Сотрудник органа опеки

Кто может быть кандидатом в опекуны или приемные родители

Вправе ли сотрудник органов опеки проверять действительность предоставленных сведений? И обязан ли он при этом сохранять конфиденциальность?

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки вправе самостоятельно запрашивать информацию о кандидате в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях.

При этом согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» сведения о личности предполагаемого опекуна, полученные органом опеки и попечительства, относятся к персональным данным граждан. Это означает, что информация о кандидатах в опекуны или приемные родители должна быть защищена в той же степени, что и персональные данные работника согласно Главе 14 Трудового кодекса РФ.

Если вкратце, то при передаче и обработке сведений о кандидатах специалист органа опеки обязан соблюдать требования конфиденциальности. Например, разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций, или предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. При нарушении этих правил сотрудник органа опеки может быть привлечен не только к дисциплинарной и материальной ответственности, но и к гражданско-правовой, административной и даже уголовной.

Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),

осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

  • незамедлительно уведомить прокурора,
  • обеспечить временное устройство ребенка,
  • в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

Ознакомьтесь так же:  Ипотека материнский капитал газпромбанк

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Сотрудники органов опеки попали под следствие по делу об истязании ребенка под Ярославлем

ЯРОСЛАВЛЬ, 8 февраля. /ТАСС/. Следствие возбудило уголовное дело по факту халатности органов опеки в связи с избиением 25-летним жителем поселка Борисоглебский Ярославской области двухлетней девочки. Об этом сообщила пресс-служба СУ СК РФ по Ярославской области.

«СУ СК РФ по региону возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, по факту халатности со стороны должностных лиц органов системы профилактики», — говорится в сообщении.

По данным следствия, органы опеки не приняли мер по изъятию ребенка из неблагополучной семьи, что привело к тому, что девочку в поселке Борисоглебский избил до состояния комы сожитель ее матери. Инцидент произошел в январе 2018 года, сейчас ребенок находится в больнице в крайне тяжелом состоянии. Мужчине предъявлено обвинение в истязании, он содержится под стражей.

СК выяснил, что обвиняемый начал сожительствовать с матерью ребенка с ноября 2017 года. С тех пор он не менее 14 раз избивал ребенка ремнем и руками, а мать девочки не обращалась в правоохранительные органы. Помимо этого ребенка, у женщины есть еще трое детей, в отношении них она лишена родительских прав.

«Потерпевшая находилась в социально опасном положении, проживание в семье создавало угрозу ее жизни и здоровью», — отметили в ведомстве. Сейчас следствие устанавливает конкретных подозреваемых по делу о халатности.

Каковы права сотрудника органов опеки, который увидел как родитель ударил ребенка?

Ситуация: Мать возвращаясь с работы шлёпнула своего непослушного ребёнка по попе, Что увидела женщина из органов опеки. Так вот, она подошла к матери и пригрозила проверкой жилища и условий содержания ребёнка.

Ответы юристов (4)

Ну и что здесь такого, ничего страшного в этом нет. Даже возможно и проверки то никакой не будет, проверка обычно происходит в случае поступления сигналов со стороны третьих лиц. Я не вижу повода для переживаний

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Александр! Полномочия органов опеки указаны в статье 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

«Об опеке и попечительстве»

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Не думаю, что у вас есть повод волноваться. Любая проверка — это выезд на место, написание кучи бумаг типа актов и заключений. Не думаю, что этой особе захочется это делать. Скорее всего она вас просто припугнула.

Жестокое обращение родителей с детьми, в том числе физическое или психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновенность является основанием для лишения родителей родительских прав.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ в Постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Положения статьи 70 Семейного кодекса РФ устанавливают, что дела о лишении родительских прав могут быть рассмотрены по заявлению, в том числе, прокурора, а также органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в частности, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Среди полномочий, предусмотренных вышеуказанным законом, орган органов опеки и попечительства вправе проверять условия жизни подопечных; представлять законные интересы несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

Ознакомьтесь так же:  Претензия о возврате одежды

При этом Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. К полномочиям данного должностного лица, в частности, относятся следующие права:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Поэтому к органам, осуществляющим защиту несовершеннолетнего от жестокого обращения родителей, в первую очередь, можно отнести именно орган опеки и попечительства, а также комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. А если такие обращения остаются без внимания, тогда имеет смысл обращаться в прокуратуру и к Уполномоченному по правам ребенка соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следует также иметь в виду, что жестокое обращение с детьми (особенно в виде физического насилия) при определенных обстоятельствах может также иметь признаки состава того или иного преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Поэтому в подобных случаях можно также обращаться и в полицию.

Александр, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Органы опеки забрали ребенка

Здравствуйте, ситуация такая, есть квартира в которой две комнаты. Одну снимает молодая мама с ребёнком, другой владеет старуха с дочкой(работает в органах опеки). Произошел конфликт, все были в алк. опьянении. Старуха вызвала полицию, она прибыла вместе с сотрудником опеки. Пока полиция разбирала конфликт, сотрудник опеки забрал и унес 4х годовалого ребёнка не сказав ни слова. Условия проживания у мамы с ребёнком весьма достойные(помогают и семья и друзья), Ребёнка начали искать и через знакомых полицейских нашли, завтра будем забирать. Мы все в шоке, мать просто чуть не сошла с ума, ребенок все время плачет, помогите, разве так можно.

Ответы юристов (5)

Мы все в шоке, мать просто чуть не сошла с ума, ребенок все время плачет, помогите, разве так можно.

СК РФ Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области (с изменениями на 23 декабря 2016 года)

ст. 10
3. Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

4) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области либо акта главы муниципального образования Архангельской области в случае, если областным законом от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделены полномочиями по опеке и попечительству;(подпункт в редакции Областного закона от 22 ноября 2013 года N 39-3-ОЗ; в редакции Областного закона от 24 октября 2014 года N 188-11-ОЗ

5) незамедлительно уведомляют прокурора об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, обеспечивают временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области либо в случае, если областным законом от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделены полномочиями по опеке и попечительству, главой муниципального образования Архангельской области акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;(подпункт в редакции Областного закона от 22 ноября 2013 года N 39-3-ОЗ; в редакции Областного закона от 24 октября 2014 года N 188-11-ОЗ

Поступили конечно не совсем верно органы опеки, процедуру нарушили, но вместе с тем, вы находились в состоянии алкогольного опьянения все — это прям красная «тряпка» для ювенальной юстиции, еще и привлекут родителей по

КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Можно наябедничать в прокуратуру в принципе, но я бы пока порекомендовал не обострять ситуацию, заберете ребенка, потом уже будете жалобы писать.

Имеет ли право сотрудник опеки при проверке фотографировать квартиру?

Я приемный родитель. На днях прошла внеплановая проверка условий проживания детей.

У меня возникли вопросы:

1. Может ли внеплановая проверка производиться без предупреждения?

2. Помимо специалиста, который ведет нашу семью зашла еще одна женщина, мне не знакомая. Обязана ли она была представиться и показать документ о том, что тоже является сотрудником опеки?

3. Должны ли сотрудники ознакомить меня с документом, на основании которого проводилась внеплановая проверка?

Ознакомьтесь так же:  Оформить загранпаспорт в мариуполе

4. И самое главное: имеют ли право сотрудники опеки при проверке фотографировать квартиру на свой телефон?

Ответы юристов (1)

Полномочия органов опеки определены ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также нормами ГК РФ, СК РФ и др.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К функциям органов опеки и попечительства относятся надзор за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесённых к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребёнка, об определении места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

Российское законодательство защищает права несовершеннолетних детей и при проведении сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных сделок. Такая защита приводит к небольшим ограничениям при проведении сделок и необходимости совершать дополнительные действия. Эти действия заключаются в необходимости согласования сделки с органами опеки и попечительства.

К обязанностям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

Органы опеки и попечительства вправе отбирать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями, патронатными воспитателями.

Олеся, если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Функции органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.