Аладышкина Ирина Сергеевна
Александрова Екатерина Николаевна
Алексеева Инна Михайловна
Аникина Наталья Евгеньевна
Бажина Наталья Григорьевна
Байкова Ольга Борисовна
Барская Яна Эдуардовна
Безруков Олег Александрович
Белов Андрей Михайлович
Болдов Евгений Васильевич
Бочкарев Денис Дмитриевич
Буцина Ирина Борисовна
Васильева Екатерина Владимировна
Ващенко Анастасия Михайловна
Вениаминов Петр Владимирович
Веселова Татьяна Юрьевна
Володина Татьяна Сергеевна
Воротникова Ольга Александровна
Галкина Ольга Николаевна
Герасимова Елена Владимировна
Голуб Владимир Николаевич
Грачев Артем Андреевич
Григорьева Мария Владимировна
Денежко Анна Николаевна
Добриян Наталья Васильевна
Дремлюга Татьяна Валерьевна
Елисеева Елена Владимировна
Жуков Роман Григорьевич
Зайцева Ольга Александровна
Заказова Надежда Вячеславовна
Здоренко Дарья Валентиновна
Землянигина Светлана Владимировна
Казарян Татев Вардановна
Калинина Оксана Владимировна
Калынова Елена Михайловна
Каманин Александр Олегович
Канадина Наталья Евгеньевна
Капитонова Татьяна Михайловна
Ким Яна Игоревна
Киселева Мария Михайловна
Ковалева Лидия Николаевна
Кузнецова Светлана Валентиновна
Куклина Татьяна Александровна
Кулакова Елена Владимировна
Куликова Юлия Валерьевна
Кунегина Лариса Евгеньевна
Ланская Ольга Александровна
Лафишев Марат Валерьевич
Лисафьева Ольга Борисовна
Лисина Ольга Николаевна
Лифанова Евгения Викторовна
Логинова Анастасия Яковлевна
Ложкина Марина Михайловна
Лукашов Максим Владимирович
Лукьянова Анна Петровна
Лунина Татьяна Сергеевна
Магданова Елена Робертовна
Максименко Екатерина Николаевна
Малышева Елена Вячеславовна
Мамаева Анна Анатольевна
Марунина Елена Михайловна
Меженинова Марина Борисовна
Меркурьева Елена Александровна
Милентьева Ирина Юрьевна
Миронова Юлия Сергеевна
Миронова Наталья Ивановна
Миронова Елена Владимировна
Митрофанов Сергей Сергеевич
Мыленков Алексей Александрович
Немчинова Татьяна Сергеевна
Овчинников Вадим Владимирович
Основин Алексей Алексеевич
Павлова Марина Романовна
Панчина Светлана Владимировна
Петрушев Николай Николаевич
Подшивалов Денис Александрович
Ползунов Алексей Олегович
Раков Сергей Сергеевич
Решетов Евгений Вячеславович
Родина Рената Эдуардовна
Сапожников Денис Валерьевич
Свадковская Татьяна Анатольевна
Семенов Анатолий Андреевич
Сердюкова Екатерина Евгеньевна
Сесоров Евгений Александрович
Силантьев Александр Анатольевич
Сильвестров Павел Сергеевич
Смирнов Дмитрий Александрович
Сочнева Ксения Александровна
Субботина Елена Николаевна
Таничев Евгений Михайлович
Тимошин Павел Вячеславович
Титов Алексей Николаевич
Тузков Сергей Павлович
Тюльникова Елена Владимировна
Ульянычева Юлия Валерьевна
Урусова-Черняева Виктория Витальевна
Филиппова Зинаида Викторовна
Фокин Евгений Владимирович
Хлебнова Анастасия Владимировна
Чернева Наталья Сергеевна
Чечин Павел Сергеевич
Чешкова Марина Александровна
Шабанов Сергей Иванович
Шадрина Анастасия Валерьевна
Шамина Елена Сергеевна
Юртов Николай Сергеевич

Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в первой инстанции

Шиханова Л.В. — Начальник отдела
Калинина А.В. — Секретарь судебного заседания
Моисеева О.Н. — Секретарь судебного заседания
Разумова М.В. — Секретарь судебного заседания
Чернова И.И. — Секретарь судебного заседания
Шульпина А.В. — Секретарь судебного заседания
Демидова А.Р. — Секретарь судебного заседания
Бочаров И.М. — Секретарь судебного заседания
Поливанов М.А. — Специалист 1 разряда

Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в апелляционной инстанции

Фролова М.В. — Начальник отдела
Лукьянова О.П. — Заместитель начальника отдела
Шабанова С.В. — Заместитель начальника отдела
Байрамова А.Т. — Секретарь судебного заседания
Глухов Н.В. — Секретарь судебного заседания
Иванова Л.К. — Секретарь судебного заседания
Кольчак А.Е. — Секретарь судебного заседания
Навдаева А.А. — Секретарь судебного заседания
Рыбкова К.О. — Секретарь судебного заседания
Цацалов О.О. — Секретарь судебного заседания
Иванова И.П. — Секретарь судебного заседания
Кидимов А.М. — Секретарь судебного заседания
Давыдовв Э.Р. — Секретарь судебного заседания
Карташова М.А. — Секретарь судебного заседания
Красоткин М.С. — Секретарь судебного заседания
Лунегов А.С. — Секретарь судебного заседания
Маринина А.П. — Секретарь судебного заседания
Норовяткин А.М. — Секретарь судебного заседания
Беззубова З.А. — Секретарь суда
Елантьева А.С. — Секретарь суда
Иванова Н.Ф. — Секретарь суда
Карнилина С.А. — Секретарь суда
Мыхова Е.А. — Секретарь суда
Педан А.А. — Секретарь суда
Гордеев А.С. — Секретарь суда
Бакин А.В. — Секретарь суда
Бачаров И.М. — Секретарь суда
Короткова Н.В. — Секретарь суда
Шлыков Р.Д. — Секретарь суда
Наумов К.А. — Специалист
Сергеева К.П. — Специалист

Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам в кассационной инстанции

Зябликова Е.О. — Начальник отдела
Авдеева Т.С. — Заместитель начальника отдела
Золина Н.В. — Консультант
Шахова Е.В. — Консультант
Камеко Д.А. — Консультант
Нестеров А.Ю. — Секретарь суда
Юнусова К.Ю. — Секретарь суда

Отдел обеспечения судопроизводства по административным и гражданским делам в первой инстанции

Антонова Е.А. — Начальник отдела
Дмитриева Н.А. — Заместитель начальника отдела
Пыхтеева Е.В. — Консультант
Вавилычева Ю.А. — Секретарь судебного заседания
Зайцева А.А. — Секретарь судебного заседания
Ловыгина Е.Н. -Секретарь судебного заседания
Макарычева К.В. — Секретарь судебного заседания
Обалин В.С. — Секретарь судебного заседания
Якимова А.О. — Секретарь судебного заседания
Юрина Т.М. — Секретарь судебного заседания
Колясова К.А. — Секретарь судебного заседания
Сесоров М.А. — Секретарь судебного заседания
Шибалова А.В. — Секретарь судебного заседания
Иванова К.В. — Секретарь суда
Корниенко В.В. — Секретарь суда
Куркин С.Д. — Секретарь суда
Мишанин Ф.В. — Секретарь суда

Ознакомьтесь так же:  Договор страхования ответственности является самостоятельной

Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам в апелляционной инстанции

Дятлова М.А. — Начальник отдела
Симонова О.А. — Заместитель начальника отдела
Тишина И.А. — Консультант
Бабина Т.В. — Секретарь судебного заседания
Киселева О.Р. — Секретарь судебного заседания
Елизарова Е.В. — Секретарь судебного заседания
Курилец Н.М. — Секретарь судебного заседания
Манакина И.С. — Секретарь судебного заседания
Тюрина А.В. — Секретарь судебного заседания
Храмов В.А. — Секретарь судебного заседания
Шапошникова А.В. — Секретарь судебного заседания
Швецов К.И. — Секретарь судебного заседания
Ахмадьянова А.Д. — Секретарь судебного заседания
Приданов В.Н. — Секретарь судебного заседания
Проемкина Т.Н. — Секретарь суда
Кулагина К.Д. — Секретарь суда
Годова А.В. — Секретарь суда
Кочконян М.А. — Секретарь суда
Куракина Т.Н. — Специалист
Миронова К.И. — Специалист
Сулева Ю.А. — Специалист
Яшина А.А. — Специалист

Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам в кассационной инстанции

Ворошилова Н.А. — Начальник отдела
Хохлова С.Н. — Секретарь суда
Шехмаметьева Г.К. — Секретарь суда
Зелинская Ю.А. — Специалист 1 разряда
Кашникова К.Ш. — Специалист 1 разряда

Отдел делопроизводства, организации приема граждан и работы с обращениями

Таничева Е.А. — Начальник отдела
Агапеева М.А. — Заместитель начальника отдела
Хахина Л.С. — Заместитель начальника отдела
Гуляева А.С. — Главный специалист
Степанова М.В. — Главный специалист
Григорьичева Е.В. — Главный специалист
Овчинникова М.В. — Секретарь суда
Чудин А.А. — Секретарь суда
Сызранов А.С. — Секретарь суда
Епифанцева В.К. — Секретарь суда
Паланджян Э.Н. — Секретарь суда
Степынина Ю.Н. — Специалист
Петрухина З.А. — Специалист
Соколова А.Н. — Специалист 1 разряда

Отдел государственной службы и кадров

Калугина О.Н. — Начальник отдела
Клешнина Т.П. — Заместитель начальника отдела
Николенко А.А. — Консультант
Шабаршова Е.Н. — Консультант
Быкова Ю.В. — Консультант
Баранцева И.А. — Ведущий специалист

Финансово-бухгалтерский отдел

Муратова И.А. — Начальник отдела
Дряхлова Ф.А. — Заместитель начальника отдела
Гладкова Т.В. — Консультант
Просторядина Е.Ю. — Консультант
Шишкина Н.В. — Главный специалист
Савосенкова О.А. — Ведущий специалист
Наумова Л.В. — Ведущий специалист

Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Мисюрева О.Ю. — Начальник отдела
Малышева Т.А. — Консультант
Трунова Д.А. — Консультант
Королёва В.В. — Специалист
Мартыненко А.В. — Специалист 1 разряда

Отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий

Прокопчик Т.А. — Начальник отдела
Лацплес М.О. — Заместитель начальника отдела
Кожухова Г.М. — Специалист 1 разряда
Мартемьянов М.В. — Ведущий специалист

Отдел информатизации

Лифанов А.А. — Начальник отдела
Смирнова М.А. — Консультант
Красноперов А.В. — Консультант
Марачев Д.К. — Консультант
Елфимов М.А. — Специалист

Отдел по взаимодействию со СМИ

Лазарев В.В. — Начальник отдела
Федорова Ю.В. — Консультант

Администратор суда

Шишулин Юрий Алексеевич

Информационные технологии

Начальник отдела информатизации Нижегородского областного суда — Лифанов Алексей Андреевич
Телефон: +7 (831) 421-89-98

Информационная система Нижегородского областного суда является частью общероссийской системы ГАС «Правосудие» и направлена на формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

Подсистемы ГАС «Правосудие», доступные в информационной сети Нижегородского областного суда:

  1. Административное управление
  2. Банк судебных решений (судебной практики)
  3. Ведомственная статистика Судебного департамента
  4. Видеоконференцсвязь
  5. Документооборот и обращения граждан
  6. Интернет-портал ГАС «Правосудие»
  7. Информационно-справочная
  8. Кадры
  9. Материально-технические ресурсы
  10. Финансовый контроль
  11. Международно-правовое сотрудничество
  12. Недвижимость
  13. Обеспечение безопасности информации
  14. Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания
  15. Обучение
  16. Обучение кадров
  17. Общественные связи
  18. Организационное обеспечение
  19. Отображение информации коллективного пользования
  20. Право
  21. Связь и передача данных
  22. Судебная статистика
  23. Судебная экспертиза
  24. Судебное делопроизводство и статистика
  25. Судейское сообщество
  26. Управление и контроль функционирования
  27. Финансы

Отделом информатизации суда обеспечивается:

  • функционирование установленных в суде справочных систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;
  • функционирование баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы;
  • автоматизация рабочих мест судей и работников аппарата суда (в том числе бухгалтерского учета и отчетности, кадровой деятельности, судебного делопроизводства, электронного документооборота и ведение электронных архивов);
  • функционирование электронной почты и официального сайта суда в сети «Интернет»;
  • функционирование электронной системы управления доступом в здание суда;
  • применение и обслуживание систем видеоконференцсвязи, аудио- видеопротоколирования, вызова свидетеля, технических средств изменения голоса свидетеля;
  • безопасность информационных ресурсов суда, организация мер по защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • техническая поддержка воспроизведения аудио- и видеоматериалов в ходе судебных процессов.

В Нижегородском областном суде функционируют 6 залов судебных заседаний, оборудованных системой видеоконференцсвязи, позволяющей обеспечить удаленное присутствие подсудимого (осужденного), иных участников процесса на судебном заседании. Имеется система звуковой фиксации и защиты скрытого свидетеля, позволяющая изменять его голос. В залах также установлены системы аудио прослушивания и просмотра видеоматериалов.

Нижегородский областной суд имеет свой сайт, информационное наполнение которого определено Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Любой гражданин может найти на нем следующую информацию:

  • Общие сведения о суде (история суда, организационная структура и так далее);
  • Сведения о составе судебный коллегий и аппарата суда;
  • Сведения о судебных решениях, результатов рассмотрения дел;
  • Справочную информацию общего характера (порядок обращения в суд, порядок уплаты и размер госпошлины, порядок обжалования судебных актов и так далее);
  • Сведения пресс-службы (новости, интервью, фотогалерея и так далее);
  • Сведения о кадровом обеспечении (вакансии, необходимые документы и так далее);
  • Сведения о правовой основе деятельности суда;
  • Сведения о судах Нижегородской области;

Организована возможность подать интернет-обращение в подсистеме «Обращения граждан», а также задать интересующий вопрос в рамках компетенции Нижегородского областного суда.

Полномочия суда

Полномочия суда в соответствии с Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Нижегородский областной суд в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.В порядке, установленном федеральным законом, областной суд, в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Президиум областного суда:

  • рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебных коллегий из числа судей этого суда;
  • ежегодно представляет по предложению председателя областного суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав судебной коллегии областного суда, принимающей решения по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Нижегородского областного суда рассматривают:

  • в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности областного суда;
  • в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения областного суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Председатель Нижегородского областного суда:

наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
  • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • вносит в Квалификационную коллегию судей Нижегородской области представления о квалификационной аттестации судей соответствующего областного суда, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • обращается при наличии оснований в Квалификационную коллегию судей Нижегородской области с представлением о привлечении судей соответствующего областного суда, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
  • организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
  • организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя Нижегородского областного суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

  • осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;
  • могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
  • в случае отсутствия председателя судебной коллегии осуществляют его полномочия, предусмотренные пунктами 3 — 5 статьи 31 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции».

Председатели судебной коллегии Нижегородского областного суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

  1. Председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;
  2. Осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;
  3. Формируют судебные составы суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующих судебных коллегий;
  4. Представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий;
  5. Вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.